Статьи
статья по психологии по теме

Битц Марианна Георгиевна

Гармонизация детско-родительских отношений в условиях групп кратковременного пребывания.

Из опыта работы групп кратковременного пребывания Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт»,  г. Волжска

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta.doc32 КБ
Microsoft Office document icon garmonizaciya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Битц Марианна Георгиевна,
   Методист, педагог-психолог, МОУ ЦПМСС «Лабиринт»,
г. Волжск

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЦЕНТРА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «ЛАБИРИНТ»,  г. ВОЛЖСКА

Первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. Задачи развития в этот период жизни принципиально иные и совершенно особенные. От их выполнения зависит дальнейшее становление личности и интеллекта ребенка.  Многие отклонения в развитии малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.
       В Центре психолого-медико-социального сопровождения  «Лабиринт», города Волжска, Республики Марий Эл, функционируют группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья  – это  группа «Особый ребенок», которую посещают дети с тяжелыми  органическими поражениями  ЦНС (ДЦП, синдром Дауна, РДА), с детьми работают психолог, дефектолог и логопед, дети посещают группы 2 раза в неделю по 4 часа, возраст детей от 2 до 7 лет, специалисты  занимаются без присутствия родителей. При желании родители посещают детско-родительские группы кратковременного пребывания, где находятся совместно с детьми на протяжении 2-х часов.
        В ходе работы с детьми специалистами проводится комплексная диагностика, в ходе которой определяются   нарушения в развитии ребенка,  намечаются  пути коррекции.
         Вместе с родителями  психологи определяют возможные пути развития  ребенка, помогают справиться с трудностями воспитания, поддерживают  и подсказывают  как действовать в трудных ситуациях. Консультации проводятся непосредственно в процессе работы.
        Одной из форм работы с родителями, является деятельность  родительского клуба,  который предоставляет возможность встретиться с другими родителями, помочь понять, что они  не одиноки, расширить круг общения, создать в семье условия, которые помогут раскрыться ребенку. Это также и возможность глубже узнать себя.
        Коррекционная и развивающая  деятельность способствует гармоничному  развитию малыша.  Педагоги и психологи с большим опытом работы определяют индивидуальную программу развития и обучают родителей формам и методам индивидуальных занятий  дома.
       При необходимости специалисты службы знакомят родителей с литературой в области воспитания и развития особого  ребенка.

         Особый   акцент делается на общении и отношениях ребенка с матерью. Для ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет) показателем нормального функционирования психики является его привязанность к конкретному взрослому (особенно к матери), которая проявляется не только в позитивном эмоциональном реагировании, но и в том, что ребенок отдает предпочтение общению именно с этим человеком.  Ожидание признания со стороны взрослых становится основной потребностью ребенка,  определяющей успешность дальнейшего его развития.
       В ходе работы с родителями специалисты Центра  подчеркивают ценность и необходимость позитивного отношения родителей самих к себе.  Психолог проясняет, в чем особенность детско-родительских отношений, используя: проигрывание ситуаций, фантазирование, обмен ролями, выявление в совместной деятельности  различных ступеней психического развития. Стремиться отреагировать запрещенные в семье чувства, проигрывать запрещенные нежелательные стереотипы поведения,  направлять усилия на прояснение эмоционального отношения ребенка к значимым близким, проводит игры и упражнения на идентификацию родителя с различными социальными ролями и  на переживание социальной успешности/неуспешности.
      Как же достичь  взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного? Вот, что волнует родителей. Занимаясь в группах раннего развития, мамы через наблюдение за малышом учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненной теплотой, вниманием и любовью. Общаясь друг с другом, с педагогом, психологом, мамы получают положительную эмоциональную поддержку. Своевременно получая  помощь и поддержку специалистов  МОУ ЦПМСС «»Лабиринт»  родителям удается  снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу.
 
     
Таким образом, можно сказать, что мамы, вместе с детьми посещающие группы, гораздо более спокойно и позитивно относятся ко всем новообразованиям в развитии  ребенкастремятся к сохранению теплых эмоциональных отношений и  принятию ребенка таким, какой он есть. 

Литература

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.        
2. Беляева М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида: учеб. пособие / М.А. Беляева, И.Е. Кузнецов; Акад. соц. образования. - Екатеринбург: Изд-во АМБ\.- 2001. - 120 с.
3. Винникотт, Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя / Д.В.Винни кот. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2004. – 400 с.
4.Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция . Учебное пособие. – СПб. : Питер, 2004. - 480 с.
5. Мастюкова Е. М. - Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.—М.: Просвещение,1992.- 95 стр.



Предварительный просмотр:

       Битц Марианна Георгиевна
ФИО
методист, педагог-психолог
должность
МОУ ЦПМСС «Лабиринт» 
г.Волжска, Республики Марий Эл
место работы
(e-mail: m_bitz@mail.ru)
электронный адрес

ГАРМОНИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ГРУПП КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

                                                Все, что мы желаем изменить в детях,
                                                                       следует в первую очередь внимательно проверить: 
                                                  не является ли это тем, что лучше всего
                                          стоило бы  изменить в нас самих» 
                                                                                                                    Карл-Густав Юнг

  Эмоциональное благополучие ребенка базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди. Это центральное условие гармоничного развития личности ребенка. Успешное воспитание ребенка невозможно без любви,  знания  возможностей и правильного понимания его проблем и особенностей поведения. В основе гармонического развития личности ребенка лежит наше чувство к нему.
   
 Первые конфликты у родителей с детьми возникают на втором году жизни. Например, ребенок тянется к блестящему горячему чайнику и мы в раздражении, делаем ему замечание, боимся, что он получит ожог. А ребенок проявляет познавательную активность, ему интересно. Ребенок обожает рвать бумагу, порвал наши документы, мы ругаем мужа, ребенка, свекровь, мы раздражены, и опять конфликт. И так до бесконечности, а ранние психические травмы отрицательно влияют на развитие хрупкой личности малыша.
     Эмоциональные барьеры, возникающие между родителями и ребенком, тормозят развитие ребенка. Порой родители не замечают, что превращаются в «искусственных родителей», или «родителями за стеклом». Такие родители удовлетворяют все потребности ребенка, ревниво следят за его успехами в школе, водят ребенка в кружки, нанимают квалифицированных нянь и гувернанток. У ребенка есть все, но нет главного — истинной любви родителей; родитель не чувствует ребенка, он эмоционально глух к его проблемам. Как помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его?
      В нашем учреждении Центр психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт» организованы  детско-родительские группы для детей раннего возраста (дети от 8 месяцев), где проводятся занятия с малышами и родителями. Специальные занятия, разработанные психологами, направлены на формирование гармоничных  эмоциональных отношений в системе мать — ребенок, начиная с первого года жизни. Занятия проходят  в процессе совместно-неразделенной деятельности мамы  и ребенка. Структура  и содержание занятий соответствуют возрастным особенностям ребенка.
     Специалистами особый   акцент делается на общении и отношениях ребенка с матерью. Для ребенка раннего возраста (от 1 до 3 лет) показателем нормального функционирования психики является его привязанность к конкретному взрослому (особенно к матери), которая проявляется не только в позитивном эмоциональном реагировании, но и в том, что ребенок отдает предпочтение общению именно с этим человеком.  Ожидание признания со стороны взрослых становится основной потребностью ребенка, которая определяет успешность дальнейшего его развития.              Поэтому, если родители отказывают  2-х летнему ребенку в удовлетворении его желаний  и потребностей, этим они фрустрируют его потребность в самоуважении, т.к. одобрение родителей и себя самого объединяются  в психике ребенка  чувством собственной ценности. Именно по отношению к «значимым другим» (родителям), их негативным оценкам у ребенка впервые возникает чувство стыда,     когда ему не позволяют развивать свою автономность и самоконтроль. Агрессивность ребенка в этом контексте можно рассматривать  как следствие страха, фрустрации и агрессии извне. Ожидание наказания, упреков со стороны родителей формирует у ребенка чувство вины («способность чувствовать себя виновным»).
     Из практики работы детско-родительских групп специалистами отмечается, что общим для всех семей можно считать существование особых ожиданий родителей от своих детей. Причем преобладает такой тип ожиданий, когда родитель стремится продолжить решение своих проблем за счет ребенка путем сохранения симбиотических отношений с ним, а такие отношения формируют социальную неуспешность и зависимость от родителей, обратной стороной чего является постоянное переживание ими своей нужности. В переживаниях мамы часто  обнаруживается  психологический перенос собственных архаических страхов, сублимация своих агрессивных тенденций в отношении ребенка. Этот компонент отношений родителей к детям в большинстве случаев тщательно скрывается и проявляется косвенно в отдельных высказываниях типа: «я уже давно сама не живу своей жизнью…», «я бросила все ради этого ребенка…», « у меня одна только мечта… скорей бы  я могла бы отдохнуть от всего…» и пр.  Таким образом,  родители как бы перекладывают ответственность в оказании помощи своим детям на других люде и  всевозможные дошкольные  организации
.
       
В ходе работы с родителями специалисты Центра  подчеркивают ценность и необходимость позитивного отношения родителей самих к себе.  Психолог проясняет, в чем особенность детско-родительских отношений, используя: проигрывание ситуаций, фантазирование, обмен ролями, выявление в совместной деятельности  различных ступеней психического развития. Стремиться отреагировать запрещенные в семье чувства, проигрывать запрещенные паттерны поведения,  направлять усилия на прояснение эмоционального отношения ребенка к значимым близким, проводит игры и упражнения на идентификацию родителя с различными социальными ролями и  на переживание социальной успешности/неуспешности.
      Как же достичь  взаимопонимания? Как избежать трудностей в воспитании детей? Что нужно делать сейчас, пока дети еще маленькие, чтобы не упустить чего-то самого важного? Вот, что волнует родителей. Занимаясь в детско-родительских группах раннего развития, мамы через наблюдение за малышом учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненной теплотой, вниманием и любовью. Общаясь друг с другом, с педагогом, психологом, мамы получают положительную эмоциональную поддержку, а при необходимости – профессиональную квалифицированную помощь.
   Многие мамы боятся, что ласки, поцелуи и другие эмоционально-физические контакты могут быть чрезмерными (особенно с сыновьями) и сделают из малыша разбалованного неженку. Но это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается, особенно если по каким-то причинам он испытывает психологический дискомфорт, например во время болезни или в каких-то незнакомых, непривычных условиях. Правда, следует учитывать, что всему свое время - и ласкам тоже. Поэтому не нужно отрывать ребенка от заинтересовавшего его занятия, всегда следует учитывать его состояние и настроение. В то же время не зря говорится о бескорыстной любви, так как любовь тоже бывает разная, в том числе эгоистическая, неистинная. Бывает так, что любят не ребенка, а свои чувства к нему. Мать искренне считает, что так, как она, наверное, никто не любит свое чадо. Отсюда постоянная тревога за ребенка, неуменьшающееся беспокойство за него. Все помыслы матери устремлены на ребенка, однако ему самому нет жизни от этой любви и заботы.
     Таким образом, можно сказать, что мамы
, вместе с детьми посещающие группы, гораздо более спокойно и позитивно относятся ко всем новообразованиям ребенкастремятся к сохранению теплых эмоциональных отношений и  принятию ребенка таким, какой он есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....