Семья и семейные ценности
план-конспект урока по психологии (10 класс) на тему

Тарасова Светлана Викторовна

Открытый урок в 10 классе "Этика психологии семейной жизни" по теме "Семья и семейные ценности "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_etika.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Семья и семейные ценности»

Цель: формирование у подростков представление о семье как о главной жизненной ценности.

Задачи:

  • обучать осознанному пониманию термина «семья», её значении в жизни каждого человека, стимулировать размышления о семейных ролях, семейных ценностях и их значимости в каждой семье;
  • развивать способность коммуникативного общения, эмпатийных способностей, креативности при построении и реализации жизненных планов в процессе моделирования семейных отношений;
  • воспитывать ответственное отношение к своей семье, активизировать семейные нравственные ценности (доброта, забота, взаимопонимание, любовь, уважение).

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Актуализация знаний

  1. Давайте вспомним, что такое семья? А благополучная семья? Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.
  2. Предлагаю вам жизненные ситуации. Ваша задача определить, какая функция семьи выполнена в каждом конкретном случае.

1. В зимние выходные дни вся семья выходит на лыжные прогулки. И младшему трехлетнему сыну приобрели детские лыжи, и стали брать его с собой.

2. Бабушка по вечерам читает внукам книжки. Закончит читать, усмехнется да и расскажет что-то, на что натолкнула книжка, из своей жизни. Дети так привыкли к этим вечерам, что, даже научившись читать самостоятельно, просят бабушку почитать и рассказать что-либо.

3. Мать с отцом распределили в семье обязанности, связанные с повседневным обслуживанием: приготовление пищи, стирка белья, уборка, приобретение продуктов. При этом некоторые посильные обязанности достались детям.

4. «Детей нельзя учить при помощи правил, которые всегда будут ускользать из их памяти. Заставляйте их все усваивать путем необходимой практики, приурочивая это к каждому подходящему случаю, или сами создавайте эти случаи».        (Джон Локк «Мысли о воспитании» 1693).

5. У людей любовь родителей к детям заложена природой. Родители видят смысл жизни в своих детях и готовы пожертвовать для них всем. А уважение детей к родителям должно воспитываться. Оно – результат социализации.

6. Примерно к 20 годам дети, взрослея, отдаляются от родителей, они готовы создать свою собственную семью, выпорхнуть из родительского гнезда и обзавестись собственными детьми, чтобы отдать им свою любовь, переданную им природой и родителями.

Изучение основной проблемы урока

– Я расскажу вам притчу: «Однажды к маленькому ребёнку пришёл волшебник и сказал «Вот тебе клубок ниток, в них нить твоей жизни. Если ты будешь быстро разматывать клубок, жизнь пройдёт быстро и бесцельно, а если медленно, то она будет идти медленно, равномерно, и ты сможешь многого достичь, но самое главное, что ты должен будешь делать – это следовать всем жизненным ценностям».

– Определить, понять, что такое жизненные ценности в вашей жизни – очень важно. Жизненные ценности формируют наше поведение, наши отношения, решения. Каждый человек должен для себя определить, что же для него является ценным в этой жизни? В чем смысл жизни? Что он хочет от этой жизни? К чему ему надо стремиться, чтобы этого достичь? Чтобы ответить на все волнующие вопросы, каждый должен для себя определить, что же действительно для вас важно в жизни.

Ценность (в данном случае) – важность, значимость чего-либо.

Какие же ценности лежат в основе счастливой семьи? Создание кластера

семейные ценности:

1) любовь; 2) материальное благополучие; 3) взаимопонимание и взаимоуважение в семье; 5) дети; 6) здоровье; 7) дружба; 8) слава; 9) семейные традиции; 10) доверие.

Тренинг «Чудо-семья» (работа в группах)

Один исполняет роль отца, который должен вечером отдохнуть перед очень ответственным для него днем. Второй исполняет роль старшего ребенка, который хочет провести шумную вечеринку именно сегодня вечером. Третий – это младший ребенок, у которого какие-то проблемы; он погружен в свои мысли; он нуждается в поддержке, совете и участии. Участники должны договориться, как пройдет вечер в семье.

Когда решение будет принято, каждая группа расскажет: удалось ли им договориться; чьи интересы пострадали; кто достиг своей цели; что каждый чувствовал в процессе игры; о чем сожалеют участники; что бы хотелось изменить.

Человек, который может критически мыслить, способен к самоанализу, не будет винить другого в том, что его не понимают. Он не ждет изменений в других людях или обстоятельствах. Он меняет себя.

Учащимся предлагается «корзина мнений», где находятся листы, на них написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Учащиеся вытаскивают из «корзины» листы и зачитывают их вслух:

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

В каждой семье есть свои семейные нормы, то есть правила взаимоотношений между ее членами. Но, к сожалению, грубость процветает во многих семьях. Именно она становится источником многих конфликтов в семьях. Но не только грубость во всем виновата.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека, в межличностных отношениях людей или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Задание. Психологический тест «Список претензий».

Представьте невероятное: вы поменялись ролями со своими родителями. Сегодня вы придете домой, и вам предстоит оценить их действия. Выберите один из трех вариантов ваших действий.

  1. Папа не вымыл после себя грязную посуду. Вы:

а) хватаетесь за ремень;

б) моете сами;

в) начинаете «читать мораль».

2.        Мама не заправила за собой постель и не убрала учебники со стола. Вы:

а)        сбрасываете одеяло и учебники на пол;

б)        все убираете сами;

в)        проводите воспитательную беседу.

3.        Папа разбросал свои вещи (одежду, обувь) по всей квартире. Вы:

а)        начинаете все разбросанное пинать ногами;

б)        все собираете сами;

в)        объясняете, как вы вели себя в их годы.

4.        Когда вы делали уроки, мама включила музыку на всю мощь. Вы:

а)        вырвали шнур из розетки;

б)        заткнули уши;

в)        объяснили, что так поступать неэтично.

5.        Папа пришел домой за полночь, а вы не сомкнули глаз, ожидая его. Вы:

а)        даете ему пощечину;

б)        предлагаете поесть и скорее лечь спать;

в)        объясняете, что в его возрасте так не поступают.

6.        Мама не хочет делать работу, которую ей поручили сделать дома. Вы:

а)        хватаете в руки шнур от утюга;

б)        очень просите не подводить вас;

в)        звоните сослуживцу мамы и спрашиваете, что было ей поручено.

7.        Папа в очередной раз устроил дома сборище друзей, пока вас не было дома. Вы:

а)        всех вытолкали за порог;

б)        тихо отсиделись на кухне;

в)        поговорили с папой с глазу на глаз.

8.        Папа и мама взяли без разрешения вашу одежду (куртку, пальто, перчатки) и испачкали ее. Вы:

а)        устроили скандал;

б)        пошли стирать испачканную вещь;

в)        объяснили, что это неэстетично и негигиенично.

9.        Мама на час «повисла на телефоне», ведет совершенно бездумные разговоры с подругами. Вы:

а)        отключаете телефон;

б)        покорно ждете;

в)        объясняете предназначение телефона.

10.        Папа «до упора» смотрит телевизор. Вы:

а)        выключаете телевизор;

б)        изредка подсаживаетесь и смотрите те же передачи;

в)        объясняете вред длительного просмотра телепередач.

Если среди выбранных вами ответов преобладает вариант а), то вы относитесь к деспотическому типу личности. Вам абсолютно неинтересна дальнейшая судьба ваших родителей. Для вас важно, чтобы «сейчас все было хорошо». Вы не понимаете, что в результате такого обращения у ваших родителей может развиться так называемый комплекс вины. Постоянно опасаясь наказания или грубости с вашей стороны, они будут стараться избежать его любой ценой. Начнут лгать, хитрить, изворачиваться, приспосабливаться. Немного повзрослев, начнут на ваши «решительные» действия отвечать грубостью. Не исключено, что сможете ощутить и силу ответного удара. Тогда беда - вам уже никогда не пользоваться авторитетом.

Если преобладает вариант б), вы относитесь к безвольному типу. Вам кажется, что если вы никаких действий в отношении явных нарушений предпринимать не будете, то «все равно все само собой образуется». Вы сами формируете у своих родителей ощущение полной вседозволенности и безнаказанности. Это приводит к развитию расхлябанности и беспорядочности поведения. Родители никогда не поймут, когда нужно включать тормоза, когда нужно себя пересилить, когда необходимо взять себя в руки и начать работать над собой.

Преобладает вариант в) - вы относитесь к морализаторскому типу.

Рефлексия:

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

- Какой этап занятия вам больше понравился?

Заключительное слово учителя:

Семья - хранительница человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактор стабильности и развития общества. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благосостояние народа. Во все времена о развитии страны судили по положению семьи в обществе и по отношению к ней государства.

В 1993 году Организация Объединенных Наций установила Международный день семьи – 15 мая.

С 2008 года в России 8 июля отмечается День семьи, любви, верности в память о святых Петре и Февронии – покровителях семейного счастья. Символом Всероссийского Дня семьи, любви и верности стала ромашка. От семейного благополучия зависит самочувствие человека, в семье происходит становление его личности, в семье формируются основы его мировоззрения.

Желаю счастья вам и вашим семьям!

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные и отчий свой дом
Сердце навеки останется в нём!