Выступления на МПС
план-конспект по психологии на тему

Битц Марианна Георгиевна

2011 год - Направления деятельности ГКП и диагностических групп

2010 год - ПМПк на базе диагностических групп МОУ ЦПМСС «Лабиринт», как одна из форм обеспечения комплексной специализированной помощи детям с проблемами в усвоении общеобразовательной программы и поведения в условиях ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mps_2010.doc54 КБ
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mps_2011.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МПС

24.11.2010

Битц М,Г

Тема: ПМПк на базе диагностических групп МОУ ЦПМСС «Лабиринт», как одна из форм обеспечения комплексной специализированной помощи детям с проблемами в усвоении общеобразовательной программы и поведения в условиях ОУ.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПк НА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ГРУППАХ ПРИ ЦПМСС

«ЛАБИРИНТ» ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ РЕБЕНКУ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В СОЦИУМЕ

 В   состав ПМПК входят – методист (председатель) логопеды, психолог, воспитатели, по согласованию – врач.  Через консилиум проходят все дети (в отличие от  общеобразовательных групп ДОУ), т.к. у всех выставлен тот или иной диагноз. Состав ПМПк назначается приказом директора по учреждению.

График плановых заседаний консилиумов  составляется на начало учебного года, периодичность плановых заседаний 5 раз в течение учебного года, (определяются   конкретные задачи, содержание, тематика заседаний).
Деятельность плановых консилиумов направлена на:
-  определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей диагностических групп

-с отслеживание динамики развития ребенка в процессе реализации    индивидуализированной    коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу.

 Внеплановые заседания, проводятся по мере необходимости. Поводом для проведения внепланового ПМПк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях (со специалистами тех групп, где обозначилась проблема).
Задачи внепланового консилиума следующие:

  1. решение    вопроса о необходимости принятия адекватных мер по выявленные
    обстоятельствам;
  2. внесение    изменений    в    индивидуализированные    коррекционно-развивающие
    программы при их неэффективности;

Также 2 раза в год дети проходят обследование психиатром, который назначает медикаментозное лечение, массаж, если есть необходимость, направляет к врачу, если есть какие-либо показания к этому к невропатологу, проктологу, хирургу и т.д.

В каждой группе по 12 детей, показания к зачислению в группу следующие: дефицит массы тела, астено-невротическое  состояние, идиопатическая эпилепсия, энцефалопатия, склонность к негативизму, дефицит массы тела, анемия, гепатит С, не считая того, что в анамнезе у детей различные соматические заболевания.

Диагнозы психиатра:

ЗРР – 21, ЗПРР – 3, СДВГ – 13.

На данный момент всем детям почти проделан курс массажа, назначено медикаментозное лечение (цинаризин, пантогам, глицин.

ПАРАМЕТРЫ,  ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ 

  1. Учет особенностей развития ребенка, в первую очередь его ресурсных возможностей:

Это заключается в том, что перед зачислением в диагностическую группу, ребенок проходит медосмотр, затем  комиссию в ЦПМСС «Лабиринте», где специалисты  подтверждают диагноз, определяют параметры  отставания (эпикризные сроки), далее при зачислении в группу диагностику проводит логопед -на каждой группе работает  свой специалист, психолог, воспитатели, результаты заносятся в специальные карты, диагностика проводится 3 раза в год, результаты фиксируются. На основании полученных данных разрабатывается программа индивидуального сопровождения на каждого ребенка, на полгода, в январе по итогам промежуточной диагностики, программа дорабатывается.

Комплексность предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных параметров при оценке развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей.

Всесторонняя диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции.

Динамические аспекты диагностики предполагают анализ анамнестических и катамнестических данных при наблюдении  за развитием ребенка на разных возрастных этапах.

Целостный подход к ребенку реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития. Он заключается в понимании закономерностей развития и определении необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.

  1. Адекватная последовательность «подключения» нужного специалиста к работе с ребенком

На   период   реализации   рекомендаций,   разработанных   специалистами   ПМПк, ребенку назначается   ведущий   специалист,   отслеживающий   эффективность   и адекватность     индивидуальной     коррекционно-развивающей     программы     и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка на ПМПк

В зависимости от диагноза, специалисты определяют, в каком специалисте нуждается ребенок больше, логопед, психолог, инструктор ЛФК, массажист или воспитатель, т.е. исходя из результатов диагностики на заседании планового консилиума, определяются направления индивидуальной коррекционной работы. Работа в силу того, что диагнозы разные, задержки на эпикризные сроки колеблются от 6-7 до 1 эпикризного срока, работа ведется индивидуально. Но также проводятся как и обычных группах ДОУ фронтальные, подгрупповые занятия, как специалистами центра, так и педагогами ДОУ (ИЗО, МУЗО, ФИЗО, различные развлечения и утренники). Много внимания воспитателями уделяется витаминизации детей,  профилактике вирусных заболеваний, закаливание (включая закаливание водой), выполняется специальная гимнастика для профилактики плоскостопия.

  1. Согласованность деятельности всех специалистов, использование технологий междисциплинарной деятельности

Специалисты, помимо того, что контактируют каждый день, на 1 группе работает логопед на 1 ставку – это 20 часов, психолог 2 дня в неделю на каждой группе,  ведут записи в тетради взаимодействия, где специалисты записывают задания для закрепления по пройденной лексической теме.

  1. Приоритетность задач адаптации и социализации

        По этому направлению, воспитатели и специалисты отслеживают и записывают также в тетрадь взаимодействия, случаи на которые нужно обратить внимание логопеду или психологу.

Как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (контактирует ли со взрослыми, с воспитателем, со сверстниками).

Достаточно ли он овладел навыками самообслуживания.

Как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях. Какие особенности поведения способствуют, а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков.

         Как ребенок относится к труду, какие виды труда предпочитает, в каком темпе работает, доводит ли дело до конца и проявляет ли заинтересованность в конечном результате.

Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка.

Что вызывает воспитателя наибольшие трудности или беспокойство.

  1. Участие семьи в образовательном процессе и социализации ребенка

Работа семьей происходит со сбора социального анамнеза,

  1. динамика семьи (браки/разводы; форма брака (законный, гражданский); смерть кого-то из членов семьи; последовательность рождения детей и т.п.)  
  1. структура семьи (полная/неполная; мать-одиночка; приемный ребенок; отчим/мачеха и т.п.);
  1. состав семьи на момент обследования, сведения о членах семьи, возможно, других лицах, проживающих вместе с ребенком;
  1. соответствие места жительства и прописки (регистрации) – в частности, при наличии статуса беженцев и др.;
  1. бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т.п.);
  1. социальный, профессиональный статус, образовательный уровень родителей, других лиц, непосредственно общающихся с ребенком;
  1. обеспеченность социально-правовой защищенности ребенка в семье

Родители активно участвуют в процессе обучения и развития детей:

-  создание в группе обстановки, необходимой для комфортного пребывания в ней детей;

-  обеспечение группы необходимыми материалами для занятий и игр

-  участвуют в мероприятиях разработанных педагогами (родительский клуб, семейные праздники, социальное проектирование)

- выполняют  рекомендации  педагогов по закреплению пройденного учебного материала, гармонизации детско-родительских отношений и т.д.

В конце учебного года (дети зачисляются в группу на 1 год), специалисты ПМПк проводят заключительный плановый консилиум, где подводятся итог работы за год, далее, приглашается ПМПК городская и совместно решается вопрос дальнейшего образовательного маршрута ребенка, остается ли ребенок еще на 1 год в диагностической группе,  либо идет в общеобразовательную группу ДОУ.

Психологическое обследование (психолог)

1. Обязательная часть

  1. Особенности развития мышления ребенка (структура и динамика мыслительных операций). Организация интеллектуальной деятельности.
  2. Анализ «социальной ситуации развития»:
  1. Оценка возрастных этапов развития с точки зрения 1) критических периодов и 2) основных психологических новообразований.
  1. Анализ актуального уровня социальной адаптации личности (в семье, во дворе, в образовательном учреждении и т.д.). Социально-бытовая ориентировка, навыки культурного поведения.
  1. Оценка «зоны ближайшего развития» и прогноза развития с позиций адаптивных характеристик личности.
  1. Адаптивность в условиях психологического обследования, в частности.

1.3 Структура личности ребенка. Особенности мотивации (селективность, направленность, устойчивость, целеполагание, притязания). Самооценка и способность личности к  рефлексии (критичность, адекватность). Целостность (конгруэнтность) личности.

2 Дополнительная часть.

В каждом конкретном случае вносятся психологические сведения, важные именно для этого ребенка. Их выявление планируется психологом, исходя из:

первичного запроса на обследование ребенка на ПМПК

беседы с родителями в процессе сбора анамнеза (как правило, врачом)

коллегиально согласованной диагностической гипотезы

психологического обследования параметров развития, входящих в обязательную часть.

       Общая схема дополнительных психологических исследований включает следующие параметры:

2.1 Умственная работоспособность

  1. Структура деятельности (основные параметры произвольной регуляции деятельности: целенаправленность, планирование, программирование, контроль)
  2. Характеристика основных психических функций: восприятие, внимание, память, движения и действия (мышление см. в обязательной части)
  3. Пространственные синтезы (наглядные, символические)
  4. Речь (преимущественно – регуляторная, коммуникативная функции речи, связь речи и мышления)
  5. Эмоциональная сфера (ситуационные и личностные эмоциональные реакции; настроение; чувства)

Логопед исследует языковые средства, коммуникативные возможности, структуру речевого дефекта, письменную речь.

Он изучает особенности:

  1. строения и подвижности органов артикуляции
  1. речевого дыхания и фонации
  1. устной речи;
  1. письменной речи;
  1. речевых нарушений (в устной и письменной речи):

фонетических;         

фонематических;

лексико-грамматических

темпа и плавности речи



Предварительный просмотр:

Выступление на МПС 21.01.2011

методиста ЦПМСС «Лабиринт» Битц М.Г.

Направления деятельности ГКП и диагностических групп

На базе МОУ ЦПМСС «Лабиринт», функционируют следующие группы:

  1. семейные, детско-родительские группы для детей раннего возраста, развивающие – 5 групп – 44 ребенка
  2. группы по подготовке к школе – 2 – 22 ребенка
  3. группы для соматически ослабленных детей, не посещающих ДОУ – 9 детей
  4. адаптационные группы для детей раннего возраста с родителями и без – 2 группы – 16 детей
  5. группа для детей с ОВЗ – 1 группа – 5 детей (ДЦП,  со  спастической диплегией тяжелой степени, спастический тетрапарез ринолалия, )

Всего – 96 детей, из них многие имеют, хронические заболевания и отягощенный анамнез. Специалисты, работающие на группах: воспитатели, психолог, логопеды, дефектолог, воспитатель по ИЗО, инструктор по ЛФК, младший воспитатель

Сложность работы на таких группах, заключается в том, что родители, посещают группы и приводят детей по собственному желанию, когда им удобно. А специалисты в то же время, проводят занятия каждый день в течении недели с большим количеством детей, 11 разных групп, группы разной направленности и разного возраста, больший объем отчетной документации.

На базе диагностических групп, воспитанников 26, с ними занимаются психолог – Севастьянова Т.А., логопеды Виногорадова Е.Р., Батанина С.В., инструктор ЛФК – Гайнутдинова М.С. , массаж – Зорина Л.В. Т.е.  дети в диагностической  группе, в отличие от логогрупп и массовых, находятся под наблюдением специалистов центра ежедневно. И работа специалистов ведется на этих группах систематически с каждым ребенком, а не по запросу родителей или воспитателя.

Так, для всех малышей раннего возраста пребывание в наших группах  выступает как  определенная форма образовательно-воспитательной и медико-социальной помощи. Именно для всех, поскольку стимулирующую и развивающую помощь должен получить каждый ребенок. На развитие здорового ребенка ранняя психолого-педагогическая помощь окажет стимулирующее воздействие. Для ребенка с проблемами в развитии она окажется жизненно необходимой, закладывающей основы реабилитационного процесса. Но при коррекционном воздействии на малыша с задержкой созревания сенсомоторных функций следует учитывать его индивидуальные возможности к принятию этой помощи и оказывать ее по всем основным направлениям развития ребенка.

Таким образом, основные цели деятельности групп кратковременного пребывания  и диагностических в условиях ЦПМСС -центра можно определить следующим образом:

♥ оказание ранней диагностико-консультативной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;

♥ обеспечение социализации детей с проблемами в развитии;

♥ адаптация детей к поступлению в общеобразовательные или специализированные образовательные учреждения;

♥ всестороннее и гармоничное развитие личности детей в процессе предметно-игровой деятельности;

♥ организация совместного взаимно стимулирующего общения и досуга родителей и детей.

Задачами деятельности специалистов в группах кратковременного пребывания являются:

♥ дифференцированная комплексная коррекция основного нарушения и вторично связанных с ним отклонений в развитии;

♥ создание наиболее благоприятных условий для всестороннего личностного развития ребенка с учетом характера и структуры его дефекта;

♥ формирование у детей культуры общения друг с другом и со взрослыми, создание условий для усвоения детьми нравственных ценностей;

♥ разработка индивидуальных направлений воспитания, обучения и развития для каждого воспитанника;

♥ стимуляция познавательной активности детей с использованием разнообразных методов воспитания, обучения и условий предметно-развивающей среды;

♥ укрепление физического и психического здоровья детей путем обеспечения их эмоционального благополучия и учета индивидуальных возможностей;

♥ формирование творческих способностей и личностной культуры ребенка средствами художественно-эстетического воспитания;

♥ развитие интеллектуальных и речевых способностей ребенка;

♥ подготовка ребенка к последующему расширению опыта взаимодействия со взрослыми и сверстниками в разных условиях коммуникации и социального окружения.

Специфичным для деятельности групп кратковременного пребывания при ППМС-центрах является проведение групповой работы в условиях тесного контакта ребенка с близким ему человеком – мамой, папой или бабушкой. Это обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а у родных для него людей формируются навыки грамотной психолого-педагогической поддержки и педагогические приемы стимуляции общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, работают над предупреждением вторичных отклонений в развитии малыша.

В связи с тем что при комплектовании групп кратковременного пребывания используется интегративный подход, т. е. в группы принимаются дети с различными нарушениями, необходима одновременная работа всех педагогов. Когда один педагог проводит занятие по развитию той или иной деятельности, другие выполняют функцию кондуктивных педагогов, т. е. педагогов сопровождения, помогая детям и родителям в ходе занятий и осуществляя индивидуальную работу с ребенком.

.Более подробно о работе в каждом из направлений расскажут специалисты, работающие на этих группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...