Здоровье школьников: технология работы школьного психолога
статья по психологии по теме

Яицкая Марина Николаевна

 

Статья "Здоровье школьников: технология работы школьного психолога".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье школьников: технология работы школьного психолога

Автор: Яицкая Марина Николаевна, МКОУ Смаглеевская средняя общеобразовательная школа  Кантемировского муниципального района Воронежской области, smagschool@yandex.ru

Всемирная организация здравоохранения выделяет школу как наиболее перспективный участок воздействия на формирование поведенческих установок детей и подростков в области здорового образа жизни,  формирование у школьников здорового жизненного стиля, подразумевающего успешную адаптацию, социализацию, стремление к саморазвитию.

Таким образом, на первое место в реализации профилактических задач в школе, сформулированных Всемирной организацией здравоохранения, выходит школьный психолог, который решает проблемы психологического здоровья и безопасности в ОУ.

Приведу основные задачи психологии здоровья: сохранение, укрепление и развитие здоровья; повышение уровня психологической и коммуникативной культуры; определение путей и условий для самореализации. Эти задачи не могут решаться одинаково для всех участников образовательного процесса. Понятно, что способы укрепления здоровья и повышения коммуникативной культуры у  первоклассника и зрелой  учительницы весьма отличаются друг от друга.

Работа с педагогами

Повышение психологической культуры педагога, может осуществляться по трем направлениям:

— расширение арсенала психолого-педагогических средств и методов учителя в целях повышения эффективности обучения;

— привлечение педагогов к работе в русле психологии здоровья;

— профилактика профессионального выгорания педагогов.

По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.  У этой группы педагогов выражены так называемые субъективные факторы напряженности педагогической деятельности, провоцирующие чрезмерную чувствительность к определенным профессиональным трудностям. Особенности учительского труда приобретают большое значение, когда мы говорим о том, что психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Замечу, что равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей.

Комплексный психолого-педагогический подход

При организации работы, ориентированной на формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, нельзя полагаться на случайную удачу. Максимальный эффект может быть достигнут только при комплексном подходе, когда тематика здоровья так или иначе пронизывает весь образовательный процесс.

Безусловно, урок. Темы здоровья достаточно легко интегрируются в уроки практически по всем учебным дисциплинам. Например, тема «Всегда ли полезны медикаменты» может вплетаться в уроки биологии и химии, а тема профилактики СПИДа — в уроки биологии, географии, обществознания, ОБЖ. Практически любая тема может быть изучена на уроках иностранного языка.

Уроки физической культуры по сравнению с другими уроками предоставляют дополнительные возможности (не всегда реализуемые в полной мере) для формирования здорового жизненного стиля. В процессе двигательной активности можно не только осуществлять развитие и коррекцию тех или иных психических функций, но и развивать коммуникативные навыки, а также навыки поведения в сложных и экстремальных ситуациях. Применительно к задачам, которые ставит психология здоровья, эффективен подход к сохранению и развитию физического и психического здоровья школьников, осуществляемый на основе так называемого психофизического сопряжения. Этот метод можно использовать на уроках физической культуры, а также при любых формах организованной двигательной активности детей, в том числе осуществляемой психологом.

Циклические упражнения (ходьба, бег, лыжи, плавание) способствуют, помимо развития двигательных способностей, развитию волевых качеств личности, произвольной регуляции своего поведения; спортивные, подвижные игры, эстафеты — формированию нравственных качеств, воспитанию «чувства команды», этики взаимоотношений и других коммуникативных навыков.

Воздействующий потенциал классного часа  достаточно велик. Среди новых форм классных часов, предложенных в последнее время, интерес вызывают так называемые «встречи» (от англ. meeting). Подобный метод решает целый комплекс задач, среди которых диагностика внутригрупповых отношений, развитие коммуникативных навыков, профилактика социально обусловленных заболеваний. В последние годы традиционная школьная практика обогатилась  новыми формами работы. Одной из них стала проектная деятельность, которая представляет собой совместную (учащегося и учителя) учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую конкретную цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение запланированного результата. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной учащимся в виде цели собственной деятельности.

Для направленного воздействия с активным применением визуальной и кинестетической модальностей, а также для получения обратной связи применяется смотр-конкурс рисунков (плакатов) на темы, связанные со здоровьем.

Большой потенциал заложен в таких мероприятиях, как День здоровья. Общение учащихся с педагогами в неформальной атмосфере способствует возникновению доверительных отношений, появляется возможность увидеть друг друга с новой стороны. Мероприятия Дня здоровья стимулируют интерес детей и побуждают их к активному участию в деятельности. Тренинг позволяет, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка, обеспечить его нужной информацией, помогает сформировать необходимые навыки и отработать оптимальную личную стратегию поведения в типичной ситуации.  Одним из наиболее успешных способов реализации задач психологии здоровья является психологическая игра, в которой обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через проигрывание и проживание ситуации, а не благодаря заучиванию сообщенного взрослым «правильного ответа».

Ознакомление учащихся с некоторыми темами и аспектами тем, которое осуществляют психолог и (с его помощью) педагог, может актуализировать имеющиеся у подростков психологические проблемы. В тех случаях, когда помощь не может быть оказана в присутствии группы, применяется индивидуальное консультирование.

Психолог, являясь не только исполнителем, но и координатором профилактической работы, охватывает  своим вниманием всех субъектов образовательного процесса. При этом он совмещает функции консультанта и (применительно к педагогам) методиста.

Работа с родителями

Нельзя недооценивать влияние, которое могут оказать на поведенческие установки учащихся их родители. Следовательно, важным и обязательным шагом является налаженный диалог с родителями, традиционной формой работы с которыми в школе является родительское собрание (или индивидуальные встречи).

Однако, несмотря на то, что тема здоровья должна быть одинаково значимой для всех родителей, некоторые из них относятся к профилактической работе настороженно. Нередко тревогу и отторжение вызывают наиболее острые темы, посвященные профилактике употребления психоактивных веществ («а что, у вас в школе дети употребляют наркотики?») и заболеваний, передаваемых половым путем, в том числе СПИДа («я вообще запрещаю говорить с моим ребенком на эту тему!»).

Высоко оценивая роль физической составляющей здоровья, родители подчас не придают серьезного значения его психологической составляющей. Очень важно показать им «неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того и другого для полноценной жизни».

Первая встреча психолога с родителями всегда проходит на традиционном родительском собрании. Предварительно я провожу  индивидуальные беседы с наиболее авторитетными, а также наиболее проблемными родителями. Это позволяет  определить общий родительский настрой и избежать неожиданностей на классном собрании. При планировании собрания следует обратить внимание на необходимость передачи родителям определенной информации. К ней относятся данные о распространении ВИЧ/СПИДа в мире и стране; негативное влияние рекламы и СМИ (фактор, отсутствовавший ранее) в первую очередь на подростков и молодежь, а также положительный эффект применения профилактических программ. Интерес у родителей вызывают темы «Как решать конфликты с подростками», «Воспитание у детей ответственности и самостоятельности», «Что такое пятый класс в жизни и в школе» и другие.

При решении задач психологии здоровья в школе необходимо помнить, что успеха можно добиться только в случае вовлечения в эту работу всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного психолога

Цели рабрты: Достижение наиболее высокого уровня психологического здоровья учащихся, основу которого составляет нормальное функционирование личности ребенка: познавательной, эмоционально-волевой,...

Психокоррекция в работе школьного психолога

Психокоррекция  - это система мероприятий, направленных на исправление недостатковпсихологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.Психокоррекции подле...

Групповые технологии в работе школьного психолога

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:- педагогические технологии как производство и применение апп...

Проективные технологии в работе школьного психолога

Проективные техники и методики представляют большой интерес практически для всех психологов. Они интересны, информативны. В копилке каждого практического психолога есть свои любимые методики. Сегодня ...

Технология использования кукол-перевёртышей в работе школьного психолога

Использование кукол-перевертышей в коррекционно-воспитательной работе педагога и психолога позволяет эффективно решать проблемы младших школьников в интересной психологически комфортной безопасной фор...

Использование технологии Гештальт-терапии в работе школьного психолога.

Роль технологии -помочь каждому участнику осознать их целостность....