Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания
методическая разработка по праву (11 класс) на тему

Рамазанова Гульнар Назимовна

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

 

Введение 

Все больше людей на Земле понимают значимость гуманитарных знаний для построения общества свободных людей, живущих в мире между собой и в согласии с природой. 

А. С. Выготский писал: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Участие ребенка в учебном процессе как основного субъекта учения, отграничивает развивающееся обучение от всех других его видов и форм, в которых ученик является объектом педагогических воздействий учителя».

Современный ученик – активный участник образовательного процесса. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Тема

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

(из опыта работы)

Автор:

Учитель истории и обществознания

Рамазанова Г.Н.

г. Симферополь 2017 г.

Формы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.

Введение 

Все больше людей на Земле понимают значимость гуманитарных знаний для построения общества свободных людей, живущих в мире между собой и в согласии с природой. 

А. С. Выготский писал: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Участие ребенка в учебном процессе как основного субъекта учения, отграничивает развивающееся обучение от всех других его видов и форм, в которых ученик является объектом педагогических воздействий учителя».

Современный ученик – активный участник образовательного процесса. 
Обучающийся становиться личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. 

Главная задача современного ученика на уроке, согласно требованиям ФГОС, заключается в формировании и развитии УУД обучающихся, т.е. умение учиться всю свою сознательную жизнь и применять полезные знания в реальной жизни. Современный учитель выступает для детей прежде всего, как наставник, друг, фасилитатор. 

Мотивирование обучающихся к учебной деятельности осуществляется через включение в исследовательскую деятельность. На мой взгляд, наиболее интересными являются следующие интерактивные формы обучения:

- разбираем и анализируем конкретные ситуации: 
- урок – круглый стол 
- мозговой штурм

- урок - диспут 
-экспресс-опрос на уроке 
- урок – коллоквиум

Хочу остановиться на тех формах активизации познавательной деятельности обучающихся, на уроках истории и обществознания, которые я наиболее часто применяю на своих уроках.

История – это «знание ориентированный» учебный предмет. Результатом изучения истории является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – гражданственной, когнитивной(познавательной), информационно- технической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических задач, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдёт в качество, позволяющее делать обобщение и выводы, анализировать, строить прогнозы.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Учитель обязан уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.

Урок - дебаты, урок - дискуссии - это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке можно проследить не только за уровнем самостоятельной работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет однозначной оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения.

Удачными могут получится уроки дебаты при изучении темы «Вера Засулич- героиня или преступница?», «Н.С. Хрущев «Оттепель»: миф или реальность», «Л.П. Берия кровавый палач или жертва режима?», «П.Ф. Столыпин – диктатор или реформатор?» и т.д. Даная форма работы стимулирует формирование всех видов УУД, в первую очередь коммуникативных УУД, так как направлена на развитие способностей к согласованию действий с учетом позиций других. Это же можно продолжать на уроках с элементами ролевых игр.

Урок-круглый стол

Метод «Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умение решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой круглого стола является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у школьников вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.

При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания материалов занятия и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

С использованием данного метода можно проводить:

  • учебные междисциплинарные, проблемные и тематические семинары;
  • учебные дискуссии, интегрированные уроки (история - литература);
  • встречи за круглым столом, меж предметные встречи, конференции и т. п.

Важное условие при организации круглого стола - чтобы он был действительно круглым, то есть процесс коммуникации общения проходил «глаза в глаза». Принцип круглого стола (не случайно он принят на переговорах), то есть расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого школьника в обсуждение, повышает мотивацию обучающихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Необходимыми атрибутами круглого стола являются:

  • «свободный микрофон» (приучает говорить по очереди, а не всем сразу);
  • фонд вопросов, на которые должны ответить участники;
  • наличие современных технических средств получения и обработки поступающей информации.

Я провожу обычно круглый стол по таким темам как:

  • «Отечественная война 1812 года»;
  • «Великая Отечественная Война 1941-1945гг.»;
  • «Холодная война и её особенности»

Обычно рассматривают несколько вариантов проведения круглого стола. Основную часть круглого стола по любой тематике составляет дискуссия. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и другие.

При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставится несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных.

Во время дискуссии школьники могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором - дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, и взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация. На первой стадии - стадии ориентации - школьники адаптируются к проблеме и друг к другу, то есть в это время вырабатывается определённая установка на решение поставленной проблемы.

Вторая стадия - стадия оценки - обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей. На этой стадии начинается обмен мнениями, собирается максимум мнений, идей, предложений. При этом участники дискуссии не должны уходить от темы, за этим обычно следит педагог. Во время всего мероприятия необходим высокий уровень активности всех участников. Надо сразу оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии.

Третья стадия - предполагает выработку определённых единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия. На этой стадии педагог анализирует и оценивает проведённую дискуссию, подводит итоги, результаты, помогает участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, принимает групповое решение совместно с участниками круглого стола, добивается чувства удовлетворения у большинства участников, благодарит всех обучающихся за активную работу, выделяет тех, кто помог в решении проблемы.

В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если обучающийся задаёт сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых.

Правила ведения дискуссии:

  • заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по поводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;
  • не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
  • не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных школьников или преподавателя со школьником;
  • обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества обучающихся, а лучше - всех;
  • не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ, к этому следует подключить школьников, своевременно организуя их критическую оценку;
  • не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала круглого стола: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;
  • следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;
  • сравнивать разные точки зрения, вовлекая школьников в коллективный анализ и обсуждение, помня о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.

Во время проведения круглого стола царит деловой шум, многоголосие, что, с одной стороны, создаёт атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой - затрудняет работу преподавателя. Ему необходимо услышать главное, создать рабочую обстановку, дать возможность высказаться, правильно вести рассуждения. Но все трудности окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий.

Мозговой штурм на занятии

«Мозговой штурм» или «Мозговая атака» - ещё один из часто применяемых мною способов для решения предметных и практических задач. Его цель заключается в организации активной коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задачи.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  • творческое усвоение школьниками учебного материала;
  • связь теоретических знаний с практикой;
  • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решение актуальных задач;
  • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

При использовании данного метода проблема, формулируемая на занятии, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес обучающихся.

Проведение занятия по данной методике требует определенной подготовки. Педагог должен определить цели занятия, конкретизировать учебную задачу, спланировать общий ход занятия, определить время каждого этапа занятия, разработать критерии для оценки поступающих предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

Для продуктивного проведения мозгового штурма целесообразно придерживаться определённых правил. Основными из них являются:

Во время данного занятия нет ни начальников, ни подчинённых, ни новичков, ни ветеранов - есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.

Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.

Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением.

Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.

Не думайте, что проблема может быть решена только известными способами.

Чем больше выдвинутых предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

В начале занятия педагог сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит обучающихся с условиями коллективной работы и объясняет им правила мозгового штурма. После этого формируется несколько групп по 3-5 человек.

Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями школьников, но группы должны быть примерно равны по числу участников.

Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и чтобы обучающиеся могли видеть друг друга. На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут.

Разминка (10 минут) проводится фронтально со всей группой. Цель этого этапа - помочь школьникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров.

В самом начале мозгового штурма преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную задачу.

Подаётся сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь лёгкого шума и оживления в аудитории - непринуждённость обстановки способствует активизации мысли.

Время основной работы - 10-15 минут. Это этап интенсивной нагрузки обучающихся, обычно к его концу чувствуется явное утомление участников «штурма».

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Преподаватель определяет время работы для экспертов (10 минут).

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и другое.

На заключительном этапе представители групп экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе «штурма» идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внесении тех или иных предложений в практику.

Преподаватель подводит итоги, даёт общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной деятельности и т. п. Такая итоговая оценка создаёт в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает обучающихся. По времени заключительный этап - самый продолжительный (20 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при его обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен информацией, её осмысление и активное усвоение.

Урок-диспут

Это специально организованное занятие, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому- либо вопросу (проблеме). Вообще диспут трактуется в словарях как вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему. По поводу данной проблемы участники диспута выражают различные мнения и суждения. Развёртывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора.

Правила ведения диспута:

  • Каждый имеет право высказать своё мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.
  • Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и чётко. Не утверждай того, в чём не разобрался сам.
  • Постарайся как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.
  • Не повторяй того, что до тебя было сказано.
  • Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.
  • Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.

Пусть главным итогом диспута станет твоё продвижение по нелёгкому пути постижения истины.

Начинать диспут целесообразно с предложения прокомментировать какой-либо факт, высказывание, видео (кино) фрагмент.

В целях овладения обучаемыми культурой диспута можно предложить ряд словесных клише:

  • Я согласен (согласна), потому что...
  • Я не согласен (не согласна), потому что...
  • Я выражаю особое мнение, так как...

Хорошие результаты дают диспуты на уроках обществознания, по таким темам как: «Социализация личности», «Межличностные конфликты», «Информация как один из факторов современного производства»

Экспресс-опрос на уроке

Экспресс-опрос, в зависимости от вариантов его применения, может служить для проверки степени, глубины усвоения обучающимися конкретных тем изучаемого курса или курса в целом (проведение экспресс-опросов на занятии) разработки преподавателем оптимального варианта проведения занятия по текущей теме или итогового занятия. Возможно проведение экспресс-опроса и вне учебного времени.

На практике используются различные экспресс-опросы. Самый простой вариант анкеты экспресс-опроса может включать 3-5 вопросов, количество которых зависит от объёма теоретического материала по данной теме. Вопросы должны отражать узловые аспекты данной темы. К каждому вопросу можно предложить несколько вариантов ответа.

Урок-коллоквиум

Коллоквиум - вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем, например, относительно самостоятельного раздела теоретического курса по определенной дисциплине.

Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний школьников по данному разделу курса.

Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать её.

Аргументируя и отстаивая своё мнение, обучающийся в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.

Результативность уроков коллоквиума показательна при проведении повторительно – обобщающих и систематизирующих уроков по большим темам, таким как: «Вторая Мировая война», ««Перестройка» М.С. Горбачева и её результаты», «Особенности рыночной экономики на современном этапе развития российской экономики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты как форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии.

В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников как проекты. Данная форма работы не является инновационной, так как возникла ещё в 20-е годы прошлого ...

Статья "Использование современных образовательных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания (в соответствии с ФГОС)"

Применение современных технологий на уроке меняет отношение обучающихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет интенсифицировать процесс обучения и как вследствие...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...

«Методические рекомендации по активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания посредством музейной педагогики»

Цель данного проекта – обобщить практический опыт работы повышения мотивации обучающихся и познавательного интереса к изучению истории и обществознания через потенциалмузейной педагогики.Задачи, поста...

«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В статье рассматривается проблема реализации ФГОС ООО с использованием веб-квест технологии...

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка

Игра – это развлечение, занятие, которое проводится ради интереса. Но игра – это и способ передачи знаний......

Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке английского языка

Статья об эффективной активизации познавательной деятельности на уроках английского языка - игре....