Главные вкладки

    Статья по психологии по теме:
    Личность педагога-психолога как профессиональный инструмент

    Французова Олеся Александровна

    В процессе практической работы  личность педагога-психолога, находясь под влиянием полученных знаний, различных взаимоотношений, рефлексии, анализа психологических явлений обогащается новыми качествами и способностями, которые в совокупности определяют его профессионализм. Долгий многолетний жизненный путь психолога с постоянными устремлениями, усилиями, неудачами и успехами формирует личностные особенности, которые становятся его профессиональным инструментом. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lichnost_pedagoga-psihologa.docx22.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

    КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

    В научной литературе по психологическим дисциплинам большое внимание уделяется методическим вопросам содержания профессиональной деятельности практического психолога образования. Однако не менее важным является влияние личности педагога-психолога на процесс реализации ключевых целей образования – становление и развитие личности обучающихся. На наш взгляд, «диапазон» способностей педагога-психолога определяет и «диапазон» возможностей реализации им методик, технологий, существующих в практической психологии.  

    Определенные направления работы, например, групповые психодиагностические исследования по стандартизированным методикам, обработка данных, методическая работа могут проводиться с минимальным личным контактом с обучающимися. Но большая часть практической работы – психологическое консультирование, тренинговые занятия, осуществление психологической поддержки предполагает процесс взаимодействия, который включает в себя взаимопонимание, взаимовлияние и совместную деятельность.

    Одно из базовых  качеств, необходимых педагогу-психологу – это любовь к людям, интерес к ним ради них самих и желание помочь им в процессе личностного развития. Это порождает доброжелательность, внимательность, чуткость, проявление эмпатии, готовность вкладывать энергию для изменения ситуации. Также это приводит к умению привлекать к себе людей: если общение с людьми доставляет психологу радость, и он желает им добра, он сам «автоматически начинает притягивать к себе людей» [3., С.64].

    Важно отметить, что существует такая ошибка («ловушка») в психологическом консультировании, особенно с детьми и подростками. Достаточно часто обратившийся за помощью ребенок стремиться переложить «эмоциональный груз» проблемы на психолога, освободив себя как от тяжелого психоэмоционального состояния, так и от ответственности за решение проблемы. В этом случае желание психолога помочь может привести к готовности поделиться своими силами и жизненным опытом решения подобных проблем. В этом случае важно осознавать различия между дружеской и профессиональной помощью. И какими бы сильными не были «благородные порывы» помочь «страдающему ребенку», важно дать ему возможность пережить негативные переживания для приобретения новых способностей.

    Направленность педагога-психолога преимущественно на снятие негативных эмоций может препятствовать внутреннему росту обратившегося за помощью молодого человека. Скорее наоборот, проявление заботы и уважения будет заключаться в предложении ему помочь проделать внутреннюю работу по осознанию существующих стереотипов, установок, представлений, затрудняющих жизнь, обогащение мировоззрения новым содержанием, выработке новых моделей поведения. В работах практических психологов тяжелые переживания клиентов описываются как важный этап изменений: «Личностное развитие сравнимо с исцелением нарыва… Бывает по-настоящему больно…Мы все проходим через такие периода. Порой бывает трудно признать правоту других или смириться с мыслью, что чужие советы заслуживают того, чтобы к ним прислушиваться» [1, С.15]; при этом «чем больше уроков мы проходим, чем больше дел завершаем, тем полнее живем» [2, С.18].

    Важнейшим компонентом профессиональной квалификации педагога-психолога является коммуникативная компетентность, предполагающая «готовность к осознанному успешному осуществлению коммуникативной деятельности (общения) в единстве трех ее сторон (коммуникация, интеракция, перцепция) в измененных условиях» [3, С.69].

    Коммуникативная компетентность педагога-психолога проявляется в:

    • умении выявлять, правильно интерпретировать, понимать мотивы, поступки, личностные особенности окружающих;
    • умении находить оптимальные стратегии и тактики общения, оказывать влияние на людей;
    • саморегуляции, умении осознанно управлять своим поведением.

    Профессиональная деятельность педагога-психолога во многом определяется его собственным уровнем самосознания, ценностными ориентациями, этическими принципами. Известно, что профессиональная этика практического психолога  включает соблюдение конфиденциальности, принципа «не навреди», применение научных методов, правил делового общения и др. Однако все же эмоциональный и профессиональный вклад психолога опирается, в отличие от многих других профессий, в большей степени на внутренний самоконтроль и внутреннюю мотивацию, которая может снижаться под влиянием усталости, личных трудностей, изменений условий работы. Избежать эмоционального выгорания, поддержать внутреннюю мотивацию помогают любовь к профессии, семинары и тренинги с коллегами, профессиональная литература и конечно положительные эмоции людей, которым удалось помочь.

    В процессе работы с обучающимися личность педагога-психолога, находясь под влиянием полученных знаний, различных взаимоотношений, рефлексии, анализа психологических явлений обогащается новыми качествами, которые в совокупности определяют его профессионализм. Тем самым, долгий многолетний жизненный путь психолога с постоянными устремлениями, усилиями, неудачами и успехами формирует личностные особенности, которые становятся его профессиональным инструментом.

    Список литературы

    1. Бурбо Л. Слушай свое тело – твоего лучшего друга на Земле. – М., 2014. – 256 с.
    2. Кюблер-Росс Э. Живи сейчас! Уроки жизни от людей, которые видели смерть. – М., 2015. – 272 с.
    3. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М., 2010. – 848 с.
    4. Мастерство психологического консультирования/ Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – СПб., 2007. – 240 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

    Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

    Голос как профессиональный инструмент.

    Свобода владения своей мыслью и яркие способы ее распространения – мечта любого делового человека, потому что успех в нашем обществе зависит  от ясной и убедительной речи, свободной пластик...

    Советы педагога- психолога выпускникам "как сдать экзамен без стресса".

    Советы родителям и выпускникам , как сдать ЕГЭ,ГИА без стессовых ситуаций....

    Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

    Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

    Профилактика профессионального выгорания социальных педагогов и педагогов-психологов

    В статьях приведены:1. рекомендации по организации занятий физической культурой;2. упражнения для снятия эмоционального стресса;3. приемы самогипноза;4. техника прогрессивная мышечная релаксация;5. ме...

    Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

    Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...