рабочая программа по природоведению 5 класс А.А. Плешаков
рабочая программа по природоведению (5 класс) на тему

Фомина Наталья Викторовна

Программа авторов А.А.Плешакова, Н.И.Сонина

Программа рассчитана на 2 часа в неделю . При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 5 классе составит 68 часов.

Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Природоведение.5 класс.Биология.6-11 классы-М.:Дрофа,2009

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Природоведение.5 класс.Биология.6-11 классы-М.:Дрофа,2009

  • Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Автор А.А.Плешаков,Н.И.Сонин – М.: Дрофа, 2009
  • Образовательная программа ГБОУ СОШ № 508 Московского района Санкт-Петербурга – 2013
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 508 Московского  района Санкт-Петербурга – 2013

Цели и задачи обучения по предмету «ПРИРОДОВЕДЕНИЮ» в 5 классе

 

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.

Количество учебных часов

Программа рассчитана на 2 часа в неделю . При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение природоведения в 5 классе составит 68 часов.

1 четверть – 17 часов

2 четверть – 14 часов

3 четверть – 20 часов

4 четверть – 17 часов

Из них: практических работ-2,контрольных-3

Количество часов для контроля за выполнением практической части программы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

За год

Практические работы

1

1

2

Контрольные работы

1

1

1

3

Итого:

5

Особенности организации учебного процесса по предмету:   используемые формы, методы, средства  обучения

Формы обучения:

  • фронтальная (общеклассная)
  • групповая (в том числе и работа в парах)
  • индивидуальная

Традиционные методы обучения:

1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями,таблицами.
3. Практические методы: устные и письменные, графические работы, работы с атласом

Активные методы обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод исследовательского изучения, игровое проектирование, имитационный тренинг,  организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ) .опыты и другие.

Средства обучения:

  • для учащихся: учебники, рабочие тетради, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты), технические средства обучения (компьютер и плазменная панель) для использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства;атласы,энциклопедии,справочники
  • для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (Интернет).

Используемые виды и формы контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,
  • комплексный

Формы контроля:

Срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов). Для контроля знаний можно использовать методическое пособие Н.И.Сонина

Используемый  учебно-методический комплект

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

Программа

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы  для общеобразовательных учреждений.Природоведение.5 класс.Биология.6-11 классы.  – М.: Дрофа, 2009.

Основная литература

Базовый учебник

Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.-  М.: Дрофа, 2011 г.

Методическое пособие для ученика

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2011.
  • Плешаков А.А. Сонин Н.И. Естествознание . Рабочая тетрадь. -М,: Дрофа, 2012 г

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

  • Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. – М: Дрофа, 2003.
  • Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.
  • Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
  • Парфилова Л.Д. – Контрольные и проверочные работы  по природоведению: 5 кл.: к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  • Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.
  • Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2002.
  • Сивоглазов В.И. и др. – Тетрадь для оценки качества знаний к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» – М.: Дрофа, 2004.
  • Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. “Природоведение 5 кл.” - М.: Дрофа, 2001.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • Захаров В.Б. и др. – Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения, 5 класс – М.: Дрофа, 2006.
  • Иванова Т.В. и др. Природоведение 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Природоведение5кл.”. – М.: Дрофа, 2001.
  • Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2003.
  • Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.                            
  • Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.
  • Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
  • Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.
  • Сергеева Б.Ф. и др.  – Рабочая тетрадь  по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.
  • Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.
  • Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по курсу «Природоведение»



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:



Контрольные работы

Уроки

практические работы

Изучение природы

2

2

-

-

Вселенная

13

12

-

1

Земля

19

19

-

-

4.

Жизнь на Земле

16

14

1

1

5.

Человек на Земле

18

16

1

1

ИТОГО: 68 часов



Предварительный просмотр:

Содержание  рабочей программы

№ п/п

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

Изучение природы

2

Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений постановке опытов. [Примеры использования современных информационных технологий при проведении наблюдений и измерений]. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.

Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.

Вселенная

13

 Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной: Аристотеля,  Пифагора, Клавдия Птолемея, Николая Коперника,  Джордано Бруно, Галилео Галилей. Солнечная система, ее состав.  Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планета – карлик Плутон. Спутники планет.  Луна. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Строение кометы: ядро,  пылевой хвост, газовый хвост. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты,  сверхгиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год.

Земля

19

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. Внутреннее строение  Земли. Ядро, мантия,  земная кора, рельеф, движение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Вещества в окружающем мире. Тела, чистые тела, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие, газообразные вещества.

Явления в окружающем мире. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные); химические явления.

Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения, сейсмическая активность. Вулканы. Извержение вулкана.  Действующие и потухшие вулканы.  Суша планеты. Материк, континент, часть света, архипелаг.

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова.

Атмосфера земли. Состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер. Погода. Климат. Ураган. Тайфун. Торнадо, смерч. Гидросфера Земли и ее части. Мировой океан, вода в атмосфере. Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Тихий, атлантический, Южный. Воды суши. Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники.

Уникальность планеты Земля. Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли.

Жизнь на Земле

16

Развитие жизни на Земле. Эра, период. Каменноугольный период, юрский период. Животные прошлого. Динозавры. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, птерозавр, тираннозавр. Живые клетки. Клетка, растительная и животная клетки, многообразие клеток, половые клетки. Строение клетки. Наружная  мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласт, митохондрия. Царства живой природы. Бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы, простейшие. Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. Жизнь на разных материках. Флора  и фауна на материках. Природные зоны Земли. Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. Жизнь в морях и океанах. Сообщества живых организмов: поверхности воды (планктон), толщи воды (нектон), донное, глубоководное (бентос).

Человек на Земле

18

      Происхождение человека. Первые люди. Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец). История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Как человек изменил землю. Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха. Кислотные дожди. Озоновая  дыра и парниковый эффект. Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель, защита земель от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. Ядовитые животные и растения. Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка. Охрана животных и растений. Красная книга, Зеленая книга, Черная книга. Человек на Земле. Влияние человека на  природу.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по природоведению

на 2013 – 2014 учебный год

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Виды деятель

ности

Формы контроля

Практические,контрольные работы…

Оборудование

Наглядность

Дата проведения

план

факт

1.Изучение природы. Введение. Науки о природе.

Изучение нового материала

Знать: естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать); Уметь: приводить примеры учёных, методы изучения природы

Беседа, работа с таблицей

вопросы

-

Портреты учёных-естествоиспытателей,

презентация

Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований

Изучение нового материала

Знать: отдельные методы изучения природы;

Уметь: пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарем, справочником, определителем, картами, сетью интернет.

Текущий, устный индивидуальный

-

Приборы для проведения  естественнонаучных наблюдений и опытов: увеличительные приборы:  лупа, микроскоп. Измерительные приборы: весы, термометр, мерный цилиндр Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, спиртовка. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых- стествоиспытателе.

2.Вселенная. Что такое Вселенная? Как древние люди представляли себе Вселенную?

Изучение нового материала

Знать: Знать современное определение Вселенной; как представляли себе Вселенную древние индейцы, шумеры, греки; взгляды Пифагора на форму Земли; суть модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Уметь самостоятельно работать с учебником; сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, набольшие рефераты природоведческого содержания, используя материал учебника и дополнительную литературу.

Беседа, работа с глобусом, атласом

Индивидуальный

-

Глобус Земли, рисунки, иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной.

Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Изучение нового материала

Знать, какой вклад в науку внесли Аристотель и Птолемей. Уметь сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею; составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты об ученых, используя материал учебника и дополнительную литературу; излагать материал составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечая на них; оформлять сообщения и рефераты.


Работа с атласом, выполнение рисунка, сравнение моделей

Фронтальный

-

Портрет Аристотеля и Птолемея; выполненные учащимися таблицы «Система мира по Аристотелю», «Система мира по Птолемею».

Н.Коперник, его модель Вселенной.

Изучение нового материала.

Знать особенности модели Вселенной созданной польским астрономом Н.Коперником. Уметь сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.

Путешествие(презентация),работа с атласом, рисунок модели, сравнение

фронтальный

-

Портреты Аристотеля, Птолемея, Коперника.

Д.Бруно и Г.Галиллей, их роль в развитии и пропаганде идей Коперника

Обобщение новых знаний

 Знать особенности модели Вселенной созданной польским астрономом Н.Коперником. Уметь сравнивать модель Вселенной по Н.Копернику с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею

Работа с атласом, презентация, беседа, просмотр видеофильма

Индивидуальный, фронтальный

-

Портреты учёных, таблицы. Презентация

Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.

Изучение нового материала.

Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон. Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

Работа с атласом, презентация, игра «Планеты», диалог, заполнение таблицы, работа с доп. Литературой

Составление таблицы

-

Схема Солнечной системы, ИКТ, атласы, учебники

Планеты –гиганты

Изучение нового материала

 Знать планеты-гиганты и их характеристики; карликовую планету – Плутон. Уметь работать самостоятельно с учебником, извлекать из него необходимую информацию; совершать логические операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

Работа с атласом, презентация, игра «Планеты», диалог, заполнение таблицы, работа с доп. Литературой

Составление таблицы

-

Схема Солнечной системы, ИКТ, атласы, учебники

Спутники планет

Изучение нового материала

 Знать спутник Земли – Луну и её характеристики; спутники других планет Солнечной системы. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

Презентация, выступление учащихся с доклада.и, беседа

Выступление с докладами(выборочно)

-

Атласы, ИКТ, презентация, фото луны

Астероиды, кометы

Изучение нового материала

Знать, что астероиды и кометы – небесные тела, входящих в состав Солнечной системы; их характеристики. Уметь  самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в тетради

Работа с атласом, доп. Литературой, просмотр видеофильма

индивидуальный

-

Схема Солнечной системы. Фотографии комет и астероидов

Метеоры, метеориты

Изучение нового материала

 Знать, что представляют собой метеоры и метеориты. Уметь  самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него нужную информацию; логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

Работа с атласом, доп. Литературой, просмотр видеофильма

индивидуальный

-

Схема Солнечной системы, фотографии и рисунки метеоритов.

Звёзды. Солнце- ближайшая к нам Звезда

Изучение нового материала

 Знать, что такое звезда; каковы размеры и природа Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию.

Составление схемы, работа с картой звёздного неба, презентация, работа с учебником

индивидуальный

-

Рисунки, иллюстрирующие внешний вид Солнца; фотографии звезд. Презентация, карта звёздного неба

Многообразие звёзд.Созвездия

Изучение нового материала

Знать, что представляют собой созвездия. Уметь находить на звездном небе и звездной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, Дракона, Цефея, Кассиопеи.

Составление схемы, работа с картой звёздного неба, презентация, работа с учебником

Индивидуальный,вопросы

-

Карта  звездного неба.

Галактики. Световой год. Многообразие галактик.

Изучение нового материала

Знать, что представляют собой Галактика Млечный Путь; её характеристики; астрономическую единицу длины – световой год. Уметь находить в ночном небе Млечный Путь.

Работа в парах, работа с учебником, ответы на вопросы

индивидуальный

-

Карта звездного неба; фотографии галактик, атласы

Обобщение по теме «Вселенная»

Обобщение изученного.

Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика. Уметь самостоятельно работать с учебником, извлекать из него информацию; совершать логические мыслительные операции: абстрагировать, сравнивать, обобщать.

Работа по карточкам

Фронтальный

Контрольная работа

Таблицы «Система мира по Птолемею»; «Система мира по Копернику»; схема Солнечной системы, карта звездного неба; фотографии небесных тел.

16
























3.Земля.

Как возникла Земля? Гипотезы о возникновении Земли.

Изучение нового материала

Знать сущность термина «гипотеза» (научное предположение); гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа);  современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Уметь логически мыслить, извлекать из различных источников (в первую очередь из учебника) необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения набольших проблем.

Работа в группах

индивидуальный

-

Рисунки на стр.54-56 учебника, иллюстрирующие возникновение планет Солнечной системы и Земли.


17










Возникновение Земли (продолжение)









Изучение нового материала

составленных рассказов, сообщений, рефератов, опираясь на записи, но не читая их; формулировать вопросы и отвечать на них; оформлять сообщения, доклады, рефераты

Урок-пресс -конференция

индивидуальный

-

Портреты ученых; таблицы, иллюстрирующие возникновение Солнечной системы по гипотезам  Ж.Бюффона; И.Канта; Д.Джинса; О.Ю.Шмидта; П.Лапласа, совр. науки.

18

Внутренне строение Земли

Изучение нового материала

Знать внутреннее строение Земли и её внешние оболочки.

Уметь логически мыслить; работать с учебником и картой

Работа с атласом, выполнение схемы, работа с учебником, беседа

индивидуальный

-

Физическая карта полушарий; схема, раскрывающая строение  Земли. Презентация «Путешествие к центру Земли»

19














Горные породы, минералы, полезные ископаемые

Изучение нового материала

Знать принципиальное отличие горных пород от минералов; суть термина «полезные ископаемые».


Уметь выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях.

Работа в парах, с учебником, доп. литературой, в тетрадях

индивидуальный

-

Физическая карта России; коллекция минералов, горных пород, полезные ископаемые.ИКТ

20






Землетрясения и вулканы

Изучение нового материала

Знать причины землетрясений ,вулканической деятельности.

Уметь использовать материалы учебника,  логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний

Выступление с сообщениями, работа с тетрадями, просмотр видео

Индивидуальный

-

Физическая карта полушарий. муляжи, картины, рисунки, иллюстрирующие строение вулкана, формы вулканических извержений.ИКТ

21










Вещества и явления в окружающем мире

Изучение нового материала

Знать принципиальное отличие веществ, явлений природы Уметь выполнять несложные наблюдения и практические работы; фиксировать их результаты в тетрадях

Работа с учебником, экскурсия в кабинет химии

Индивидуальный

-

Схемы веществ

22




Многообразие явлений природы

Изучение нового материала

Знать принципиальное отличие явлений природы. Уметь объяснять явления природы

Экскурсия в природу, или заочная экскурсия в планетарий

Индивидуальный, фронтальный

-

Видео, ИКТ, фото явлений природы

23





Суша планеты

Изучение нового материала

Знать общую характеристику материков.

Уметь показывать на карте основные материки и острова

Работа с атласом и тетрадями

Фронтальный

-

Физическая карта полушарий,атласы,ИКТ

24






Атмосфера Земли. Состав воздуха.




Изучение нового материала

Знать состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.

Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний.

Работа с учебником, тетрадями

Индивидуальный

-

Мультимедийное приложение к учебнику

25





Вещества в окружающем мире и их использование человеком

Изучение нового материала

Доклады учащихся

Индивидуальный

-

Мультимедийное приложение к учебнику

26







Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью.


Изучение нового материала

Знать состав воздуха; типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.

Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний.

Работа с атласом, выполнение схемы, работа с учебником, беседа

Индивидуальный

-

Мультимедийное приложение к учебнику

27

Ветер. Погода. Климат. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Изучение нового материала

Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информация; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.

Работа с дневником погоды, таблицей, схемами

Индивидуальный, фронтальный

-

Мультимедийное приложение к учебнику

28













Ураганы . Смерчи.





Изучение нового материала, обобщение изученного

Знать причины и результаты ураганов и смерчей Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем.

Работа в парах, с учебником, доп. литературой, в тетрадях

Фронтальный. Тест

-

Мультимедийное приложение к учебнику

29






Гидросфера Земли, её части. Мировой океан.

Изучение нового материала

Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.

Уметь выполнять несложные практические работы.

Работа с контурными картами.

Фронтальный

-

Физическая карта полушарий. Таблица «Круговорот воды в природе».Атласы

30








Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды

Изучение нового материала

Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе.

Уметь выполнять несложные практические работы.

Тест, диалог, работа с диском

Индивидуальный

-

Мультимедийное приложение к учебнику

31



Уникальность планеты Земля

Изучение нового материала

Знать месторасположение Земли в Солнечной системе; значение Солнца для жизни на Земле; вращение Земли вокруг Солнца и вокруг собственной оси; значение атмосферы для сохранения и поддержания жизни на нашей планете; роль гидросферы и круговорота воды в природе в перераспределении тепла и влаги на поверхности Земли; роль зеленых растений в поддержании постоянства газового состава атмосферы, обеспечении кислородом и органическими веществами всех живых организмов. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая нужную информацию; совершать мыслительные операции: абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать и оформлять их в виде таблицы, схем.

Работа с диском, решение задач, беседа

Индивидуальный

-

Глобус Земли; физическая карта полушарий; фотографии Земли из космоса.


32

Планета Земля как среда обитания живых организмов

Изучение нового материала

См.выше

сообщения

Индивидуальный, фронтальный

-

Мультимедийное приложение к учебнику

33



Особенности расположения Земли в Солнечной системе

Изучение нового материала

См.выше

Видео, работа в тетрадях, с учебником

Индивидуальный

-

34

Обобщение по теме «Земля»

Обобщение изученного

Знать основные гипотезы происхождения Земли и Солнечной системы; сущность землятресений, извержений вулканов, ураганов, смерчей; их причины и поведение людей в экстремальных ситуациях; особенности Земли, обусловившие существование на ней жизни.

Уметь отвечать на вопросы письменно и устно; извлекать из различных источников нужную информацию.

Работа по карточкам

Фронтальный

Контрольная работа

Глобус Земли; физическая карта полушарий; фотографии Земли из космоса, макет вулкана.

35

4.Жизнь на Земле

Развитие жизни на Земле

Изучение нового материала

Знать историю развития жизни на Земле; вода – колыбель жизни; древние водные растения и животные древнейших времен; растения и животные древних лесов; происхождение земноводных и пресмыкающихся, млекопитающих и птиц, папоротников, голосеменных и цветковых растений. Уметь из различных материалов наглядные пособия; работать с дополнительной литературой.

Просмотр видео, работа с учебником, сообщения, работа с диском

Индивидуальный

-

Таблицы и картины, иллюстрирующие господство определенных групп растений и животных в различные периоды развития жизни на Земле.

36

Животные прошлого

Изучение нового материала

Знать историческое развитие растений и животных на Земле; переход организмов от водного образа жизни к наземному, их постепенное усложнение; доказательство развития растений и животных. Уметь работать с дополнительной литературой; выполнять несложные практические задания; отвечать на вопросы и извлекать информацию из различного источника.

Викторина вопросов, работа в парах

Фронтальный

-

Изображение древних растений и животных.

37

Клеточное строение организмов

Изучение нового материала

Знать историю открытия клетки; роль увеличительных приборов в изучении клеточного строения растений и животных; главные части клетки: питание, дыхание, рост, размножение.

Уметь выполнять несложные практические задания; оформлять результаты практических работ

Выполнение модели клетки, схемы, работа с презентацией

Индивидуальный

-

Микроскопы, луковица репчатого лука, пипетка, иглы для препарирования, стаканчик с водой, пузырёк с настойкой йода, предметное и покровное стекла; таблица «Строение растительной клетки» Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки»; микроскопы; готовые микропрепараты растительных и животных клеток

38

Разнообразие клеток растительного и животного организмов

Изучение нового материала

См. выше

Сказки про клетку, работа с микроскопом в кабинете биологии и таблицами

Фронтальный

Лабораторная работа

См. выше

39

Разнообразие живого. Царства живой природы

Изучение нового материала

Знать царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные; одноклеточные организмы. Уметь работать с микроскопом; выполнять несложные практические задания; работать с дополнительной литературой и делать небольшие сообщения; формулировать вопросы и отвечать на них.

Работа в тетрадях, с диском, выполнение заданий по карточкам в группах

Индивидуальный

-

Таблицы с изображением организмов различных царств природы; комнатные растения; гербарные материалы; коллекции, влажные препараты животных, муляжи грибов; микроскопы, микропрепараты одноклеточных организмов.

40

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Изучение нового материала

См. выше

Схема, тест

Индивидуальный

-

См. выше

41

Беспозвоночные и позвоночные организмы

Изучение нового материала

Знать разнообразие животных, их широкое распространение на земном шаре; беспозвоночных и позвоночных животных, их многообразие, отличительные признаки; связь животных с растениями и другими организмами. Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблиц, схем, выводов.

Сообщения, диалог

Фронтальный

-

Таблицы, картинки с изображением животных различных групп; коллекции, влажные препараты.

42

Среда обитания организмов

Изучение нового материала

Знать многообразие сред обитания организмов (наземно-воздушная, водная, почвенная); их роль в жизни организмов; особенности наземно-воздушной среды и приспособленность растений и животных к жизни в неё. Уметь выполнять несложные практические задания.

Работа с таблицей

Индивидуальный

-

Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции.

43

Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней.

Изучение нового материала

Знать отличительные особенности водной среды от наземно-воздушной среды; водных животных, особенности их строения и жизнедеятельности, обеспечивающие их обитание в водной среде; распространений в водной среде на различной глубине, о почве – среде обитания бактерий, грибов, растений, животных; Уметь выполнять несложные практические задания, приспособленность организмов к почвенной среде, выполнять несложные практические задания.

Работа в группах

Индивидуальный

-

Таблицы с изображением растений и животных в природе; гербарии; коллекции.

Таблицы и картины с изображением организмов, живущих в почве; коллекции.

44

Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве.

Изучение нового материала

См. выше

Работа по диску, в тетрадях по заданию

Индивидуальный

-

См. выше

45

Растения и животные разных материков.

Изучение нового материала

Знать особенности растительного и животного мира Евразии на примере Китая; своеобразие и животный мир Африки; растительный и животный мир Северной Америки, его особенности; редкие растения и животные Южной Америки; особенности растений и животных Австралии и Антарктиды. Уметь самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника: логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в виде таблицы.

Просмотр видео, работа с атласом

Индивидуальный

-

Географическая карта полушарий; карты растительный и животный мир.

46

Растения и животные разных материков.

Изучение нового материала

См. выше

Доклады, презентация

Фронтальный

-

См. выше

47

Природные зоны Земли.

Изучение нового материала

Знать природные зоны Земли; расположение каждой из природных зон на планете; особенности растительного и животного мира в них; причины (условия) распространения растений и животных на суше. Уметь показывать на карте основные природные зоны Земли; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в виде выводов, таблиц, схем; работать с гербарным материалом.

Заполнение таблицы, работа с учебником и атласом

Индивидуальный

-

Таблицы  с изображением растений и животных различных природных  зон; гербарные экземпляры растений; карта «Природные зоны Земли»

48

Жизнь в морях и океанах.

Изучение нового материала

Знать о разнообразии растений и животных морей и океанов; о распространении их в прибрежной мелководной части, в толще и на дне, в коралловых рифах; о взаимосвязях и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях. Уметь выполнять практические работы; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в форме схем, таблиц.

Работа с атласом, просмотр видео

Индивидуальный

-

Таблицы и картинки организмов, живущих в морях и океанах.

49

Знакомство с экологическими проблемами местности

Изучение нового материала

Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.

Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Решение экологических задач(в группах). Урок-дискуссия.

Фронтальный

Практическая работа

Карточки с задачами, иллюстрации

50

Обобщение по теме «Жизнь на Земле»

Обобщение изученного

Знать отличительные черты живых организмов; их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; о распределении растений и животных на материках и в океанах в важнейших зонах Земли. Уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать.

Работа по заданию

Фронтальный

-

Физическая карта полушарий Земли;  таблицы,  картины,  гербарии,  коллекции, влажные препараты,  микроскопы,  микропрепараты.

51

5. Человек на Земле.

Происхождение человека. Древние предки человека.

Изучение нового материала

Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, таблицами, муляжами, коллекциями), извлекая из нужную информацию; проявлять творчество и логически мыслить

комбинированный

Индивидуальный

-

Катины и таблицы из серии «Происхождение человека»; муляжи и коллекции, отражающие облик человекообразных обезьян, их части тела и предметы, которыми они пользовались.

52

Первые люди.

Изучение нового материала

Иметь представление о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении поведении в процессе исторического развития. Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Работа с диском, учебником, диалог

Индивидуальный

-

53

Страницы истории географических открытий.

Изучение нового материала

Иметь представление об открытиях материков нашей планеты.

Уметь кратко характеризовать заслуги путешественников – первооткрывателей материков.

Работа с диском, атласом. учебником

Индивидуальный

-

Физическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков.

54

Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки.

Изучение нового материала

См. выше

Работа с атласом, контурными картами

Индивидуальный

-

Физическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков.

55

Открытие Австралии и Антарктиды.

Изучение нового материала

Знать первооткрывателей Австралии и Антарктиды Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

Работа с атласом, контурными картами

Фронтальный

-

Физическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков, контурные карты

56

Великие путешественники- первооткрыватели далёких земель.

Изучение нового материала

Знать, как люди открывали новые земли.


Уметь назвать имена 3-5 великих путешественников-первооткрывателей; кратко охарактеризовать их заслуги.

Сообщения, работа с диском и презентацией

Индивидуальный

-

Физическая карта полушарий Земли; портреты путешественников – первооткрывателей материков. ИКТ

57

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

Изучение нового материала

Знать последствия влияния человека на природу; экологические проблемы, которые необходимо решать на данном этапе.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из него необходимую информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форм

Сообщения(выборочно), беседа

Индивидуальный

-

Картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды и его последствия.

58

Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект

Изучение нового материала

Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.

Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Просмотр видео, экологические лозунги. плакаты рисуют

Индивидуальный

-

Картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды и его последствия.

59

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути решения.

Изучение нового материала

Знать последствия влияния деятельности человека на живые организмы; конкретные примеры негативной деятельности человека.

Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Конкурс на лучший экологический плакат, защита

Индивидуальный

-

Картины и таблицы, с изображением редких и исчезающих видов растений и животных.

60

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием

Изучение нового материала

Знать сущность понятия «опустынивание»; причины опустынивания и меры остановки и защиты Земли от этого процесса. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и извлекать из него нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме

Работа по диску

Индивидуальный

-

Картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды и его последствия.

Таблицы и картины с изображением пустынь.

61

Важнейшие экологические проблемы

Изучение нового материала

Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.

Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Беседа, составление рассказа по доп. литературе

Индивидуальный

-

Картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды и его последствия.

62

Важнейшие экологические проблемы

Изучение нового материала

Знать естественные и вызванные деятельностью человека источники загрязнения атмосферы; виды опасности для всего живого, таящиеся в загрязнении атмосферы.

Уметь составлять рассказы, сообщения природоведческого содержания, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Решение экологических задач, презентация

Индивидуальный

-

Картины и таблицы, иллюстрирующие загрязнение окружающей среды и его последствия.

63

Здоровье человека и безопасность жизни

Изучение нового материала

Знать основные меры сохранения здоровья человека Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Работа с учебником, тетрадями, беседа

Индивидуальный

-

Таблицы по сохранению здоровья человека

64

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Изучение нового материала

Знать основные меры сохранения здоровья человека Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Просмотр видеофильма, выступление старшеклассника с докладом

Индивидуальный

-

Таблицы по сохранению здоровья человека

65

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения.

Изучение нового материала

Знать правила поведения человека в опасных ситуациях

 Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

комбинированный

Индивидуальный

-

ИКТ

66

Простейшие способы оказания первой помощи.

Изучение нового материала

Знать простейшие способы оказания первой помощи Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Выполнение заданий по теме

Фронтальный

Практическая работа

ИКТ

67

Обобщение по теме «Человек на Земле»

Обобщение изученного

Знать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Уметь обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Задание на карточках, тест

Фронтальный

Контрольная работа

Географическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, приборы, инструменты в процессе изучения темы.

68

Повторение изученного

Обобщение изученного

Знать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Уметь обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Терминологический словарь, викторина

Индивидуальный

-

Географическая карта полушарий Земли; таблицы, картины, приборы, инструменты в процессе изучения темы.



Предварительный просмотр:

Основные требования к уровню знаний и умений учащихся

по природоведению

к концу 5 класса

В результате изучения природоведения ученик должен:

 знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
  • строение живой клетки (главные части);
  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);
  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

   

   



Предварительный просмотр:

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

по природоведению

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении  материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по природоведению 5 кл Плешаков, Сонин

Рабочая программа и календарно тематическое планирование по природоведению Плешакова, Сонина.     Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на б...

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по природоведению 5 класс , по учебнику А.А. Плешаков ,Н. И. Сонин,

пояснительная записка , нормы оценки, содержаие учебного курса,УМК....

Рабочая программа по природоведению 5 класс А.А.Плешаков Н. И. Сонин

пояснительная записка, календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа по природоведению 5 класс (Плешаков)

Программа разработана на основе  программы основного общего образования по природоведению для 5 класс.Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. М.: Дрофа, 2010г....

Рабочая программа "Биология 5 класс" к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков

Рабочая прграмма рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов...