Сказкотерапевтические методы работы в школе (неделя психологии)
методическая разработка по психологии по теме

Кривушина Анастасия Сергеевна

Организация и проведение неели психологии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya_psihologii_1.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Неделя психологии в школе»

Неделя психологии – общешкольное мероприятие, которое проводится в течении недели и предлагает участие всей школы: в первую очередь школьников, а также учителей и воспитателей.

«Неделя психологии» в школе проводится в конце октября и в конце января, на тот момент, когда учащиеся,  отдохнув на каникулах, приступили к обучению,  в то же время уже  адаптировались к учебе после длительного отдыха.

Цели:

  1. Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
  2. Повышать психологическую компетентность учащихся и учителей школы;
  3. Формирование представлений о важности психологической науки как одной из составляющих человекознания.

Задачи:

  1. расширение знаний о науке «психология», роли и месте психологических знаний в жизни человека;
  2. формирование чувства успешности;  
  3. активизация размышлений учащихся о месте и роли знаний психологии в собственной жизни, жизни людей;
  4. формирование у школьников чувства единения;

Форма проведения:

  1. Конкурс психологических стенгазет и коллажей по параллелям;
  2. Конкурс  рисунков;
  3. Минутка  психологии;
  4. Психологические игры;
  5. Классный час;
  6. Индивидуальные занятия с  участниками образовательного процесса;

Принципы построения «Недели психологии в школе».

При общем планировании недели мы исходили из нескольких рабочих принципов.

  1. Целостность и законченность, то есть психологически очерчены начало и конец, основная идея и девиз дня;
  2. Цикличность и преемственность, то есть каждый день является продолжением предыдущего. Каждый день несет, в том, числе, и определенную информацию для размышления;
  3. Мероприятия, запланированные на неделю, охватывают наибольшее количество школьников и педагогов и почти не затрагивают учебно – воспитательный процесс.
  4. Общая психологическая атмосфера. В общешкольных играх и акциях могут принять участие не только учащиеся школы, но и педагоги, родители, а также все работники школы.

Кадровое обеспечение:

  1. Зам.директора по «Школе здоровья»;
  2. Педагоги-психологи;
  3. Классные руководители;
  4. Учитель-логопед;
  5. Учитель по ИЗО;
  6. Инициативная группа учащихся 8 – 10 классов.

Категория участников: учащиеся 1-11 классов, педагоги школы.

Сроки проведения: 19-23 ноября 2012г..

Методическое обеспечение: план и разработки занятий, наглядный материал, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр, грамоты для награждения и др.

Оформление:

1.План недели психологии;

2.Выставка детских и плакатов и рисунков;

3.Цитаты дня;

Основное содержание

 Недели психологии: «В каждой сказке есть намек о том, чтоб быль не путали со сказкой.

                                                 В каждой сказке есть урок, что жизнь мы сами делаем прекрасной ...»

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

ДЕВИЗ ДНЯ: «Ребёнку сказку расскажи - на свете правды больше станет»

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1) Торжественное открытие недели психологии;

2) Индивидуальные занятия с элементами сказкотерапии и песочной терапии.

ДЕНЬ ВТОРОЙ.

ДЕВИЗ ДНЯ: «Подходящая компания - это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою Ворчалку»

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1) Конкурс стенгазет и коллажей

2)Игра «Сказочной тропой»

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

ДЕВИЗ ДНЯ: «Человек познает себя в борьбе с препятствиями»

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1) Конкурс рисунков «В стране «Вообразилии»

2) «У каждого человека свои звезды» - минутка психологии

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.

ДЕВИЗ ДНЯ: «Отдели просо от мака».

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1) Психологическая игра «Одни только дети знают, что ищут»

2) Хорошее настроение

ДЕНЬ ПЯТЫЙ.

ДЕВИЗ ДНЯ: «Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…» 

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:

1)Мини-сочинение «Сочини сказку»


2)Подведение итогов и награждения.

Ключевые мероприятия.

  1. Игра «Сказочной тропой»

Игра проводится на переменах,  к учащимся 1-4-х классов приходят учащиеся 8-11 классов и проводят игру (Дополнительную помощь в случае необходимости оказывают классные руководители). Таким образом, по времени игра занимает от 10 до 20 минут, в зависимости от возрастной категории участников игры.

Цель игры:

План подготовки:

  1. Подбор вопросов для каждой параллели классов; (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
  2. Подготовка ответов на вопросы;
  3. Распределение классов между инициативной группой;

План проведения:

1. Организация классного коллектива для проведения игры;

2. Знакомство с ведущими игры;

3. Объяснение правил игры;

4. Проведение игры;

5. Сбор результатов.

6. Подведение итогов.

Количество участников: 12-20 человек

Правила проведения:

        Команда получает письмо вопросами, на которые всем классом необходимо ответить. Ответы должны быть полными и конкретными.

При подведении итогов в конце «Недели психологии» победителей отмечают грамотой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы для 1-го класса:

  1. Сколько героев в сказке «Колобок»?

       2.   Как называется сказка, из которой  взяты эти слова?

 Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

         3.Назовите очередность  героев сказки «Репка»?

         4. В кого превращался Гвидон?

         5.Назовите «рабочее место» кота учёного?


Вопросы для 2-го класса:

  1. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
  2. Какими словами бранила старика старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
  3. Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу?
  4. Сколько  богатырей в «Сказке о царе Салтане…»?
  5. Назовите «рабочее место» кота учёного?

Вопросы для 3-го класса:

        1.За какую плату согласился работать Балда у попа?

        2. Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара?

        3. Отгадайте, про какие сказки идет речь в загадках:

 1)А я родился странной
Игрушкой деревянной.
Ушастый, некрасивый,
И никому не мил.
Один меня заметил,
И ласково приветил,
А это был, ребята,
Гена крокодил.


2) Был я в море в бочке брошен
И отцом своим забыт,
Но на остров неизвестный
Был волной морской прибит.
И на острове, на том теперь правит…

4.В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?

5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника.



Вопросы для 4-го класса:

        1.Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

       2.Назовите  предмет, которым Балда «морщил море».

       3.Отгадайте,  про какие сказки идет речь в загадках:

1)Бабушка внученьку очень любила,
Бабушка шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
Кто отгадает, как звали ее?

2) Ах, отец, я очарован
Незнакомкой молодой.
На балах среди придворных,
Не встречал красы такой.

4.Назовите  настоящее имя Царевны- лягушки?

5.Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно?





  1. Конкурс стенгазет и коллажей

Конкурс стенгазет и коллажей предусматривает участие учащихся 7 - 11 класса, основной целью конкурса является социализация учащихся в условиях современного общества, посредством творческого подхода к осмыслению психологической тематики конкурса.

Тематика стенгазет и коллажей по параллелям с 7-11 классы.

Тема

Классы

1

«Сказка ложь, да в ней намек»

7

2

«Сказка ложь, да в ней намек»

8

3

 «Сказка ложь, да в ней намек»

9

4

«Сказка ложь, да в ней намек»

10

5

«Сказка ложь, да в ней намек»

11

Необычность данного задания заключается в том, что тема предложенная учащимся имеет очень широкий диапазон для изображения и полное отсутствие конкретики, что может вызвать у них ряд сложностей. Оригинальность в том, что в предложенной  теме  необходимо провести  «Мозговой штурм», о чем за ранее им сообщается.

Итоги конкурса подводятся в конце «Недели психологии», стенгазеты награждаются по номинациям:

- самое интересное раскрытие темы;

- самая оригинальная газета;

- стенгазета, отображающая психологическое значение;

- самая информационная стенгазета и т.п.

  1. Конкурс рисунков «В стране Вообразилии»

Конкурс рисунков на тему: «В стране Вообразилии» предполагает участие учащихся 1- 6 классов.

Цель конкурса: Развитие воображения учащихся.

Подведение итогов в конце «Недели психологии» проводится по параллелям между 1-2 классами, 3-4 классами, 5-6 классами.

  1. Психологическая игра «Одни только дети знают, что ищут»

Тема: «Одни только дети знают, что ищут»

Цели:

  1. формирование и отработка навыков коллективного взаимодействия;
  2. осознание детьми ценности собственных успехов;
  3. формирование положительного образа будущего.

Форма проведения: психологическая игра

Категория участников: 2 сборных команды 5 – 6 классов по 8 человек + 2 старшеклассника.

План подготовки:

  1. Определение целей и темы игры;
  2. Подбор соответствующей литературы по выбранной тематике;
  3. Подбор инструментария;
  4. Составление плана проведения конкурсов;
  5. Составление исторической справки;
  6. Подбор оформления классной комнаты;
  7. Оформление разработки мероприятия.

Ход игры.

        

  1. Главная цель – добраться до финиша и найти то, не знаю что;
  2. Рыцарства проходят все этапы;
  3. За успешное выполнение задания, на каждом этапе команда получает ключ;
  4. Полученные ключи позволяют открыть башни, в одной из которых находится главная цель трудного пути.

Задание «Герб»

        Дайте имя своему рыцарству и придумайте девиз, но рыцарство не может существовать без герба. Герб и девиз должны отражать основные качества рыцарей, основные нравственные принципы.

Командам необходимо нарисовать герб своего рыцарства придумать название и девиз.    

Задание « Свиток»

Ведущий. Вы в начале трудного пути. Что может помочь вам, что поддержит в нелегкую минуту? Это Вы должны определить сами. Вам дается список, в котором описаны вещи, качества, ценности. Выберите, пожалуйста, 10 наименований того, что, на ваш взгляд, пригодится вам в пути. Обоснуйте ваш выбор (дети выбирают необходимые им ценности и предметы, после чего представляют их ведущему)    

    Мешок золота

    1кг. Мяса

     Соль

     Сахар

     Дисциплинированность

3фляги воды

           Сознание общественного долга

           Книга

           5 батонов хлеба

           Целеустремленность

           Нож

           Спички

            Справедливость

           Общительность

           Веревка

           Посуда для пищи

           Замкнутость

           Самостоятельность

          Критичность

          Спальный мешок

          Мыло предметы личной гигиены

          Внимательность.

   

Задание « Мудрая сова»

      Чтобы одолеть наш сложный путь, необходимо быть человеком не только отважным и сильным, нужно быть еще образованным .Знакомы ли вы с трудами великих мыслителей? Способны ли подняться до высот учености? У вас есть шанс попробовать ваши силы. Выберите одну из задач :

  1. Торье говорил: « Путешествующий один может отправляться в путь хоть сегодня». А что должен делать тот, кто путешествует в компании? (Ответ: Должен ждать,  когда будут готовы его спутники).
  2. Эпиктет говорил: « Человек принадлежит толпе, пока сваливает вину на других. Он на пути к мудрости, когда считает только себя ответственным». А когда же человека можно считать мудрецом? (Ответ: Кто не осуждает ни себя,  ни других).

                             

Задание « Великий  Мерлин».

   Встречали ли вы в своей жизни мудрых людей?

Для  выяснения этого вам предлагается решить одну из философских задач.

 Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:

- Ну, а кто же из строителей самый главный?

 Поднялся каменщик:

- Разумеется, храм – это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы. Каменщики выложили его кирпич к кирпичу.

- Спору нет, основа храма каменная,- вмешался плотник,- но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!

- Смотри в корень, – сказал землекоп.- Хотел бы я знать,- он кивнул головой в сторону каменщика и плотника,- как эти хвастуны возвели бы храм.  Если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его  стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра.

 Но царь Соломон недаром прослыл мудрым.

Подозвал к себе каменщика царь Соломон и спросил:

-Кто сделал твой инструмент?

-Кузнец.

-А твой,- Обратился он к плотнику.

-Кто же как не кузнец- ответил плотник.

-Ну, а твои лопату и кирку? – спросил  у землекопа.

- Ты сам знаешь, что кузнец,- ответил землекоп.

Тогда Соломон подошел к скромному стоящему человеку, вывел его на середину зала:

- Вот главный строитель храма,- сказал Соломон и поднес ему чашу, полную вина.

 Кто это был? ( Врач. Погонщик верблюдов. Мореход. Кузнец. Гончар. Ткач)

   

Окончание игры.

Литература

1. В поисках Святого Грааля. Школьный психолог № 29, 2003г.

2. Культура эмоций. Школьный психолог №2 2004 г.

3. Микляева. А. Я - подросток. Мир Эмоций, - СПб; Речь, 2003.

4. Неделя психологии. Классный руководитель №3, 2008г.

5. Обозов Н.Н. Психология конфликта – СПб., Академия психологии, предпринимательства и менеджмента.

6. Психология общения/ Е.И. Рогов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

7. Планета моего класса. Школьный психолог №№ 34, 35, 2003г.

8.  По реке жизни. Школьный психолог №№ 25, 26, 2004г.

9. Школа волшебников (Программа по формированию системы ценностей, положительного образа будущего и конструктивного целеполагания). 10.Школьный психолог № 47. 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

неделя психологии в школе

разработка для проведения недели психологии в школе  по дням недели и направлениям деятельности....

Неделя психологии в школе

В даннома материале содержатся планы недели психологии, отчеты и  разработки мероприятий , проведенные в рамках недели....

«Неделя психологии в школе»

Девиз недели: Давайте жить дружноЦели:1.     Создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;2....

проведение недели психологии и педагогики в школе

Цель:  создание условия для формирования ситуации успеха классным коллективам, учащимся.Задачи:1. Организация конкурсов2. проведение классных часов с участием психолога. Соцпедагога3. Проведение ...

Психологи о необходимости индивидуального подхода в обучении. Роль и возможности школьного педагога-психолога в определении методов работы с учащимися.

Роль педагога-психолога в осуществлении индивидуального подхода к учащимся в рамках педагогического процесса. Особенности личности учащегося и их учет при реализации индивидуального подхода....

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...