Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"
методическая разработка по психологии (9, 11 класс)

Васильева Татьяна Викторовна

Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_2014-2015.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

П Р О Г Р А М М А

элективных курсов

учащихся 9-11 классов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ

К ЭКЗАМЕНУ

 (34 часа)

Автор-составитель

Васильева Татьяна Викторовна

                                                                

г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

АННОТАЦИЯ

Элективный курс «Психологические аспекты подготовки к экзамену» для 9-х и 11-х классов рассчитан на 34 часа (по 1 часу в неделю). На занятиях учащиеся научатся работать с тестами, анкетами, бланками, что в дальнейшем пригодится при сдаче ЕГЭ и ГИА, а также работать с литературой, писать рефераты. В процессе обучения можно получить навыки саморегуляции, аутогенной тренировки и др.

Учащиеся смогут получить индивидуальные консультации, составить личностный план ученика. В ходе реализации занятия применяются диагностические методы (анкетирование, опросник, стандартные тесты), методы активного социально – психологического обучения, а также информирования.

Программа поможет в решении психологических проблем, возникших при подготовке к сдаче экзаменов.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время вводится система профильного обучения. Особую роль на этапе внедрения профильного обучения представляет разработка элективных курсов. Они призваны выполнять две важнейшие функции.

Первая состоит в том, чтобы поддерживать содержательное изучение основных предметов на заданном профилем высоком уровне, углублять и усиливать прикладной аспект школьных знаний.

Вторая функция элективных курсов носит ярко выраженную профориентационную направленность. На этом например построена почти вся система предпрофильной подготовки.

Элективный курс по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА представляет для педагогов серьезную трудность, к сожалению, существует очень мало методических разработок на эту тему. Многие нуждаются в корректировке исходных положений и принципов разработки технологий. Чтобы ответить на вопрос: «Как готовиться к ЕГЭ и ГИА, чтобы получить хороший результат знаний, в тоже время с меньшими психологическими проблемами?» , наш опыт работы с детьми слишком мал.

Целью реализации программы элективного курса является содействие успешной адаптации к сдаче ЕГЭ и ГИА в условиях современной школы. Достижение данной цели планируется получить через реализацию следующих задач:

  • предоставление информации об организации и проведении эксперимента по введению ЕГЭ и ГИА в предыдущие годы;
  • помощь в работе с тестами, анализ полученных результатов;
  • поддержка стремления к самопознанию и актуализации личностных качеств, необходимых для успешной сдачи экзаменов;
  • повышение деловой и межличностной активности учащихся, их уверенность в себе, актуализации потребности в саморазвитии.

Принципы осуществления программы выбраны в соответствии с целями программы, её активизирующим характером  требованиями психологической безопасности участников.

        Формы и методы работы подобраны в соответствии с задачами каждого занятия. В ходе реализации занятия применяются диагностические методы (анкетирование, опросник, стандартные тесты),

методы активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия с графическим отображением результатов обсуждения, элементы социально-психологического тренинга), а также информирование, элементы саморегуляции, релаксации и др.

        Ожидаемым результатом проведения программы является сформированный личностный план каждого ученика и готовность его к реализации. Программа рассчитана на 34 учебных часа по одному академическому  часу в неделю.

     Формы итоговой аттестации: составление и публичная защита личностного плана.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п.п.

Темы, разделы

Количество часов

тория

практика

всего

I.Введение. Методы исследования.

1.

Знакомство. Формирования группы. Введение в курс.

1

1

2.

Память. Практическая работа с тестом. Оценка результатов теста.

1

1

3.

Память. Практическая работа с тестом. Оценка результатов теста.

1

1

4.

Память. Практическая работа с тестом. Оценка результатов теста.

1

1

5.

Внимание. Практическая работа с тестом. Оценка результатов теста.

1

1

6.

Внимание. Практическая работа с тестом. Оценка результатов теста.

1

1

7.

Внимание. Практическая работа с тестом. Оценка результатов теста.

1

1

8.

Мышление. Практическая работа с тестом. Оценка результатов теста.

1

1

9.

Мышление. Практическая работа с тестом. Оценка результатов теста.

1

1

10.

Мышление. Практическая работа с тестом. Оценка результатов теста.

1

1

11.

Воля. Воспитание волевых качеств.

1

1

12.

Как научиться быстро писать?

1

1

13.

Как победить физическую усталость?

1

1

14.

Методы снятия усталости глаз.

1

1

15.

Оценка индивидуальных свойств личности при помощи геометрии.

1

1

16.

Тест – как результат проверки знаний по предмету.

1

II. Единый государственный экзамен и государственная итоговая аттестация

17.

Юридическая база ЕГЭ и ГИА.

1

1

18.

ЕГЭ и ГИА – как оценка качества образования.

1

1

19.

Психологическая проблема детей при сдаче ЕГЭ и ГИА.

1

1

20.

Требования к собственной внешности на ЕГЭ и ГИА.

1

1

21.

Поведение на ЕГЭ и ГИА.

1

1

22.

Заповеди экзаменующегося.

1

1

23.

Что делать в случае, если не сдал экзамен.

1

1

III. Саморегуляция.

24.

Стресс. Способы реагирования на стресс.

1

1

25.

Саморегуляция. Как быть, если стресс оказался сильнее вас?

1

1

26.

Мышечная релаксация.

1

1

27.

Аутогенная тренировка.

1

1

28.

Внутреннее сосредоточение.

1

1

IV. Психологические аспекты экзамена.

29.

Экзамен. Стратегии построения ответа на экзамене

1

1

30.

Экзамен. Приемы самонастройки и аутотренинга.

1

1

31.

Контроль эмоций

1

1

V.Индивидуальная работа.

32

Индивидуальные консультации учащихся.

1

1

33

Индивидуальные консультации учащихся.

1

1

34.

Составление индивидуального личностного плана.

1

1

Итого

8

26

34

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

            I. Введение. Методы исследования. – 16 часов.

       Память. Внимание. Мышление. Воля. Воспитание волевых качеств. Как научиться быстро писать? Как победить физическую усталость? Методы снятия усталости глаз. Оценка индивидуальных свойств личности при помощи геометрии. Тест – как результат проверки знаний по предмету.

 

            II. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – 7 часов.

      Юридическая база ЕГЭ и ГИА. ЕГЭ и ГИА – как оценка качества образования. Психологическая проблема детей при сдаче ЕГЭ и ГИА. Требования к собственной внешности на ЕГЭ и ГИА. Поведение на ЕГЭ и ГИА. Заповеди экзаменующегося. Что делать в случае, если не сдал экзамен.

            III.Саморегуляция – 5 часов.

      Понятие «стресс», влияние стресса и дистресса на организм и психику человека. Пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Представление о различных методах саморегуляции эмоциональных состояний (аутогенная тренировка, релаксация, самовнушение, ресурсные состояния). Развитие навыков преодоления негативных эмоциональных состояний. Упражнения «Незаконченные предложения», «Я переживаю стресс, когда…», дыхательная гимнастика.

            IV. Психологические аспекты экзамена – 3 часа.

      Знакомство учащихся с предметами, позволяющими более успешно построить свой ответ на экзамене, сформулировать новые методы преодоления тревоги и волнения на экзамене. Стратегии построения ответа на экзамене. Приемы самонастройки и аутотренинга. Упражнения на релаксацию. Контроль эмоций «Ролевые игры», «Успокойте свое тело», «Частица».

      V. Индивидуальная работа – 2 часа.

      Ведущая идея курса состоит в том, что мы рассматриваем учебное занятие любого содержания как групповую консультацию. Это означает, что главной характеристикой занятия является его рекомендательный, совещательный характер. Данный раздел дает возможность каждому учащемуся получить индивидуальную консультацию, составить личностный план ученика ми получить поддержку в его реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ)

    Гарбер Е.И. «Семнадцать уроков психологии» - М., 1995.

    Единый государственный экзамен ; Русский язык: Контрольные измерительные материалы/ В.И. Капинос., Л.И. Пучкова, С.И. Львова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой; М-во образования Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2005.

    Коноваленко С.В. Удача – не случайность: как психологически подготовиться к экзаменам и успешно сдать их. – М.: Изд-во Эксмо.- 2004. – 96с.

    Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. Составители Римская Р., Римский С. «АСТ-ПРЕСС», М., 1999.

    Профессиональная ориентация и профильное обучение (учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов),  ACADEMIA? М., 2005.

    Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Сарычев С.В., и др. – «Технологии в изучении психологии», Педагогическое общество России, М., 2003.

    Энциклопедия психологических тестов . Составитель Касьянов С., ЭКСМО пресс, 2000.

       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ)

    Селевко Т.К. Альтернативные педагогические технологии. НИИ школьных технологий, М., 2005.

    Теория и практика организации предпрофильной подготовки . Под ред. Кривых С.В., Шорнитвой Г.Н., Букиной Н.Н., СПбАППО., СПб. 2005.

    Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Под ред. Сократова Н.В., Творческий центр, М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Подготовка учащихся к ЕГЭ. Выполнение задания В1"

Данная разработка может помочь учителям при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Методическая разработка урока по подготовке к ГИА.

Разработка поможет подготовить девятиклассников к успешной сдаче итоговой аттестации по русскому языку....

методическая разработка урока по подготовке к ГИА в 9 классе

Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА...

Методическая разработка «Особенности речевой подготовки участников разновозрастного эстрадного вокального коллектива»

Особенности и значение речевой подготовки на зянятиях эстрадным вокалом для обучающихся разных возрастных категорий....

Пример методической разработки по военной подготовке (ОУВС ВС РФ)

Рекомендую для проведения занятия по Уставам ВС РФ....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)

1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...