Представление опыта инновационной педагогической работы по теме: «Развитие творческой активности подростка в условиях сельской школы»
статья по психологии (7 класс) на тему

Федосеева Ольга Николаевна

В настоящее время развитие общества характеризуется всё возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы.Особое значение имеет желание личности изучать и познавать новое.В связи с этим необходимо в школе воспитывать творческую личность,способную познавать и применять информацию для социального заказа общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon инновационная деятельность119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта инновационной педагогической работы по теме: «Развитие творческой активности подростка в условиях сельской школы»

Федосеева Ольга Николаевна

учитель химии , биологии

МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»,

д. Грановщина Иркутская область.

В настоящее время развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания природы, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

В связи с вышесказанным учебно - воспитательный процесс в средней школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа – на формирование творческой социально-адаптированной личности её способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности. Проблема состоит в том, что в процессе обучения в школе в большинстве случаев как конечный результат успешного обучения рассматриваются только сами знания и навыки. В результате на каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала.

Главная причина этих затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения, выражению собственной мысли. Иными словами проблема заключается в снижении творческой (поисковой ) активности.

В этой связи особое внимание необходимо уделять учащимся подросткового возраста, поскольку в этот период творческая активность приобретает форму самостоятельного формулирования проблем и исследовательских познавательных задач. Это выражается в появлении стойких личностных интересов к той или иной области знания и практики. На их основе возникают устойчивые профессиональные запросы старшеклассников.

Исследовательская активность становится (или не становится) главным фактором, обеспечивающим развитие познавательных процессов в обучении и составляющим основу избирательности внимания, памяти, мышления в обучении и творчестве ученика. Исследовательская активность учащегося выступает как предпосылка эффективности усвоения нового учебного материала, условие творческого преобразования ранее усвоенных знаний и саморазвития учащегося, а также как психологическое условие эффективности системы обучения и воспитания. Творческая активность составляет предпосылку и условие личностного роста подростка, открытия им себя.

Несмотря на многочисленные исследования, в настоящее время, к сожалению, пока ещё не разработана система развития креативного потенциала учащихся по разным предметам и фактически необходимая материальная база. Проблемой остаётся и то, что многие учителя продолжают работать по старому, не принимая во внимание потребности сегодняшнего дня.

Такое положение дел полностью лишает ученика и учителя самостоятельности и активности, инициативы и творчества. В результате такого обучения учитель почти половину рабочего времени уделяет контролю и выступает в роли постоянного ревизора, формирующего у школьников нужные стереотипы, которые не позволяют заменить новое, оценить оригинальное, поставить и решить проблему. Так от класса к классу развиваются интеллектуальная инфантильность и выученная беспомощность, отсутствие возможностей к самостоятельной мысли и последующему обучению.

Только отдельные ученики не благодаря, а скорее вопреки сложившейся системе или с помощью творческих учителей обретают возможность дальнейшего творческого роста.

Показателями творческой активности школьника можно считать те, которые выделены в характеристике творчества психологией: новизна, оригинальность, отстранение, отход от шаблона, ломка традиций неожиданность, целесообразность, ценность.

Переход подростка на уровень творческой активности - свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, свидетельство значительной силы его внутренних процессов, его саморегуляции и самоорганизации. Поскольку прежний его уровень обогатился опытом.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть,что развитию всех возможностей личности, её творческого потенциала в большей мере способствует творческая активность, обеспечивающая реконструкцию деятельности и преобразование действительности.

Современное состояние общества поставило перед педагогами и психологами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей самостоятельного творческого мышления. Индивидуализацию и дифференциацию обучения. При этом одной из главных задач современного образования в России является модернизация сельской школы. Эта задача поставлена не случайно, поскольку в настоящее время сельские школы дают менее качественное образование по сравнению с городскими. Именно поэтому одной из главных задач, стоящих перед государством, является оптимизация сети сельских школ.

Учитывая особенности, которые свойственны малокомплектной, сельской школе: объединённое классное помещение для двух и более классов, разный уровень знаний, отдалённость школ от центров и городов, слабая информационная насыщенность сельского социума.

Одновременно с этим в классах сельских школ можно всегда найти одного или нескольких учеников с повышенной мотивацией к познанию.

При этом главной и наиболее сложной специфической особенностью уроков в этом типе школ является то, что методические приёмы нуждаются в видоизменении, модификации.

В этой связи можно предложить основные пути развития творческой активности у подростков, обучающихся в сельской школе.

Прежде всего, каждый урок, направленный на развитие творческой активности, должен преследовать следующие цели:

  • развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности;
  • формирование личности, уверенной в себе, своих силах и возможностях.

К задачам относятся:

  • выявление и развитие творческих способностей детей;
  • духовное развитие личности;
  • саморазвитие и самореализация школьников через творческую деятельность.

Достижение целей урока возможно при соблюдении следующих принципов воспитывающего обучения:

  • практической направленности;
  • единства учебной и внеурочной деятельности;
  • междисциплинарности;
  • интегративности на основе разноуровневого интеллекта обучаемых.

Помимо этого современному педагогу необходимо знать психологическую основу технологии активизации креативности:

  • усовершенствование программы, предусматривающей увеличение творческих заданий;
  • индивидуализация и дифференциация обучения: включение разноуровневых заданий, направленных, с одной стороны, на усвоение программы учащимися с разными способностями, с другой, - на выявление одарённых детей;
  • групповые формы обучения способствуют повышению знаний, развитию творчества;
  • проблемный подход к обучению, направленный на формирование собственного мнения при изучении различных тем, использование целостного аргументированного анализа;
  • проведение внеклассных мероприятий, в которых работа над сценарием, постановкой, сценографией ведётся совместно с учащимися.

Таким образом обучение должно быть активным. Отличительными особенностями активного от обычного являются:

  • активизация мыслительной деятельности обучаемого путём формирования специальных условий, способствующих его активизации независимо от его желания;
  • устойчивость и непрерывность активной мыследеятельности участников обучения путём удлинения времени единовременного активного включения.

Или же спонтанной, но очень глубокой работой мысли, позволяющей сохранять активность в течение некоторого перерыва между активной работой - формирование навыков самостоятельной, творческой выработки решений в условиях игрового имитационного моделирования, повышенной мотивизации и эмоциональности обучаемых:

  • перманентные взаимные коммуникации обучаемых и преподавателей, развивающие обе стороны с рефлексивных позиций.

Анализ литературы позволяет выделить ряд методов и приёмов, направленных на развитие творческой активности подростков: метод «мозгового штурма», разыгрывание ролей, анализ конкретных ситуаций, программированное обучение, игровое проектирование, деловые игры, метод проектов. Для применения данных методов необходимы следующие четыре правила:

  • воздержание от преждевременных суждений;
  • раскованность – чем безумнее идея, тем лучше результаты;
  • количество – необходимо получить как можно больше идей;
  • перекрёстное опыление – может быть полезно комбинировать и усовершенствовать идеи, высказанные другими.

Общие способы стимулирования творческих способностей, которые также являются источником творческой активности подростков, состоят в следующем:

  1. Обеспечение благоприятной атмосферы;
  2. Поощрение высказывания;
  3. Обеспечение возможностей для упражнений и практики;
  4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  5. Представление подросткам возможности активно задавать вопрос.

Таким образом применение в учебном процессе этих методов призвано обеспечить решение таких проблем, как

  • обучение учащихся самостоятельному углублению собственных знаний и применение их в конкретных условиях;
  • ориентация учащихся на творческий отбор, анализ и систематизацию прорабатываемого материала;
  • эффективная подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Психология для анализа различных форм активности личности применяет анализ обзора образа жизни. Образ жизни – это совокупность разнообразных форм человеческой активности. Управлять активностью человека можно, только лишь воздействуя на сферу его потребностей, управлять активностью означает организовывать потребностную сферу.

В процессе развития творческой активности необходимо опираться на все её источники: способности, знание, мышление, личностные качества, мотивацию, окружающую среду для самоактуализации творческой индивидуальности личности. Основные пути развития творческой активности у подростков, обучающихся в сельской школе обусловлены специфической особенностью, что требует видоизменений методических приёмов.

Необходимо обучение сделать активным. Активизировать мыслительную деятельность обучаемого путём формирования специальных условий, способствующих его активизации независимо от его желания на основе методов и приёмов, направленных на развитие творческой активности подростков.

Для исследования творческой активности подростка необходимо изучить развитие внимания, его свойства переключение и концентрацию. Для изучения переключения внимания рекомендую использовать цифровую таблицу Шульте, для изучения концентрации – тест Пьерона-Рузера. Для изучения исходного уровня развития творческого мышления подростков хорошо подходит тест креативности Торранса.

После обработки результатов намечаем пути целенаправленного развития творческого мышления испытуемых.

Для развития творческой активности предлагаю программу развития творческой активности, разработанную мною как педагогом и психологом.

Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительность которых 40 минут, регулярность проведения 1 раз в неделю. Структура занятий состоит из трёх частей: разминка, основная часть, заключительная часть – рефлексия.

ЗАНЯТИЕ №1.

ЦЕЛИ:

  • Развитие творческого воображения;
  • Развитие способности изменять привычные вещи с помощью символичной разработки деталей.

Упражнение №1. Разминка.

Это задание позволяет сформулировать многие существенные характеристики креативности как свойства личности, творческого процесса, а также отличительные особенности именно творческих продуктов деятельности.

Участники группы сидят по кругу. В центре круга лежит бумага, краски, фломастеры - все, что необходимо для рисования.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю каждому из нас взять лист бумаги и нарисовать креативность так, как вы её понимаете. У нас будет достаточно времени на рисование, мы подождём, когда все закончат свои рисунки».

После того как все закончат рисовать, каждый участник группы рассказывает о своём рисунке, о том, как он понимает, что такое креативность. По ходу обсуждения психолог предлагает участникам задавать друг другу вопросы, уточнять содержание высказываний.

После того как все выскажутся, психолог подводит итог, перечисляя основные идеи, касающиеся креативности, условий её формирования и развития, которые соответствуют содержанию ориентировочных основ, в рамках которых будет проходить дальнейшая работа.

Упражнение №2.

Это упражнение направлено на развитие воображения. Оно даёт возможность ещё раз осознать и пережить факт многообразия видения мира, эта работа сближает участников, наполняет их положительными эмоциями.

Инструкция: «Кто-нибудь из нас по желанию, начнёт работу. Возьмёт мяч и скажет любое слово (пусть это будет существительное).

После этого мы все на 15 секунд закроем глаза и постараемся, как можно отчётливее представить себе тот образ, который возникает у каждого из нас в связи с названным словом. Я буду следить за временем и попрошу всех через 15 секунд открыть глаза, после чего тот, кто назвал слово, бросит мяч любому из нас. И тот, к кому попадёт мяч, по возможности максимально детально опишет ту картину, которая возникла в его воображении. Затем он называет своё слово, и работа происходит аналогичным образом».

Рефлексия.

Термометр самочувствия.

  • Какие задания вам показались лёгкими, а какие трудными?
  • Что вы бы хотели узнать на следующем занятие?
  • Что мешало вам мыслить более раскованно и нестандартно?
  • Что нового вы взяли для себя из сегодняшнего занятия?

ЗАНЯТИЕ № 2.

ЦЕЛИ:

  • Научиться придумывать символы для понятий;
  • Научиться передавать идеи и мысли при помощи символов.

Упражнение №1. Разминка.

Написать слово «горы» и нарисовать их изображение на доске. Рассказать о том, что раньше, когда не было букв, люди для передачи информации пользовались рисунками-символами. Письмо с помощью рисунков даёт возможность людям, говорящим на разных языках, понимать друг друга.

Придумать сначала рисунки-символы для слов «снегопад», «радость», «побег».

Инструкция: «Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, почувствуйте прилив тепла к вашим рукам, это тепло идёт от плеч к кончикам ваших пальцев рук, затем волна тепла проходит по вашему телу и опускается к ногам.

Представьте себе, что вы попадаете в далёкую страну, где все жители говорят на непонятном для вас языке и общение с ними возможно только с помощью символов. Поговорите с жителями, узнайте какие у них в стране законы, порядки, обычаи, какая национальная одежда, какие праздники они отмечают и на другие интересующие вас темы. Постепенно откройте глаза, потянитесь и слушайте психолога. Напишите тест своего общения с жителями страны на бумаге, можно нарисовать рисунки с пояснениями (10 минут) ».

Затем совместно все участники тренинга пытаются прочитать рисуночное письмо, а тот, чьё письмо комментируют, внимательно отслеживает все выступления.

Упражнение№2.

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. Это упражнение прежде всего направлено на осознание барьеров креативности.

Инструкция: «Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета.

Сразу договоримся, что не будем прибегать к универсальным способам использования большинства предметов: почти любой предмет можно нарисовать, потрогать, понюхать. Итак, тот, кому я брошу мяч, назовёт три нестандартных, нетрадиционных способа использования доставшегося ему предмета и затем бросит мяч следующему, назвав другой предмет. Будем внимательны и постараемся сделать так, чтобы во время этой работы мяч побывал у каждого».

Рефлексия.

  • Какие чувства преобладали у вас в связи с выполнением этого упражнения?
  • Что показалось вам наиболее трудным?
  • Какие моменты удавались вам лучше других?

ЗАНЯТИЕ №3.

ЦЕЛИ:

-        Развитие творческого воображения.

Упражнение №1. Разминка.

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сосредоточьтесь на своём соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей совместной работы, всё, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникли у вас к этому человеку. Для этого у нас будет три минуты».

По истечению трёх минут психолог продолжает инструкцию: «Вокруг нас, да и в нас самих тоже, постоянно всё движется. Колышутся листья на деревьях, летят птицы, падает снег, бегают дети. Характер движений может быть очень разный. Найдите такой образ движения, который бы отражал ваше впечатление о вашем соседе справа (слева). Когда все будут готовы, каждый, по очереди, сообщит своему соседу возникший у него образ».

Упражнение №2.

Участники группы сидят по кругу. В кругу лежат цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Инструкция: «Когда я скажу «начали», каждый из нас возьмёт лист бумаги и всё то, что ему потребуется для рисования на своём листе бумаги. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать ещё что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдёт по кругу и не вернётся к вам».

В ходе обсуждения проделанной работы тренер может сфокусировать внимание группы на тех моментах в развитии сюжета, которые воспринимаются участниками как неожиданные, нестандартные, необычные.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ №4.

ЦЕЛИ:

-        Развитие ассоциативных механизмов.

Упражнение №1. Разминка.

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сосредоточьтесь на своём соседе справа (слева). Вспомните все его проявления во время нашей работы, все, что он говорил, делал. Вспомните чувства и отношения, которые возникали у вас к этому человеку. Для этого у нас будет три минуты».

Когда две минуты прошли, психолог продолжает инструкцию: «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый из вас скажет своему соседу возникшее у него описание».

Упражнение №2.

Участники сидят по кругу. У психолога мяч в руках.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать мяч, называя при этом любые объекты. Тот, у кого оказывается мяч, назовёт страну, которая для него ассоциируется с этим объектом».

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ № 5.

ЦЕЛИ:

  • Развитие гибкости, точности и оригинальности мышления;
  • Развитие способности отражения идей в образном виде.

Упражнение №1. Разминка.

Попросить участников тренинга посмотреть на стул и стол, определить в чём состоит их сходство и различие? Затем спросить: «А чем может быть похожа на них собака»? предлагаемые ответы записать на доске.

Показать крупные изображения предметов: чайник, мяч, бутылка, телевизор, часы, машина. Попросить участников объединить эти предметы по какому-нибудь признаку, назвать этот признак, затем другой участник может объединить эти предметы, но уже по другому признаку.

Упражнение 2.

Попросите участников вспомнить название известных настольных игр (сотовых телефонов, телевизоров, музыкальных центров и т.д.), затем методом «мозгового штурма» придумать названия для новых. После этого предложить участникам придумать сценарий телерекламы, для этого можно объединиться в группы.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ № 6.

ЦЕЛИ:

  • Развитие образной беглости и гибкости;
  • Развитие воображения и гибкости мышления.
  • Развитие оригинальности мышления.
  • Упражнение №1. Разминка.

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас каждый из нас, молча, ничего не говоря другим, выберет любое животное. После того, как все сделают это, будем по очереди, невербально, ничего не говоря, изображать выбранное животное. Один показывает, все остальные высказывают предположения. Что это за животное. Если выбранное вами животное кто-то уже показал, то изобразите другое».

Упражнение №2.

Участники группы сидят по кругу.

Инструкция: «Сейчас тот, кто начнет работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнёров в самые необычные, даже фантастические места - в холодильник, в Древнюю Грецию, Атлантиду, на Луну и т.д. Поймав мяч надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмёте с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те месте, в которых уже «побывали» другие, и те предметы, которые уже назывались».

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ № 7.

ЦЕЛЬ:

-        преодоление обычного ракурса восприятия окружающего, «приобретение новых глаз»;

-        развитие беглости, оригинальности, ассоциаций.

Упражнение №1. Разминка.

Инструкция: «Сейчас мы продолжим работу с ассоциациями. Сделаем это так. Кто-нибудь начнёт и, назвав любое слово, пусть это будет существительное. Бросит мяч одному из нас. Тот, к кому попадёт мяч, будет про себя создавать ассоциативную цепочку из 4-5 звеньев. Стремясь уйти как можно дальше от первоначального слова. Например, слон – кость - трость - вакуум - атом. При этом вслух надо будет произнести только последнее слово, замыкающее ассоциативную цепочку и после этого назвать другое слово и кинуть мяч другому участнику. Все мы будем внимательны и постараемся понять, как возникло последнее слово».

Упражнение №2.

Инструкция: «Посмотрите внимательно вокруг и выберите любой предмет, окружающий вас в повседневной жизни, от имени которого вы готовы произнести короткий монолог. Когда все будут готовы, кто-то из нас начнёт. И все по очереди произнесут свои монологи. Не следует беспокоиться, что от имени одного и того же предмета могут прозвучать несколько монологов».

Принципиальным в этом упражнении является то, что участники приобретают дополнительный опыт отстранения от привычной идентификации с человеком и обнаруживают, что происходит закономерно, многообразие вариантов смещения этой позиции.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ № 8.

ЦЕЛИ:

  • Развитие беглости, оригинальности мышления;
  • Развитие вербальной беглости;
  • Развитие способностей к придумыванию оригинальных историй.

Упражнение №1. Разминка.

Попросить участников тренинга представить себе, что разные книги перепутались между собой, например, Человек-паук спасает Красную Шапочку, которую заточил в темницу Властелин тьмы (Возможны другие варианты). Таким образом, скомбинировав 5 разных историй, вы придумаете сюжет своей истории.

Упражнение №2.

Поставить перед участниками группы 5 коробочек с такими надписями:

  1. Сказочные герои.
  2. Задания для героев.
  3. Враги героя.
  4. Друзья героя.
  5. Волшебные предметы.

Попросить каждого члена группы написать имя выдуманного героя и положить его в коробочку с надписью «Сказочные герои». Таким же образом наполнить листочками другие коробочки. Содержимое коробочек тщательно перемешать, затем каждый вытаскивает листочки из разных, но обязательно из каждой коробочки. После этого необходимо сочинить историю, используя предложенные задания. Эта работа также может проводиться по группам.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ № 9.

ЦЕЛИ:

  • развитие воображение и способности видеть разные грани одной и той же проблемы, явления;
  • развитие способности работать с символической информацией при передаче сообщения;

-        развитие беглости и гибкости мышления.

Упражнение №1. Разминка.

Инструкция: «Каждый из нас, по очереди, будет предлагать любую, самую невероятную ситуацию, формулируя её, например, так: представим себе, что все люди переселись на Луну или никто на нашей планете не умеет разговаривать, как нам теперь общаться? После того, как ситуация предложена, все (в том числе и тот, кто её предложил) говорят, какие они видят плюсы и минусы, а также интересные моменты в этой ситуации. Например, мы умеем летать, как птицы. Плюс - быстрое передвижение на разные расстояния; минус -увеличится травматизм; интересный момент -можно побывать в разных странах и интересных местах».

Упражнение №2.

Провести с участниками тренинга беседу на тему, что вы знаете о кодах и шифрах. Привести примеры использования кодов и шифров (азбука Морзе, специальная система общения у глухонемых). Напомнить участникам о том, что различные символы на карте и дорожные знаки на шоссе, также являются кодами, служащими для передачи определённой информации.

На доске нарисовать таблицу:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

4

12

8

9

1

2

7

11

15

3

40

5

52

21

33

17

16

Рассказать участникам, что для создания секретного шифра каждой букве алфавита можно присвоить какое-нибудь число. Тогда любое слово будет написать в виде ряда цифр, а прочитать написанное может человек, знающий этот шифр.

Написать на доске ряд цифр и дать участникам возможность расшифровать это слово. Так повторить несколько раз. Затем сами участники, используя код, предлагают друг другу расшифровать слова. Обратить внимание участников тренинга на то, что цифры нужно отделять друг от друга чёрточками.

Затем написать на доске следующий шифр:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

*

;

?

Объяснить, что в данном случае для шифровки вместо чисел используются специальные знаки и символы. Попробовать расшифровать слова с помощью символов.

Дать участникам тренинга возможность самостоятельно придумать свой собственный шифр и с его помощью написать послание кому-нибудь из членов группы, предварительно необходимо разбиться на пары, чтобы у каждого было по одному посланию. После этого предложите участникам обменяться ключами и попытаться расшифровать послание, затем написать ответ на предложенное письмо, если это требуется.

Рефлексия.

ЗАНЯТИЕ № 10.

ЦЕЛИ:

  • развитие творческого потенциала участников тренинга,
  • развитие невербальных навыков и групповой сплочённости.

Упражнение№1. Разминка.

Инструкция: «Сейчас вам необходимо разбиться на группы по три человека. Каждая тройка образует мастерскую скульптора. Вы сами решите, кто из вас будет скульптором, «глиной», «моделью». После этого скульптор и «модель» становятся друг напротив друга, а за «глиной» становится модель. Таким образом, игрок, из которого будут «лепить» модель, не видит её.

Модель придаёт своему телу какое-то необычное положение, которое нужно удерживать в течение нескольких минут. Чем экстравагантнее поза модели, тем больше напряжения требуется от скульптора, который долж;ен не говоря ни слова и не касаясь «глины», «вылепить» из неё подобие модели. Можно использовать только жесты. «Глине» разрешено менять своё положение, когда получен сигнал от скульптора. Последний ни в коем случае не должен показывать позу модели. Когда скульптор будет доволен своей работой, он может попросить модель и глину повернуться друг к другу».

Упражнение №2.

Участники сидят по кругу. У психолога мяч в руках.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать мяч, называя при этом любые объекты. Тот, у кого оказывается мяч, назовёт страну, которая для него ассоциируется с этим объектом».

Рефлексия.