План-конспект урока ОБЖ (9 класс) по теме:
конспект урока по ОБЖ в 9 классе

 

Конспект урока по ОБЖ 9 класс.

Тема урока: Оказание первой медицинской помощи при ранениях

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_obzh_9_klass.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОБЖ 9 класс.

Тема урока: Оказание первой медицинской помощи при ранениях

 

Цель: научить учащихся оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, актуализировать знания о ранах и кровотечениях,  научить решать практические задания – ситуации,  воспитывать милосердие, взаимопомощь и бескорыстие.

Оборудование: схемы, плакаты, перевязочный материал, средства асептики и антисептики.

 

I.      Организационный момент. 

II.   Проверка домашнего задания.

1.     Фронтальная беседа

- Что такое рана?

- Назовите виды ран.

- Дайте понятие асептики и антисептики.

2.     Определите виды ран, используя специальную таблицу.

Табл.№1

№ вопроса

Вид раны

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

 

Вопросы:

1. Раны, возникающие при воздействии тупых предметов, падениях или сдавливаниях, их края неровные, кровотечение слабое.

2. Раны, нанесенные острыми предметами (ножом, стеклом, льдом),  имеют ровные края.

3. Раны, более глубокие, чем резанные, так как наносятся топором, лопатой, другими тяжелыми острыми предметами, имеют ровные края.

4. Раны, являющиеся последствиями укусов животных, по внешнему виду напоминают рваные раны.

5. Раны, возникающие от разрыва кожи при натяжении, при открытых переломах.

6. Раны, имеющие небольшое входное отверстие, иногда имеется выходное отверстие, сопровождаются обильным кровотечением. Особенно опасны для внутренних органов, головы, кровеносных сосудов.

7. Внешне небольшие раны, (нанесенные гвоздем, отверткой), характеризуются глубокими внутренними повреждениями.

 

3.     При ранениях, как правило, возникают кровотечения. Какие виды кровотечений вы знаете?

4.     Определите виды кровотечений, ответы занесите в таблицу.

Табл.№ 2

№ вопроса

Вид кровотечения

1

 

2

 

3

 

4

 

 

Вопросы:

1. Кровь алого цвета вытекает из раны пульсирующей струей.

2. Кровь имеет темно-красный цвет, не пульсирует, вытекает из раны спокойно, непрерывно.

3. Слабое кровотечение из небольшой раны, кровь сочится из раны медленно, не пульсирует.

4. Кожа синего цвета, боль, гематома, может быть потеря сознания, бледность.

Учитель: Проверьте свои ответы, используя «ключ».

Табл.№1

№ вопроса

Вид раны

1

Ушибленные

2

Резанные

3

Рубленные

4

Укушенные

5

Рваные

6

Огнестрельные

7

Колотые

 

Табл.№2

№ вопроса

Вид кровотечения

1

Артериальное

2

Венозное

3

Капиллярное

4

Внутреннее

 

 

III.             Изучение темы урока.  Вступительное слово учителя:

   Богатство любого государства – это не только природные ресурсы или материально-культурные ценности, но в первую очередь люди, его населяющие. Ухудшение экологических и психологических условий негативно сказалось на здоровье населения России. Не только ухудшается состояние здоровья населения, но и увеличиваются случаи травмирования. Поэтому большое значение имеет оказание первой медицинской помощи.

   Первая помощь – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни пострадавшего, осуществляемых не медицинскими работниками (взаимопомощь) или самим пострадавшим (самопомощь).  

   Основным условием успеха при оказании первой помощи является срочность ее оказания, знание и умение оказывающего первую помощь.

        Оказание первой медицинской помощи в возможно более ранние сроки имеет решающее значение для дальнейшего лечения, а иногда и спасения жизни пострадавшего. Знания и навыки по оказанию первой медицинской помощи необходимы всем, так как несчастный случай может произойти в любое время и в любой обстановке.

Сегодня мы с вами познакомимся с правилами оказания первой медицинской помощи при ранениях.

Учитель: При ранениях возникают боль, кровотечение, нарушение функции поврежденной части тела. А чем же ещё могут быть опасны раны? Давайте заслушаем выступления учащихся о видах раневых инфекций.

 

Ученик 1: СЕПСИС - тяжелое инфекционное заболевание, развивающееся вследствие заражения крови микробами, проникшими в организм человека при ранении. Выражается тяжелым общим состоянием, лихорадкой, помрачением сознания, образованием гнойников в органах.

 

Ученик 2: ГАЗОВАЯ ГАНГРЕНА - раневая инфекция. Характеризуется общим тяжелым состоянием, отеком пораженных тканей, появлением в них пузырьков газа, омертвением тканей.

 

Ученик 3: СТОЛБНЯК – опасная раневая инфекция. Возбудитель – столбнячная палочка, которая в виде спор находится в земле в большом количестве, ей не нужен воздух. Вот почему так опасна ранка, даже небольшая, если наступаешь, к примеру, на гвоздь. Дырочка – маленькая, воздух внутрь не проникает, это и нужно столбнячной палочки. Размножаясь, она выделяет токсин – яд, который поражает нервную систему, вызывая судороги. Судороги бывают настолько сильными, что приводят к переломам костей, позвоночника. Смерть наступает от паралича сердца, удушья.

 

Учитель:  Прежде чем приступить к оказанию первой медицинской помощи, необходимо устранить воздействие на организм повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего. Далее необходимо определить характер и тяжесть полученной травмы, выполнить мероприятия по спасению пострадавшего.

Первая медицинская помощь при ранениях заключается в:

- остановке кровотечения;

- защите раны от загрязнений и проникновения в нее микробов;

- ослаблении болевых ощущений.

Средства оказания ПМП:

   К средствам оказания ПМП относятся лекарства и дезинфицирующие средства, перевязочный материал, сыворотки, вакцины, препараты крови, сильнодействующие наркотические средства, спирты. К таким средствам относятся средства для обработки раневой поверхности, для остановки кровотечения, для переноски пострадавших, средств иммобилизации.

При использовании перевязочного материала должны соблюдаться правила асептики.

 

Знакомство с правилами оказания ПМП при ранениях. (запись в тетради)

- Обрабатывать раны нужно чистыми руками.

- Остановить кровотечение (жгутом, давящей повязкой, пальцевым нажатием).

- Не удалять из раны инородные тела.

- Промывать рану можно только перекисью водорода (нельзя – водой, «зеленкой», йодом, спиртом и т. д.)

- Обработать края раны спиртом, «зеленкой», йодом, двигаясь в направлении от раны.

- Наложить стерильную салфетку.

- Наложить повязку.

- Отправить пострадавшего в медпункт.

 

IV. Закрепление.

Практическая работа. ( Задание: наложить жгут при артериальном кровотечении, обработать рану, наложить повязку)

 

V. Подведение итогов.

 

Учитель: Есть несколько общих правил, которые нужно знать и всегда помнить.

                   ПРАВИЛО 1. Не теряйтесь, что бы с вами не случилось. Постарайтесь побыстрее взять себя в руки, сожмите волю в кулак и начинайте действовать. Только так вы справитесь с неожиданной неприятностью или бедой.

                   ПРАВИЛО 2. В любой ситуации всегда боритесь до конца. Помните сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна лягушка побарахталась немного и подумала: «Всё равно отсюда не выбраться, зачем же зря мучиться». И утонула. Другая барахталась до тех пор, пока не взбила молоко в масло, а затем выпрыгнула из кувшина. В этой старой мудрой сказке заключена большая правда жизни – только упорный, не поддающийся отчаянию человек сможет победить любые жизненные обстоятельства.

                   ПРАВИЛО 3. Никогда не пренебрегайте советами опытных, знающих людей. Не надо считать, что вы всё знаете по данному вопросу. Жизнь безгранична. Любая мелочь в ней – тоже.

                   ПРАВИЛО 4. Будьте добры к людям, попавшим в беду. Никогда не проходите мимо, если можете чем-то им помочь. Помните: добро – это бумеранг, оно всегда возвращается к тому, от кого исходит.

 

VI. Домашнее задание. Составить кроссворд по видам ран и кровотечений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Конспект интегрированного урока чтения и ИЗО в 5 классе коррекционной школы VIII вида

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения ...

Рабочая программа по физике 10 класс

Для реализации программы используется учебник:Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский «Физика. 10 класс», «Просвещение...

Живописная природа Китая

九寨沟风光View more presentations or Upload your own....

План-конспект урока "Северная Европа"

Представлен план-конспект урока "Северная Европа"....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Части речи"

Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими приёмами и мето...

Урок по поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Урок называется "Подвиг любви бескорыстной". Название урока отражает и основные задачи...

Курить или нет

Презентация для классного часа по воспитанию здорого образа жизни. Используются результаты социального опроса школьников...

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интернат...

Рабочая программа по физике 9 класс

Для реализации рабочей  программы используется учебник А.В.   Перышкин    «Физика. 9 класс...

Курение убивает-не дай себя обмануть

Профилактика табакокурения на уроках физики. Данный материал используется при изучении отдельных тем....