Нужно ли знать психологию?
статья по психологии по теме

Николаева Татьяна Александровна

 Педагогика и психология тесно переплетаются. Для того, чтобы образовательный процесс был успешным знания основ психологии  необходимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли знать психологию?

        Хороший учитель в большей или меньшей степени точно знает особенности своих  воспитанников. Но все же без помощи психологии ему не обойтись. Для успешной работы в каждом конкретном классе, с каждым отдельным ребенком педагогу необходимо знать, что такое характер, темперамент, мышление, память, их разновидность и типы. Каждому педагогу необходимо также знать свой тип восприятия. Тогда легче будет выбрать такой  способ общения с детьми, такие формы подачи учебного материала, которые наиболее бы соответствовали бы его  индивидуальным наклонностям, психологическим особенностям.

        Многие учителя стремятся излагать учебный материал укрепленными блоками, с помощью наглядных опор. Но получается, что опыт  известных методистов в практике отдельных педагогов не срабатывает или срабатывает не полностью. Почему? Одна из причин: несовместимость типа восприятия учителя с выбранной им формой подачи материала. Для людей с конкретным типом восприятия наиболее подходят опорные конспекты, с абстрактным – обобщающие таблицы. Для обладателей эмоционального типа восприятия годятся и опорные конспекты, и обобщающие таблицы, если им придать эмоциональную окраску. Поэтому учителю перед тем, как  использовать опорные конспекты, хорошо бы определить свой тип восприятия и, если он окажется абстрактным, подумать,  не лучше ли взять на вооружение обобщающие таблицы?

        Без знания типа восприятия не обойтись также  при дифференцированном подходе к обучению.        

        Что касается учащихся, что в работе с ними необходимо учитывать  прежде всего и возрастные особенности, которые влияют на восприятие. Восприятие в  большей мере носит чувственный характер. Развитие речевого аппарата, т. е.  способности к логическому, абстрактному мышлению, вырабатывает в свою очередь способность к  выбору существенного и ослабляет наклонности к конкретному. К двенадцати годам чувственный характер  восприятий утрачивается, но ребенок еще не может подобно взрослым мыслить понятиями.  Это означает, что представления в данном возрасте носят образный характер, в них преобладает наглядность и  конкретность. Значительную роль в этом случае играет зрительная память, которая позволяет эффективно запоминать числовой и словесный материал, сведенный в таблицы и конспекты.

        Как видим, возрастные особенности восприятия школьников требуют одного – наглядности, конкретности. Таким образом, обе формы работы -  и по обобщающим таблицам и по опорным конспектам -  пригодны для детей. Дело только за тем чтобы учитель знал индивидуальные особенности каждого ребенка и учитывал их в процессе преподавания.

        Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе обучения, в том числе и обучения родному языку. Опыт развития той подсистемы памяти, которая называется  оперативной речевой памятью,  позволяет заметно повысить уровень грамматической орфографической, пунктуационной  правильности речи.

        Оперативной памятью называют  кратковременную , непосредственную «память на операции, которые следует реализовать в процессе производства какого-либо действия». Ей присущи две функции: удержание по ходу составление предложение компонентов, уже порожденных, и упреждение компонентов, предстоящих порождению.

        Механизм оперативной памяти в определенные моменты формирования предложения не дает возможности правописным навыкам достаточно полно проявить себя, угнетает, сковывает их, что находит выражение в неравномерном распределении орфографических ошибок по длине предложения.

        На уроках русского языка  для развития оперативной памяти  наиболее эффективными  являются следующие  основные типы упражнений, хорошо известные любому  учителю русского языка и литературы.

  • Словарный диктант «Кто больше запомнит?»
  • Распространение простых предложений влево и вправо от главных членов.
  • Восстановление пропущенных частей предложения: его начала, конца, середины.
  • Восстановление деформированного текста.
  • Перестановка частей предложения.

Однако  развитие оперативной памяти не есть формирование орфографических умений и навыков. Это всего лишь создание благоприятных условий для их формирования и применения. Необходимо соединить работу по развитию  речевой памяти с формированием орфографических умений и навыков.

        Учителям в их практической работе следует учесть, что совершенствование оперативной памяти может стать одним из эффективных путей повышения грамотности и развития речи школьников.

        В середине прошлого столетия ученые-педагоги, восстав против господствующей в школах  атмосферы отупляющей учащихся зубрежки, заявили, что целью обучения должно быть развитие мышления. Они видели, что заучивание бесконечных правил не приводит к грамотному письму.

        Психологическими механизмами становления грамотного письма являются наши зрительные и слуховые анализаторы, движения руки, которые обеспечивают запись и хранение в памяти орфографического правильного образа слова.

        Природа орфографического  навыка не зависит от  знания правил и, следовательно,  от мышления. Роль грамматических правил в развитии речи и мышления учеников, а не в овладении  орфографически  грамотной письменной речью. Активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.

        

        В поведении школьников  часто проявляются такие признаки психологической напряженности как агрессивность, нервозность, чрезмерная веселость или депрессия, повышенная, а, чаще всего, пониженная самооценка. Все это вызывает в лучшем случае недоумение, растерянность обиду, стремление изменить это поведение по общепринятому «образу и подобию», а в худшем -  ответную агрессивную реакцию со стороны взрослых.

        Каковы же пути совершенствования чувственной стороны личности ребенка? Можно ли выявить какие-то закономерности в развитии уровня детской эмоциональной сферы?

        На уроках литературы развивать эмоции можно при помощи хорошо знакомых учителям заданий. Например, изучая произведения  литераторы в младших классах можно предложить детям проиллюстрировать содержание отрывков, а также самостоятельно подобрать музыкальный фон к отдельным частям произведения, который, по мнению ученика, наиболее точно отвечал бы содержанию текста. Дома  ученики должны в виде сочинения-миниатюры описать впечатления от урока. Очень важно для развития эмоциональной сферы  использовать в процессе обучения аудивизуальные средства. Кроме этого,  важно на уроках использовать  музыкальные фрагменты, картины, слайды, фоторепродукции.

        При целенаправленной деятельности  учителя литературы, возможно усилить эмоциональные отклики детей на уроке.

        Исходя из всего вышеизложенного, мы видим, что педагогика и психология тесно переплетаются. Для того, чтобы образовательный процесс был успешным знания основ психологии  необходимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать ученикам и их родителям для успешной сдачи ЕГЭ.

Презентация с сайта Учительский портал. Автор: Лукяненко Элеонора АнатольевнаМесто работы: МОУ СОШ №256, г.Фокино Приморского края.http://www.uchportal.ru/load/120-1-0-16245   http://www.uc...

Что нужно знать о детях с нарушением слуха

Сборник статей содержит необходимую информацию для работы с детьми с нарушенным слухом....

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

Внеклассное мероприятие “ Бояться не нужно, нужно знать ” (10 – 11 класс)

Аннотация к внеклассному мероприятию «Бояться не нужно, нужно знать»Мероприятие посвящено Дню борьбы со СПИДом 1 декабря.Цель:дать информацию о вирусе иммунодефицита человека, путях передачи инфекции ...

«Об этом с тревогой говорят родители …Наркомания. Что нужно о ней нужно знать?»

Почему. что заставляет наших детей пробовать наркотики. Почему все чаще мы слышим о суициде детей? Почему суицид за последние годы згначительно омолодился. Как помочь нашим детям и их родителям. Данно...

Квест - игра по профилактике ВИЧ и СПИДа "Бояться не нужно, нужно знать"

В ходе квест - игры воспитаннники смогут упорядочить и углубить свои знания о ВИЧ и СПИДе, познакомиться с нормами безопасного поведения....

Обучающее занятие по теме : "Бояться не нужно, нужно знать!"

Материал можно использовать на занятиях по профилактике ВИЧ и СПИДа среди несовершеннолетних....