Материалы для размещения на форуме городской интернет-конференции «Неформальные и религиозные организации»
план-конспект по психологии по теме

Битц Марианна Георгиевна

Почему человек ищет острых ощущений?

Где и в чем человек ищет лекарство для свой души?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы для размещения на форуме
городской интернет – конференции
«Неформальные и религиозные организации»
февраль 2012 год.

Где и в чем человек ищет лекарство для свой души?

        

        Для каждой души, свое лекарство, и ищет его  человек в разном, так как все мы разные и души наши  разные.

        Для одной лекарство – это религия, общение с Богом, человек верит и надеется на Бога, как на миссию, последнюю инстанцию, когда плохо, когда хорошо, но есть вера в то, что тебя слышат, видят, и где-то ждут. Вера дает силу, надежду, опору, уверенность в завтрашнем дне, Всевышний не оставит, спасет….

        Кто-то видит радость жизни, отраду  в детях, внуках, растворяясь в них, их проблемах, во взлетах и неудачах, давая своим детям, то что по –мнению не додали родители ему самому, иногда даже не замечая, что ребенку не нужна бесконечная череда кружков и секций,  соревнований и выступлений, но родители, бабушки  дедушки уверенны в том, что они правы, как знать. Не надо забывать спрашивать, а что ребенку-то хочется и что просит его душа? ….

        

        На свете есть любовь, есть чистая светлая созидающая, есть мучительная, заставляющая страдать, но все же несущая счастье. Кто-то влюбляется раз и навсегда, кто-то ищет свою любовь всю жизнь, человеку свойственно влюбляться, так может утешение, спасение души  и есть поиск любви, уход от разочарований, обид -  в новом сильном чувстве? …….

Есть люди, которые заставляют свою душу растворяться в алкоголе, искать забвение в наркотиках, кто-то видит выход из ситуации именно в таком  лекарстве, забывая, что это искусственно созданное благополучие, синтетическое, временное, а последствия необратимы……

Кто то-то ищет свое спасение среди, как им настойчиво внушают, единомышленников, братьев и сестер. То удел слабых душ, разочарованных, потерявших веру в себя, Бога, друзей, родных, те, кто на какое-то время стал уязвим, испытывает состояние горя или и потери…. Уйти в иллюзорный мир легко, ведь в том мире нет градации на бедных и богатых, счастливых и несчастных, все равны, но так ли это?  Дать уговорить себя, что это то, что всю жизнь искала его душа, это поиск смысла жизни в секте, вроде как последняя попытка, и действительно почти для всех вступивших на этот путь - она последняя…..

А как же книги – проза, поэзия, новости в газетах?

А как же музыка – классическая, рок, реп, поп, шансон – научиться играть самому на гитаре, фортепиано – это ли не лекарство для души, которая не может найти равновесие в ситуации, жизни, окружающих?

А как же природа – прогулки, походы, рыбалка, охота т т.д.

А как же музеи, выставки, театр, цирк, наконец?

        Всегда есть место,  где можно отдохнуть душой, привести в порядок мысли, найти силы идти дальше, поддерживать тех, кому хуже, чем тебе. У каждого человека всегда есть выбор, и только ему выбирать где и как излечиться его душа, хочет ли он действительно вылечить ее, помочь, если душа болит или же человек, уговаривая и оправдывая свое бессилие, будет вести свою душу  к разрушению, потеряв навсегда веру в силу своей души, решать только ему…..

Жду Ваших комментариев, в чем видите Вы спасение души, где ищете Вы лекарство, когда кажется, что уже ничто не спасет и не поможет?

Педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Лабиринт» Битц Марианна 



Предварительный просмотр:

                      Материалы для размещения на форуме
городской интернет – конференции
«Неформальные и религиозные организации»
февраль 2012 год.

                                  Почему человек ищет острых ощущений?

     Прежде всего, человек ищет что-то нового, то, что будоражит, оставляет яркие впечатления и незабываемые ощущения.

        Кто-то не может жить без ссор и скандалов, кто-то не может жить без прыжков с парашюта, сплавления по горным речкам. И многое другое….

        Молодые люди идут в профессиональные военные, ищут профессии связанные с риском, каскадеры, спасатели, пожарные и кто что придумает.

        Почему одни люди занимаются экстремальными видами спорта, а другие сторонятся подобного досуга? Почему для одних, чем больше риска и адреналина, тем лучше, а другие не видят в этих ощущениях ничего хорошего?  

         Психологи из Университета Кентукки (США), выясняли, чем отличается работа мозга у тех, кто ищет острых ощущений и у тех, кто избегает их.   Психологи набрали для эксперимента добровольцев и разделили их на две группы с помощью специальных анкет. Добровольцам показывали различные фотографии, одновременно с обследованием на функциональном магнитно-резонансном томографе (фМРТ). На одних фотографиях были очень спокойные изображения (например, коровы, еда), на других – эмоционально насыщенные сцены (эротика, жестокость). Оказалось, что мозг людей, ищущих в жизни острых ощущений, реагировал на фотографии совсем не так, как мозг людей, избегающих экстрима. У экстремалов при виде провоцирующих изображений активировалась островковая доля мозга. По данным других исследований, этот участок мозга связан с зависимостью, например, он активен, когда курильщик страстно хочет выкурить сигарету. У людей, не склонных к экстриму, при просмотре провоцирующих фотографий возникала активность в лобной доле мозга. Этот регион коры головного мозга связан с контролем над эмоциями. Таким образом, у экстремалов мозг активно реагирует на стимулы, связанные с острыми ощущениями, при этом меньше работает участок, отвечающий за эмоциональную регуляцию.

            По словам авторов исследования, полученные данные могут прояснить механизмы возникновения разрушительных привычек, таких как наркотическая зависимость и криминальное поведение. «Люди, склонные к поиску острых ощущений, сильно реагируют на все, что связано с волнующими и опасными вещами, при этом, у них меньше, чем у других людей, подавляется и регулируется процесс этой активации», - заключают психологи.

        Потребность в острых ощущениях, является довольно распространенной. Особенно, среди молодых людей. Почему-то очень часто случается так, что чем младше человек, тем она сильнее. Пожалуй, заметнее всего, это у подростков и детей.

          Доказательством этому может быть огромное развитие индустрии такого рода развлечений.
         В современном мире существует множество способов получения адреналина. Начиная с практически безопасных и безобидных аттракционов игр и симуляторов, и заканчивая такими экстремальными развлечениями, как, например, Rope-jumping (прыжки с мостов и зданий на веревке), ныне очень и очень модными и востребованными.

          Не меньшее внимание потребности людей в острых ощущениях уделяется в сфере искусства: литературе, кинематографе. Достаточно вспомнить об огромном количестве фильмов и романов в жанре ужасов, вышедших свет за прошедшие годы, чтобы осознать это.

          Но, несмотря на все эти возможности получения адреналина (которых действительно немало), люди почему-то все равно продолжают искать острые ощущения в повседневной жизни.
          Один из примеров — пары, которые ни дня не могут прожить без бурных ссоры и выяснений отношений с последующим не менее бурным примирением. На мой взгляд, спокойные и ровные взаимоотношения не устраивают их именно потому, что не могут дать достаточного количества адреналина и острых переживаний.

             Безусловно, это не единственная ситуация в повседневной жизни, когда поведение людей продиктовано потребностью в острых ощущениях.

Однако «любовь к риску» не является унитарным личностным свойством: взрослый, готовый принять на себя высокую степень риска в одной сфере, например в спорте, может быть весьма умеренным в другой (например, в финансах). Чиновник, готовый рисковать казенными деньгами, может оказаться осторожным в расходовании собственных средств, а скалолаз, охотно совершающий рискованные восхождения, может очень бояться опоздать на поезд. Это связано не только с эмоциональными, но и с социально-статусными обстоятельствами. Богатым и влиятельным людям некоторые поступки кажутся менее рискованными, чем бедным и зависимым, не потому, что они «по природе» смелее или более склонны к риску, а потому что у них больше реальных возможностей контролировать ситуацию и тем самым минимизировать свои риски.
       Современное общество часто называют обществом риска. Хотя многие традиционные опасности и угрозы человеческому существованию за последние сто лет заметно ослабели, о чем свидетельствует рост средней продолжительности жизни, быстрые социальные изменения делают нашу жизнь уязвимой и непредсказуемой, причем эти риски осознаются значительно острее, чем в эпоху, когда люди верили, что все происходит по воле божьей, а от тебя самого мало что зависит.
         В результате складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, общество, особенно учителя, родители, наставники, всячески пытается уменьшить угрожающие людям риски. Вся система воспитания детей направлена на их избежание: «безопасный транспорт», «безопасный секс», «безопасные технологии», «безопасный Интернет», есть даже школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В этом контексте современную культуру вполне можно назвать «культурой осторожности», где любой выходящий за пределы необходимости добровольный риск представляется нежелательным, ненормальным и безответственным. С другой стороны, личная свобода и индивидуальность бытия неотделимы от выбора и риска. Как выразился один британский социолог,
в каждом человеке Homo prudens (человек осторожный) борется с Homo aleatorius (человек, бросающий жребий). Не только поэзия, но любое творчество, включая и собственное жизнетворчество, — это «езда в незнаемое».

Какие еще случаи приходят вам в голову? 
Что вы думаете по этому поводу?
Почему такая потребность возникает?

 Возможно, она врожденная и для чего-то необходима человеку? Может быть, это обусловлено спецификой нашей жизни и культуры?

                                               Педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Лабиринт» Битц Марианна

Причины, почему человек попадает под влияние различных организаций (культов, субкультур, сект)

Следует отметить, что люди редко попадают под влияние той или мной группы без причины. Есть люди, которые встречаются со служителя ми культа и так же спокойно уходят, чтобы никогда больше с ними не встречаться. Однако есть и другие, те, кто остается, и вот причины, побуж дающие людей остаться, искать такие организации, нам бы и хотелось рас смотреть.

Человек не живет в вакууме, и наибольшее влияние на его поведение оказывают близкие люди, а именно семья. Очень часто причина попадания и культ находится в семье человека. Семья - это система открытая, само организующаяся и развивающаяся. Кроме того, именно в семье закладываются основы личности и характера человека.

Итак, выделим факторы, которые увеличивают риск попадания человека в тоталитарный культ.

1. Семейные факторы.

Во-первых, это авторитарный стиль воспитания (строго расписанный день, перечень обязанностей, которые нужно беспрекословно выполнять и т.д.) При этом человек привыкает к строгой иерархии, подчине нию, перекладыванию ответственности на других, у него не развиваются инициативность и критичность. Для человека такая форма отношений ста новится привычной и комфортной, и он старается ее воспроизвести.

Вторая причина - это ситуация условного принятия, эмоциональной холодности ( никто не говорит ребенку о том, что его любят, что хороший и желанный, в семье не принято обнимать друг друга и т.д.), тогда человек ищет в религии, а на самом деле - в тоталитар ном культе теплых отношений и поддержки.

Говоря о семье как о развивающейся системе, можно выделить этапы развития семьи, когда наиболее вероятно вовлечение одного из ее членов в культ.

Первая опасная стадия (для мужа) — это рождение ребенка. На этой стадии основное внимание в семье концентрируется на ребенке, жена уста ет, и у мужа может появиться ощущение брошенности, ненужности, что и может побудить его искать поддержку и принятие.

Вторая опасная стадия - сепарация детей от родителей, особенно если она проходит с задержкой или ситуация в семье крайне напряженная, в таком случае уход в культ можно рассматривать как стремление к само стоятельности и независимости, в принципе, это стремление естественное, но при попадании в культ одна зависимость подменяется другой. Возмо жен вариант, когда подросток идет в культовую организацию, сознательно или бессознательно стремясь вызвать беспокойство родителей, чтобы в со вместной заботе о нем они объединились. Но, попав под влияние культа, он оказывается в психологической зависимости.

2.        Социальные факторы.

Это социальные катаклизмы, ситуации аномии в обществе, когда нет  четкой системы ориентиров, а культы рады предложить «единственно верные» системы ценностей. При сниженном уровне критичности в группы риска попадают люди, которые работали в «жестких» структурах, например, в силовых, и были сокращены или уволены. Если человек привык искать точку опоры, выполнять распоряжения, не задавая лишних вопросов, не принимать ответственность (когда он делает только то, что ему говорят), он легко может попасть в другую организацию со столь же жестокой системой контроля.

3.        Внутриличностные факторы.

В группу риска попадают люди, пережившие психическую травму или экзистенциальный кризис. Например, многих в деструктивные культы приводят поиски смысла жизни, неудовлетворенность жизненной ситуацией, проблемы с получением и переживанием удовольствия, которые приводят к поискам смысла жизни.

4.        Психические факторы.

Еще одну группу риска составляют люди с различными психическими расстройствами, например, бредом преследования (патологическое убеждение больного в том, что он является жертвой одного или более субъектов или групп.), различными сенестопатиями (неприятное телесное ощущение, локализуемое на поверхности тела или во внутренних органах, лишенное предметности, При сенестопатиях больные могут жаловаться на мучительные боли в животе, ощущения верчения, стягивания, натяжения, давления, раздирания, жжения в тех или иных внутренних, нередко в половых, органах или конечностях; в голове могут чувствовать «булькание», «переливание жидкости», «переворачивание мозга» и др.), деперсонализацией и дереализацией (перемена в самосознании, вследствие которой человек не чувствует себя реально существующим. Больным, испытывающим это состояние, трудно описать его; обычно говорят об отстраненности от собственных ощущений и неспособности испытывать эмоции. При таком состоянии предметы кажутся нереальными, а люди — безжизненными двухмерными «картонными» фигурками)

Если говорить о психологических особенностях группы риска, то можно выделить следующие характеристики:

1)размытая или не сформированная идентичность (идентичность – существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе);
2) внешний локус контроля (
Локус контроля — понятие, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля». Например, если ученик получил неудовлетворительную оценку, то обладая внешней локализацией контроля он возложит вину на внешние факторы (например «к родителям пришли гости и отвлекали меня от выполнения домашнего задания», «задание было плохо написано на доске» и т. п.), а обладая внутренней — на внутренние (например «я не успел должным образом подготовиться к предмету», «я так и не смог найти решение задачи», «этот предмет мне неинтересен», и т. п.).
3) сниженная критичность (человек воспринимает свои возможности, способности жить, действовать, участвовать в чем-то несколько завышено, чем это может быть на самом деле);
4) чувство неудовлетворенности.

                                                        Педагог-психолог МОУ ЦПМСС «Лабиринт» Битц Марианна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о тиражировании опыта работы в форме публикации материалов и размещения на страницах тематических сайтов

Информация о тиражировании опыта работы в форме публикации материалов и размещения на страницах тематических сайтов...

Информация о тиражировании опыта работы Ничкова Н.В. в форме публикации материалов и размещения на страницах тематических сайтов

Информация о тиражировании опыта работы Ничкова Н.В. в форме публикации материалов и размещения на страницах тематических сайтов...

25 ноября состоялась Интернет-конференция по вопросам профилактики распространения экстремизма на национальной и религиозной почве и противодействия терроризму среди молодежи

По заказу Минобрнауки России 25 ноября 2016 года состоялась Интернет-конференция «Актуальные проблемы антитеррористической и антиэкстремистской деятельности в системе образования: тенденции, результат...

Сборник материалов IV муниципального научно – практического форума обучающихся 5-11-х классов образовательных организаций г. Владикавказа «Созвездие Интеллектуалов»

С 13 по 16 декабря 2016 года на базе Северо – Осетинского республиканского   института повышения квалификации работников образования состоялся IV Муниципальный научно – практичес...

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной Интернет – конференции «Современные тенденции развития навыков XXI века: проблемы, перспективы» БОУ ДПО "ИРООО"

Титанакова Н.К., статья "Технологии педагогического наставничества в реализации неформального образования педагогов" для Международной  Интернет – конференции  «Совреме...