Рабочая программа по праву 10 класс профиль
рабочая программа по праву (10 класс) по теме

Кравцова Валерия Анатольевна

Рабочая программа по праву 10 класс (профиль)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_10_klass_pravo_profil.doc411.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»

РАССМОТРЕНА


на заседании МО учителей обществоведческого цикла

протокол

от «14» июня 2013г. № 8

СОГЛАСОВАНА


заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №40»

 

_______ /…………….../

(подпись)

РАССМОТРЕНА


на заседании педагогического совета

протокол

от «30» августа 2013 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА


Приказом директора МБОУ «СОШ №40»


от «30» августа2013г. №__

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА                                                                     по учебному предмету                                                                                             «Право»                                                                                                                                   10 «А» класс        

(профильный  уровень)                                                                                                                                                                                                Составила: Кравцова В.А.

Старый Оскол

2013

Пояснительная записка

(к рабочей программе по праву, 10 класс)

Рабочая программа  по учебному  предмету  «Право» разработана на основе  федерального  государственного стандарта среднего  (полного) общего образования и авторской программы Матвеева А.И. Право 10-11 классы. Профильный уровень. М.: «Просвещение», 2010

Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обществоведение)» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено расширение знаний о праве с учётом продолжения курса в 11 классе. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учетом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы. На изучение  курса  отводится 70   часов  в  соответствии  с примерной программой. (2 учебный часа в неделю).

Цель  курса:

  • формирование углубленного интереса к праву, создание основы для становления правовой компетенции обучающихся и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.

Задачи:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Право как  учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции,   усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. В курс 10  класса права входят разделы: роль права в жизни человека и общества, теоретические основы права как системы, правоотношение и правовая культура, государство и право, правосудие и правоохранительные органы. Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Перечень учебно-методического комплекта:

Программа Матвеев А.И. Право 10-11 классы. Профильный  уровень. М.:«Просвещение», 2010.

Никитин А.Ф. Учебник «Основы права» 10-11 класс. Профильный уровень - М.: Дрофа,  2009.

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и заданий, ориентированных на вторую и третью часть ЕГЭ, написание сочинений-эссе.

Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, текст Конституции РФ,  рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни.  

Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по праву являются следующие за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

 

Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

Требования к уровню подготовки учащихся

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования  в области познавательной деятельности являются: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки целей до получения и оценки результата); участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается   поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации  из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача  содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

Учащиеся должны:

знать/понимать

  • систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;

уметь

  • характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
  • объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
  • различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
  • осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
  • обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

                                 

Календарно-тематическое планирование по праву 10 класс

№ п/п

Наименование

 раздела и тем

Часы учебного

времени

Подготовка к ЕГЭ

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Курс «Основы права», его структура и особенность.

1

04.09.13

Раздел 1.  Право и государство

2

Происхождение права и государства

1

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

07.09.13

3

Происхождение права и государства.

1

11.09.13

4

Сущность права

1

14.09.13

5

Основные направления учения о праве

1

Уметь сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

18.09.13

6

Сущность государства






1

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

21.09.13

7

Сущность государства

1

25.09.13

8

Формы государства.

1

28.09.13

9

Функции государства. Понятие и классификация

1

02.10.13

10

Внутренние и внешние функции государства.

1

05.10.13

11

Гражданское общество, право, государство

1

Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

09.10.13

12

Гражданское общество

1

12.10.13

13

Взаимодействие гражданского общества права и государства.

Тест №1 по теме  «Из истории государства и права»

1

16.10.13

Раздел 2.  Форма и структура права

14

Право в системе социального реагирования. Социальные нормы.

1

19.10.13

15

Виды социальных норм. Право и мораль

1

23.10.13

16

Понятие права. Правовая норма

1

Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

26.10.13

17

Понятие права. Правовая норма

1

06.11.13

18

Источники права

1

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

 устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

09.11.13

19

Источники права

1

13.11.13

20

Система права

1

16.11.13

21

Система права

1

20.11.13

22

Правовые системы современности.

1

Уметь сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между

существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведч. терминами, понятиями;

сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

23.11.13

23

Понятия и признаки правового государства

1

27.11.13

Раздел 3.  Правотворчество и правореализация

24

Правотворчество и формирование права

1

30.11.13

25

Понятие, виды, принципы правотворчества

1

04.12.13

26

Право и другие сферы общества.

1

Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

07.12.13

27

Толкование права: понятие и виды

1

11.12.13

28

Правовые отношения

1

Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

14.12.13

29

Субъекты и объекты правоотношений

Тест №2  по теме  «Вопросы теории государства и права»

1

18.12.13

30

Законность и правовой порядок.




1

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

 устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведч. терминами и понятиями

21.12.13

31

Законность и правовой порядок.

1

25.12.13

32

Механизм правового регулирования

1

28.12.13

33

Механизм правового регулирования

1

15.01.14

34

Правосознание и правовая культура


1

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах  знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию

18.01.14

35

Правосознание и правовая культура

1

22.01.14

36

Правонарушение и юридическая ответственность

1

25.01.14

37

Правонарушение и юридическая ответственность

1

29.01.14

38

Преступление

1

01.02.14

39

Правоохранительные органы

1

05.02.14

Раздел 4. Право и личность

40

Права и свободы человека и гражданина

1

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах  знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

08.02.14

41

Права ребенка


1

12.02.14

42

Правовой статус личности


1

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

15.02.14

43

Правовой статус личности

1

19.02.14

44

Защита прав человека в РФ




1

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

 устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведчскими терминами и понятиями

22.02.14

45

Защита прав человека в РФ

1

26.02.14

46

Международная защита прав человека





1

Уметь сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между

 существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведч. терминами, понятиями;

сопоставлять различные научные подходы

01.03.14

47

Международная защита прав человека

1

05.03.14

48

Прокуратура РФ

1

08.03.13

49

Адвокатура

Уметь формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

12.03.14

50

Правозащитные общественные организации

Тест №3  по теме  «Право и личность»

1

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах  знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

15.03.14

Раздел 5. Основы конституционного права

51

Понятие конституционного права РФ: структура, элементы

1

19.03.14

52

Понятие конституционного права РФ: структура, элементы

1

Уметь сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между

 существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;

сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

22.03.14

53

Основы конституционного строя РФ


1

02.04.14

54

Основы конституционного строя РФ

1

05.04.14

55

Федеративное устройство

1

09.04.14

56

Система органов государства РФ.

1

12.04.14

57

Президент РФ.

1

16.04.14

58

Федеральное собрание.

1

19.04.14

59

Правительство РФ.

1

23.04.14

60

Судебная власть ее органы.

1

26.04.14

61

Местное самоуправление

1

30.04.14

62

Конституционные права и свободы граждан РФ

1

03.05.13

63

Конституционные обязанности граждан РФ

1

07.05.14

64

Гражданство РФ.

1

10.05.14

65

Гражданство РФ.

1

14.05.14

66

Избирательное право РФ

1

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах  знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

17.05.14

67

Избирательная система

1

21.05.14

68

Избирательный процесс

1

24.05.14

69

Итоговое повторение

Тест №4  по теме  «Конституционное право»

1

28.05.14

70

Итоговое повторение

Итоговый тест

1

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах  знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

31.05.14

Содержание

Раздел I. Право и государство

 

Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытно-общинном строе. Ранние формы права и государства.

Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве.

Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.

Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.

Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.

Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.

Раздел II. Форма и структура права

Право в системе социального регулирования. Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.

Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.

Источники права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

 Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.

Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.

Раздел III. Правотворчество и правореализация

Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.

Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.

Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.

Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.

Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность действия права.

Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.

Правонарушение и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды.

 Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.

Раздел IV. Право и личность

Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.

Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.

Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека. Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.

Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов. Региональная система защиты прав человека.

Раздел V. Основы конституционного права

Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.

Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.

Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.

Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина РФ. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу.

Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.

Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.

Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Формы и средства контроля

  1. Промежуточный контроль (тестирование) – 5

Тест №1 по теме  «Из истории государства и права»

Тест №2  по теме  «Вопросы теории государства и права»

Тест №3  по теме  «Право и личность»

Тест №4  по теме  «Конституционное право»

Итоговый тест  

  1. Фронтальный опрос
  2. Составление  сравнительных таблиц
  3. Самостоятельная  работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой.  
  4. Составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников
  5. Работа с документами                               

            Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература для учителя:

1. Учебник А. Ф. Никитин. Основы права 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2009 г.

2. А. Ф. Никитин. Методические рекомендации к учебнику «Основы права 10-11 класс». - М.: Просвещение, 2004 г.

Дополнительная литература для учителя:

1. Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лабезникова. Человек и общество в 2-х ч. - М.: Просвещение, 2006

2. А. В. Ильин. Из истории права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002 г.;

3. Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2 ч. М.:Просвещение, 2005

4. Словарь общественных наук/ авторы – составители: Подольская Е.А., Погорелый Д.Е. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2006            

5. Махоткин А.В., Махоткина Н.В Обществознание в таблицах и схемах. 2011г.

Сайты в помощь учителю:

Название сайта

Электронный адрес

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Министерство образования и науки РФ

http:/www.mon.gov.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Всероссийский Интернет-педсовет

http://pedsovet.org

Методико-литературный Интернет-сервис

http://mlis.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fipi.ru

Основная литература для учащихся:

1. Учебник А. Ф. Никитин. Основы права 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2009 г.

Дополнительная литература:

2. А. В. Ильин. Из истории права 10-11 класс. - М.: Просвещение, 2002 г.;

3. Е. А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. 10 класс. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2005 г.;

4. Кодексы РФ;

5. Словарь общественных наук/ авторы – составители: Подольская Е.А., Погорелый Д.Е. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2006

6. Словари по обществознанию: Обществознание - термины и понятия. Справочник абитуриента Хуторской В.Я_2006

7. Словарь по обществознанию Петрунин Ю.Ю, Панов М.И. и др._Уч. Пос. для абитуриентов 2006

Оборудование:

Мультимедийный проектор

Экран

Компьютер

Комплект плакатов 6-11 классы Агафонов С.В. Обществознание.

Электронный вариант пособия Обществознание в таблицах и схемах/ Махоткин А.В.,

Учебное  электронное  пособие «Обществознание. Практикум» 8- 11 классы/ Под редакцией Н. Боголюбова

Учебное электронное издание «Обществознание»

Учебное электронное издание «Экономика и право 9-11 классы»

Электронное пособие « Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экзамен)

Интерактивное наглядное пособие «Обществознание .Подготовка к ЕГЭ»

Электронное пособие «Навигатор»

Электронное пособие «Обществознание : полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экзамен)

Интерактивное наглядное пособие «Право. Подготовка к ЕГЭ»

         

Тест №1  «Из истории государства и права»

Задание 1

1. Что является предметом курса История государства и права России?

1. Право и история государства;

2. История юридических институтов;

3. Возникновение, развитие и смена форм государства и права, государственных органов и правовых институтов России;

4. История органов права;

5. История правовых документов.

2. К какой науке близка история государства и права России?

1. К истории экономических учений;

2. К криминалистике;

3. К нумизматике;

4. К теории государства и права;

5. К сфрагистике.

3. Как история государства и права России изучает развитие государственно-правовых явлений?

1. В совокупности;

2. В их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости;

3. В диалектическом развитии;

4. В последовательности;

5. Закономерной связи.

4. Какое место занимает история государства и права России в системе юридического образования?

1. Главнейшее;

2. Второстепенное;

3. Одно из ведущих мест;

4. Первое;

5. Второе.

5. В какой последовательности осуществляется изучение истории Государства и права России?

1. По историческим этапам;

2. По разделам;

3. По главам;

4. По параграфам;

5. В хронологической последовательности. Ответ: 1

 

Задание 2

1. Что лежит в основе периодизации истории государства и права России?

1. Исторические этапы;

2. Периоды истории;

3.Тип государства и права, соответствующий общественно-экономическим и производственным отношениям;

4. Исторические даты;

5. Общественные отношения.

2. Сколько типов государства и права выделяется в изучаемом курсе?

1. Пять;

2. Три;

3. Четыре;

4. Два;

5. Шесть.

3. Какие типы государства и права выделяются:

1. Государственно-правовые;

2. Социально-экономические;

3. Формационные;

4. Исторические;

5. Рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

4. Какая общественно-экономическая формация не знала государства и права?

1. Феодальная;

2. Первобытнообщинная;

3. Рабовладельческая;

4. Капиталистическая;

5. Социалистическая.

5. К чему ведет смена общественно-экономических формаций?

1. К развитию общества;

2. К смене цивилизаций;

3. К революции;

4. К смене типа государства и права;

5. К прогрессу техники.

Ответы на тест №1  «Из истории государства и права»

Задание 1

Задание 2

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

3,5

1

2

2

4

2

3

3

4

3

5

4

3

4

2

5

1

5

4

Тест №2 «Вопросы теории государства и права»

1. Право возникло:

А) - позже государства;   Б) - раньше государства;   В) - параллельно с государством

2. К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы, или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?

А) - гипотеза;  Б) - диспозиция;   В) - санкция.

3. Какой из данных источников относится к позитивному праву?

А) - обычай;   Б) - законодательные акты;   В) - доктрины.

4. Возможно ли в структуре правовой нормы упущение какого-либо элемента?

А) - нет;    Б) - да.

5. Являются ли синонимами категории «система права» и «система законодательства»?

А) - да;  Б) - нет;   В) - да, только в правовом государстве.

6. Автор труда «Об общественном договоре»…

А) - Аристотель;   Б) - Жан-Жак Руссо;   В) - Френсис Бэкон.

7. По своему отношению к воли человека юридические факты разделяются на…

А) - события и действия;                                      Б) - желания и реалии;

В) - возможности и отсутствия возможности;   Г) - бездействия и стремления.

8. Какое из данных понятий «шире»?

А) - отрасль права;             Б) - правовой институт.

9. По общему определению право – это …

А) - система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством;

Б) - совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения;

В) - система правоотношений, возникающих в связи с применение законодательных актов.

10. Судебный прецедент – источник права в наибольшей мере характерный…

А) - романо-германской правовой системе;

Б) - мусульманской правовой системе;

В) - англо-саксонской правовой системе

Г) - южно-африканской правовой системе.

11. Позитивное право – это…

А) - право, исходящее от государства;   Б) - право, принадлежащее человеку от рождения;

В) - право, дарованное человеку богом.

12. Право на жизнь относится к …

А) - естественному праву;             Б) - позитивному праву.

13. По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида:

А) - управомочивающие и обязывающие;          Б) - императивные и диспозитивные;

В) - правовосстановительные и карательные;    Г) - бланкетные и запретительные.

14. Правонарушение – это…

А) - виновное или противоправное нарушение договорных норм;

Б) - виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом;

В) - виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние.

15. Законодательство включает в себя…

А) - все законы и подзаконные акты;

Б) - только законодательные акты;

В) - все законы и подзаконные акты, судебную практику.

16. Естественно-правовая теория происхождения государства и права…

А) - рассматривает государство как результат божественного творения;

Б) - рассматривает государство как насильно образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

В) - рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

Г) - рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).

17. Теория теологического происхождения права определяет право как….

А) - результат деятельности монарха и его приближенных;

Б) - результат божественного воздействия;

В) - результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

18. К какой группе методов исследования, применительно к ТГП следует отнести следующие: метод толкования норм права, метод выработки правовых решений?

А) - общие методы;

Б) - специальные методы;

В) - частные методы.

19. Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?

А) - при условии – отсюда – за исключением;

Б) - если – то - иначе;

В) - если – иначе – затем.

20. Наиболее легким является проступок/правонарушение….?

А) - уголовное;

Б) - гражданское;

В) - административное.

Ответы на тест №2  «Вопросы теории государства и права»

 

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

в)

11

в)

2

в)

12

а)

3

б)

13

в)

4

б)

14

б)

5

б)

15

б)

6

б)

16

г)

7

б)

17

б)

8

а)

18

в)

9

а)

19

 б)

10

  а)

20

 б)

Тест №3  «Конституционное право»

1. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…

А) 13 декабря 1992 года;   Б) 12 декабря 1993 года;  В) 12 декабря 1992 года.

2. Федеральное собрание Российской Федерации является…

А) представительным органом;  Б) представительным и законодательным органом;

В) исполнительным органом.

3. Гарантом Конституции РФ является…

А) Конституционный суд РФ;   Б) Президент РФ;    Б) Государственная дума РФ.

4. Какая форма правления в Российской Федерации?

А) республиканская;            Б) президентская.

5. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ?

А) да;            Б) нет.

6. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства…

А) означает приостановление гражданства Российской Федерации;

Б) автоматически влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации;

В) не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

7. Президент РФ избирается на срок…

А) семь лет;         Б) четыре года; В) шесть лет.

8. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:

А) не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 5 лет.

Б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

В) не моложе 38 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

9. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:

А) более двух сроков подряд  Б) более трех сроков подряд;В) более четырех сроков подряд.

10. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:

А) Министр обороны РФ;   Б) Премьер-министр;  В) Президент РФ.

11. Президент Российской Федерации вправе издавать следующие акты:

А) указы и постановления; Б) указы и распоряжения; В) постановления и распоряжения.

12. Государственная Дума избирается сроком на…

А) два года; Б) четыре года; В) пять лет.

13. Совет Федерации состоит из…

А) 150 представителей; Б) 178 представителей;

В) 186 представителей; Г) 198 представителей.

14. Государственная дума состоит из…

А) 350 депутатов; Б) 400 депутатов; В) 450 депутатов.

15. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:

А) достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах.

Б) достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В) достигший 23 года и имеющий право участвовать в выборах.

16.Может ли одно и то же лицо может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?

А) да;  Б) нет.

17. Может ли депутат Государственной Думы быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления?

А) да;   Б) нет.        

18. Является ли Федеральное Собрание постоянно действующим органом?

А) да;   Б) нет;  В) только в чрезвычайных ситуациях.

19. Первое заседание Государственной Думы открывает…

А) президент РФ; Б) премьер-министр РФ; В) старейший по возрасту депутат.

20. Право законодательной инициативы принадлежит…

А) Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

Б) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

В) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

21. Законопроекты вносятся в …

А) Совет Федерации;   Б) Государственную Думу.

22. Федеральные конституционные законы принимаются…

А) большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

Б) квалифицированным большинством (2/3) голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

23. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам…

А) наиболее важным вопросам, круг которых определяется Государственной Думой РФ;

Б) не нашли отражения в Конституции РФ;

В) предусмотренным Конституцией РФ.

24. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет…

А) Совет Федерации РФ;    Б)  Правительство РФ.

25. Председатель Правительства Российской Федерации назначается…

А) Правительством РФ с согласия Государственной Думы;

Б) Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

26. Правительство РФ в качестве нормативных актов издает:

А) постановления;   Б) постановления и распоряжения;   В) распоряжения и инструкции;

Г) распоряжения.

27. Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ (например, в чрезвычайных ситуациях – война, стихийные бедствия)?

А) допускается;   Б) допускается, с разрешения Государственной Думы РФ и Президента РФ;   В) не допускается.

28. Какие требования предъявляются к лицам желающими стать судьями?

А) гражданство РФ, достижение 30 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

Б) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование;

В) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

29. Конституционный суд РФ состоит из…

А) 12 судей;    Б) 19 судей;    В) 23 судей.

30. Могут ли субъекты РФ создавать свои Конституционные суды?

А) да;    Б) нет.

Ответы на тест №3  «Конституционное право»

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

б

16

б

2

б

17

б

3

б

18

а

4

а

19

в

5

б

20

в

6

в

21

б

7

в

22

б

8

б

23

в

9

а

24

б

10

в

25

б

11

б

26

б

12

в

27

в

13

б

28

в

14

в

29

б

15

б

30

а

Тест №4  «Права человека»

1.Какое определение соответствует понятию «права человека»:

а) это законы, по которым живёт человек;

б) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;

в) это те нормы, которые человек придумал себе сам.

2.Какое определение соответствует понятию «свобода человека»:

а)  это возможность делать абсолютно всё, что хочется;

б) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-то       (деятельности, поведении);

в) это возможность делать что-то «от сих до сих»?

3.Какие источники хранят первоначальные представления людей о свободе, справедливости:              а) народные сказки, легенды, песни;

б) религиозные тексты;   в) произведения художественной и публицистической литературы;

г) всё выше перечисленное вместе.

4.Когда Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека:

а) 10 декабря 1946 г.;   б) 10 декабря 1948 г.;  в) 10 декабря 1956 г.; г) 10 декабря 1958 г.;

5.Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы слова и мысли:

а) демократический;  б) тоталитарный;  в) авторитарный;  г) либеральный.

6.Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства:

а) непосредственно;  б) через своих представителей;  в) обоими путями.

7.Высшим непосредственным выражением власти народа являются:    

     а) референдум;       б) свободные выборы;       в) и то и другое.

8.Когда была принята ныне действующая Конституция России:

а) 22 августа 1991 г.;  б) 12 декабря 1993 г.;  в) 10 декабря 1993 г.;  г) 12 декабря 1991 г.

9.Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России:

а) парламент;  б) президент;  в) народ;  г) Государственная Дума.

10.Что является высшей ценностью в России по Конституции:

а) промышленный потенциал;  б) государство;  в) народ;  г) человек, его права и свободы.

11.Как называется парламент Российской Федерации:

а) Государственная Дума;    б) Совет Федераций;  

в) Федеральное Собрание;   г) Кабинет Министров .

Ответы на тест №4  «Права человека»

№ вопроса

ответ

1

б

2

в

3

г

4

в

5

а

6

в

7

а

8

б

Итоговое тестирование

Вариант  №1

1.Установите соответствие между элементами

1. Исполнительная власть

2. Законодательная власть

3. Судебная власть

А) Организует исполнение законов

Б) Создает законы

В) Следит за законностью и выполнения законов

2.Исключите лишнее

К правоохранительным органам относятся:

  1. Милиция
  2. ГИБДД
  3. Нотариат
  4. Медицинская компания
  5. Таможня служба

3.Исключите лишнее

Виды правонарушений:

  1. Гражданские
  2. Гражданско-правовые
  3. Дисциплинарные
  4. Административные

4.Ответьте ДА или НЕТ

А) Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества,    основанная на верховенстве закона.  Правовое государство строится на принципах:

- верховенства (господства) закона;

- полного соответствия прав и свобод общепринятым нормам международного права;

- равенства всех перед законом независимо от занимаемой должности;

- гарантии прав и свобод всех граждан независимо от пола, расы, национальности и т.д.;

- недопустимости ограничения прав и свобод, за исключением случаев, предусмотренных

  международными актами и Конституцией;

- ответственности должностных лиц за посягательство на права и свободы граждан;

- взаимная ответственность личности и государства по своим обязанностям;

- разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- отсутствие существенных противоречий между ветвями власти;  

- сильная судебная власть;

- беспрепятственная деятельность политических и общественных объединений в рамках закона;

- соблюдение принципа «разрешено все, что не запрещено»;  

- достаточно высокая правовая культура населения.

Б) В истории Российской Федерации насчитывалось шесть Конституций, принятых в 1918, 1925,1945, 1937, 1978 и 1993 годах

В) Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.

5.Установите соответствие между элементами

1 

Дисциплинарная ответственность

А

заключается в наложении на виновного дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины властью руководителя (работодателя), с которым правонарушитель состоит в трудовых правоотношениях. Основными мерами взыскания являются замечание, выговор, увольнение

2

Административная ответственность

Б

выражается в применении компетентными государственными органами и судом мер административного взыскания к лицам, совершившим посягательства на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания - штраф, конфискация, исправительные работы, арест и др.

3

Материальная ответственность

В

заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.

4

Уголовную ответственность

Г

вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Вред возмещается путем признания права, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, прекращения или изменения правоотношения.

5

Гражданско-правовая ответственность

Д

несут физические лица за деяния, характеризующиеся наиболее высокой степень общественной опасности и запрещенные Уголовным кодексом. Наказания отличают применение наиболее жестких мер к правонарушителям - штраф, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь и др.

Вариант  №2

1.Установите соответствие между элементами:

1.Исполнительная власть

2.Законодательная власть

3.Судебная власть

А)Правительство РФ

Б)Конституционный суд

В)Федеральное собрание

2.Исключите лишнее:

К правоохранительным органам относятся:

  1. Милиция
  2. ГИБДД
  3. Нотариат
  4. Страховая компания
  5. Таможня служба

3.Ответьте ДА или НЕТ

А)Государство - это организация суверенной публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.  

Б)Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

В)Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

4.Исключи лишнее:

Юридическая ответственность –

А)это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту.

Б)Применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер взыскания.

В)Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение

Г) Это ответственность за поступки

5. Нормы права регулируют ситуацию:

А)Мария поссорилась с подругой;
Б)Иван не поздоровался с соседкой;
В)Старшеклассник не уступил место в автобусе пенсионеру;
В)Водитель нарушил правила дорожного движения.

6.Установите, какие нормы нарушили эти люди? Правовые (А), моральные –(Б)

1) Павел совершил кражу кооперативного имущества.
2) Татьяна грубо разговаривала с подругой.
3) 12-летний Артем выехал на велосипеде на проезжую часть улицы.

Вариант  № 3

1.Исключите лишнее

К правоохранительным органам относятся:

  1. Криминальная милиция
  2. Совет безопасности
  3. Адвокатура
  4. Юридический консультант
  5. Все верно

2Исключите лишнее

Виды правонарушений:

  1. Административные
  2. Уголовные
  3. Гражданские
  4. Гражданско-правовые

3.Ответь ДА или НЕТ

А) Право:
- дает конкретную форму поведения и запрета;
- регулирует только поступки и действия человека, и не может вмешиваться в мир мыслей;
- исходит из формального равенства людей, на которых распространяется его действие.
- создает юридические гарантии против злоупотребления властью
- определяет допустимые пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан
- содействует оформлению и упорядочиванию структуры государства
- придает деятельности государства регулярный (правильно организованный) характер
- очерчивает границы общественно необходимой свободы человеческой личности
- регулирует отношения между гражданским обществом и государством во всех сферах жизни

Б) Функциями правового государства являются:

а) Внутренние:

- охрана прав и свобод граждан;  обеспечение равноправия граждан

- защита интересов общества на основе законности

- выбор научно обоснованного пути развития общества

- создание условий для беспрепятственной реализации гражданами своих способностей и дарований

- постоянное совершенствование системы социального обеспечения граждан

- защита разнообразных форм собственности

- обеспечение развития рыночной экономики, исключающей монополизм

- улучшение условий и охрана труда граждан

- реализация политического и идеологического плюрализма

- обеспечение цивилизованных форм политического противоборства за власть

- охрана и приумножение духовных ценностей общества

б) Внешние:

- борьба за мир и мирное сосуществование

- оборона страны от нападения извне

- экономическое сотрудничество с др. странами в интересах общества

- охрана окружающей среды в мировом масштабе

- соблюдение международных нормативно-правовых актов, соглашения и договоров

В) Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.

4.Исключи лишнее

Отрасли права:

  1. конституционное (государственное),
  2. административное,
  3. гражданское,
  4. семейное,
  5. трудовое,
  6. уголовное,
  7. уголовно-процессуальное,
  8. гражданское процессуальное,
  9. уголовно-исполнительное.
  10. детское

5.Установите соответствие между элементами

1.Правонарушение –

2.Проступки –

3.Преступления -

А) являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

Б) это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения. Их разграничение производится в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения.

В) это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.

Ответы на итоговый тест №5  «Права человека»

№ вопроса

№ варианта

В1

В2

В3

1

1-а; 2-б; 3-в

1-а; 2-в; 3-б

5

2

4

4

2,4

3

2,3

А) да Б) да В)да

А) да Б) да В)да

4

А) да Б) нет В) да

г

10

5

1-а, 2-б, 3-в, 4-д, 5г

в

3-а; 2-б; 1-в

6

1-а; 2-б; 3-а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина

Рабочая программа по праву 11 класс профиль по учебнику А.Ф. Никитина 2 часа (зеленый учебник)...

Рабочая программа по праву для учащихся 10 - 11 класса социально-гуманитарного профиля

Рабочая учебная программа по праву для учащихся 10 - 11 класса  составлена на основе Примерной программы среднего (полного) образования по праву и авторской программы «Право» А. Ф. Никитина, реал...

Рабочая программа. История 10 класс, профиль

Программа для профильного класса. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических...

Рабочая программа. Обществознание. 10 класс, профиль

Рабочая программа для социально-гуманитарного профиля. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учет...

Рабочая программа по праву 10 класс профиль

Рабочая программа по праву 10 класс профиль...

Рабочая программа по праву 10 кл, социально-экономический профиль

Работа по учебно-методическому комплексу Е.А. Певцова. Право. Основы правовой культуры. Учебник для 10кл.Базовый и углубленный уровни.в 2-х частях, 2-е издание.М., «Русское слово», 2014, П...