Подведём итоги: что мы узнали о питании организмов?
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Обобщающий урок по теме "Питание организмов" в 5 классе. Проводится с использованием игровой технологии, где учащиеся представляются сотрудниками научных лабораторий. На уроке закрепляются понятия: хищник, жертва, паразит, органические вещества. Также формируются экологические знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Подведём итоги: что мы узнали о питании организмов.

5 класс. Март 2010 года. Учитель: Лявкуева Л.В.

Цель урока: Обобщить знания, относящиеся к такому характерному для всех живых организмов признаку, как процесс питания.

Задачи урока:

  1. Развивать мышление учащихся, используя опережающую информацию;
  2. Закрепить понятия: «растительноядные», «хищники», «паразиты»;
  3. Развивать понятие об органических веществах;
  4. Активизировать познавательную деятельность учащихся;
  5. Формировать понятие о пищевых связях живых организмов и значении растений для сохранения жизни на Земле;
  6. Формировать экологическое понятие о приспособленности живых организмов к среде обитания.

Оборудование: микроскоп и микропрепараты (сосальщик, членики паразитического червя); скелет крота, челюсть щуки, челюсть грызуна; листы бумаги;

Ход урока.

Конференция. Класс – НИИ; в нем «работают» 3 лаборатории: «Зоологии», «Экологии», «Ботаники». Ученики – это ученые, которые будут отвечать на проблемные вопросы. Вопросы будет задавать директор НИИ – учитель.

Задания лабораториям:

  1. Соотнести понятия:  

органические вещества

хлорофилл

корни

минеральные вещества

растения – хищники

углекислый газ

растительноядные животные

свет

вода

паразиты

хищники

животные, которые питаются растениями

зеленое вещество, которое улавливает свет

вещества, которые человек и животные получают с пищей

это необходимо растениям, чтобы образовывать органические вещества

организмы, которые питаются соками хозяина

вещества, которые с помощью корня поступают в растения из почвы

организмы, которые сначала убивают добычу, а затем съедают ее

они служат опорой растениям и добывают из почвы растворенные в воде минеральные вещества

растения, питающиеся мелкими животными

  1. Подобрать пары организмов (среди представленного списка), связанных пищевыми отношениями: хищник – жертва, паразит – хозяин, растение – растительноядное животное. Решение объяснить.

Список организмов: Лиса, многолетняя трава, петров крест, листва деревьев, кора деревьев, человек, аскарида, берёза, трутовик, олень, ёж,  бычий цепень, дождевой червь, мышь, туберкулёзная палочка.

  1. Ответить на вопросы:
  • Зависит ли жизнь растений от хищников, которые не поедают растения?
  • Помогают ли выжить зайцу паразиты, живущие в организме хищника?
  • Чем отличается питание растений от питания животных?
  • Можно ли по зубам определить, чем питается животное? (представить скелет челюсти крота и грызуна)
  • Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
  • Какие минеральные соли укрепляют наши скелет и зубы?

  1. Продолжить и объяснить смысл:

А) Слов русского ученого К.А. Тимирязева: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в ……             (зелёных листья растений)

Б) Стихотворения:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых,

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получилось:

От любого ветерка качаются,

Почему осыпались и вянут?

(Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок)

В) Рассказа: «В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек – ученый. Мальчик торопился на футбол и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа и сказал:

-Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь?- обратился он к мальчику.

Тот удивился.

-Разве Вы не видите? Я ем кашу.

-Но ведь ты совсем ее не пережевываешь!

Мальчику стало смешно.

-А зачем я ее буду жевать? Она и так жидкая.

-Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твёрдой сделать жидкую. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишечник, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.

Мальчик смущенно молчал.

-Запомни, что кусочек черного хлеба, хорошо прожеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обет, съеденный без толку.)

  1. Объяснить опыты:
  • Учебник – стр. 118 (опыт Ван Гельмонта)
  • Учебник  - стр. 119 (наблюдение 1, 2)
  • Учебник – стр. 130 (рис. 142)

  1. Физкультминутка: каждому ученику сделать 5 шагов, на каждый шаг назвать организмы: хищники, паразиты, растительноядные, всеядные, минеральные соли, растения.

  1. Что находится под объективом микроскопа?

Подведение итогов урока – выставление оценок