Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста
статья по психологии на тему

Харламова Татьяна Андреевна

В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Харламова Татьяна Андреевна

МБДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста

Усиление внутрисемейной напряженности, рост психоэмоциональных перегрузок, распространение асоциальных тенденций в обществе обуславливает рост различных отклонений в поведении детей. Одно из часто встречающихся - гиперактивность. Поиск путей ее коррекции обуславливает необходимость обращения к нетрадиционным техникам рисования.

Нетрадиционные техники рисования, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, что развивает усидчивость, помогает сосредоточить внимание над выполняемой работой. Использование нетрадиционных техник рисования учит ребенка управлять своим поведением и планировать действия, снимать с себя отрицательные эмоции и управлять ими, преобразуя в какой-либо задуманный объект [3].

Процесс рисования нетрадиционными техниками положительно влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, психологическое здоровье личности, развивается рефлексия и анализ собственного поведения, мыслей, чувств, навыки контроля и самоконтроля [1].

В практическом плане применения нетрадиционных техник позволяет детям приобретать ценный опыт позитивных изменений, углублять самопознание, гармонизировать личность, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей, ребёнок очищается, становится терпимее, мудрее по отношению к другим [2].

В процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста используют следующие нетрадиционные техники рисования.

Монотипия ― зеркальное отражение объектов на водной глади. Так как это проекция внутреннего, скрытого от взрослых, мира ребенка, то она позволяет преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции, почувствовать веру в себя, дать волю фантазии, следовательно, способствует коррекции гиперактивности.

Диатипия ― водная печать. Рисунки получаются необычными, что способствует возбуждению интереса к деятельности, развивает усидчивость, внимание, повышает работоспособность, это является важным условием коррекции гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста.

Техника акватушь позволяет создать оригинальные рисунки, насыщая образовательную деятельность положительными эмоциями, яркими впечатлениями, влияющими на развитие познавательного интереса к деятельности, способность выражения своих эмоции и чувств, контроль собственного поведения. Это одно из главных условий эффективности коррекции гиперактивности.

Таким образом, нетрадиционные техники рисования могут служить средством коррекции гиперактивности детей старшего дошкольного возраста, поскольку: способствуют ослаблению эмоционального возбуждения, приобретению навыков контроля и самоконтроля; направлены на развитие усидчивости, внимания, наблюдательности; помогают управлять эмоциями, своими действиями и поведением; развивают рефлексию и анализ собственного поведения.

Литература:

  1. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст] //Дошкольное воспитание – 2004 – №2. – С. 48-51.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование [Текст] / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 126 с.
  3. Цквитария, Т.А. Нетрадиционные техники рисования [Текст] / Т.А. Цквитария. - ТЦ СФЕРА, 2011. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Введение В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, сп...

Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.

Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушение речевого развития у детей с нарушением интеллек...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого мышления у детей

В статье представлен опыт внедрения в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого мышления у детей....