Развитие творческой и поисково- исследовательской деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности
статья по обж по теме

Хусаинова Елена Николаевна

 

«Основы безопасности жизнедеятельности» представляют собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности, поэтому можно сказать, что методика преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» включает в себя совокупность разных форм, способов, приемов обучения и воспитания учащихся безопасному поведению в окружающем их мире.А.С. Макаренко писал: «Нельзя закаливать человека, если не ставить перед ним трудных задач, на которых иногда можно и сорваться. Если вы будете бояться, то он сорвется. Не поставите трудных задач- значит, он сорвется обязательно». Задача предмета ОБЖ- не только сформировать у ребят знания, умения и навыки, но и научить без боязни действовать в любой нестандартной ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Развитие творческой

Развитие творческой

 и поисково- исследовательской деятельности  учащихся

 на уроках  Основы безопасности жизнедеятельности

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» сравнительно молодой в практике обучения, имеющий самостоятельное содержание и свои неотъемлимые компоненты во всех других без исключения предметах, но не имеющий теоретически разработанную методику преподавания. «Основы безопасности жизнедеятельности» представляют собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания во всех сферах человеческой деятельности, поэтому можно сказать, что методика преподавания «Основ безопасности жизнедеятельности» включает в себя совокупность разных форм, способов, приемов обучения и воспитания учащихся безопасному поведению в окружающем их мире.

Жизнь каждый день озадачивает любого человека конкретной проблемой (производственной, бытовой, семейной…). И оценка каждому из нас определяется в соответствии с реальным поведением при сталкивании с проблемной ситуацией. В чем проявляется реальное поведение? Прежде всего, в умении принимать в сложной ситуации из всех возможных самое удачное решение. В этом плане предмет Основы безопасности жизнедеятельности должен способствовать формированию и развитию навыков оценки обстановки и принятия целесообразных решений учащимися. Только грамотный человек способен быстро оценить ситуацию, принять единственно правильное решение, отчего зависят не только здоровье, но и зачастую жизнь попавшего в беду человека.

Для формирования личности безопасного типа процесс обучения на уроке строится на реальном материале катастроф природного и техногенного характера, но для выполнения данной задачи недостаточно знаний, получаемых со слов преподавателя, из чтения учебников, книг, необходимо применять  и другие методы обучения.

 Так, на уроках часто приходится решать проблемно-поисковые задачи:

 Например:

Используя полученные знания о правилах проезда перекрестка, определи очередность проезда перекрестка транспортными средствами.

-Дается ситуационная задача, ребята должны решить ее, выбрав правильные действия и расположив их в порядке очередности выполнения.

Например:

После удара молнии в одиноко стоящее дерево, путник, укрывшийся под ним, замертво упал. У пораженного левая рука черная, обожженная по локоть, зрачки широкие, не реагируют на свет, пульса на сонной артерии нет.

-Исследовательские задачи.

Например:

На основе зрительных восприятий, пользуясь школой Бофорта, определить силу ветра в баллах и его скорость в течение текущей недели.

Пронаблюдать частоту сердцебиений в спокойном состоянии организма и после выполнения физической нагрузки, сделать соответствующие выводы.

-Проводятся практические занятия.

Например:

Одевание противогаза при химическом заражении местности; эвакуация из горящего здания.

-Занятия на местности.

Например:

-Ориентирование по компасу, по солнцу

-Передвижение по дороге в колонне и группорй

Игровые упражнения

-На каждую букву слова «ЗДОРОВЬЕ» найти слова, которые имеют отношение к здоровому образу жизни

Конкурсные программы

-Блиц-турнир по теме «Средства оказания  первой медицинской помощи»

Нестандартные формы урока

-Урок взаимообучения , урок-проект по теме «Инфекционные заболевания. Грипп» (демонстрация фильма)

Также один из методов обучения, который эффективно используется на уроке ОБЖ- это творческое применение  теоретических знаний и практических умений.

-Так, например, закрепить основные понятия и значение терминов помогают кроссворды, чайнворды, ребусы. Загадки удобно использовать не только на уроке, но и на внеклассных мероприятиях:

Где с огнем беспечны люди,

    Обязательно он будет  (пожар),

Подойдут здесь и частушки:

За полянкой ручеек,

Брал я воду на чаек,

Надо воду кипятить,

Чтоб инфекций не схватить.

Творчески применить полученные знания можно и в оформлении стенгазеты, плаката. Все эти методы работы нацелены на развитие познавательной активности ребят и должны помочь учащимся в приобретении прочных знаний и практических навыков по вопросам профилактики личной безопасности и здорового образа жизни.

«Обучение»- это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков»

А.С. Макаренко писал: «Нельзя закаливать человека, если не ставить перед ним трудных задач, на которых иногда можно и сорваться. Если вы будете бояться, то он сорвется. Не поставите трудных задач- значит, он сорвется обязательно».

Задача предмета ОБЖ- не только сформировать у ребят знания, умения и навыки, но и научить без боязни действовать в любой нестандартной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Внедрение информационно-коммуникационных технологий как средство развития поисково-исследовательских способностей обучающихся

В данной статье рассматриваются вопросы формирования информационно-коммуникативных компетенций учащихся при обучении математике посредством введения в процесс изучения предмета информационных технолог...

О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки О. И. Жидкова, В. С. Алексеев, Н. В. Ткаченко Безопасность жизнедеятельности Шпаргалки

Издание содержит информативные ответы на все вопросы курса "Безопасность жизнедеятельности" в соответствии с Государственным образовательным стандартом....

Духовно-нравственное развитие обучающихся через поисково-исследовательскую деятельность в кружке «Музей истории школы».

Данная статья содержит обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся, концептуальные основы работы, цели изадачи а также описание опыта работы....

Развитие поисково- исследовательских компетенций в системе гуманитарного образования

В данной статье представлен опыт работы по развитию исследовательских компетенций на уроках литературы...

Поисково-исследовательская деятельность детей с ОНР в процессе коррекции и развития средств родного языка

Основные направления в осуществлении поисково-исследовательской деятельности у детей с ОНР...

Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельности»

Методическая разработка: «Методические рекомендации для выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы по предметам: «Основы Безопасности Жизнедеятельности» и «Безопасность Жизнедеятельнос...