Землятресения
план-конспект урока по обж (7 класс) на тему

Конспект урока

 

 Тема: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh_7_klass_zemletryasenie_0.docx178.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с Варфоломеевка

Конспект урока

 Тема: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".

                                                   

Учитель ОБЖ

Сатвалдинов М.Ж.

с.Варфоломеевка 2017г.

ОБЖ 7 класс. Урок №4.

Тема: Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

Цель урока:

Образовательная: дать определения и сообщить  основные характеристики землетрясения,  сформулировать причины их возникновения, представление об эпицентре, очаге.

Развивающая: Развивать  умение сравнивать, обобщать, анализировать, использовать дополнительные источники информации, способствовать развитию монологической речи, памяти, внимания и наблюдательности.

Воспитывающая: Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, чувство такта, вежливость, культуру умственного труда, аккуратности, добросовестности, чувства долга.

Оборудование: Учебник ОБЖ 7 класс, авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хреников

 Презентация: «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия» (Приложение 1)

План урока:

1. Организационная часть. (2 мин.)

2. Проверка домашнего задания. (14мин.)

3. Изучение новой темы. (20 мин.)

4. Физкультминутка. (2 мин.)

5. Закрепление. (4 мин.)

6. Домашнее задание. 1 мин.

7. Рефлексия. 1 мин.

8. Итоги урока.1 мин.

Ход урока:

I. Организационная часть.

  • Проверка отсутствующих,   организация класса к уроку.
  • Организация внимания.
  • Информация о  плане работы на уроке.
  • Настрой на работу.

II. Проверка домашнего задания.

Обобщение знаний по главе "Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

  • Выполнение тест заданий.

1. -это плоский восходящий вихрь с низким атмосферным давлением в центре.

а) антициклон;   б) циклон;  в) воздушные массы; г) ветер

2. - это малые  планеты, диаметр которых колеблется в пределах от 1 до 1000км.

а) кометы; б) метеориты; в) метеоры;  г) астероиды;

3. Опасные геологические явления и процессы:

а) землетрясение; б) сильный ветер; в) лесные пожары; г) смерч;

4. Опасные гидрологические явления и процессы:

а) гроза;  б) наводнение;  в) торфяные пожары;  г) пыльные бури;

5. Опасные метеорологические явления:

а) оползень; б) извержение вулкана;  в) тайфун;  г) цунами;

6. Воды Земли, находящиеся в жидком, твёрдом и газообразном состоянии, составляют:

а) атмосферу; б) гидросферу; в) литосферу; г) биосферу;

7. По данным МЧС России наиболее сейсмическими опасными остаются территории:

а)  Восточно - Европейской  равнины;  б) Урала; в) Камчатки;

г) Западно - Сибирской равнины;

8. Массовые болезни растений:

а) эпифитотия;  б) эпизоотия;  г) эпидемия;  г) свиной  грипп;

9. - это  обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

а) опасная ситуация;  б) стихийные бедствия; в) чрезвычайная ситуация;

г) опасность;

10. К стихийным бедствиям относятся:

а) наводнения; б) распространение насекомых вредителей;    в) сели; г) все перечисленное;

После выполнения задания, ребята обмениваются работами с соседом по парте,  проверяют, выставляя оценку.

Оценка выставляется по критерию:

"5" - все верно;  "4" - 1-2 ошибки;   "3" - 3-4 ошибки;  "2" - больше 5 ошибок;

№ вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответы

б

г

а

б

в

б

в

а

в

г

 

III. Изучение новой темы.

  • Рассказ учителя. (Слайд 2)

       1.Землетрясения относятся к опасным геологическим природным  явлениям. Они способны нанести большой материальный ущерб и вызвать гибель людей.  Подземные толчки и колебания отдельных участков земной поверхности называется - землетрясением.

 Дать определения понятий внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии. Эти смещения и разрывы обусловлены глубинными процессами, происходящими в литосфере и связанными с движением литосферных плит. В горных поясах и вблизи них внутриземное напряжение нарастает до тех пор, пока не превысит сопротивление горных пород, в результате происходит разрыв горных пород и их смещение. Внутриземное напряжение скачкообразно сбрасывается. Потенциальная энергия деформации переходит в кинетическую энергию, которая рассеивается в разные стороны от места разрыва в виде сейсмических волн. Сейсмические волны колеблют Землю. Сейсмический разрыв земной коры зарождается всегда на глубине. Очень редко бывает, когда глубина разрыва не превышает 3—5 км, чаще всего это происходит на глубине 10—15 км. Установлено, что на глубинах до 5 км обычно возникают слабые подземные толчки, мощные землетрясения зарождаются на глубине 40—60 км.

2. Место разрушения горной породы называют «очагом землетрясения, или гипоцентром», «эпицентром землетрясения».  (Слайд 3.)

3. Сейсмические волны могут быть разных типов — продольные, поперечные и поверхностные. У них разные скорости движения, энергия и сила воздействия. Чем дальше волна от эпицентра, тем слабее землетрясение. (Слайд 4.)

        Обратить внимание учащихся на то, что толчок землетрясения возникает внутри земных недр, при этом выделяется кинетическая энергия, которая измеряется в магнитудах. Сила землетрясения зависит от величины магнитуды и расстояния определенной точки поверхности Земли от очага землетрясения (гипоцентра).

При одинаковой магнитуде землетрясения (при одинаковой энергии, высвободившейся при разломе горных пород) сила землетрясения может быть разной в зависимости от глубины очага землетрясения.

 4.  Шкале Рихтера. ( Слайд 5.)

 5.  Шкале Меркали, по которым измеряется сила землетрясения (Слайд 6.)

 6.        Используя географическую карту, рассказать, в каких районах Земли чаще происходят землетрясения. (Слайд 7.)

7. Сильные землетрясения:

Ташкентское 1966г., (Слайд 8)

Армения декабрь 1988г. (Слайд 9)

г. Нефтегорск 27 мая 1995г. (Слайд 10)

 целесообразно отметить, что землетрясения интенсивностью 5—6 баллов случаются на Земле в среднем 5—7 тыс. раз в год; 7—8 баллов— 100—150 раз; уничтожающие землетрясения интенсивностью 9—10 баллов—15— 20 раз. По данным статистики, сильные, катастрофические землетрясения в 11 — 12 баллов случаются 1 —2 раза в год. (Слайд 11)

IV. Физкультминутка.

  • ребята выполняют двигательные упражнения на месте.  

  V. Закрепление .

  • контрольные вопросы

1.   Что такое землетрясение и каковы причины его возникновения?

      2.  Что такое магнитуда землетрясения?

      3.   Как измеряется интенсивность землетрясения?

4. Какая существует взаимосвязь между магнитудой землетрясения, глубиной гипоцентра и интенсивностью землетрясения.

VI. Домашнее задание.

  • Изучить § 2.1. учебника. Выполнить задания 1. 2. на странице 29.

 

      VII. Рефлексия.

  • Поднимите руки - кто сегодня узнал что-то новое.
  • Поднимите руки  - кому сегодня было интересно на уроке.
  • Поднимите руки - кто скучал.
  • Поднимите руки – кто устал.
  • Поднимите руки – кто доволен собой.

  VIII. Итоги урока:

Выставление оценок. Оценка работы класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Землятресения.

В данной презентации разработаны задания, позволяющие проверить знания по теме "Вещества и явления природы в окружающем мире". Презентация знакомит учащихся с грозным природным явлением - Землетрясени...

ЗЕМЛЯТРЕСЕНИЕ. Трагедия в НЕФТЕГОРСКЕ

Презентация предназначена для классного часа или урока ОБЖ.Предложенный материал кратко характеризует понятие "землятресение", а также рассказывает об одном из самых мощных землятресений в Нефтегорске...

Землятресения

Землятресения - что это ,какие виды и как себя вести при возникновениях землятресений...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Строение земной коры. Землятресение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Строение земной коры. Землятресение. Учебник 5 класс. География. А.А.Летягин.Издательство М.: «Вентана».8. Цель  урока:-  формирование представлений  о с...

Урок - игра по теме "Землятресение"

Урок - игра по теме "Землятресение"...