Мой класс
методическая разработка (психология) на тему

Битц Марианна Георгиевна

В помощь учителю диагностика класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование взаимоотношений в группе

Анкета

Задание 1: внимательно прочитайте характеристики в шкале 1, распределите учащихся своего класса по перечисленным характеристикам, указав в правой стороне число лиц, к которым у вас сложились указанные отношения.

1. Шкала СД - социальная дистанция

Мое отношение к одноклассникам

Число лиц

  1. Самые близкие люди, с ними мне не хотелось бы никогда разлучаться.
  2. Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время.
  3. Я не дружу с ними, но они меня очень интересуют, и мне хочется сблизиться с ними.
  4. Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений.
  5. Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю.
  6. Мне не симпатичны эти люди, общаться с ними избегаю.
  7. Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего.

Задание 2:  в шкалах 2, 3, 4 обведите кружком порядковый номер утвержде ния, наиболее сходного с вашим мнением.

2. Шкала Д - дружба  Мое мление о классе

  1. Наш класс очень недружный. Постоянно происходят ссоры.
  2. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
  3. Наш класс нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают.
  4. В нашем классе нет ссор, но каждый живет сам по себе.
  5. Наш класс дружный.
  6. Наш класс очень дружный и сплоченный.

3. Шкала А - альтруизм  Мое мнение о классе

  1. В нашем классе школьники отказываются помогать друг другу.
  2. В нашем классе не принято помогать друг другу.
  3. В нашем классе помогают друг другу только по требованию учителя.
  4. В нашем классе помогают друг другу по просьбе.
  5. В нашем классе помогают только своим друзьям.
  6. В нашем классе охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания.

4. Шкала О - ответственность Мое мнение о классе

  1. В нашем классе нет взаимной ответственности.
  2. Ответственно относятся к делам класса и других учащихся только отдельные школьники.
  3. В нашем классе каждый отвечает только за себя перед учителями, а до
    других никому нет дела.
  4. В нашем классе плохие поступки и недостатки беспокоят большинство
    школьников.
  5. Большинство школьников ответственно относятся к неудачам и недостат кам всего класса.
  6. У нас каждый несет ответственность за класс и за других учащихся.

Исследование взаимоотношений в группе школьников.

Исследование проводится с помощью 4-факторной шкалированной анкеты. Она предназначена для выявления и количественной оценки (в виде числовых показателей) четырех видов взаимоотношений в школьных груп пах по школам: социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А) и ответственности (О).

Обработка   данных:

  1. Найти суммы показателей всех анкет по каждому утверждению.
  2. Вычислить показатели шкалы СД в процентах к общему числу оценочных суждений:

Кi = Ci  / n (n -1) : 100%

С - общее число оценок, совпадающих с утверждением шкалы,

N  - количество учащихся в классе,

i- порядковый номер утверждения.

Интерпретация  результатов

Соотношение коэффициентов К показывает соотношение типов взаимоотношений в классе: позитивных, нейтральных, негативных.

Данные всех шкал используются для составления вербальной харак теристики взаимоотношений в классе.

        Литературный источник:

  1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: «Педагогический поиск» , 2002 – 160 с.
  2. Социально - психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов, Саранск, 1990. С. 43-47.
  3. Диагностика психического развития детей / Под редакцией Е.В. Гуровой, Н.Ф.Шляхты. М., 1992. С. 110 – 111.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОАТТЕСТАЦИИ КОЛЛЕКТИВА

Цель: комплексная оценка развитости системы специфических отношений в первичном коллективе.

Инструкция:

Проводимое исследование позволит оценить уровень социально-психологической развитости коллектива. Для этого вам предлагается список качеств и их толкование, которые характерны для высокоразвитого коллек тива. Ориентируясь на заданный в описании образец, вы должны оценить отношения в своем коллективе, пользуясь предложенной шкалой.

Оценки следует давать следующим образом:

6 баллов - все члены коллектива обладают соответствующим каче ством,

5 баллов - почти все члены коллектива ...

4 балла   - простое большинство…

3 балла   - половина...

2 балла   - простое меньшинство…

1 балл     - почти никто…

0 баллов - никто...

Ответственность - сознательное, добросовестное отношение к работе, уче бе.

Коллективизм - стремление решать все вопросы сообща, руководствуясь интересами коллектива.

Сплоченность    - единство мнений по важнейшим вопросам жизни класса.

Организованность - благоприятные личные взаимоотношения членов кол лектива.

Контактность    - отношение к новичкам, к другим коллективам.

Открытость - умение налаживать оптимальные взаимодействия, рас пределить обязанности так, чтобы добиваться наиболь шей эффективности в совместной работе.

Информированность - хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.

Примечание.     На каждой оси точкой отмечается средняя оценка данного качества коллектива. Общая оценка, полученная коллективом в целом, проставляется в центре рельефа (см. рис.).

Три уровня развития коллектива: низкий - до 3 баллов, средний - от 3 до 3,9 балла,

высокий - свыше 3,9 балла.

Методику    социально - психологической можно рекомендовать:

  1. для общей оценки уровня психологического развития, достигну того данным коллективом;
  2. для сравнительного оценивания уровня развития системы коллекти вистских отношений в разных ученических коллективах;
  3. для выявления наиболее и наименее развитых в данном коллективе подсистем и видов отношений с целью определения основ ных направлений педагогической работы;
  4. для оценки влияния на социально-психологическое состояние
    ученического коллектива тех или иных конкретных педагогических воздействий;
  5. для получения сведений о динамике развития ученического кол лектива за определенный период времени.

1. Информированность

2. Организованность

3. Открытость

4. Контактность

5. Сплоченность

6. Коллективизм

7. Ответственность

        Рис. Социально- психологический рельеф коллектива

Литературный источник:

  1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: «Педагогический поиск» , 2002 – 160 с.
  2. Социально - психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов, Саранск, 1990. С. 43-47.
  3. Диагностика психического развития детей / Под редакцией Е.В. Гуровой, Н.Ф.Шляхты. М., 1992. С. 110 – 111.
  4. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Педагогика, 1988. С. 61 – 66.

        


                                                                               1                                                                       2

                            6

        6 баллов

 

        5 баллов

        4 балла

        

        3 балла

        2 балла

                     1 балл

                       5                                                                                                                             3

                                                                              4



Предварительный просмотр:

Микропрактикум «Мой класс»

(для учащихся 1 - 5-х классов)

Младшие школьники испытывают закономерные трудности при ра боте с традиционно используемыми в социально-психологической практике шкалами, опросниками, тестами, изучающими положение ребенка в коллек тиве.

В такoм  случае  удобнее использовать приведенную ниже методику:.

Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса (см. рис.): «Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свои имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:

  1. С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?
  2. Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу

(рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?

  1. Каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность по знавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы, задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов:

  1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная по зиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
  2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, доказательство    благополучной    социально-психологической    позиции ребенка.
  3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.

  4.  Игровая позиция: не соответствует учебной позиции.

Литературный источник:

  1. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: «Педагогический поиск» , 2002 – 160 с.
  2. Социально - психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие для студентов, Саранск, 1990. С. 43-47.
  3. Диагностика психического развития детей / Под редакцией Е.В. Гуровой, Н.Ф.Шляхты. М., 1992. С. 110 – 111.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....


 

Комментарии

Максимова Татьяна Витальевна

Обязательно воспользуюсь в своей группе продленного дня рекомендациями! Спасибо за публикацию!