открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
презентация к уроку по праву (11 класс) по теме

Чивела Вера Владимировна
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовательной школы (учебник "Право" под редакцией Л.Н.Боголюбова). Урок направлен на изучение основных прав и обязанностей родителей и детей в соответствии с нормами Семейного Кодекса Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в разделе семейного права167.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Права и обязанности членов семьи» учитель права МБОУ лицей г.Зернограда Чивела Вера Владимировна

Слайд 2

Знать свои права - Значит быть сильным. Уважать права других - Значит быть справедливым. Жить по праву - Значит жить в мире и согласии.

Слайд 3

Цели и задачи урока 1. Сформировать представление о правах и обязанностях родителей и детей в семье. 2.Повторить понятие «семейное право», права и обязанности супругов. 3.Развивать речь, операции логического мышления: анализ, сравнение, синтез. 4.Формировать правовую культуру семейных отношений.

Слайд 4

План урока 1.Организационный момент. 2. Повторение ранее пройденного материала по теме «Семейное право как отрасль». 3. Объяснение нового материала. 4. Подведение итогов. 5. Постановка домашнего задания.

Слайд 5

Вопросы для повторения Что является предметом «семейного права»? Какие нормативно-правовые акты регулируют семейные правоотношения? На какие группы подразделяются семейные отношения? Какие особенности имеют семейные правоотношения? Дайте юридическое понятие «семьи» и «брака»? Какие супружеские правоотношения Вам известны?

Слайд 6

Права и обязанности родителей Оба родителя имеют равные права и обязанности в отношении своих детей (ст.61 СК РФ). Право на воспитание, образование и развитие своих детей; право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования. (ст.63 СК РФ). Права и обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей (ст.64 СК РФ). Обязанность по заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст.65 СК РФ). Осуществление свои родительских прав в полном объеме при раздельном проживании с ребёнком (ст.66 СК РФ). Имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (ст.68 СК РФ).

Слайд 7

Права и обязанности детей Право ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст.55 СК РФ). Право ребенка на защиту своих прав и законных интересов (ст.56 СК РФ). Право ребенка выражать свое мнение (ст.57 СК РФ). Право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст.58 СК РФ). Право на изменении имени и фамилии только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет (ст.59 СК РФ). Имущественные права ребенка (ст.60 СК РФ). Обязанности морального характера (слушаться, помогать, уважать и др.). Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Слайд 8

Текстовое задание Семья – это основанная на___________________(1) или кровном родстве малая __________________(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего________________(3), эмоциональной связью, взаимными_______________(4) и _______________(5) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ________________(6), то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей, то есть сексуальные отношения, деторождение и первичная подготовка детей к будущей жизни, значительная часть бытового ухода. Образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к _________________(7) и лицам пожилого возраста. Супруги могут заключить брачный_______________( 8), в котором определены их имущественные обязательства в случае _______________(9). Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. А) дети; Б) брак ; В) коллектив; Г) обязанности; Д) институт; Е) отношения; Ж) группа; З) любовь; И) хозяйство; К) договор; Л) права; М) развод.

Слайд 9

Ситуационные задачи Руководствуясь старинными обычаями своего народа, жених выкрал свою невесту, не спросив у нее согласия. Разрешен ли такой брак в Российской Федерации согласно законодательству, в частности, по Семейному кодексу РФ?

Слайд 10

Родители Александра против его женитьбы на дочери дворника, говоря, что она ему не пара. Александр любит девушку и не хочет делать «выгодную сделку», женившись на дочери начальника отца. Какое право Александра нарушают его родители в соответствии с Семейным кодексом РФ?

Слайд 11

Невеста не хочет брать фамилию своего жениха - Старосветова, считая ее «неблагозвучной». Жених настаивает, убеждая ее в редкости данной фамилии. Какое право есть у супругов по данному спору в Семейном кодексе РФ?

Слайд 12

Бусовы при расторжении брака пришли к соглашению, что дочь Ольга 4 лет остается жить с отцом, дочь Элина 2 лет - с матерью. Администрация детского комбината, который посещали обе девочки, при поддержке соседей обратились в органы опеки с просьбой защитить права детей, так как они тоскуют друг без друга, когда утром каждый из родителей приводит девочек в комбинат и они встречаются в вестибюле, невозможно без слез смотреть, как они радуются, целуя и обнимая друг друга, как после обеда угощают друг друга сладостями и пытаются лечь друг к другу в постель. Еще более трагична картина вечером, когда родители разводят девочек по разным домам. Обе сестры горько плачут, просят родителей не уводить их друг от друга. Родители нервничают, стараясь скорее прекратить эту сцену, кричат на детей, насильственно растаскивая их. Явившись по вызову органов опеки, родители пояснили, что раздел детей - единственный приемлемый для них вариант, так как после обмена квартиры каждому досталось по однокомнатной квартире, двум девочкам вместе жить негде. Органы опеки предъявили иск об отобрании детей и помещении их вместе в приемную семью, где условия жизни позволяли содержать обеих девочек в одной комнате. Законны ли действия органов опеки? Какое право детей нарушено или не нарушено в данном случае? Как решить дело?

Слайд 13

Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы. Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова?

Слайд 14

Ответы на задания Текстовое задание: 1-Б, 2-Ж, 3-И, 4-Л, 5-Г, 6-Д, 7-А, 8-К, 9-М. 1 задача: Статья 12 СК РФ . Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, должно быть высказано ими свободно и независимо. Их обоюдная воля на заключение брака должна быть выражена лично, т.е. исходить непосредственно от лиц, сочетающихся браком. Соблюдение данного требования немаловажно, поскольку дает возможность должностным лицам органа загса убедиться в добровольности желания мужчины и женщины вступить в брак. 2 задача: Статья 31 СК РФ. Равенство супругов в семье 1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. 2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. 3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. 3 задача: Статья 32 СК РФ. Право выбора супругами фамилии 1. Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга. Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. 2. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга. 3. В случае расторжения брака супруги вправе сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.

Слайд 15

4 задача: Невозможность совместного проживания детей не может явиться тем основанием, согласно которому органы опеки могут требовать отобрание ребенка, отнимая его у собственных родителей, которые не лишены и даже не ограничены в родительских правах. Каждой из девочек обеспечены условия комфортного проживании с одним из родителей, обеспечена также и возможность общения сестер. Безусловно, суд должен исходить при принятии решения из факта привязанности детей, но в судебном порядке разрешаются такие споры при отсутствии соглашения и наличии спора между родителями. Действия органов опеки и попечительства незаконны. Нарушено право детей жить и воспитываться в своих семьях в соответствии со ст. 54 СК РФ. 5 задача: Принимая во внимание положение статьи 14 « Обстоятельства, препятствующие заключению брака», Семейного Кодекса РФ, руководствуясь, содержание и условиями задачи, можно сделать вывод, что такое обстоятельство, как родство более отдаленных степеней, например, двоюродных братьев и сестер, каковыми, по условию задачи, и являются Попов и Лариса, не препятствует заключению брака, с точки зрения закона, так как они не основаны на кровной близости происхождения. Следовательно, решение органов ЗАГСа неправомерно. С нравственной точки зрения, решение суда оправдано, на мой взгляд, ведь заключение такого брака может повлечь опасность для здоровья детей будущих супругов. 2.Брак между Поповым и Ларисой будет законным и в случае усыновления Попова, так как перечень препятствий к заключению брака, предусмотренный статьей 14 СК РФ, является исчерпывающим. Отказ органа ЗАГСа в государственной регистрации заключения брака по иным основаниям будет неправомерны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них"

Данный урок проведен в форме игры. Урок в нетрадиционной форме нацелен на лучшее закрепление сочинительных союзов. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологическ...

Методическая разработка урока английского языка «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».4 класс

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».Тип урока: урок обобщения знаний и применения их в повседневной жизни. Цель урока: Обуча...

Технологическая карта урока "Права и обязанности членов семьи"

Урок "Права и обязанности членов семьи" - 2-й урок темы "Семейное право"...

Урок-игра по темам: "Члены семьи", "Игрушки", "Профессии".

Урок посвящен повторению пройденного лексического и грамматического материала....

Открытый урок на тему:"Второстепенные члены предложения"

Данный урок-один из уроков,проводимых при изучении темы "Члены предложения" в 5 классе и построенных в соответствии с требованиями ФГОСов....

Открытый урок по теме "Однородные члены предложения". 5 класс. ФГОС

Содержание материала:-карта урока-презентация-рефлексия-лист самооценки-инструктивная карта-самоанализ урока...

Открытый урок по теме "Обязанности в моей семье" в 4 классе

На уроке учащиеся повторяют лексику по теме семья и тренируют умение применять правильные и неправильные глаголы в простом прошедшем времени....