Практическое занятие по профилактике девиантного поведения обучающихся средствами сказкотерапии
методическая разработка по психологии по теме

Белова Елена Александровна

Практическое занятие разработано педагогом-психологом с целью организации профилактической работы с обучающимися, склонными к девиантному поведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_po_skazkoterapii.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение учащихся, склонных к девиантному поведению, средствами сказкотерапии.

Е.А. Белова,

педагог-психолог  МБОУ вечерней

(сменной) общеобразовательной

школы № 28 Ленинского района

города Нижнего Новгорода  

                   

      В научной литературе существуют различные определения понятия девиантного поведения. Девиантное поведение, обусловленное «внутренним или внешним конфликтом подростка в его микросреде и компенсаторными установками личности», рассматривалось Б.Н. Алмазовым (1986), Н.В. Востокрутовым (1993); как отклонение от нормы его рассиатривал Л. Ауэвярт и В. Вахинг 91986); как не совпадающее с поведением большинства (Лайне, 1994); как несоответствие норме и ожиданиям, имеющим место в данной социальной группе (Аванесов, 1980; Кондрашенко, 1988 и др.)

       Под девиантным поведением понимается «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением» (Менделевич, 2001).

    Смысл понятия «девиантное поведение» (отклоняющееся поведение) по своему содержанию предполагает формулирование определения нормативного поведения.

      Критериями «нормального поведения» (Бобнева, 1978; Ушаков, 1987; Раева, 1993) можно считать:

- возможность регулирования своего поведения;

- ответственное поведение;

- адаптированная личность;

- эмоциональная устойчивость;

- не противоречие общепринятым нормам поведения;

- отсутствие патологических симптомов;

- активная творческая личность.

     Соответственно, поведение, не согласующееся с выделенными критериями, целесообразно относить к ненормативному, то есть отклоняющемуся.

     К основным видам девиантного поведения чаще всего относят  делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение. Под делинквентным поведением понимается повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки детей и подростков (несовершеннолетних), которые не влекут за собой уголовной ответственности. Это поведение, с одной стороны, связно с формированием личностных установок и криминальных привычек; а с другой – с внешними и внутренними конфликтами, которые наблюдаются у детей и подростков в микросреде. Аддиктивность – «пагубная привычка,  пристрастие». Этим термином в последние годы стали именовать злоупотребление веществами, изменяющими психическое состояние. Прежде всего это алкоголь, наркотики, лекарственные средства и психоактивные токсические вещества. Суицидальное поведение также относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

      Склонность школьника к девиантному поведению – это один из признаков его психологической дезадаптации. Нужно отметить, что школа обычно делает акцент на образовательной функции и ослабляет внимание на осуществление воспитательной функции. Школа часто недостаточно использует возможности для организации досуга обучающихся, профилактическая работа порой ведется формально (Невский, 1985; Фельдштейн, 1999).

        Кроме того, в ряде исследований подчеркивается, что школьные затруднения (неуспеваемость) также могут выступать фактором риска возникновения девиантного поведения (Королев, 1992). Имеется и ряд исследований, обозначающих влияние взаимоотношений школьников с педагогами, статусное отношение в классе (Личко, 1983). Статусная неудовлетворенность, неспособность занять удовлетворяющее (престижное) положение в школе среди педагогов и одноклассников часто являются причиной недисциплинированности, конфликтов с учителями и сверстниками, снижения успеваемости, ухода подростка в стихийную группу.

     Существует несколько способов улучшить сложившуюся ситуацию. Во-первых, исправление нарушений в сфере межличностного общения, развитие коммуникативных способностей средствами социально-психологического тренинга (коммуникативного тренинга, тренинга межличностного общения). Во-вторых, осуществление поведенческой коррекции с помощью методов психологической релаксации, техник положительного и отрицательного подкрепления.

     Особого внимания требует коррекция морально-нравственной сферы, что возможно осуществлять средствами сказкотерапии. Сказкотерапия – это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание. Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе со школьниками, имеющими склонность к девиантному поведению. Метафора, лежащая в основе сказки, выступает не только «волшебным зеркалом» реального мира, но и скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г. Юнг и его последователи. И, что важно, сказка позволяет косвенно воздействовать на систему ценностей подростка, не вызывая при этом активного сопротивления с его стороны.

   Девиантное поведение подростка – это сигнал о помощи, вызов, сообщающий о том, что  у школьника возникли трудности с преодолением сложных жизненных обстоятельств. Неудача, потеря, разочарование либо озлобляют подростка, либо заставляют задуматься о том, чему раньше уделялось лишь незначительное внимание. И здесь на помощь школьнику приходит психотерапевтическая сказка. Она несет в себе живое человеческое УЧАСТИЕ и МУДРОСТЬ. И это то, в чем на самом деле больше всего нуждается подросток,  проявляющий склонность к девиантному поведению.

     Как строится процесс сказкотерапии в случае с таким подростком? Слушая сказку, размышляя о ней, школьник, пока на бессознательно-символическом уровне, «запускает» собственные созидательные процессы. Пройдет некоторое время (у каждого в свой срок), и начнет положительно меняться состояние, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь.

    Склонность к девиантному поведению подросток часто начинает демонстрировать именно в критические периоды жизни. Психотерапевтическая сказка поможет в период жизненного кризиса  и станет мощным психопрофилактическим и развивающим средством.

     Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия людей, одержимых иллюзией собственной безнаказанности, отрицающих «сказочные» законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки это и «пустяки» и «несерьезность», однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с подростками, склонными к девиантному поведению, сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно только когда человек возвращается к своему изначальному, «сказочному» восприятию мира.

    Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с обучающимися на ценностном уровне. Психологические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

     Для подростков эмоциональный аспект сказкотерапии («вспоминание» сказочного мироощущения) является дверью к их личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, подростки могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурс, подросток переключается на события своей жизни, немного иначе осмысляет их и приступает к конструктивному преобразованию своего поведения.

Как работать с авторскими психотерапевтическими

Практическое занятие.

    Для начала педагог-психолог приветствует ребят и начинает вводную беседу: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами немного поразмышляем. А поможет нам в этом небольшая сказочная история. Как вы относитесь к сказкам? Какие сказки у вас самые любимые? Как вы думаете, какие функции выполняют сказки? Важно ли всем читать их?» Ребята по желанию высказывают свое мнение, рассуждают.

    Педагог-психолог: «Сказка – это бережное прикосновение к нашей душе, сказка добрая и волшебная, светлая и грустная может помочь нам  понять и принять тайные уголки души и сердца, поддержать, разделить боль и подарить радость. Сказка несет в себе живое человеческое УЧАСТИЕ и МУДРОСТЬ – то, что нам порой очень бывает нужно».

Педагог-психолог предлагает ребятам выполнить задание: записать те ассоциации, которые возникли у них в связи со словом «сказка». Это могут быть определения этого понятия, названия конкретных сказок – в общем, все, что приходит в голову.

    Каждый из участников зачитывает свои записи. Обычно определения сказки встречаются нечасто, но зато бывают яркими и неожиданными. Чаще предъявляется ассоциативный ряд примерно такого плана: «детство», «теплота», «бабушка», «радость», «вымысел», «страшно». Во время обсуждения педагог-психолог может задать вопрос о том, кому чьи ассоциации показались более интересными и (или) близкими к собственным.

     Затем педагог-психолог предлагает выяснить, как же трактуется сказка в науке. Он зачитывает ребятам несколько определений сказки, взятых из разных источников:

  1. «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» (В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т. 4. С. 170).
  2. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С. 625).
  3. «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил» (Словарь русского языка. М., 1988. Т. IV. С. 102.).
  4. «Краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел» (С.К. Нартова-Бочавер. 1996).

  Итак, ребята, мы с вами многое обсудили, я думаю, что нам пора наконец-то послушать одну сказочную историю. Пожалуйста, слушайте внимательно и соблюдайте тишину. Если у вас возникнут какие-нибудь вопросы или мысли по поводу услышанного, можете их записать, а после озвучить их в общей беседе. Ведущий начинает читать (см. Приложение).

   Педагог психолог после прочтения: «Понравилась ли вам сказка? О чем она, на ваш взгляд? О чем вам хотелось бы поразмышлять после этой сказки?» Ребята отвечают по желанию.

  Далее следует более детальный анализ сказки. Он проходит в форме вопрос-размышление-ответ. Ребята могут разделиться на подгруппы, а могут высказываться и лично от себя. Если во время обсуждения ребята испытывают трудности, педагог-психолог может помогать им (в скобках приведены примерные ответы). Важно, чтобы максимальное количество обучающихся было включено в обсуждение,  и у каждого из желающих была возможность высказать свою точку зрения.  

Обсуждение сказки.

  1. Наша сказка называется «Окно». Давайте подумаем, почему сказка имеет такое название? (Окно в тюремной башне показывает Вору себя со стороны и тем самым позволяет оценить, насколько чудовищны его поступки, позволяет провести границу между добром и злом. Вор смог осознать свою ошибку и раскаяться в том, что он совершил).  Может быть, кто-нибудь хочет предложить свое название сказки? Только не забудьте обосновать свой ответ.
  2. Как вы поняли, какие основные темы прозвучали в сказке? (Тема противопоставления добра и зла в человеке: Вор жил в беззаконии и безнравственности, но волей судьбы сумел увидеть другую сторону жизни. Темы совести, самоанализа, осознания вины: Вор так остро осознал вину за то, что он творил, что попросил Судью оставить его в камере).
  3. Что можно сказать о главном герое сказки? Какими чертами он обладает? (главный герой – Вор, его ремесло – это воровство. Поначалу он жил с этим спокойно, совесть его не тревожила, ведь он цеплялся за жизнь как умел. Не считал себя неправым, находил себе много оправданий. Вор был одинок, у него не было друзей,  потому что он никому не доверял, считая всех людей лживыми и продажными. А окружающие люди презирали и опасались его).
  4. Какую роль в сказке сыграли остальные герои? (Настоящий Судья сыграл в сказке решающую роль. Он, по-видимому, олицетворяет моральный суд, суд общества. Роль настоящего Судьи в том, что он создает условия для осознания Вором вины  перед обществом, а впоследствии помогает ему измениться, преобразовать свой внутренний мир. В итоге Вор стал помогать заключенным осознать другую сторону жизни, развить в себе доброту и участие. Люди, сидящие в камерах, могли искренне раскаяться в содеянном.

Кот – олицетворение совести Вора. Он проложил для вора путь изменения в лучшую сторону лапками в розовой краске. Кот ведет Вора в дом, где живет девочка и ее родители. Он показывает другую грань жизни, несовместимую с прежними представлениями Вора. Ему открываются доброта, забота, доверие и участие.

Девочка – воплощение добра, жизнелюбия, благородства, любви и заботы. Она помогает маме и папе, целует своего кота, каждый раз кричит всему миру «Доброе утро!».

У девочки была семья. В ней все любили друг друга. Но после нападения Вора, мама и папа умерли, а девочка пропала).

  1. Какую стратегию отношений Вор выбирает в начале? Что меняется в конце? (Сначала Вор думал лишь о себе, как прокормиться, не пропасть, не задумываясь о том, что причиняет зло другим людям.  Впоследствии он осознал, что своими действиями ломал жизни не только отдельным людям, но и семьям, приносил вред обществу в целом).
  2.  Каким волшебным средством пользовался герой в сказке? Для чего оно было ему необходимо? (Основное волшебное средство – это окно в тюремной башне, благодаря которому главный герой перестраивает свое отношение к жизни. Через окно Вор смог увидеть то, что он сотворил 10 лет назад – разрушил семью своими корыстными действиями. После увиденного в окне он стал горевать и злиться на себя, так как понял, сколько причинил зла добрым и хорошим людям).
  3. Каким образом главный герой решает бороться со злом после осознания свой вины? ( Вор, взяв в помощники кота и девочку, идет в тюрьму к заключенным для того, чтобы люди, сидящие в камерах, смогли осознать свою неправоту, раскаяться в содеянном и исправиться. В заключенных просыпалось доброе начало и человечность).

   Далее педагог-психолог предлагает ребятам сделать вывод о том, какова мораль сказки. Участники могут разделиться на подгруппы или высказывать каждый свою точку зрения.

   В конце педагог-психолог благодарит ребят за внимание, отмечает самых активных участников обсуждения. По принципу обратной связи обучающиеся высказывают свое мнение об эффективности проведения занятия, отмечают плюсы и минусы.

Приложение.

Терапевтическая сказка.

 (автор сказки А.В. Гнездилов – практикующий психолог, сказкотерапевт)

ОКНО

  Жил-был Вор. Обычный, как и многие другие. И, конечно же, он находил оправдание своему ремеслу в том, что судьба к нему несправедлива, что вокруг него только злые люди, что он борется за жизнь так, как умеет.

Раньше Вор промышлял вместе с шайками таких же отщепенцев, но вскоре понял, что они не столько помогают, сколько обременяют его. Тем более что держатся они на извращенном понятии дружбы: на самом деле каждый готов продать другого, если ему это выгодно. Время благородных бандитов в действительности не прошло, а его попросту и не было.

Зло, как болото, втягивает в свою трясину всего человека, стоит к нему прикоснуться лишь пальчиком. И тем не менее, отделившись от других и не имея на своей совести загубленных душ, Вор почитал себя едва ли не аристократом в своей среде, и совесть его не тревожила.

И как же обидно и непонятно было для него, когда, входя в какую-либо компанию, он видел, что люди смотрят на него с подозрением и придерживают карманы. Неужели профессия так откладывается на лице? Тогда почему же, когда он сам смотрит на себя в зеркало, то ничего особенного не видит? И ведь и совесть его не мучит, и уж добрую половину своих подвигов, он забыл а то, что забыто, можно считать, и не существовало.

Но вот однажды Вор встретил настоящего Судью. И тот без долгих слов посадил Вора в тюрьму.

— За что? — кричал оскорбленный Вор. — Я ничего не украл.

— Спроси у своего лица, а еще лучше — у совести, — отвечал Судья. — И даже если ты ничего не украл сейчас, то уж в прошлом или в будущем обязательно что-то совершишь! На тебе просто написано, что ты не понимаешь, что такое добро, а что — зло.

И вот Вора заключили в башню, где он должен был находиться неведомо сколько, так как, по мнению Судьи, он был опасен для общества.

Вначале Вору было скучно, потом страшно скучно, потом плохо, очень плохо, так, что он даже стал думать о смерти. И вот как-то, когда он стал отказываться от еды, его перевели в новую камеру. Она была в башне, на самом высоком этаже. Убежать отсюда немыслимо, но зато можно было видеть домишки, примыкавшие к территории тюрьмы.

Это были жалкие лачуги с чахлыми садиками, и жили в них очень бедные люди. Однако их жизнь казалась Вору невероятно интересной. Особенно один дом привлекал его внимание. В нем жил дровосек с женой и маленькой дочерью. Девочка была так прелестна, что Вор мог смотреть на нее и днем и ночью, не уставая. Она вставала с солнцем, улыбалась, открывая окно, и кричала «доброе утро!» всему миру, так как не предназначала его никому в отдельности. Потом она провожала отца, помогала по хозяйству матери, играла, пела, сама себе рассказывала какие-то истории.

Самое чудесное было вечером, когда она, прежде чем затушить свечу, целовала пушистого кота. Потом она засыпала, и Вор ждал, когда лунные лучи проберутся к ее постели и осветят лицо. Сам того не замечая, он привязался к этой семье и словно стал жить в ней. Более того, ему стали сниться сказочные сны. Так однажды ему привиделся кот, который пришел в его камеру, чтобы пригласить на день рождения девочки.

— Но как я пройду сквозь стены и не заблужусь на ваших кошачьих дорогах? — удивился Вор.

— О не беспокойся, ты перейдешь в мое тело, а я в твое. Взгляни на мои лапки. Они в розовой краске. Это я сделал специально, чтобы оставить для тебя следы. По ним ты найдешь дорогу.

О, как был счастлив Вор, когда очутился в домике маленькой принцессы, как он окрестил девочку, и получил ее поцелуй.

Но однажды случилось несчастье. Вор увидел, как какой-то чужой человек влез в дом, стал искать деньги и даже вытащил нож, угрожая девочке и требуя, чтобы она открыла, где лежат их сбережения.

Она плакала, а он размахивал ножом. В это время вошла мать. Увидев эту картину, она упала бездыханной на землю. Ее сердце не выдержало этого ужаса.

Грабитель бежал, а Вор у своего окна бился о решетку, отчаянно кричал и плакал. Потом он видел, как в том же дворе похоронили мать девочки, как сама она приходила на могилу и безутешно плакала, а отец ее, не вынеся потери, запил.

Счастье и мир, в котором жила добрая семья, жизнь самого Вора были разрушены в один момент.

Страшным горем явилось для Вора это событие. Тем не менее что-то случилось с ним, и сторож доложил о нем Судье. И вот Вора вызвали снова в Суд.

— Теперь у тебя нормальное лицо! — заявил Судья. — Ты можешь быть свободен.

«Не слишком ли вы поторопились, господин Судья», — подумал Вор.

Его душа кипела ненавистью к грабителю, и он собирался найти его и отомстить. Ведь даже полученная свобода не радовала его. По сути дела в душе у Вора не было никого, кого бы он любил, кроме этой бедной уничтоженной семьи. И вот он пришел к дому, на который смотрел семь лет из окна тюремной башни. Все было знакомо ему. Только дом был абсолютно пуст, если не считать кота.

— Где девочка и ее отец, что живут здесь? — спросил Вор у соседей. Они удивились его вопросу. Тогда он стал пояснять, что в дом влез грабитель, что умерла мать девочки, что отец стал пьяницей.

— Но это произошло уже десять лет назад, хозяин умер вслед за женой, а дочь их где-то пропала. Того же грабителя поймали через три года и посадили в тюремную башню так, чтобы он видел то зло, которое совершил. В ужасе Вор схватился за голову. Внезапно он вспомнил тот обычный для него и, конечно, давно забытый день, когда забрался в дом и решил попугать какую-то девочку и ее мать. Вот что вышло из его поступка.

Но как эти события вернулись к нему через года после того, как произошли? Кому он будет теперь мстить? Вор вернулся к Судье и просил оставить его в тюрьме.

— Только разрешите мне посещать заключенных. Может, я помогу и им, и вам.

С тех пор прошло много лет. В разные камеры входил грустный старик с пушистым котом, у которого были розовые лапки. Он ничего не рассказывал о себе, но его присутствие меняло преступников. В них просыпалось доброе начало, особенно когда из-за решеток доносился тонкий девичий голосок, распевающий трогательные песни, а кот забирался им на плечи и ластился.

И, конечно, его мурлыканье было лучшим аккомпанементом и для молчания старика и для песни. И людям возвращалось человеческое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся

Решение проблем социализации и профилактики девиантного поведения обучающихся...

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 классов

Аннотация к проекту«Профилактика и коррекция девиантного поведения»         Проблема поведения обучающихся всегда волновала учителей и родителей. Со...

Занятие-тренинг «Профилактика девиантного поведения подростков»

Занятие-тренинг для групповых занятий обучающихся 6-11 классов про профилактике девиантного поведения....

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...

Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков.

Профилактический тренинг предназначен для группового занятия с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорно...