Главные вкладки

    Методическая разработка по психологии на тему:
    Выступление на педсовете

    Калинина Екатерина Григорьевна

    Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    rabota_s_roditelyami_formy.doc116 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогическом совете школы

    Тема: «Формы и методы работы с родителями в условиях  модернизации образования»

    Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратит на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Но самое страшное то, что лишь 20% имеют I группу здоровья.

    Отсюда следует вывод: Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. 

    Работу с родителями условно можно разделить на две части:

    1)      со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

    2)      с частью родителей в форме коррекционно - развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок

    Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

    1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

    2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

    3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

    Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

    Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

    Формы работы с родителями

    Традиционные

    Нетрадиционные

    Родительские собрания

     Общеклассные и общешкольные конференции

    Индивидуальные консультации педагога

     Посещения на дому

    Переписка с родителями

    Родительские тренинги

    Дискуссии

    Диспуты

     Психологические разминки

     Круглые столы

     Устные журналы

     Практикумы

     Родительские вечера

     Родительские чтения

     Родительские ринги

    Ролевые игры

    Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

    Формы психолого-педагогического просвещения

    Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит зна комство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родите лями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ре бенка, дает советы по организации выполнения домашних зада ний и т.д.

    Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

    Организация совместных досуговых мероприятий
    Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы
     досуга: совместные праздники, подготовка концер тов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллектив ные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлека ется в свободное время.

    Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
    Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возгла вить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома.

    Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.

    Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой буду щего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из роди телей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
    Темой диспута может служить любая спорная проблема семей ного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

     Университет педагогических знаний -это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д

     Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций)

     Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей)

    Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе.

    Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
    Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий

     Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
    В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

     Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специ фики учебной деятельности)Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
    День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

    Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

     Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

     Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

    Примерные темы родительских вечеров:

    3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

    4. Друзья моего ребенка.

    5. Праздники нашей семьи.

    6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

    7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

    8. Песни, которые пели и поют наши дети.

    Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

     Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

    С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

     Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

     Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

    Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

    1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

    2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

    На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского  коллектива.   По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить  на несколько видов:

    1.  Организационные собрания  или установочные (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
    2. Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
    3.  Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
    4. Комбинированные собрания (включающие  в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.  
    5. Чрезвычайные (по поводу  чрезвычайных ситуаций)
    6. Отчетные
    7. Информационно – просветительские
    8. Совместные ( с учениками и родителями)

     

    Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:

    1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
    2. Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
    3. Психолого- педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт  собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
    4. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
    5. Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
    6. Личные беседы с родителями.

     

    Организуя родительские собрания, можно  придерживаться следующих принципов:

    1. родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей  в учебе;
    2. тема собрания должна учитывать возрастные  особенности детей;
    3. собрание должно носить как теоретический, так и практический характер  (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
    4. классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
    5. родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
    6. каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать  во благо ребенку.

     Алгоритм подготовки родительского собрания

    1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывают:
    1. возрастные  особенности детей;
    2. преобладание типов семей;
    3. уровень образованности и заинтересованности родителей;
    4. проблемы классного коллектива;
    5.  цели и задачи учебно–воспитательного процесса, стоящие перед школой.

     

    1. Подготовительная работа: 
    1. изучение научно – методической литературы;
    2. анализ документации;
    3. проведение микроисследования;
    4. определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
    5. объявление за 2 – 3 недели о родительском собрании учащимся;
    6. запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
    7. приглашение родителей и других его участников;
    8. привлечение родителей и других его участников;
    9. привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
    10. оформление и оборудование места проведения собрания.

     

    1. Рекомендации по проведению родительского собрания: 
    1. оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
    2. оно должно носить как теоретический. Так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
    3. оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

    Структура проведения родительского собрания:

     1) Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогли классу и школе.

    2)  Анализ развития детей за определенный период:

    1. личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми, данные диагностик);
    2. учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).

    3) Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого – педагогической компетенции).

    Внеучебная проблема:

    1. выделяем существующую (возникшую) проблему;
    2. определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше. Смотрим на проблему с разных сторон);
    3. предпринимаем попытку ее теоретического развития, осуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести), определяем участников разрешения данной проблемы и распределяем ответственность между ними.

     Учебная проблема:

    1. выделяется характер  затруднений детей при освоении учебного курса;
    2. анализируется причины затруднений;
    3. идет совместное обсуждение6 сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у  которых подобных затруднений нет;
    4. даются методические советы по коррекции учебной деятельности (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
    5. лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать ее досконально (!).

    4) Принятие решения собрания.

    5) Индивидуальные консультации с родителями. 

    Семь правил успешного проведения родительского собрания

    1. Уважайте!
    2. Помогайте!
    3. Объясняйте!
    4. Доверяйте!
    5. Учитесь!
    6. Спрашивайте!
    7. Благодарите!

     Важно!

    1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
    2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
    3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.  

    Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

    1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
    2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
    3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
    4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
    5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
    6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

    И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

     Направления и формы  взаимодействия школьного психолога с родителями в образовательной практике"

     представлена модель оптимального сотрудничества между школьным психологом и родителями, отражающая все возможные направления работы психолога с родителями, обобщенные и классифицированные по признаку сущности психолого-педагогического вмешательства и характеризующая общие тенденции взаимодействия семьи и школы. Модель взаимодействия школьного психолога с родителями может быть представлена в виде трех основных направлений кризисное вмешательство, психопрофилактика и развитие и обучение (рис.1):

    Рис. 1. Модель взаимодействия школьного психолога с родителями.

    В рамках трех основных направлений взаимодействия психолога с родителями выделены виды деятельности, классифицированные по типу психолого-педагогического вмешательства. Основными видами деятельности психолога в плане кризисного вмешательства являются индивидуальное и семейное консультирование. Психопрофилактическая деятельность психолога может быть представлена в виде индивидуального консультирования, семейного консультирования и психолого-педагогического просвещения. Развитие и обучение родителей может происходить с помощью проведения родительских тренингов. Выделенные направления деятельности не являются автономными; при определенных условиях происходит трансформация одного направления деятельности в другое.

    Все направления деятельности школьного психолога являются значимыми для осуществления сотрудничества между родителями и школой, однако, степень их влияния на становление личности учащегося и успешность его обучения в школе неодинакова. Развивающий подход к взаимодействию психолога с родителями является ведущим и отражает партнерские, равноправные отношения между субъектами общения.

     


    Комментарии

    ...

    Спасибо за материал