Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"
проект по психологии на тему

Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_k_zashchite.ppt_2.pptx1.72 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект А ктивные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения Автор: педагог-психолог Центра по профилактике социального сиротства на базе ТОГБОУ Центр «Приют надежды» г. Моршанска

Слайд 2

Влияние детско-родительского общения на развитие и становление личности ребенка крайне значимо. Актуальность обусловлена следующими показателями: Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительского общения ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семьям, имеющих проблемы межличностного общения, возникла необходимость в разработке мероприятий для реабилитации семьи. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики – обеспечение благополучного и защищенного детства. Таким образом, детско-родительское общение имеет чрезвычайную значимость , что привлекает к этой проблеме внимание многих психологов. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем; помочь понять и научить навыкам эффективной семейной коммуникации, эмпатии и толерантности в детско-родительских отношениях. Актуальность

Слайд 3

Между осознанием многими родителями недостатков своего воспитания и нехваткой элементарной психологической грамотности у них в вопросах общения с родными детьми. Между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей в сфере общения с детьми и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы. Между государственным заказом на воспитание личности, обладающей коммуникативными компетенциями и способной к успешной социализации и активной адаптации в обществе (социально успешной личности) и отсутствием благоприятного семейного микроклимата . Между большим потенциалом совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей в становлении их коммуникативной компетенции и отсутствием данных видов деятельности в повседневной жизни семей. Противоречия

Слайд 4

Как на ранней стадии семейного неблагополучия помочь родителям в овладении и установлении в семье эффективной модели общения с детьми, основанной на принципах партнерства и сотрудничества, на чувстве взаимного доверия и принятия. Проблема

Слайд 5

Создание условий для формирования навыков эффективного детско-родительского общения в условиях Центра. Цель:

Слайд 6

активизировать разные формы сотрудничества с ребенком и его семьей; создать информационное поле для родителей и детей по вопросам формирования и развития навыков позитивного общения и принятия ; повысить психолого-педагогическую культуру родителей; сформировать навыки эффективной семейной коммуникации, эмпатии и толерантности в детско-родительских отношениях и перенесению сформированных умений и навыков в реальные системы отношений; обогатить детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Задачи:

Слайд 7

Проект опирается на положения ведущих отечественных ученых в области теории личности и возрастной психологии: учение о влиянии семьи как социальной среды на развитие личности ребенка Дубровиной И.В. ; теория развития личности: о ведущей деятельности и социальной ситуации развития Л.С. Выготского , Л.И. Божовича ; идеи о понимании детского развития как изменения форм общности детей и взрослых Д.Б. Эльконина ; подходы, разработанные Д.Б. Элькониным и А.С.Спиваковской , в вопросах теории детской игры; теория и практика психологического тренинга Л.А. Петровского и Н.Ю. Хрящевой. Теоретико-методологическое обоснование проекта

Слайд 8

в отборе диагностических и практических методик с целью выявления и коррекции проблем детско-родительских взаимоотношений; в определении наиболее эффективных форм сотрудничества родителей со специалистами Центра, родителей с детьми; в разработке программы "Секреты общения с ребенком"; во внедрении и апробации данной программы и различных форм взаимодействия с семьей в условиях Центра; в параллельной работе по профилактики и коррекции детско-родительского общения как с родителями, так и с детьми, которая позволит увеличить эффективность проектной деятельности; в сопровождении работы по преодолению трудностей внутрисемейного общения работой с семьей по ликвидации ее семейного неблагополучия и реабилитации семьи в целом. Новизна

Слайд 9

Ожидаемые результаты

Слайд 10

Этапы реализации проекта

Слайд 11

определение ресурсной базы проекта; анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет-ресурсы; подбор и апробация диагностического инструментария; организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики; анализ результатов входного контроля; подбор и разработка содержательной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем детско-родительского общения. Констатирующий этап

Слайд 12

Диаграмма «Детско-родительские отношения» Диаграмма «Отношение родителей к детям» по результатам теста «Рисунок семьи» С.Бенса по результатам опросника А. Я. Варга, В.В Столина Диаграмма « Эмоциональные отношения в семье» по результатам опросника Е.И. Захаровой Результаты методики «Рукавички» по Г. А. Цукерману Констатирующий этап

Слайд 13

Формирующий этап

Слайд 14

Работа с родителями в рамках родительского факультета «Возрождение» Тренинговые занятия в рамках программы психолого-педагогических занятий с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации «Секреты общения с ребенком». Индивидуальные и групповые консультации по проблеме детско-родительского общения. Посещение семей группы риска.

Слайд 15

Работа детско-родительской группы «Мы вместе» Совместные мероприятия в форме игровых конкурсных программ, посвященных календарным праздникам, творческих мастерских.

Слайд 16

Работа детско-родительской пары Коррекционные занятия с использованием элементов песочной терапии «Секреты песочной страны » Игры и тренинговые упражнения (10)

Слайд 17

Мониторинг результатов реализации проекта: сравнительная диагностика и обработка результатов; анализ результатов реализации проекта; подведение итогов работы над проектом; определение перспектив; разработка методических рекомендаций для специалистов по работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, по проблеме исследования. Контрольный этап

Слайд 18

Сравнительная диагностика «Детско – Сравнительная диагностика «Отношение родительские отношения» по результатам теста родителей к детям» по результатам «Рисунок семьи» Р. Бенса , С. Кауфмана опросника А. Я. Варга, В. В. Столина Контрольный этап

Слайд 19

Сравнительная диагностика по результатам Сравнительная диагностика по результатам опросника Е. И. Захаровой «Эмоциональные методики «Рукавички» Г.А. Цукерману отношения в семье» Контрольный этап

Слайд 20

Результаты реализации проекта

Слайд 21

состоит в: определении и разработке основных путей психолого-педагогической работы с семьей для решения проблемы проекта; организации и подтверждении эффективности такой перспективной формы работы с родителями как родительский факультет, позволяющей оказывать практическую помощь родителям в решении актуальных проблем семьи в рамках темы проекта; практической реализации потенциальных возможностей совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей, обеспечивающей формирование благоприятного семейного микроклимата в целом и навыков эффективной семейной коммуникации в частности; подборе методического обеспечения, разработке мероприятий, направленных на профилактику и преодоление трудностей детско-родительского общения; выработке рекомендаций для родителей по налаживанию межличностного общения с ребенком, позволяющими им (родителям) воспринимать своего ребенка как личность с определенными потребностями и особенностями. Практическая значимость проекта

Слайд 22

Проект получил положительные отзывы со стороны родителей и детей. Проект может быть реализован с минимальной коррекцией в условиях общеобразовательных учреждений в работе с семьей с целью гармонизации и оптимизации детско-родительских отношений. Проект может быть востребован специалистами Центров и Служб, занимающихся проблемами детства. Перспективы проекта

Слайд 23

Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1988. Заслуженюк В.С., Семиченко В.А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М.,1996. Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л.С.Сальникова. М., 1988. Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком / Под ред. А.Г.Асмолова . – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС. 2008. Кряжева Н.Л.Мир детских эмоций. Ярославль, 2000. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Астрель , 2007. Овчинникова И.Г. Родительское счастье. М., 1987. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и психологические игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М. 2005г. Смолярчук И. В. Проблемы детства. Тамбов, 2004. http://faners.ru/temy/tvorcheskaya-rabota-optimizatsiya-detsko-roditelskih-otnoshenii-v-profilakticheskoi-rabote/ www.sirotstvo.ru/files/4389/10.pdf http://manme.ru/psixologiya/vliyanie-detsko-roditelskix-otnoshenij-v-seme-na_hhg3.html www.ds45-nowch.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=3721&hry=./3566/ Информационные источники