Мастер-класс "Ресурсы общения"
методическая разработка по психологии по теме

Ульяшина Светлана Васильевна

Методический материал  к проведению  педсовета по теме: "Педагогическое общение: от профессионализма педагога к здоровому и успешному школьнику".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_resursy_obshcheniya.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Ресурсы общения»

к педсовету

  «Педагогическое общение: от профессионализма педагога к здоровому и успешному школьнику»

Цель: найти ресурсы для оптимального педагогического общения.

Задачи:

  • создание позитивной установки на работу в группе смешанного состава;
  • актуализация профессии «педагог»;
  • рефлексия профессиональных и жизненных целей;
  • мотивация педагогов к использованию в педагогическом общении психологических поглаживаний детей;
  • обобщение личного и профессионального опыта педагогического общения педагогов.

Оборудование: флипчарт, маркеры, смайлики, ватман.

Организация: работа организуется в шеринге с использованием доски или флипчарта.

Ход работы

Разминка «Расшифруй аббревиатуру»

              Цель: создание позитивной установки на работу в группе и актуализация бытия в профессии «педагог».

           Инструкция ведущего группы: на доске написано слово «УЧИТЕЛЬ», ваша задача, коллеги, по кругу и в порядке очереди назвать свои ассоциации на каждую букву слова.

            Ведущий записывает все ответы, затем анализирует совместно с педагогами, чем обусловлены ассоциации, обращает внимание на их общие тенденции.

Упражнение  «Я стал учителем, потому что…»

Цель: погружение в тему, рефлексия профессиональных и жизненных целей. 

         Инструкция ведущего группы: коллеги, по кругу  и в порядке очереди продолжите фразу: « Я стал учителем, потому что…».

          Далее ведущий группы обобщает ответы участников, отслеживает мотивы выбора профессии.

Упражнение «Поглаживание»

          Цель: мотивация педагогов к использованию в педагогическом общении психологических поглаживаний учащихся.  

  Ведущий: « Виктор Абрамович Кан – Калик пишет: «Успешное профессиональное педагогическое общение предполагает высокую коммуникативную культуру и выносливость педагога, поскольку общение  носит интенсивно преобразующий, а не информационно – потребительский характер…

 Одновременно ребенок должен постоянно ощущать ваше доброжелательное отношение к нему. Это важно. Психолог А. А. Леонтьев вывел еще встречающий в школе стереотип в отношении учителя к « плохому» ученику:

  • Учитель дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, чем « хорошему», т. е. не дает ему подумать.
  • Если услышит неверный ответ, не повторяет вопроса, не предлагает подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
  • Иногда « либеральничает» - оценивает положительно неверный ответ.
  • Чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ.
  • Соответственно реже хвалит за правильный.
  • Не замечает поднятой руки «плохого» ученика, вызывает другого ученика.
  • Реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому» ученику.
  • Реже вызывает, иногда вообще не работает с ним на уроке.
  • И что интересно, учитель зачастую не осознает такого своего поведения.

 Проанализируем три варианта реакции учителя на ответ ученика:

  • Правильно, садись.
  • Правильно, молодец, садись, Иванов.
  • Правильно, молодец, садись, Володя.

 Ощущаете разницу? Последний вариант эмоционально окрашен личностным отношением учителя к ребенку. В учебную деятельность здесь входит теплота доброжелательного отношения к ребенку, что отнюдь не снижает педагогической деловитости всего урока. Последите за собой, как порой нам бывает трудно выдавить из себя доброе слово, когда это так необходимо.

 Все живые существа нуждаются в поглаживаниях и без разницы, какие они будут. Поглаживание – любой акт, посредством которого признается присутствие другого. И это не обязательно физическое прикосновение. Поглаживание – это и улыбка, и комплимент, и поддержка, и слова, подчеркивающие значимость человека. Недостаток в поглаживаниях делает людей эмоционально уязвимыми и поверженными манипуляциям. Человек, которому не достает поглаживаний, тратит огромное количество энергии на то, чтобы удовлетворить свой « голод» по поглаживаниям. Поглаживания люди получают самыми разными способами: физическими и психологическими, позитивными и негативными. Одно из вербальных поглаживаний - обращение к человеку по имени.

   Задача: в кругу и по очереди участник называет себя по имени, затем каждый образует его ласкательную форму. Будьте внимательны, находите каждый раз новую форму».

  Ведущий дает возможность для рефлексии участников. Подводит к выводу о значимости в педагогическом общении признании личности ребенка.

Упражнение «Комплимент учителю».

      Цель: отработка навыков психологического поглаживания.

    Ведущий: «Коллеги, знаете ли вы, в чем состоит рецепт хорошего комплимента? Дает возможность высказаться педагогам.

    Ведущий: «Секрет базируется на трех китах: конкретность, искренность, точность. Ваша задача сделать комплимент соседу, помня о правилах хорошего комплимента».

     Ведущий дает возможность для рефлексии участников. Подводит к выводу о значимости психологических поглаживаний во взаимоотношениях людей.

Упражнение « Рефлексия»

 По усмотрению ведущего упражнение может быть использовано в качестве альтернативы предыдущему. Цель: саморефлексия, позитивизация образа профессионального «Я».

   Подведение  итога проделанной работе.

   

 

 

   

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение. Виды общения.

Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....

Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"

Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...

Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?

 способы общения  ученика и учителя в результате формально- ролевого общения  ...

Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»

Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....

«Элементы общения. Общение с аудиторией»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....

«Элементы общения. Деловое общение»

Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....