Групповые технологии в работе школьного психолога
учебно-методический материал по психологии на тему

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:

- педагогические технологии как производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Педагогическая технология включает «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер);

- педагогическая технология – это процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи (позицию представляют Б. Скиннер, С. Гибсон, М. Жиллет, Т. Сакамото, В. Хаг);

- педагогическая технология как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;

- многоаспектный подход, предлагающий рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно. Итак, педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Введение таких педагогических технологий как групповые в системы образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc50.5 КБ
Microsoft Office document icon prakticheskaya_chast.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые технологии в работе школьного психолога

Однажды некий мужчина двадцать лет спустя после окончания университета приехал в город, в котором провел студенческие годы. С радостью узнал он, что его ближайший друг тех лет ныне преподает в этом университете. Конечно же, он не упустил возможность навестить своего старого приятеля прямо на рабочем месте. Тот как раз готовился принимать экзамены у студентов и раскладывал на столе билеты. Приехавший бывший его сокурсник взял наугад несколько билетов и, прочтя их, воскликнул:

- А вопросы все те же!

На что его приятель, преподаватель университета, откликнулся с улыбкой:

- Вопросы те же. Ответы другие...

Эта известная притча хорошо отражает ситуацию во многих науках и в психологии особенно. Проблемы, трудности общения и взаимопонимания, сакраментальный вопрос о смысле собственного существования волнуют людей не одно тысячелетие. Великие умы человечества искали и находили ответы на эти вопросы, но каждое новое поколение все равно продолжает мучиться и искать. Может быть, потому, что каждый человек должен сам для себя найти эти ответы, прожив свою жизнь, получив собственный, индивидуальный опыт. Иными словами, лишь пройдя свой путь самосознания...

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения, систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

В понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции:

- педагогические технологии как производство и применение аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса. Педагогическая технология включает «от мела и классной доски» (Р. де Киффер) до «всех вещей, которые можно включить в розетку в стене» (М. Мейер);

- педагогическая технология – это процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи (позицию представляют Б. Скиннер, С. Гибсон, М. Жиллет, Т. Сакамото, В. Хаг);

- педагогическая технология как обширная область знания, опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук;

- многоаспектный подход, предлагающий рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно. Итак, педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Введение таких педагогических технологий как групповые в системы образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом.

Тот факт, что воздействовать на группу бывает иногда эффективнее, чем на одного человека, знали, пожалуй, даже наши пещерные предки.

Первыми социологами, предпринявшими изучение групповых методов, их функций и механизмов на рубеже XIX и XX веков были Э. Дюркгейм и Г. Зиммель.

Российские психологи-практики шли по стопам своих западных коллег, но групповая психологическая работа имеет в России и собственные глубокие традиции. Можно, пожалуй, утверждать, что элементы методов, получивших впоследствии наименование тренинговых, активно использовались в нашей стране еще в двадцатые-тридцатые годы. Речь идёт, прежде всего, о своеобразном "психотехническом буме" первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажеры и разрабатывались приемы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих тренингов.

Начиная с тридцатых годов XX века групповое движение в практической психологии стало приобретать такой размах, что не обращать на этот факт внимания академическая наука больше не могла. Метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую, психопрофилактическую или психокоррекционную), оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрел статус одного из самых популярных.

К настоящему времени этот метод представлен удивительным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями.

Одна из целей групповой работы – развитие мышления учащихся. Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встает вопрос. Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Психологи говорят, что мышление начинается с удивления, недоумения или с противоречия. Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.

Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них становится принадлежность и к другим группам: к классу, спортивной команде и т.д. Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко "плохое" поведение возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Есть дети, которым очень трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые  опасаются, что другие люди могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Часто у них уже есть негативный опыт и им приходится долго  учиться доверять одноклассникам и учителю. Таким детям требуется время, чтобы понять, что любой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны. Групповые технологии часто приходят на помощь учителю и психологу.

К групповым технологиям относят, прежде всего, групповую и межгрупповую работу. Данные технологии эффективны в работе с людьми  всех возрастных категорий.

Цель применения групповой работы:

  • обучение  навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии в учебно-воспитательном процессе, при проведении внешкольной досуговой деятельности;
  • формирование жизненно необходимых навыков и компетенций;
  • актуализация процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания.

Групповая деятельность призвана служить фактором личностного развития индивидуальности каждого участника группы. Воздействие психолога носит опосредованный характер: «через группу - на личность».

Формы групповой работы: 

  • групповая диагностика
  • развивающие и коррекционно-развивающие занятия
  • тренинги
  • психологические игры
  • мастер-классы для взрослых.

Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы;

- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации групповой работы в группах.

Коренная проблема организации групповой работы заключается в том, чтобы каждый из детей выступал в ходе совместной работы как самостоятельный субъект, т.е. чтобы группа не подавляла индивидуальность каждого участника и была едина в общей своей активности, чтобы характеристики группы были наиболее благоприятны для развития личности. Поэтому нельзя не принимать во внимание существующего противоречия между интересами отдельного члена группы и интересами самой группы. Данное противоречие не ликвидируется, не снимается, – оно разрешается при обращении к такому явлению, как «совокупный субъект» («коллективный субъект», «полисубъект»). Поэтому основной задачей психолога должно стать преобразование группы как некоторой совокупности людей в группу как единый деятельный организм - в совокупный субъект.

Совокупный субъект – это деятельная группа, состоящая из трех и более человек, осознающая цель совместной деятельности, побуждаемая к деятельности социально ценностным мотивом, каждый участник которой обретает для себя в этой деятельности личностный смысл и потому берет на себя ответственность за произведенное дело.

Сопряжение двух линий: одной - групповая деятельность, другой - индивидуальная деятельность, протекает в процессе преобразования группы в совокупный субъект. Противоречие разрешается в пространстве именно данного вопроса: удается психологу такое преобразование или нет. Индивидуальность только и может себя выявить в сопоставлении с другими, обнаружить свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становятся очевидными и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Но утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого.

Способы формирования групп.

  • По желанию. Этот способ приемлем при создании небольших групп.
  • По усмотрению ведущего.
  • По определенному признаку (половой признак: девочки-мальчики; по росту, по цвету волос; по определенному цвету в одежде, по месяцам рождения и т.д.) По такому принципу создаются кратковременные группы при выполнении различных упражнений.
  • Способ «жребия», условно произвольный. Данный способ хорошо зарекомендовал себя в ходе организации групповой деятельности. Жребий может быть вербальным (считалки) или предметным (всевозможные жетоны). В качестве предметных жетонов можно использовать ракушки, камушки, цветные кружки (прием «Волшебный мешочек»).

Рефлексия.

Анализ сделанного и определение уровня качественности исполнения, а также качества организации дела. Социально-психологический климат бывает благоприятным для развития личности или неблагоприятным. Критерием оценки характера климата в группе выступает положительное влияние на самочувствие каждого отдельного члена группы. Психолог корректирует, создает, укрепляет, повышает климат группы. При ошибках – понижает, ухудшает, разрушает климат группы.

Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребенка. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности, успех становится сильнейшим средством личностного развития человека.

Группа в организованной деятельности вступает во взаимодействие с миром, познает этот мир, оценивает этот мир и влияет на этот мир, переконструируя окружающие обстоятельства. Таким образом, групповая работа с детьми оснащает каждого ребенка способностью взаимодействовать с миром.



Предварительный просмотр:

Спустить пар

Возраст: с 9 лет.

Цели: - преодоление гнева и обид, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и учителями;

- предотвращение образования противостоящих друг другу кланов  и группировок.

Игра применяется для поддержания психологического климата в группе, чтобы отношения между детьми оставались открытыми и естественными, чтобы в классе не образовывались.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.

- Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или, на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты", или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".

- Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".

Заключительный этап: Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

- А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".

Неожиданные картинки

Цели: налаживание коллективной работы для  детей;  

возможность увидеть, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.

Материалы: Каждому ребенку нужны бумага и восковые мелки (цветные карандаши).

Инструкция: Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.)

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

Дети рисуют еще несколько минут и снова передают свой рисунок соседу слева.

Можно оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребенок получает ту картинку, которую он начал рисовать.

Анализ упражнения:

— Нравится ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

— Понравились ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

— Какой рисунок тебе нравится больше всего?

— Отличаются ли эти рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

Распускающийся бутон

Цели: активизация совместной деятельности детей в малых группах.

Инструкция: Разбейтесь на группы по четыре человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто, где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.

После того, как одна из групп выполняет задачу и встает на ноги, начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветающий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

Когда весь класс справится с этой задачей, можно попробовать составить бутоны большего размера, добавляя в каждую четверку по одному ребенку.

Анализ упражнения:

— Насколько тебе понравилась эта игра?

— Как твоя группа справилась с этим заданием?

— Быстро ли вы смогли подняться?

— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

— Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?

— От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

Шутливое письмо

Возраст: с 9 лет.

Цели: - выплеск негативных эмоций;

- снятие эмоционального напряжения.

Ход игры

Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети пишут шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

Материалы: каждому ребенку нужны бумага и карандаш.

Инструкция: Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

Желающие читают свои письма вслух.

Заключительный этап: игра в "снежки". Дети комкают свои письма и кидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

Анализ упражнения:

— Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

— Что было при этом труднее всего?

— Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

— Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

— Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

— Когда полезно смеяться над конфликтом?

Шестерка

Возраст: с 10 лет.

Цели: снятие эмоционального напряжения; установление благоприятного психического фона; развитие  внимания и сообразительности.

Ход игры:

Все игроки встают в круг.

Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три... Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.).

Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.

Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков.

Если в классе (группе) большое количество членов, можно разбить коллектив на 2 подгруппы, одна из которых сначала выступает зрителем. Затем ей даются такое же задание, но уже с другой цифрой.

Использованная литература - Фопель К., книга «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов». Москва: Генезис, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного психолога

Цели рабрты: Достижение наиболее высокого уровня психологического здоровья учащихся, основу которого составляет нормальное функционирование личности ребенка: познавательной, эмоционально-волевой,...

Психокоррекция в работе школьного психолога

Психокоррекция  - это система мероприятий, направленных на исправление недостатковпсихологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.Психокоррекции подле...

Здоровье школьников: технология работы школьного психолога

Статья "Здоровье школьников: технология работы школьного психолога"....

Проективные технологии в работе школьного психолога

Проективные техники и методики представляют большой интерес практически для всех психологов. Они интересны, информативны. В копилке каждого практического психолога есть свои любимые методики. Сегодня ...

Технология использования кукол-перевёртышей в работе школьного психолога

Использование кукол-перевертышей в коррекционно-воспитательной работе педагога и психолога позволяет эффективно решать проблемы младших школьников в интересной психологически комфортной безопасной фор...

Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога

Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных ...

Использование технологии Гештальт-терапии в работе школьного психолога.

Роль технологии -помочь каждому участнику осознать их целостность....