Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста
статья по психологии на тему

Харламова Татьяна Андреевна

В статье рассматриваются возможности сказкотерапии в коррекции стархов детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Харламова Татьяна Андреевна

Сказкотерапия как средство коррекции страхов

детей дошкольного возраста

МБДОУ детский сад «Детство» (Г. Нижний Тагил)

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, что ведет к увеличению количества детей со страхами. Дошкольный возраст является благоприятным периодом коррекции страхов. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

Поиск наиболее эффективных приемов, средств и методов, способствующих коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста открыл дорогу активным формам, к которым относится сказкотерапия. Современные исследователи (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, A.M. Прихожан, В.К. Вилюнас, В.В. Зеньковский, Э. Ле Шан, П. Поппер, Й. Раншбург, Г. Эберлейн и др.) утверждают, что сказкотерапия позволяет эффективно преодолевать нарушениями самооценки, несобранность и медлительность, трудности в общении и обучении и, конечно, помогает бороться с такой распространённой проблемой, как детские страхи.

Различные аспекты использования сказкотерапии для коррекции страхов детей дошкольного возраста рассматривали в своих работах ученые, специалисты (А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева, Д. Соколов, Н.А. Сакович, Р.М. Ткач и др.), отмечая его огромные педагогические возможности. Сказкотерапия является средством коррекции психики, позволяет преодолеть чувство страха, выразить свои эмоции и чувства, дает уверенность в своих силах.

Рассмотрим некоторые определения термина «сказкотерапия» различных авторов.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева трактует «сказкотерапию» как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека [2, с. 38].

И.В. Вачков рассматривает термин «сказкотерапия» как направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими [1, с. 44].

С.А. Черняева трактует понятие «сказкотерапия» как один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформирвался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь [6, с. 52].

Большинство людей склонны считать, что сказкотерапия является исключительно «детским» методом. Конечно, наиболее результативной она оказывается именно в работе с детской аудиторией, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ. Т.Д Зиневич-Евстигнеева подчеркивает, что «сказкотерапию можно назвать “детским” методом, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека» [2, с. 40].

Особо эффективной сказкотерапия является в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Это объясняется несколькими причинами: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, что является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.

Т. Вершинина считает, что во время работы над сказкой ребенок получает конкретные способы борьбы со своими страхами, его эмоциональный мир окрашивается более радостными тонами. С другой стороны, в сказке пугающий персонаж или явление может вовсе таким не выглядеть.

Д. Соколов пишет, что даже простое чтение сказок (особенно специально созданных) дает удивительный эффект и помогает ребенку преодолеть различные жизненные трудности [5, с. 120]. По его мнению, сказка активизирует и побуждает сознание ребенка, открывает новые возможности взаимодействия его с окружающим миром, является залогом эмоционально-личностного развития.

Некоторые исследователи (А.И. Захаров, B.C. Мухина, М.В. Осорина, Р.М. Ткач и др.) считают, что процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.

Ряд авторов (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева, Д. Соколов и др.) пишет, что сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказу, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. Все это положительно влияет на коррекцию страхов детей старшего дошкольного возраста.

Сказкотерапия, является также профилактикой негативного поведения ребенка. То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира [2, с. 42].

Ряд исследователей (А.В. Гнездилов, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В.И. Пономарева и др.) утверждает, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни. Знакомство дошкольника со сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка. Помогает, избавится от страхов, агрессии, тревожности.

Некоторые ученые (Н.А. Сакович, Р.М. Ткач и др.) считают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам.

Существует два подхода к сказкотерапии, которые отличаются с одной стороны, по степени индивидуализации используемых психотерапевтических сказок, а с другой – степенью директивности применяемого подхода.

Директивная (направленная) и не директивная (ненаправленная) формы психотерапии отличаются функцией и ролью психолога в работе с детьми. При директивном подходе взрослый – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания «внутреннего ребенка», развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Выделяются следующие принципы работы со сказками:

1) Принцип осознанности – включает в себя осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета и понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

2) Принцип множественности – осознание того что, одно и тоже событие, ситуация моет иметь множество значений и смыслов.

3) Принцип связи с реальностью - это понимание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает некий жизненный урок [4, с. 16]

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева считает, что концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных [3, с. 52].

Рассмотрим подробнее каждый вид сказки.

Художественные (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории – это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, – со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение к бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие в них конфликтов и злых героев [3, с. 52].

Анализ специальной литературы по проблеме применения сказкотерапии показал множество вариантов использования данного метода на практике. Рассмотрим подробнее формы работы со сказками, предложенные Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой:

1 Интерпретация сказок. Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета.

2. Рассказывание сказок. Рассказывание сказок может проходить по нескольким принципам: рассказывать может сам ребенок, либо рассказчик психолог.

3. Сочинение сказок. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед ребенком. Все эти вопросы, тревоги, радости и печали могут стать темой его сказки. Изначально можно предложить десять не связанных по смыслу слов, из которых необходимо сочинить сказку.

4. Переписывание (или дописывание) сказок. Данный метод применяется, когда ребенку не нравится сюжет или продолжение сюжета, ситуация, конец, конкретный поворот событий. Переписывая сказку, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.

5. Сказочная куклотерапия. Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказок в психологических целях работы.

6. Постановка (разыгрывание) сказок. Прием драматизации – важный компонент в сказкотерапии. Виды постановок сказок: спектакли, поставленные при помощи пальчиковых кукол; спектакли теневого театра; спектакли-экспромты, в которых участвуют куклы-марионетки; театрализованные игры; сказки на песке. Во всех случаях предполагается разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок. Сказкотерапевтические постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.

7. Сказочная имидж-терапия. Данный вид работы основан на изменении внешнего вида, а соответственно и жизненных установок, и сценариев вживаясь в новый образ. В сказочном образе ребенок может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни.

8. Сказочное рисование. Сказкотерапевтическое рисование можно разделить на две группы методов: проективное диагностическое рисование; спонтанное рисование. С помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир ребенка, система его отношений к себе и другим, его индивидуальность.

9. Медитации на сказку. Медитация есть погружение в какой-либо процесс. Они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие в них конфликтов и злых героев.

10. Использование танцев в сказкотерапии. Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им, становятся более свободными и уверенными в себе [2, с. 54].

Таким образом, каждая форма сказкотерапии направлена на работу с личностью, с индивидуальностью, каждого ребенка. Дети все разные, к каждому нужно подобрать свой подход, один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий – любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать [2, с. 54]. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он сталкивается в жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Таким образом, сказкотерапия позволяет эффективно снимать страхи детей-дошкольников, улучшать эмоциональное самочувствие ребёнка, корректировать межличностные взаимоотношения в семье и в группе сверстников.

Литература:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через сказку / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2007. - 144с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 170 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 169 с.
  4. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. - Спб.: Речь, Сфера, 2008. – 167 с.
  5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия / Д. Соколов. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 304 с.
  6. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры / С.А. Черняева. - СПб.: Речь, 2002. — 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Игра на уроках грамоты,как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются нетрадиционные техники рисования в качестве средства коррекции гиперактивности детей дошкольного возраста...

Нарушения в произношении звука Л и способы их коррекции у детей дошкольного возраста.

Описание артикуляции звука Л,возможные нарушения в произнесении,способы коррекции и автоматизации звука у детей дошкольного возраста....

Применение рефлекторно - сегментарного массажа языка в коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ

И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств в артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолали...

Консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"

Проблемы недоразвития речи успешно могут решаться на музыкальных занятиях....

Статья. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Данная статья построена на материалах из опыта работы и предназначена педагогам, работающим со слабослышащими и кохлеарноимплантированными детьми дошкольного возраста. Акцентируется внимание на таком ...