Тесты по праву
тест по праву (10 класс) по теме

Кравцова Валерия Анатольевна

Тесты по праву 9-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_po_pravu.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Право 10 класс

 Тест №1

А1. Что свойственно любому государству:

1) рыночная экономическая система;  2) стремление расширить свою территорию;

3) гарантия прав и свобод человека;    4) издание правовых норм.

А2. Право в отличие от других видов социальных норм:

1) регулирует общественную жизнь;  2) устанавливает правила поведения;

3) ограничивает свободу людей;         4) обеспечивается силой государства.

А3. Верны ли следующие суждения?

А)  Государство и право тесно взаимосвязаны: государство принимает законы и гарантирует их

реализацию, а право закрепляет  обязательные правила деятельности органов государства и должностных лиц.

Б) Теорий государства и права много, ученые не имеют однозначного ответа на вопрос, почему возникли государства и право.

1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;  4) оба суждения неверны.

А4. 1. Какая из теорий объясняет происхождение государства и права проявлением божественной воли?

а) Теологическая.

б) Патриархальная.

в) Органическая.

А5. Суть какой теории происхождения государства состоит в утверждении потребности человека жить в рамках организованного общества?

а) Органической.

б) Естественно-правовой.

в) Психологической.

А6. Какая из теорий объясняет возникновение государства, в первую очередь, экономическими причинами?

а) Естественно-правовая.

б) Марксистская.

в) Органическая.

А7. Что из перечисленного характеризует историко-материалистическую теорию?

а) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.

б) Многие современные авторы упрекают  создателей данной теории в разжигании классовой ненависти.

в) Второе название этой теории – марксистская.

г) Второе название этой теории – договорная.

д) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.

е) Одним из представителей этой теории был В. И. Ленин.

А8. Какое второе название естественно-правовой теории происхождения государства?

а) Теологическая.

б) Марксистская.

в) Договорная.

6. Сторонники какой теории считали, что государство возникло из разросшейся семьи?

а) Органической.

б) Патриархальной.

в) Психологической.

А9. Теория насилия происхождения государства и права…

а)  рассматривает государство как результат божественного творения;

б) рассматривает государство как образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

в) рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

г) рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе

А10. Теория теологического происхождения права определяет право как….

а) результат деятельности монарха и его приближенных;

б) результат божественного воздействия;

в)  результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

А11. Согласно теории «Естественного права» естественные права …
а) человек приобретает от рождения

б) человек получает от государства
в) принадлежат только гражданину данного государства

А12. Верны ли следующие суждения?

А) Раньше других появилась теологическая теория

Б) Из всех существующих теорий только расовая лишена нравственности, разумного содержания.

1) верно только А;   2) верно только Б;   3) верны оба суждения;  4) оба суждения неверны.

Часть В. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:

1.Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.

2. Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.

3. Человеческие расы физически и психически неравноценны. Есть расы высшие и низшие. Высшие расы призваны господствовать над остальными с помощью государства и законов.

4. Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.

5. Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.

6. Теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века - в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появления в Европе фашизма.

7. Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.

В1. Ответы

1.Теологическая теория

2.Марксистская теория

3.Расовая теория

4. Теория насилия

5. Патриархальная теория

6. Расовая теория

7. Психологическая

В2. Соотнесите фамилии ученых, философов, и созданные ими теории происхождения государства.

А

теологическая

1

Ж. Ж. Руссо

Б

патриархальная

2

Е. Дюринг

В

договорная

3

Ф. Энгельс

Г

органическая

4

Т. Гоббс

Д

насилия

5

К. Каутский

Е

психологическая

6

Аристотель

Ж

марксистская

7

Дж. Локк

З

расовая

8

Ж. Гобино

9

Л. Монтескье

10

К. Маркс

11

Фома Аквинский

12

Л. Петражицкий

13

Аврелий Августин

14

В. Ульянов (Ленин)      

15

Л. Гумплович

16

Г. Спенсер

17

А. Н. Радищев

18

3. Фрейд

В2. Ответы

А

13,11

Б

6

В

1, 4, 7, 9,17

Г

16

Д

2,5,15

Е

12,18

Ж

3,10,14

З

8

       Часть С.    С1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

                                                             Жан Боден

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства подобно пчелиному рою или подобно ветви, отделенной от дерева и посаженной в почву. <…> Но и те и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем, чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды для подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это – первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве.

(Боден Ж. Шесть книг о государстве. – Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл.)

 Вопросы:

1. Каковы способы образования государства по Ж. Бодену?

2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден?

3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение.

4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство?

5. В чем идеи Ж. Бодена о государстве созвучны современным представлениям?

 

 С2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

                       Георгий Валентинович Плеханов

             Говоря вообще, всякий социальный союз стремится выработать такую систему права, которая бы наилучше удовлетворяла его нуждам, которая была бы наиболее полезна для него в данное время. То обстоятельство, что данная совокупность правовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим образом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было «идеи»: оно зависит, как мы видели, от способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда реальна. Но реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные его эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, выросшим вследствие дальнейшего развития производительных сил, передовая часть населения может и должна идеализировать новую систему учреждений, более соответствующую «духу времени».

<…> Происхождение права из «нужды» исключает «идеальную» основу права только в представлении тех людей, которые привыкли относить нужды к области грубой материи и противопоставлять эту область «чистому», чуждому всяких нужд «духу». В действительности «идеально» только то, что полезно людям, и всякое общество при выработке своих идеалов руководствуется только своими нуждами.

(Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. - Школьный практикум. 9-11 кл.)

Вопросы:

1. Как вы думаете, судя по прочитанному фрагменту, сторонником какой теории происхождения государства и права был Г. В. Плеханов?

2. Что подразумевал автор под реальной основой всякой данной системы права?

3.Как бы вы конкретизировали мысль автора о «происхождении права из «нужды» относительно современных реалий?

С3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Иларион Киевский

<…> Кто еще велик так, как наш бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни.

<…> Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом – благодать, прежде – подобие, потом – истина.

(Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С.110)

 

Вопросы:

1. Какой исторический процесс смены религий имел в виду Иларион?

 Переход от язычества к монотеизму

2. Кому, по мнению Илариона, принадлежит право устанавливать законы? Богу

3. В чем особенность толкования закона Иларионом? Иларион отражает величественность Бога и показывает, что именное Бог может открыть человеку всю сущность существования

4. Что типичного для взглядов идеолога теологической теории происхождения государства и права вы нашли в высказываниях Илариона? Сущность теологической теории заключается в том, что общество и государство возникло только благодаря Богу и, кроме этого ничего не упоминается

Право. 11 класс.

Часть А.

  1. Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

1) унитарное предприятие
2) производственный кооператив
3) хозяйственное товарищество
4) хозяйственное общество

  1. В конце 80-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в

1) Европейский Суд по правам человека
2) Верховный Суд
3) Арбитражный Суд
4) Конституционный Суд

  1. Гражданка Т. решила завладеть квартирой душевнобольного гражданина Г., который после смерти матери оказался без опеки. Гражданка Т. вошла в доверие к больному и вскоре они заключили брак. Обеспокоенные возможной судьбой гражданина Г. соседи по дому подали в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде?

1) Уголовного
2) Гражданского
3) Семейного
4) Административного

  1. На общем собранием производственного кооператива было принято постановление о преобразовании его в акционерное общество. Недовольный этим решением член кооператива гражданин Н. написал заявление о выходе из состава кооператива. При расчете гражданин Н. должен получить

1) стоимость части имущества, соответствующую его доле в уставном капитале кооператива
2) часть стоимости имущества кооператива, полученную в результате раздела всей его стоимости на количество его членов
3) гарантию на получение процентов по будущим прибылям акционерного общества
4) свой пай или часть имущества, соответствующую этому паю

  1. Магазин «Вкуснятина» продал гражданину Р. некачественные продукты. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация? 

1) дисциплинарное
2) уголовное
3) административное
4) гражданское

  1. Гражданин К. прочитал в газете статью, в которой были приведены неверные сведения, порочащие его достоинство. Какой нормативный документ станет основой для рассмотрения его дела в суде?

1) Закон о защите прав потребителя
2) Трудовой кодекс
3) Уголовный кодекс
4) Гражданский кодекс

  1. Согласно Конституции РФ, в нашей стране

1) государственные пособия и пенсии устанавливаются трудовым договором
2) членство в общественных объединениях обязательно
3) полная дееспособность приобретается с рождения
4) основное общее образование обязательно

  1. В РФ экономический спор между юридическими лицами по вопросу о признании права собственности подведомствен суду

1) арбитражному
2) мировому
3) присяжных
4) конституционному

  1. Одна из сторон в гражданском судопроизводстве

1) истец
2) потерпевший
3) свидетель
4) эксперт

  1. В какой из приведенных в задании ситуаций необходимо обратиться к нотариусу?

1) Гражданке К. необходимо составить жалобу на руководство учреждения, в котором она работает.
2) Гражданин М., будучи свидетелем правонарушения, решил получить консультацию о своих правах, если он решит дать показания в суде.
3) Гражданке Д. нужно заверить доверенность на право управлять принадлежащим ей автомобилем ее сыну.
4) Гражданка М. решила подать жалобу на действия сотрудников милиции, которые, по ее мнению, нарушили ее права.


Часть В.

  1. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение». 
    1) Охраняемое государством; 2) урегулированное нормами права; 3) виновное; 4) общественноопасное; 5) общественное отношение; 6) содержит права и обязанности участников. 

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны. 
    1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром
     2) по достижении четырнадцатилетия подросток получил паспорт 3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг 
    4) супруги К. купили загородный дом в кредит
     5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла 
  2. Найдите в приведенном списке конституционные требования к судьям судов РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) гражданство Российской Федерации 2) стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет 3) постоянное проживание в стране не менее 10 лет 4) достижение 25-летнего возраста 
    5) высшее историческое образование
     
  3. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 
    1) налог на собственность
     2) прямой налог 3) подоходный налог 4) налог на прибыль фирм 5) налог на землю 
  4. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой. 
    (1) Правовое государство — величайшее за-воевание цивилизации. (2) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (3) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (4) Обрела самостоятельность и судебная власть.
     Определите, какие положения текста носят 
    А) фактический характер
     Б) характер оценочных суждений 
    Запишите в таблицу под цифрой, обозначающей положение, букву, выражающую его характер.
     

1

2

3

4

Часть С.

  1. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.
  2. Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».
  3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 
    План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
     

Ответы:

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

4

3

4

4

4

4

1

1

3

Часть В.

1

2

3

4

5

34

35

124

2

ббаа

Часть С

  1. В ответе могут быть названы следующие признаки: 
    — строгое отделение законодательной власти от исполнительной;
     
    — исключается совмещение правительственной должности и места депутата парламента;
     
    — президент избирается на выборах, отдельных от парламентских;
     
    — исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.
     
  2. В ответе: 
    1) должно быть названо понятие — «правовая норма» или «норма права»;
     
    2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например:
     
    - общеобязательность;
     
    - формальная определенность;
     
    - нормативность;
     
    - установление и защита государством.
     
  3. Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 
    1) Понятие права.
     
    2) Признаки права: а) устанавливается государством; б) письменная форма; в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
     
    3) Отличия права от других видов социальных норм.
     
    4) Система права: а) отрасли права; б) институты права; в) нормативные правовые акты.
     
    5) Источники права: а) правовой обычай; б) юридический прецедент; в) нормативный правовой акт и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
     
    Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

Различные виды заданий по теме: Форма государства.

Форма государственного устройства. Форма правления

Задание 1. Что представляет собой форма государственного устройства?

Форма государственного устройства — способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. Форма государственного устройства показывает из каких единиц состоит государство, какова степень суверенности этих единиц, каков механизм распределения полномочий между центром и его субъектами.

Задание 2. Чем унитарная форма государственного устройства отличается от федеративной?

При унитарной форме государственного устройства субъекты государства не обладают суверенитетом, а суверенитет субъектов федеративных государств ограничен

Задание 3. В чем заключается своеобразие конфедерации?

Конфедерация – союз, состоящий из нескольких самостоятельных государств, заключаемый для осуществления совместных конкретных целей.

Задание 4. Определите форму государственного устройства указанных ниже государств.

а) Великобритания б) Франция в) Мексика г) ФРГ д) США е) Австро-Венгрия (1867-1918) ж) Германский союз (1815-1867) з) Япония и) Россия к) Италия л) Венгрия м) Швейцарский союз (1815-1848) н) Бразилия о) Польша п) США (1781-1787)

Унитарные государства – а, б, з, к, л, о

Федеративные косударства – в, г, д, и, н

Конфедеративные государства – е, ж, м, п

Задание 5. Найдите и исправьте ошибки.

«Испания – унитарное государство. Ее субъектами являются Андалусия, Каталония, Галиссия и т. д. Начальная территориальная единица Испании - муниципалитет, обладающий всей полнотой прав юридического лица и управляемый выборными муниципальными советами. Советники избираются жителями соответствующего муниципалитета путем всеобщего, равного, свободного и тайного голосования. Самим советом или жителями избирается алькальд - руководитель исполнительного органа муниципалитета.

В соответствии с Конституцией 1978 года Испания является парламентской монархией, которой, как известно, присущи следующие признаки:

1. Верховенство власти парламента;

2. Члены Правительства назначаются и освобождаются от должности по усмотрению Премьер-министра;

3.Члены правительства ответственны перед Парламентом, которому принадлежит законодательная власть;

4.  Парламент находится у власти в течение четырех лет;

5. Право вето короля на решения парламента предусмотрено, но не используется.

Парламент Испании, высший орган законодательной власти, состоит из двух палат – Конгресса депутатов и Сената. Минимальное количество депутатов Конгресса — 300 человек, максимальное — 400. Депутаты избираются свободным, всеобщим, равным прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом.

Задание 6. Докажите, что:

а) Великобритания является парламентарной монархией и унитарным государством

Монарх имеет скорее символическую, нежели политическую роль и только имеет «право на консультирование, право на одобрение и право на предупреждение»; парламент Великобритании может провести «конституционную реформу» просто приняв очередной закон, и, таким образом, имеет возможность изменить или отменить практически любой письменный или неписаный элемент конституции.

Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Отличительные признаки унитарного государства: а) Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности; б) Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру); в) Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны); г) Наличие единого гражданства.

б) США – президентской республикой и федеративным государством

Высший орган исполнительной власти — президент США. Президент — глава государства, главнокомандующий вооружёнными силами. Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

в) Германия – парламентской республикой и федерацией

Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера; вся государственная власть исходит от народа, она осуществляется народом путём выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.  Политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель.

г) Франция – смешанной республикой и унитарным государством.

 Действующая Конституция регламентирует функционирование органов власти Пятой Республики: устанавливает республиканскую президентско-парламентскую форму правления. Глава государства — президент, избираемый на 5 лет. Глава правительства — премьер-министр. Совет министров назначается президентом по согласованию с премьер-министром. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, избираемому всеобщим голосованием. 

Задание 7. Тест.

1. Что из перечисленного является  формами государственного устройства?

а) Монархия.

б) Федерация.

в) Авторитаризм.

г) Унитарное государство.

д) Республика.

е) Демократия.

ж) Конфедерация.

Ответ: б, г, ж

2. Укажите среди перечисленных признаки унитарного государства.

а) Отдельные части государства обладают значительной степенью самостоятельности.

б) Отдельные части государства не имеют каких-либо суверенных прав.

в) Это союз суверенных государств.

г) Как правило, распадается после реализации целей, ради которых создавалось.

д) Отдельные части государства имеют свое законодательство.

е) Государство состоит из административно-территориальных единиц.

ж) Простое по составу, единое, цельное государство.

Ответ: б, ж

3.  Какому понятию соответствует определение: «это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач»?

а) Унитарное государство.

б) Федерация.

в) Конфедерация.

Ответ: в

Задание 8. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Бенедикт Спиноза

Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрыть громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека. <…> Нам выпало на долю это редкое счастье – жить в государстве, где каждому предоставлена полная свобода суждения и каждому разрешаются поклоняться богу по своему разумению, где милее и драгоценнее свободы ничего не признают, <…> я думаю, сделаю приятное и небесполезное дело, если покажу, что эта свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия.

Спиноза Б. Богословско-политический трактат. - Цит. по: Политика. Право. Школьный практикум. 9-11 кл.

Вопросы.

  1. В чем, по мнению Б. Спинозы, заключается суть монархического правления?

По мнению Б. Спинозы, суть монархического правления заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрыть громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека.

  1. Подтверждает ли жизнь правильность суждения Б. Спинозы о свободе? Аргументируйте свой ответ.

Не всегда в государствах, где, по сути, каждому предоставлена полная свобода, свобода эта предоставляется в полной мере. Например, в многопартийном государстве может главенствовать одна партия, при участии в которой могут предоставляться различные привилегии и наоборот, при противостоянии ее идеологии возможны разной степени наказания.

  1. Как вы считаете, может ли человек быть свободным при монархическом правлении?

Я думаю, при монархическом правлении тоже можно жить свободно, ведь такое правление не означает, что монарх будет заставлять простых людей делать несуразные вещи и править так, как ему того хочется, невзирая на предоставленные нормы. Такой монарх – деспот, а форма правления при нем – деспотия.

Задание 9. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Шарль Монтескье

Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. <…>

Республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое – при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как деспотическое вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. <…> В монархиях политика совершает великие дела при минимальном участии добродетелей, подобно тому как самые лучшие машины совершают свою работу при помощи минимума колес и движений. Такое государство существует независимо от любви к отечеству, от стремления к истинной славе, от самоотвержения, от способности жертвовать самым дорогим и от всех героических добродетелей, которые мы находим у древних и о которых знаем только по рассказам.

Законы заменяют здесь все эти добродетели, ставшие ненужными; государство освобождает всех от них; всякое действие, не производящее шума, там в некотором смысле остается без последствий. <…>

Честь, т. е. предрассудки каждого лица и каждого положения, заменяет в нем, [монархическом правлении], политическую добродетель, о которой я говорю выше, и всюду ее представляет. Честь может там вдохновлять людей на самые прекрасные деяния и в соединении с силою законов вести их к целям правительства не хуже самой добродетели. <…>

Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна. <…>

Монтескье Ш. О духе законов. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум.

Вопросы.

1.         В чем, по мнению Ш. Монтескье, заключается отличие республиканского правления от монархического?

2. Как вы понимаете тезис автора: «Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна»? Аргументируйте свой ответ.

Задание 10. Определите форму правления указанных ниже государств.                           

а) Великобритания б) Франция в) Иордания г) Норвегия д) США е) Швейцария ж) Бельгия з) ФРГ и) Бразилия

к) Италия л) Марокко м) Дания н) Австрия о) Япония п) Испания р) Катар с) Оман т) Саудовская Аравия

у) Германия (1871-1918) ф) Швеция х) Мексика ц) Индия ч) Россия ш) Финляндия щ) Уругвай э) Нидерланды

ю) Венесуэла я) Китай

Монархия: а, в, г, ж, л, м, о, п, р, с, т, у, ф, э

Республика:  б, д, е, з, и, к, х, ц, ч, ш, щ, ю, я

Задание 11. В чем выражаются достоинства и недостатки президентской и парламентской республики?

Президентская республика.

достоинства

недостатки

президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра

чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента

 

Парламентская республика

достоинства

недостатки

считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом - парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике

при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы

Задание 12. Тест.

1. Что такое форма правления?

а) Это национальное и административно-территориальное строение государства.

б) Это совокупность внешних характеристик государства, определяющих способ его организации и устройства.

в) Это порядок формирования и структура высших органов государственной власти и распределение полномочий между ними.

Ответ: в

 2. Какое из указанных положений характеризует форму правления государства?

а) Национально-государственное устройство. б) Соотношение центральных и местных органов власти.

в) Источник и способ организации власти. г) Средства и методы осуществления власти.

д) Способ объединения населения на определенной территории.

Ответ: б, в, г

 3. Чем монархия отличается от республики?

а) Провозглашением референдума и всеобщих выборов. б) Образованием правительства на парламентской основе. в) Двойной ответственностью правительства перед президентом и парламентом.

г) Передачей власти по наследству. д) Наличием президента.

Ответ: г

4. Укажите под буквой А – типичные формы правления, а под буквой В – нетипичные.

а) Тирания. б) Республика. в) Диктатура. г) Монархия.

Ответ: ВАВА

5. Форма правления показывает…

а) Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами.

б) Как формируются и взаимодействуют высшие органы государственной власти.

в) Какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.

г) Из каких частей состоит внутренняя структура государства.

д) Какова структура и полномочия высших органов государственной власти.

Ответ: б, д

 

Задание по теме “Российское избирательное право”

А1 Как называется право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления:

активное избирательное

пассивное избирательное

классическое избирательное?

А2 Какой из принципов не относится к основам российского избирательного права?

всеобщее

прямое

принципиальное

равное

6) при тайном голосовании

А3 Референдумом называется

право гражданина выступать в качестве избирающего

право гражданина выступать в качестве избираемого

всенародное голосование по важному государственному вопросу

процесс выдвижения кандидатов в депутаты и борьба за голоса и симпатии избирателей

В1 Закончите следующее определение: “Избирательные права граждан – это ….”

В2 Соотнесите принципы избирательного права РФ и их характеристики

1. всеобщее

А) избиратели голосуют на выборах “за” или “против” кандидатов непосредственно;

2. равное

Б) никто из голосующих не получает каких-либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт только один голос;

3. прямое

В) избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговорённых в законе;

4. с тайным голосованием

Г) какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается

С1 Гражданин Д. не пошёл голосовать в день выборов. Ближе к вечеру один из членов участковой избирательной комиссии пришёл к нему домой с ящиком для голосования и, постыдив за гражданскую пассивность, попросил проголосовать.

Гражданин Н. не решился в день голосования отойти от постели больной дочери и попросил избирательную комиссию прислать ему на дом человека с ящиком для голосования, но ему в этом было отказано со ссылкой на крайнюю занятость членов комиссии.

Укажите на нарушение(я) избирательного права.

Задание по теме “Система выборов”

А1 При какой избирательной системе в каждом округе большинством голосов избирается один депутат

при пропорциональной системе

при мажоритарной системе

при смешанной системе

А2 Выборы депутатов Государственной Думы РФ осуществляются

только на основе пропорционального представительства

только на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства

на основе смешанной избирательной системы по одномандатным избирательным округам и по партийным спискам

только на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства

А3 По Закону “О выборах депутатов Государственной думы РФ” для проведения выборов депутатов Государственной думы по одномандатным округам образуются

250 одномандатных округов

450 одномандатных округов

одномандатные округа не выделяются

225 одномандатных округов

В1 Сопоставьте понятия и определения

1. Пропорциональная избирательная система

А) когда для победы на выборах требуется получить большинство (абсолютное или относительное) голосов избирателей

2. Мажоритарная избирательная система

Б) когда места в выборном органе распределяются пропорционально количеству поданных за ту или иную партию (блок) голосов.

В2 В приведённой фразе вставьте пропущенное словосочетание

Поскольку выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и чёткая …………….. – решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

С1 Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы.

“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А. Линкольн)

“Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон” (О. Бальзак)

Задание по теме “Избирательные комиссии”

А1 Что такое ценз избирателей?

способность своими действиями приобретать права и обязанности

действия граждан, избирательных объединений по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ

предусмотренные законодательствам условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать или быть избранным

проект закона, вносимый на рассмотрение законодательного органа.

А2 Сколько членов в Центризберкоме?

5 человек

7 человек

10 человек

15 человек

А3 Что не относится к функциям участковой избирательной комиссии?

составляет список избирателей по избирательному участку

обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках

осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ

оповещает население о своём адресе и номере телефона, времени работы, а также о дне и месте голосования.

В1 Определите, какое звено пропущено в следующей логической цепочке.

Избирательные комиссии: участковые > территориальные (районные, городские) > окружные (при выборе Президента РФ) > _____________ > Центральная избирательная комиссия.

В2 Впишите пропущенное слово: “Высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и _______________”.

С1 Кандидат в депутаты Государственной Думы по Н-скому избирательному округу обратился в Центральную избирательную комиссию с требованием признать результаты выборов недействительными. В ходе выборов наблюдателями были зарегистрированы факты выдачи гражданам нескольких бюллетеней по паспортам членов семей, соседей, которые не в состоянии самостоятельно придти на участок. В день выборов на одном из избирательных участков не успели разместить специально оборудованную кабину для голосования. Граждане, не участвовавшие в голосовании, получили квитанцию о необходимости уплатить штраф за неучастие в выборах.

Какие конституционные принципы избирательного права были нарушены в ходе выборов в депутаты Государственной Думы в данном избирательном округе?

Ответы к заданиям теста по теме «Российское избирательное право»

 №1

 №2

 №3

А1 – 2

А1 – 2

А1 – 3

А2 – 3

А2 – 3

А2 – 4

А3 -  3

А3 – 4

А3 - 3

В1 “Избирательное право граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления”

В1.  1 – Б, 2 - А

В1 - комиссии субъектов РФ.

В2 - процедура

В2 - референдум

С1. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

Представление собственной точки зрения при раскрытии проблемы. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа

Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт

С1. Нарушены следующие конституционные принципы избирательного права:

прямое, так как избиратели должны голосовать на выборах непосредственно, а не через подставных лиц; с тайным голосованием, так как вовремя не была установлена кабина для голосования, что не исключало бы контроль за волеизъявлением избирателей; принцип добровольности, так как никто не имеет права принуждать каким-либо способом гражданина к участию в выборах

В2. 1 – В, 2 – Б, 3 – А, 4 – Г

С1. В первом случае было нарушено избирательное право гражданина Д. По российскому законодательству участие граждан в выборах добровольное. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах.

Во втором случае также нарушено избирательное право участковая избирательная комиссия обязана удовлетворить просьбу гражданина Н., если его заявление (устное обращение) было подано в участковую комиссию не позднее чем за 4 часа до окончания времени голосования.

Тест   «Из истории государства и права»

Задание 1

1. Что является предметом курса История государства и права России?

1. Право и история государства;

2. История юридических институтов;

3. Возникновение, развитие и смена форм государства и права, государственных органов и правовых институтов России;

4. История органов права;

5. История правовых документов.

2. К какой науке близка история государства и права России?

1. К истории экономических учений; 2. К криминалистике; 3. К нумизматике;

4. К теории государства и права; 5. К сфрагистике.

3. Как история государства и права России изучает развитие государственно-правовых явлений?

1. В совокупности;

2. В их целостности, единстве, взаимосвязи и взаимозависимости;

3. В диалектическом развитии;

4. В последовательности;

5. Закономерной связи.

4. Какое место занимает история государства и права России в системе юридического образования?

1. Главнейшее; 2. Второстепенное; 3. Одно из ведущих мест; 4. Первое; 5. Второе.

5. В какой последовательности осуществляется изучение истории Государства и права России?

1. По историческим этапам; 2. По разделам; 3. По главам; 4. По параграфам;

5. В хронологической последовательности.

Задание 2

1. Что лежит в основе периодизации истории государства и права России?

1. Исторические этапы;

2. Периоды истории;

3.Тип государства и права, соответствующий общественно-экономическим и производственным отношениям;

4. Исторические даты;

5. Общественные отношения.

2. Сколько типов государства и права выделяется в изучаемом курсе?

1. Пять; 2. Три; 3. Четыре; 4. Два; 5. Шесть.

3. Какие типы государства и права выделяются:

1. Государственно-правовые;

2. Социально-экономические;

3. Формационные;

4. Исторические;

5. Рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.

4. Какая общественно-экономическая формация не знала государства и права?

1. Феодальная; 2. Первобытнообщинная; 3. Рабовладельческая;

4. Капиталистическая; 5. Социалистическая.

5. К чему ведет смена общественно-экономических формаций?

1. К развитию общества; 2. К смене цивилизаций; 3. К революции;

4. К смене типа государства и права; 5. К прогрессу техники.

Ответы на тест №1  «Из истории государства и права»

Задание 1

Задание 2

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

3,5

1

2

2

4

2

3

3

4

3

5

4

3

4

2

5

1

5

4

Тест  «Вопросы теории государства и права»

1. Право возникло:

А) - позже государства;   Б) - раньше государства;   В) - параллельно с государством

2. К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы, или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?

А) - гипотеза;  Б) - диспозиция;   В) - санкция.

3. Какой из данных источников относится к позитивному праву?

А) - обычай;   Б) - законодательные акты;   В) - доктрины.

4. Возможно ли в структуре правовой нормы упущение какого-либо элемента?

А) - нет;    Б) - да.

5. Являются ли синонимами категории «система права» и «система законодательства»?

А) - да;  Б) - нет;   В) - да, только в правовом государстве.

6. Автор труда «Об общественном договоре»…

А) - Аристотель;   Б) - Жан-Жак Руссо;   В) - Френсис Бэкон.

7. По своему отношению к воли человека юридические факты разделяются на…

А) - события и действия;                                      Б) - желания и реалии;

В) - возможности и отсутствия возможности;   Г) - бездействия и стремления.

8. Какое из данных понятий «шире»?

А) - отрасль права;             Б) - правовой институт.

9. По общему определению право – это …

А) - система норм, установленная государством, имеющая общеобязательный характер, охраняемая и обеспечиваемая государством;

Б) - совокупность законодательных актов, регулирующих общественные отношения;

В) - система правоотношений, возникающих в связи с применение законодательных актов.

10. Судебный прецедент – источник права в наибольшей мере характерный…

А) - романо-германской правовой системе;

Б) - мусульманской правовой системе;

В) - англо-саксонской правовой системе

Г) - южно-африканской правовой системе.

11. Позитивное право – это…

А) - право, исходящее от государства;   Б) - право, принадлежащее человеку от рождения;

В) - право, дарованное человеку богом.

12. Право на жизнь относится к …

А) - естественному праву;             Б) - позитивному праву.

13. По способу охраны правопорядка санкции делятся на два основных вида:

А) - управомочивающие и обязывающие;          Б) - императивные и диспозитивные;

В) - правовосстановительные и карательные;    Г) - бланкетные и запретительные.

14. Правонарушение – это…

А) - виновное или противоправное нарушение договорных норм;

Б) - виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом;

В) - виновное, уголовно наказуемое законом противоправное общественно-опасное деяние.

15. Законодательство включает в себя…

А) - все законы и подзаконные акты;

Б) - только законодательные акты;

В) - все законы и подзаконные акты, судебную практику.

16. Естественно-правовая теория происхождения государства и права…

А) - рассматривает государство как результат божественного творения;

Б) - рассматривает государство как насильно образованное путем завоеваний и притеснений слабейших племен сильнейшими;

В) - рассматривает государство как результат появления и разрастания семьи;

Г) - рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).

17. Теория теологического происхождения права определяет право как….

А) - результат деятельности монарха и его приближенных;

Б) - результат божественного воздействия;

В) - результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

18. К какой группе методов исследования, применительно к ТГП следует отнести следующие: метод толкования норм права, метод выработки правовых решений?

А) - общие методы;

Б) - специальные методы;

В) - частные методы.

19. Как схематично можно выразить структуру правовой нормы?

А) - при условии – отсюда – за исключением;

Б) - если – то - иначе;

В) - если – иначе – затем.

20. Наиболее легким является проступок/правонарушение….?

А) - уголовное;

Б) - гражданское;

В) - административное.

Ответы на тест   «Вопросы теории государства и права»

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

в)

11

в)

2

в)

12

а)

3

б)

13

в)

4

б)

14

б)

5

б)

15

б)

6

б)

16

г)

7

б)

17

б)

8

а)

18

в)

9

а)

19

 б)

10

  а)

20

 б)

Тест   «Конституционное право»

1. Действующая Конституция Российской Федерации была принята…

А) 13 декабря 1992 года;   Б) 12 декабря 1993 года;  В) 12 декабря 1992 года.

2. Федеральное собрание Российской Федерации является…

А) представительным органом;  Б) представительным и законодательным органом;

В) исполнительным органом.

3. Гарантом Конституции РФ является…

А) Конституционный суд РФ;   Б) Президент РФ;    Б) Государственная дума РФ.

4. Какая форма правления в Российской Федерации?

А) республиканская;            Б) президентская.

5. Может ли гражданин РФ быть лишен гражданства РФ?

А) да;            Б) нет.

6. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства…

А) означает приостановление гражданства Российской Федерации;

Б) автоматически влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации;

В) не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

7. Президент РФ избирается на срок…

А) семь лет;         Б) четыре года; В) шесть лет.

8. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации:

А) не моложе 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 5 лет.

Б) не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

В) не моложе 38 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

9. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:

А) более двух сроков подряд  Б) более трех сроков подряд;В) более четырех сроков подряд.

10. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:

А) Министр обороны РФ;   Б) Премьер-министр;  В) Президент РФ.

11. Президент Российской Федерации вправе издавать следующие акты:

А) указы и постановления; Б) указы и распоряжения; В) постановления и распоряжения.

12. Государственная Дума избирается сроком на…

А) два года; Б) четыре года; В) пять лет.

13. Совет Федерации состоит из…

А) 150 представителей; Б) 178 представителей;

В) 186 представителей; Г) 198 представителей.

14. Государственная дума состоит из…

А) 350 депутатов; Б) 400 депутатов; В) 450 депутатов.

15. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации:

А) достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах.

Б) достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

В) достигший 23 года и имеющий право участвовать в выборах.

16.Может ли одно и то же лицо может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы?

А) да;  Б) нет.

17. Может ли депутат Государственной Думы быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления?

А) да;   Б) нет.        

18. Является ли Федеральное Собрание постоянно действующим органом?

А) да;   Б) нет;  В) только в чрезвычайных ситуациях.

19. Первое заседание Государственной Думы открывает…

А) президент РФ; Б) премьер-министр РФ; В) старейший по возрасту депутат.

20. Право законодательной инициативы принадлежит…

А) Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

Б) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ;

В) Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

21. Законопроекты вносятся в …

А) Совет Федерации;   Б) Государственную Думу.

22. Федеральные конституционные законы принимаются…

А) большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

Б) квалифицированным большинством (2/3) голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

23. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам…

А) наиболее важным вопросам, круг которых определяется Государственной Думой РФ;

Б) не нашли отражения в Конституции РФ;

В) предусмотренным Конституцией РФ.

24. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет…

А) Совет Федерации РФ;    Б)  Правительство РФ.

25. Председатель Правительства Российской Федерации назначается…

А) Правительством РФ с согласия Государственной Думы;

Б) Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

26. Правительство РФ в качестве нормативных актов издает:

А) постановления;   Б) постановления и распоряжения;   В) распоряжения и инструкции;

Г) распоряжения.

27. Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ (например, в чрезвычайных ситуациях – война, стихийные бедствия)?

А) допускается;   Б) допускается, с разрешения Государственной Думы РФ и Президента РФ;   В) не допускается.

28. Какие требования предъявляются к лицам желающими стать судьями?

А) гражданство РФ, достижение 30 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет;

Б) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование;

В) гражданство РФ, достижение 25 лет, высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

29. Конституционный суд РФ состоит из…

А) 12 судей;    Б) 19 судей;    В) 23 судей.

30. Могут ли субъекты РФ создавать свои Конституционные суды?

А) да;    Б) нет.

Ответы на тест   «Конституционное право»

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1

б

16

б

2

б

17

б

3

б

18

а

4

а

19

в

5

б

20

в

6

в

21

б

7

в

22

б

8

б

23

в

9

а

24

б

10

в

25

б

11

б

26

б

12

в

27

в

13

б

28

в

14

в

29

б

15

б

30

а

Тест   «Права человека»

1.Какое определение соответствует понятию «права человека»:

а) это законы, по которым живёт человек;

б) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять;

в) это те нормы, которые человек придумал себе сам.

2.Какое определение соответствует понятию «свобода человека»:

а)  это возможность делать абсолютно всё, что хочется;

б) это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-то       (деятельности, поведении);

в) это возможность делать что-то «от сих до сих»?

3.Какие источники хранят первоначальные представления людей о свободе, справедливости:              а) народные сказки, легенды, песни;

б) религиозные тексты;   в) произведения художественной и публицистической литературы;

г) всё выше перечисленное вместе.

4.Когда Генеральная ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека:

а) 10 декабря 1946 г.;   б) 10 декабря 1948 г.;  в) 10 декабря 1956 г.; г) 10 декабря 1958 г.;

5.Какой политический режим не заинтересован в реализации гражданами свободы слова и мысли:

а) демократический;  б) тоталитарный;  в) авторитарный;  г) либеральный.

6.Граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства:

а) непосредственно;  б) через своих представителей;  в) обоими путями.

7.Высшим непосредственным выражением власти народа являются:    

     а) референдум;       б) свободные выборы;       в) и то и другое.

8.Когда была принята ныне действующая Конституция России:

а) 22 августа 1991 г.;  б) 12 декабря 1993 г.;  в) 10 декабря 1993 г.;  г) 12 декабря 1991 г.

9.Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в России:

а) парламент;  б) президент;  в) народ;  г) Государственная Дума.

10.Что является высшей ценностью в России по Конституции:

а) промышленный потенциал;  б) государство;  в) народ;  г) человек, его права и свободы.

11.Как называется парламент Российской Федерации:

а) Государственная Дума;    б) Совет Федераций;  

в) Федеральное Собрание;   г) Кабинет Министров .

Ответы на тест   «Права человека»

№ вопроса

ответ

1

б

2

в

3

г

4

в

5

а

6

в

7

а

8

б

Вариант  №1

1.Установите соответствие между элементами

1. Исполнительная власть

2. Законодательная власть

3. Судебная власть

А) Организует исполнение законов

Б) Создает законы

В) Следит за законностью и выполнения законов

2.Исключите лишнее

К правоохранительным органам относятся:

  1. Милиция
  2. ГИБДД
  3. Нотариат
  4. Медицинская компания
  5. Таможня служба

3.Исключите лишнее

Виды правонарушений:

  1. Гражданские
  2. Гражданско-правовые
  3. Дисциплинарные
  4. Административные

4.Ответьте ДА или НЕТ

А) Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества,    основанная на верховенстве закона.  Правовое государство строится на принципах:

- верховенства (господства) закона;

- полного соответствия прав и свобод общепринятым нормам международного права;

- равенства всех перед законом независимо от занимаемой должности;

- гарантии прав и свобод всех граждан независимо от пола, расы, национальности и т.д.;

- недопустимости ограничения прав и свобод, за исключением случаев, предусмотренных

  международными актами и Конституцией;

- ответственности должностных лиц за посягательство на права и свободы граждан;

- взаимная ответственность личности и государства по своим обязанностям;

- разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- отсутствие существенных противоречий между ветвями власти;  

- сильная судебная власть;

- беспрепятственная деятельность политических и общественных объединений в рамках закона;

- соблюдение принципа «разрешено все, что не запрещено»;  

- достаточно высокая правовая культура населения.

Б) В истории Российской Федерации насчитывалось шесть Конституций, принятых в 1918, 1925,1945, 1937, 1978 и 1993 годах

В) Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.

5.Установите соответствие между элементами

1 

Дисциплинарная ответственность

А

заключается в наложении на виновного дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины властью руководителя (работодателя), с которым правонарушитель состоит в трудовых правоотношениях. Основными мерами взыскания являются замечание, выговор, увольнение

2

Административная ответственность

Б

выражается в применении компетентными государственными органами и судом мер административного взыскания к лицам, совершившим посягательства на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания - штраф, конфискация, исправительные работы, арест и др.

3

Материальная ответственность

В

заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.

4

Уголовную ответственность

Г

вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Вред возмещается путем признания права, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, прекращения или изменения правоотношения.

5

Гражданско-правовая ответственность

Д

несут физические лица за деяния, характеризующиеся наиболее высокой степень общественной опасности и запрещенные Уголовным кодексом. Наказания отличают применение наиболее жестких мер к правонарушителям - штраф, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь и др.

Вариант  №2

1.Установите соответствие между элементами:

1.Исполнительная власть

2.Законодательная власть

3.Судебная власть

А)Правительство РФ

Б)Конституционный суд

В)Федеральное собрание

2.Исключите лишнее:

К правоохранительным органам относятся:

  1. Милиция
  2. ГИБДД
  3. Нотариат
  4. Страховая компания
  5. Таможня служба

3.Ответьте ДА или НЕТ

А)Государство - это организация суверенной публичной власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.  

Б)Конституция (от лат. constitutio - устанавливаю) - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

В)Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

4.Исключи лишнее:

Юридическая ответственность –

А)это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства получают реальную защиту.

Б)Применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер взыскания.

В)Это наложение на правонарушителя мер государственного принуждения, применение юридических санкций за правонарушение

Г) Это ответственность за поступки

5. Нормы права регулируют ситуацию:

А)Мария поссорилась с подругой;
Б)Иван не поздоровался с соседкой;
В)Старшеклассник не уступил место в автобусе пенсионеру;
В)Водитель нарушил правила дорожного движения.

6.Установите, какие нормы нарушили эти люди? Правовые (А), моральные –(Б)

1) Павел совершил кражу кооперативного имущества.
2) Татьяна грубо разговаривала с подругой.
3) 12-летний Артем выехал на велосипеде на проезжую часть улицы.

Вариант  № 3

1.Исключите лишнее

К правоохранительным органам относятся:

  1. Криминальная милиция
  2. Совет безопасности
  3. Адвокатура
  4. Юридический консультант
  5. Все верно

2Исключите лишнее

Виды правонарушений:

  1. Административные
  2. Уголовные
  3. Гражданские
  4. Гражданско-правовые

3.Ответь ДА или НЕТ

А) Право:
- дает конкретную форму поведения и запрета;
- регулирует только поступки и действия человека, и не может вмешиваться в мир мыслей;
- исходит из формального равенства людей, на которых распространяется его действие.
- создает юридические гарантии против злоупотребления властью
- определяет допустимые пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан
- содействует оформлению и упорядочиванию структуры государства
- придает деятельности государства регулярный (правильно организованный) характер
- очерчивает границы общественно необходимой свободы человеческой личности
- регулирует отношения между гражданским обществом и государством во всех сферах жизни

Б) Функциями правового государства являются:

а) Внутренние:

- охрана прав и свобод граждан;  обеспечение равноправия граждан

- защита интересов общества на основе законности

- выбор научно обоснованного пути развития общества

- создание условий для беспрепятственной реализации гражданами своих способностей и дарований

- постоянное совершенствование системы социального обеспечения граждан

- защита разнообразных форм собственности

- обеспечение развития рыночной экономики, исключающей монополизм

- улучшение условий и охрана труда граждан

- реализация политического и идеологического плюрализма

- обеспечение цивилизованных форм политического противоборства за власть

- охрана и приумножение духовных ценностей общества

б) Внешние:

- борьба за мир и мирное сосуществование

- оборона страны от нападения извне

- экономическое сотрудничество с др. странами в интересах общества

- охрана окружающей среды в мировом масштабе

- соблюдение международных нормативно-правовых актов, соглашения и договоров

В) Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду.

4.Исключи лишнее

Отрасли права:

  1. конституционное (государственное),
  2. административное,
  3. гражданское,
  4. семейное,
  5. трудовое,
  6. уголовное,
  7. уголовно-процессуальное,
  8. гражданское процессуальное,
  9. уголовно-исполнительное.
  10. детское

5.Установите соответствие между элементами

1.Правонарушение –

2.Проступки –

3.Преступления -

А) являются самым опасным видом правонарушений. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности и причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. Преступления посягают на основы государственного и общественного строя, собственность, права и свободы граждан и влекут за собой применение мер уголовного наказания.

Б) это такие правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями и посягают на отдельные стороны правопорядка, действующие в обществе. К ним относятся дисциплинарные, административные и гражданские правонарушения. Их разграничение производится в зависимости от сферы тех общественных отношений, которым причиняется вред в результате противоправного поведения.

В) это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.

Ответы на тест  «Права человека»

№ вопроса

№ варианта

В1

В2

В3

1

1-а; 2-б; 3-в

1-а; 2-в; 3-б

5

2

4

4

2,4

3

2,3

А) да Б) да В)да

А) да Б) да В)да

4

А) да Б) нет В) да

г

10

5

1-а, 2-б, 3-в, 4-д, 5г

в

3-а; 2-б; 1-в

6

1-а; 2-б; 3-а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тесты по праву

Данные материалы могут использоваться как для итоговой аттестации по курсу права, так и для подготовки к олимпиалдам по праву....

тесты по праву вариант 2

материалы для проверки знаний...

Тест по праву.Происхождение государства и права.

Основные теории проимхождения государства и прва, их основоположники....

Тематический тест по праву для 10-11 класса "Избирательное право. Избирательный процесс."

Для профильных классов, где "Право" ведется отдельным предметом....

Тест по праву 11 кл. "Административное право"

Итоговое тестирование по гл.5 учебника Е.А.Певцовой...

Тест по праву для 11 класса по теме "Гражданское право"

Тест по праву для 11 класса по теме "Гражданское право"...

Тест по праву для 11 класса по теме «Основные отрасли права» (обобщение)

Тест по праву для 11 класса по теме «Основные отрасли права» (обобщение)...