Главные вкладки

    План-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему:
    Конспект практического занятия по профилактике курения в школе

    Мурзова Олеся Евгеньевна

    Краткий конспект занятия по профилактике курения 7м классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    dokument_microsoft_office_word_3.docx16 КБ
    dokument_microsoft_office_word_2.docx132.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    План открытого занятия по профилактике курения среди подростков

    « Курение-дело серьезное!».

    Цели:

    Способствовать формированию навыков отрицательного отношения к курению и желание  отказаться от курения.

    Задачи: 1) способствовать формированию здорового образа жизни;

                  2) дать представление о влиянии курения на молодой организм.

    Ход занятия:

    1. Вступление.

    -  Знакомство со стендом, обозначение темы занятия.

    - Заполнение опросника  на тему жизненных ценностей. Обсуждение результатов.

    - Выясняем причины, по которым каждый начал курить (фиксируем на доске).

    2. Основная.

    - Раздача листовок с составом сигареты. Обсуждение, пояснение.

    - Обсуждение фактов о курении и последствий курения (читают дети с раздаточного материала). Начинаем читать с фразы «Закуривая сигарету, я должен понимать, что….».

    - Обсуждение, какие чувства возникают после произнесенных слов…

    4. Заключительная.

    - Обсуждение на тему попыток бросить курить и способов.

    Какие методы могли бы помочь каждому в отдельности…

    - Ролевая игра «Правила бесконфликтного отказа…»

    - Совместное прочтение стихотворения о сигарете.

    Факты о курении

    В России каждый курильщик за каждые 10 лет курения «прокуривает» одну машину среднего класса.  Это, например,  Mazda6, Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Skoda Octavia, Audi A4.

    Что дает отказ от курения:

     

    - Избавление от ежедневной интоксикации организма.

    - Многократное уменьшение риска развития рака легкого, болезней сердца и сосудов.

    - Каждый год Вы значительно реже будете болеть гриппом и другими простудными заболеваниями.

    - Вы избавляетесь от неприятного запаха изо рта, от волос, одежды, дома и в машине.

    - Вы без одышки поднимаетесь по лестнице.

    - Вы сохраняете деньги на другие расходы.

    - Вы спасаете своих детей от заболеваний органов дыхания.

    - У Вас заметно меньше и позже образуются морщины на лице.

    - Вы избавляетесь от утреннего кашля.

    - Вы значительно уменьшаете шанс стать инвалидом и сократить свою жизнь на 10-20 лет.

    - Вы получаете контроль над своей жизнью.

     

    Во вредных выхлопных газах автомобиля содержится около тысячи вредных соединений и химических веществ. Это в четыре раза меньше числа вредных веществ в одной небольшой сигарете. Таким образом, курение можно вполне законно приравнять к вдыханию выхлопного дыма. Причем с повышающим коэффициентом – минута курения равна четырем минутам ингаляций через выхлопную трубу.

    Пагубное воздействие курения затрагивает абсолютно все органы человеческого организма. Смертельную дозу никотина можно получить, выкурив всего двадцать сигарет сразу. А для подростков это число – в два раза меньше!


    Предварительный просмотр:

    Болезни курильщиков

    Болезни курильщиков и их последствия

    После того, как Колумб привез табак в Новый Свет и один из его матросов пристрастился к курению, болезни курильщиков стали известны и в Европе. Конечно, поначалу курение запрещали (того первого матроса на 7 лет заключили в тюрьму за «связь с дьяволом»), но, как показывает история, это не сработало. Со временем, курение стало трендом. Курить стало «круто» и модно. Табачные компании начали привлекать все большую аудиторию. В начале XX века к курению пристрастились и женщины. Однако, постепенно люди стали осознавать вред табака и его курения, появились памятки, буклеты и предупреждения о вреде курения на сигаретных пачках и т.д.

    Что же такого вредного в сигаретах? Прежде всего, в них содержится множество смол и ядов, которые высвобождаются в процессе курения и попадают в организм. Обычная сигарета содержит:

    • канцерогены (вызывают рак),
    • бензол,
    • 1,3 бутадиен,
    • акролеин,
    • угарный газ,
    • бензапирен,
    • формальдегид,
    • ацетальдегид,
    • никотин.

    Каждое из этих веществ в достаточной концентрации мгновенно убивает человека. Но проблема в том, что их концентрация в каждой сигарете минимальна, что однако, не означает безопасности курения.

    Первыми с воздействием этих веществ встречаются зубы курильщика, которые со временем желтеют и теряют презентабельный вид. Поэтому, тем, кто хочет сверкать ровной белозубой улыбкой, лучше и не начинать курить, но при этом знать что такое болезни курильщиков хотя бы в теории.

    Что же мы получаем, купив пачку сигарет рублей за 50 (или за 200 — в данном случае цена не имеет значения)? Мы получаем заболевания курильщиков:

    • фарингит курильщика,
    • циноз,
    • одышка,
    • кашель курильщика,
    • инсульт,
    • ишемическая болезнь сердца,
    • рак (губ, трахеи, легких и т.д.).

    Как видите, приятного болезни курильщиков принесут мало. Прежде всего, при курении страдают бронхи курильщика и его легкие. Вскрытие, как правило, показывает, что именно эти органы курильщика страдают больше всех. Немного в меньшей степени страдают и остальные органы.

    Чем же грозит курение внутренним органам и здоровью? Если разложить болезни курильщиков по срокам курения, то получится следующее. От полугода до 5 лет.

    Страдает сердце курильщика и его сосуды, благодаря чему, мозг курильщика и другие его жизненно важные органы могут отказать. Развиваются гипертония, дистония и сердечно-сосудистые заболевания, которые в последствии могут привести к летальному исходу или хотя бы значительно ослабить организм. Например, ослабление сосудов ноги курильщика может привести к тому, что ткани этой части тела не будут должным образом питаться кровью и в результате могут быть если не отторгнуты, то серьезно поражены.

    До 15 лет. На таком сроке страдают:

    • язык курильщика,
    • горло курильщика,
    • желудок курильщика,
    • печень курильщика,
    • желудочно-кишечный тракт в целом.

    До 20 лет. На этом сроке курильщика ждут:

    • проблемы с почками,
    • осложнения сворачиваемости крови,
    • угнетение спинного мозга и т.д.

    20-30 лет. На таком сроке курильщика, в случае, если он доживет, ждет единственный диагноз — рак.

    В вредных выхлопных газах автомобиля содержится около тысячи вредных соединений и химических веществ. Это в четыре раза меньше числа вредных веществ в одной небольшой сигарете. Таким образом, курение можно вполне законно приравнять к вдыханию выхлопного дыма. Причем с повышающим коэффициентом – минута курения равна четырем минутам ингаляций через выхлопную трубу.

    Как вы можете судить из всего вышеперечисленного, Минздравсоцразвития не зря размещает на пачках сигарет предупреждения о вреде курения, а пачки сигарет на Западе и вовсе окрашены картинками пораженных органов.

    Пагубное воздействие курения затрагивает абсолютно все органы человеческого организма. Смертельную дозу никотина можно получить, выкурив всего двадцать сигарет сразу. А для подростков это число – в два раза меньше!

    Из чего делают сигареты

    Являетесь ли вы курильщиком с многолетним стажем или только познакомились с сигаретами, а, быть может, вы несколько раз уже пробовали бросить эту пагубную привычку, но все никак не получалось – в любом случае, возьму на себя смелость рекомендовать вам прочесть данный материал. В любом случае, знать, из чего делают сигареты – никак вам не повредит. Может, наоборот, сыграет именно в вашу пользу. С какой-то информацией вы наверняка уже встречались, а что-то станет для вас новостью. Итак, из чего их все-таки делают? В этой статье – из чего делают сигареты, мы постараемся достаточно подробно ответить на этот вопрос.

    Начнем с самого понятного – табака. Это двудольное растение, семейства пасленовых, насчитывает около сорока видов и происходит из тропической Америки. У табака есть даже своя история – в 1633 году, согласно указу царя Михаила, за потребление этого самого табака били кнутом и батогами, отрезали носы и казнили. Да, такое было резкое отрицательное отношение правительства к этому растению.

    При курении табака, происходит его сухая перегонка и образуется целый ряд продуктов, которые втягивает курильщик вместе с табачным дымом: окись углерода, никотин, углекислота, азот, пиридиновые основания, кислота уксусная и синильная. При этом происходит сужение сосудов, и возникают следующие симптомы – учащается сердечная деятельность, переходящая постепенно с тахикардию, привычную для курильщика.

    Никотин – это такой себе алкалоид табака, содержащийся в его листьях в количестве 0,6 – 8 процентов. Обладает это вещество довольно сильными ядовитыми свойствами. К примеру, достаточно двух капель, для того, чтобы смертельно отравить собаку, у кроликов смерть наступает от половины капельки, маленькие птицы погибают, если перед их клювом положить палочку, смоченную небольшим количеством никотина. Есть и признаки отравления никотином – это жжение во рту, общее возбуждение, головная боль, царапанье в горле, головокружение, неясность слуха и зрения, ощущение недостатка воздуха, отрыжка, тошнота, рвота, светобоязнь. Может быть обморок или бессознательное состоянии, общие судороги.

    Смола – все то, что находится в табачном дыме. Каждая часть состоит из многих органических и неорганических веществ, среди которых можно найти множество летучих и полулетучих соединений. В рот дым попадает в виде концентрированного соединения аэрозоля. При охлаждении он конденсируется и образует смолу, которая и оседает в дыхательных путях человека. А вещества, содержащиеся в смоле, вызывают раковые заболевания и заболевания легких.

    Бензапирен – вещество, содержащееся в выхлопных газах и табачном дыме. Это наиболее типичный и опасный химических канцероген окружающей среды. А для человека опасен даже в маленькой концентрации, так как ему свойственна биоаккумуляция. Сам бензапирен, благодаря международной группе экспертов, отнесен к числу агентов, у которых есть доказательства того, что они оказывают канцерогенное действие на людей и животных. Выбросы бензаперена и формальдегида относят к первой категории опасных канцерогенных веществ, которые вызывают раковые заболевания и иммунные изменения организма. Это вещество оказывает и мутагенное действие.

    Кадмий – тяжелый металл, который человек получает только посредством курения. Последствия воздействия этого элемента особенно ярко выражены у тех людей, у которых наблюдается дефицит цинка и кальция в пище. Кадмий накапливается в почках и обладает токсическим действием именно на эти органы, способствует снижению минеральной плотности костной ткани. Также это вещество вмешивается в течение беременности, увеличивая риск недостаточной массы тела плода и риск преждевременных родов.

    Мышьяк – как известно, химический элемент периодической системы Менделеева и кристаллы серо-стального цвета. Есть предположение, что русское название этого элемента произошло от слова “мышь”, так как Менделеев применял препараты для истребления крыс и мышей. Все препараты мышьяка крайне ядовиты, а при остром отравлении наблюдаются сильные боли в животе, понос, поражение почек, возможны судороги. При хроническом отравлении чаще всего страдает желудочно-кишечный тракт, возникают катары слизистых оболочек дыхательных путей, поражения кожи, нарушения чувствительности, развитие апластической анемии.

    Никель – вещество, провоцирующее развитие астмы и развитие раковых заболеваний.

    Гармолин – белковое вещество, алколойд, можно сравнить с героином.

    Полоний – высокотоксичное вещество, у которого период полураспада 138 дней и девять часов и излучает альфа-частицы. Кстати, руками это вещество брать нельзя, в результате может быть лучевое поражение кожи и всего организма. Полоний такое вещество, которое очень легко проникает в организм через кожные покровы. А работают с ним только в герметичных боксах, так как и на расстоянии, он действует на поражение.

    Ацетон – это бесцветная жидкость, которая служит сырьем для многих химических продуктов, таких как растворитель, взрывчатые и лекарственные вещества, производство лаков.

    Синильная кислота – это тоже жидкость с запахом, которою используют как яд против крыс и мышей, обладает очень сильными ядовитыми свойствами.

    Помимо всех этих вышеперечисленных элементов, каждая сигарета содержит клей, деготь, бумагу и краску. Что само по себе полезно никак не может быть.

    Всего табачные изделия содержат около 4 тыс. химических соединений, а табачный дым – около 5 тыс. таких соединений, из которых примерно 60 способствуют развитию раковых заболеваний.

    Надеюсь, в этой статье – из чего делают сигареты, Вы нашли ответы на Ваши вопросы.

    Тренинг  « Скажи « нет!» ПАВ!».

    Цель  :Развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ

    Задачи

    ·                    Обсудить ситуации, когда подростков принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики.

    ·                    Познакомить с различными способами уверенного отказа.

    ·                    Тренировать способы отказа от ПАВ.

    Ход занятий

    Энергизатор « Я люблю себя за то, что…».

    Представление темы занятий.

    Скажите участникам, что на занятии они будут обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.

    Мозговой штурм.

    Попросите участников привести примеры, когда их просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.

    Задайте вопросы:

    1.                  Кто предлагал ( взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?

    2.                  Какую цель преследовал предлагающий?

    3.                  Удалось ли отказаться?

    4.                  Кому труднее всего отказывать в просьбе?

    5.                  Чьему давлению тяжелее сопротивляться?

    Выслушайте ответы.

    Скажите, что человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

    Попросите назвать причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.

    Выслушайте ответы и выпишите их на доску.

    Скажите, что существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.

    Подчеркните, что существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

    Мини – лекция.

    Повесьте плакат « Правила уверенного отказа». Прочитайте эти правила вместе с участниками и обсудите их.

    1.      если хотите в чем – либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему « НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.

    2.      отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

    3.      настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

    4.      попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

    5.      смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой ( дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

    6.      не оскорбляйте и  не будьте агрессивными. 

    Ролевая игра. Объедините участников в 4 группы КО. Раздайте каждой группе карточки с приемами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточки с одним из приемов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа , прочитать ответ. Каждому приему предложения ПАВ соответствует два  ответа с отказом.

    Примеры предложения ПАВ и способы отказа:

    Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

     Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим;

    Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

    Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

    Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;

    Нет, спасибо. Мне совсем не нравится  запах табака. Меня от него просто тошнит.

    Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.

    Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман;

    Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.

    Хочешь выпить?

    Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;

    Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.

    Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за  представление.

    Важно довести до участников понимания того, что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.

    Подведите итог занятию, обратив внимание, что отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит их здоровье.

    Энергизатор « Подарок».

    Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передает соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесен. Повторяться нельзя.

    Вывод

    Существует много эффективных способов говорить « НЕТ».

    Тест «СИГАРЕТА»

    Отвечая на вопросы, сделай выбор ДА или НЕТ и подчеркни заглавную букву:

    -     при выборе ДА – красным цветом;

    -     при выборе НЕТ – черным цветом. 

    Сила – Могут ли сигареты сделать человека сильнее? Способствуют ли сигареты наращиванию мышц и их укреплению?

    Искренность – Может ли курящий человек быть честным, искренним и не обманывать своих близких, что он курит?

    Гуманность – Может ли курящий человек называться гуманным, если он портит жизнь окружающим его близким, соседям создавая их неблагоприятные условия?

    Активность – Могут ли сигареты сделать человека сильнее, выносливее, активнее?

    Работоспособность -  Можно ли успешно учиться, регулярно куря сигареты и при этом улучшать свою память, внимание?

    Естественность – Может ли курящий человек быть всегда в гармони с самим собой, с окружающими, с природой и не приносить им вред?

    Тактичность – Всегда ли курящий человек вежлив, не груб с окружающими его людьми?

    Аккуратность – Можно ли сказать про курильщика, что он чистоплотен, аккуратен. На его одежде нет прожженных пятен, остатков пепла, он не мусорит, не бросает куда попало окурки?

    Если получилась сплошная черная черта. Давайте перечислим качества, которые теряем, становясь курильщиком. Сигарета отнимает – свободу, искренность, гуманность…

     

    БЛАНК ОПРОСНИКА

    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ

    Группа__________          Возраст ___________              Пол ___________

    Не курю __________        Пробовал(а) ________            Курю регулярно ________

     

    1.    Выбери из представленных ниже жизненных ценностей 3 наиболее, по твоему мнению, важные для человека. Проранжируйте их, поставив рядом числа: 1,2,3. 

    А) Профессиональная карьера;

    Б) Крепкое здоровье;

    В) Хорошая дружная семья;

    Г) Яркая, насыщенная жизнь;

    Д) Материальное благополучие;

    Е) Близкие друзья.

    2.    Чем ты готов пожертвовать ради курения табачных изделий:

    А) деньгами,

    Б) физическим здоровьем,

    В) обонянием и чувством вкуса,

    Г) чистотой дома и одежды,

    Д) приятной внешностью,

    Е) продолжительностью жизнью. 


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Занятие для подростков по профилактике алкоголизма

    Занятие проводится с группой подростков (10-15 человек) с целью профилактики употребления алкоголя. Продолжительность за...

    Конспект занятия в "Малышкиной школе"

    Представленный конспект можно использовать для работы с детьми -дошкольниками....

    конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе

    конспект психопрофилактического развивающего занятия в начальной школе по программе О.В. Хухлаевой «четыре путешествия»....

    План-конспект интегрированного занятия по прикладному искусству и психологии «Вепсская кукла-оберег»

    обучение технологии изготовления вепсской куклы-оберега и психологическому приёму самовнушения;развитие интереса к прикл...

    Конспект занятия с членами замещающих семей "Мир детский, мир взрослый"

    Это занятие с членами замещающих семей очень хорошо подходит для работы с семьями, в которых воспитываются дети подростк...

    Конспект занятия в соответствии требований ФГОС. Тема занятия: «Подготовка к экзаменам»

    Конспект занятия в соответствии требований ФГОС. Тема занятия:   «Подготовка к экзаменам» Вид внеурочной дея...

    Конспект занятия "Мы-это много я"

    Занятие для учащихся 5 класса в период адаптации....

    Викторина о вреде курения

    Викторина о вреде курения...

    КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11-Х КЛАССОВ.

    конспект  X Всероссийский конкурс «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оз...

    Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".

    Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, ко...