Подведём итоги: что мы узнали о питании организмов?
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему
Обобщающий урок по теме "Питание организмов" в 5 классе. Проводится с использованием игровой технологии, где учащиеся представляются сотрудниками научных лабораторий. На уроке закрепляются понятия: хищник, жертва, паразит, органические вещества. Также формируются экологические знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подведём итоги: что мы узнали о питании организмов.
5 класс. Март 2010 года. Учитель: Лявкуева Л.В.
Цель урока: Обобщить знания, относящиеся к такому характерному для всех живых организмов признаку, как процесс питания.
Задачи урока:
- Развивать мышление учащихся, используя опережающую информацию;
- Закрепить понятия: «растительноядные», «хищники», «паразиты»;
- Развивать понятие об органических веществах;
- Активизировать познавательную деятельность учащихся;
- Формировать понятие о пищевых связях живых организмов и значении растений для сохранения жизни на Земле;
- Формировать экологическое понятие о приспособленности живых организмов к среде обитания.
Оборудование: микроскоп и микропрепараты (сосальщик, членики паразитического червя); скелет крота, челюсть щуки, челюсть грызуна; листы бумаги;
Ход урока.
Конференция. Класс – НИИ; в нем «работают» 3 лаборатории: «Зоологии», «Экологии», «Ботаники». Ученики – это ученые, которые будут отвечать на проблемные вопросы. Вопросы будет задавать директор НИИ – учитель.
Задания лабораториям:
- Соотнести понятия:
органические вещества хлорофилл корни минеральные вещества растения – хищники углекислый газ растительноядные животные свет вода паразиты хищники | животные, которые питаются растениями зеленое вещество, которое улавливает свет вещества, которые человек и животные получают с пищей это необходимо растениям, чтобы образовывать органические вещества организмы, которые питаются соками хозяина вещества, которые с помощью корня поступают в растения из почвы организмы, которые сначала убивают добычу, а затем съедают ее они служат опорой растениям и добывают из почвы растворенные в воде минеральные вещества растения, питающиеся мелкими животными |
- Подобрать пары организмов (среди представленного списка), связанных пищевыми отношениями: хищник – жертва, паразит – хозяин, растение – растительноядное животное. Решение объяснить.
Список организмов: Лиса, многолетняя трава, петров крест, листва деревьев, кора деревьев, человек, аскарида, берёза, трутовик, олень, ёж, бычий цепень, дождевой червь, мышь, туберкулёзная палочка.
- Ответить на вопросы:
- Зависит ли жизнь растений от хищников, которые не поедают растения?
- Помогают ли выжить зайцу паразиты, живущие в организме хищника?
- Чем отличается питание растений от питания животных?
- Можно ли по зубам определить, чем питается животное? (представить скелет челюсти крота и грызуна)
- Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
- Какие минеральные соли укрепляют наши скелет и зубы?
- Продолжить и объяснить смысл:
А) Слов русского ученого К.А. Тимирязева: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жир и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в …… (зелёных листья растений)
Б) Стихотворения:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получилось:
От любого ветерка качаются,
Почему осыпались и вянут?
(Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок)
В) Рассказа: «В столовой за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек – ученый. Мальчик торопился на футбол и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа и сказал:
-Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь?- обратился он к мальчику.
Тот удивился.
-Разве Вы не видите? Я ем кашу.
-Но ведь ты совсем ее не пережевываешь!
Мальчику стало смешно.
-А зачем я ее буду жевать? Она и так жидкая.
-Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твёрдой сделать жидкую. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишечник, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.
Мальчик смущенно молчал.
-Запомни, что кусочек черного хлеба, хорошо прожеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обет, съеденный без толку.)
- Объяснить опыты:
- Учебник – стр. 118 (опыт Ван Гельмонта)
- Учебник - стр. 119 (наблюдение 1, 2)
- Учебник – стр. 130 (рис. 142)
- Физкультминутка: каждому ученику сделать 5 шагов, на каждый шаг назвать организмы: хищники, паразиты, растительноядные, всеядные, минеральные соли, растения.
- Что находится под объективом микроскопа?
Подведение итогов урока – выставление оценок