Главные вкладки

    Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по психологии (9, 10, 11 класс) по теме:
    Программа тренинговых занятий "Стрессоустойчивость"

    Французова Олеся Александровна

    Тренинг «Стрессоустойчивость» направлен на формирование психологической готовности обучающихся  к участию в мероприятиях, таких, как  сдача ЕГЭ и ГИА, олимпиады, соревнования.  Он призван оказать помощь в напряженный и ответственный период, когда необходимо мобилизовать свои внутренние силы и способности, сохраняя при этом самообладание и выдержку.

    Первоначально тренинг разрабатывался для суворовцев Тверского суворовского военного училища. Он успешно реализуется в работе психологической службы училища с 2014 года. Тренинг может быть использован педагогогами-психологами с работе с любими категориями обучающихся. Он может быть полезен при подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА. 

    Ц е л ь тренинга: формирование психологической готовности обучающихся  к участию в ответственных мероприятиях.

    В соответствии с данной целью поставлены следующие  з а д а ч и:

    1. Ознакомление  с методами психорегуляции.
    2. Создание комфортного психоэмоционального состояния.
    3. Формирование позитивной жизненной установки.

    Эффективными методами контроля и регуляции психических состояний, в том числе состояния психического перенапряжения, являются: метод отвлечения, самоприказа, регуляции дыхания, сосредоточения внимания, мышечного расслабления. Каждому методу посвящено отдельное занятие, которое включает беседу об его особенностях и практические упражнения. Одно из занятий составлено из командных игр и упражнений, которые формируют чувство групповой поддержки, повышают степень доверия, развивают умение помогать и принимать помощь. Заключительное занятие направлено на формирование позитивной жизненной  установки суворовцев, которая позволит им мобилизовать свои ресурсы в  ситуациях повышенной ответственности.

    Тренинг «Стрессоустойчивость» рассчитан на 10 часов. Он включает в себя 7 тематических занятий, продолжительность которых варьирует от 1 до 2 учебных часа. В приложениях приведены экспресс-методы по преодолению психофизиологической напряженности и копилка полезных советов.

    После усвоения приведенных методов психорегуляции в ходе тренинга, они  могут быть использованы  самостоятельно в трудных ситуациях - учебных, профессиональных, жизненных, где необходимо решать поставленные задачи, поддерживая в себе оптимальное психоэмоциональное состояние.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище
    Министерства обороны Российской Федерации»

    Описание: Описание: Описание: Эмблема ТвСВУ

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    тренинговых занятий с суворовцами

    «СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ»

    Составитель:

    к.псих.н., педагог-психолог

    учебного отдела Французова О.А.

    Тверь. 2014

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Тренинг «Стрессоустойчивость» направлен на формирование психологической готовности суворовцев к участию в мероприятиях, таких, как парад 9 мая на Красной площади, сдача ЕГЭ, олимпиады, соревнования. Он призван оказать помощь воспитанникам в напряженный и ответственный период, когда им необходимо мобилизовать свои внутренние силы и способности, сохраняя при этом самообладание и выдержку.

    Осознание важности участия в столь торжественном событии как парад 9 мая, высокие требования к действиям, новые условия могут в совокупности привести к состоянию нервно-психического напряжения у суворовцев, требующего перестройки адаптационной системы организма. Ситуации сдачи ЕГЭ, олимпиады и соревнования также создают повышенную напряженность психофизиологического состояния.

    Ц е л ь тренинга: формирование психологической готовности суворовцев к участию в ответственных мероприятиях.

    В соответствии с данной целью поставлены следующие  з а д а ч и:

    1. Ознакомление суворовцев с методами психорегуляции.
    2. Создание комфортного психоэмоционального состояния у воспитанников.
    3. Формирование позитивной жизненной установки у суворовцев.

    Эффективными методами контроля и регуляции психических состояний, в том числе состояния психического перенапряжения, являются: метод отвлечения, самоприказа, регуляции дыхания, сосредоточения внимания, мышечного расслабления. Каждому методу посвящено отдельное занятие с суворовцами, которое включает беседу об его особенностях и практические упражнения. Одно из занятий составлено из командных игр и упражнений, которые формируют чувство групповой поддержки, повышают степень доверия, развивают умение помогать и принимать помощь. Заключительное занятие направлено на формирование позитивной жизненной  установки суворовцев, которая позволит им мобилизовать свои ресурсы в  ситуациях повышенной ответственности.

    Тренинг «Стрессоустойчивость» рассчитан на 10 часов. Он включает в себя 7 тематических занятий, продолжительность которых варьирует от 1 до 2 учебных часа. В приложениях приведены экспресс-методы по преодолению психофизиологической напряженности и копилка полезных советов.

    После усвоения приведенных методов психорегуляции в ходе тренинга, они  могут быть использованы суворовцами самостоятельно в трудных ситуациях - учебных, профессиональных, жизненных, где необходимо решать поставленные задачи, поддерживая в себе оптимальное психоэмоциональное состояние.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    п/п

    Тема

    Содержание

    Кол-во

    часов

    1

    Метод отвлечения

    Упражнение 1. «Зрительное восприятие».

    Упражнение 2. «Аудиальные ощущения».

    Упражнение 3. «Тактильные ощущения».

    1

    2

    Метод самоприказа

    Упражнение 1.«Формула самоприказа».

    Упражнение 2. «Я хочу…Я могу…

    Я сделаю».

    Упражнение 3. «Все под моим контролем»

    1

    3

    Метод регуляции дыхания

    Упражнение 1. «Полное дыхание».

    Упражнение 2. «Виды дыхания».

    Упражнение 3. «Воздушный шар».

    1

    4

    Метод сосредоточения внимания

    Упражнение 1. «Найти применение».

    Упражнение 2. «Концентрация внимания».

    Упражнение 3.  «Луг».

    1-2

    5

    Метод мышечного расслабления

    Упражнение 1. «Расслабление».

    Упражнение 2. «Лимон».

    Упражнение 3. «Черепашка».

    Упражнение 4. «Сосулька».

    1

    6

    Командные игры

    Игра 1. «Крокодил».

    Игра 2. «Карниз».

    Упражнение 1. «Шурум-бурум».

    Упражнение 2. «Сказка о городе».

    1-2

    7

    Формирование позитивной установки

    Упражнение 1. «Позитивная установка».

    Упражнение 2. «Жизненные ситуации».

    Упражнение 3. «Преимущества сложившейся ситуации».

    Упражнение 4. «Две стороны медали».

    Упражнение 5. «Маяк».

    Упражнение 6. «Свеча доверия».

    2

    СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА

    ЗАНЯТИЕ 1. МЕТОД ОТВЛЕЧЕНИЯ

    Метод отвлечения состоит в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой. Каждый суворовец может воспитать у себя способность на некоторое время произвольно отвлекаться от процесса работы и связанных с ним отрицательных эмоций и сосредотачивать мысли на какой-либо посторонней теме.

    Упражнение 1. «Зрительное восприятие»

    Посмотрите на что-то, что не связано с вашим заданием, например, выгляните в окно и найдите дерево, которое вам нравится. Внимательно посмотрите на него. Постарайтесь угадать его высоту. Обратите внимание на его ствол, ветви. Посчитайте крупные ветви. Найдите изгибы, которые вам особенно симпатичны. Обратите внимание на цвет коры, листвы. Найдите как можно больше оттенков. Заметьте, в какую сторону дует ветер, как сильно он качает ветки. Посмотрите, какие птицы сидят на ветвях дерева. Постарайтесь определить их название. Наблюдайте за деревом так долго, как вы сами захотите (рекомендуется не менее 5 минут). Обратите внимание на то, на что ранее никогда не обращали. Постарайтесь запомнить это. Наполните себя спокойствием и силой; запомните эти ощущения. В трудные минуты вы сможете представить это дерево, вновь увидеть его перед своим мысленным взором и таким образом снять стрессовое напряжение.

    Упражнение 2. «Аудиальные ощущения»

    Закройте глаза и погрузитесь в аудиальные (слуховые) ощущения. Если возможно, включите приятную, спокойную музыку. Если такой возможности нет, постарайтесь вслушаться в то, что происходит вокруг вас. Вслушайтесь в общий гул звуков и постарайтесь выделить из него несколько потоков: это шумят деревья, едут машины, поют птицы, смеются дети, разговаривают взрослые и т.д. Или: слышу, как работает принтер, шумит чайник, в умывальнике включили воду, кто-то ходит на каблуках, а кто-то тихо перешептывается ... Несколько минут послушайте других, а затем обратите внимание на себя. Пошевелите плечами, послушайте, как шуршит одежда и скрипит ваше кресло. Обратитесь к дыханию. Дышите ровно, глубоко и спокойно. Наполняйте свои легкие свежим воздухом. Наполняйтесь силой и энергией.

    Упражнение 3. «Тактильные ощущения»

    Возьмите в руки какой-нибудь небольшой предмет, закройте глаза и погрузитесь в тактильные (связанные с прикосновениями) ощущения. Взвесьте предмет сначала в левой, затем в правой руке. Постарайтесь определить его вес. Ощутите плотность материала, из которого сделан предмет, его температуру. Подержите предмет на открытой ладони, покатайте по ладони другой рукой, возьмите его несколькими пальцами. Указательным пальцем обведите предмет по поверхности. Ощутите все шероховатости, выпуклости и впадины. Почувствуйте, как меняется узор на поверхности предмета. Если возможно, попытайтесь угадать закономерность. Проведите по предмету ногтем. Потрогайте его мизинцем. Изменились ли ощущения? Повторите манипуляции другой рукой. Приложите предмет к своей щеке, затем ко лбу. Почувствуйте его там. Попробуйте что-либо изменить в предмете (снимите колпачок у ручки, несколько раз легонько сожмите степлер, согните линейку и т.д.). Снова подержите предмет на открытой ладони. Откройте глаза и взгляните на него. Вы узнали об этом предмете много нового, не правда ли?

    ЗАНЯТИЕ 2. МЕТОД САМОПРИКАЗА

    Метод самоприказа состоит в сознательном побуждении себя к выполнению трудных и сложных действий, в создании внутреннего состояния уверенности в том, что эти действия будут выполнены. Формулы самоприказа имеют словесное выражение. Эти слова-формулы позволяют запрограммировать наш мозг на нужное поведение. Они должны быть четкими и емкими.  Их нужно повторять как можно чаще и громче.

    Упражнение 1. «Формула самоприказа» 

    Необходимо  сформулировать и многократно произнести фразу, в которой выражается способность преодолеть ту или иную психологическую трудность. Например, так: «Я могу сделать... Я должен преодолеть...», — и т. п. Важно повторять подобную фразу осознанно, а не механически, отчетливо представляя ее содержание. Конкретный самоприказ произносится от своего имени («я могу...», а не «это можно сделать...») как непосредственно в стрессовые моменты, так и в другое время. Научитесь повторять формулу самоприказа с чувством уверенности в себе. Если вам предстоит важное событие, начните работать с формулой за несколько дней до него, а не прямо в день этого события.

    Упражнение 2. «Я хочу…Я могу…Я сделаю»

    Данное упражнение выполняется в группе, где участники образуют круг, взявшись за руки. Каждый участник по очереди продолжает фразы: «Я хочу...», «Я могу…», «Я сделаю…», используя формулу самоприказа, сформированную в предыдущем упражнении.

    Упражнение 3. «Остановись. Все под моим контролем»

    Закройте глаза и удобно расположитесь. Прислушайтесь к своему дыханию. Сосредоточьтесь на каждом вдохе и выдохе. При каждом выдохе произносите слово «раз».

    Когда вы почувствуете, что расслабились, сосредоточьтесь на ситуации, которая тревожит вас. Вы представляете себе, что чего-то не знаете. Небольшая ошибка, ложный шаг. На какое-то мгновение вы растерялись. Представьте себе, как можно справиться с ней. Раньше вы чувствовали подавленность и неловкость, но теперь вы в своих силах. Вы улыбаетесь и чувствуете, что все расположены к вам, тоже улыбаются. Вы снова обретаете душевное равновесие, вы уверены в себе. Вы чувствуете удовлетворение и напоминаете себе: «Я могу справиться с проблемой, у меня все под контролем».

    Остановитесь и подышите. Запомните: когда вторгаются нежелательные мысли, заставляющие вас нервничать, вы можете мысленно очень четко и ясно представить свой голос, приказывающий: «Остановись!»

    ЗАНЯТИЕ 3. МЕТОД РЕГУЛЯЦИИ ДЫХАНИЯ

    Метод регуляции дыхания состоит в повторении сочетаний глубокого вдоха с последующим продолжительным выдохом. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все легкие, увеличивая емкость, задействованную в дыхании, улучшает насыщение крови кислородом. Спокойное упорядоченное дыхание способствует эмоциональному выравниванию. Дыхание - отличный индикатор изменений эмоционального состояния человека. Когда человек взволнован или чего-то боится, дыхание учащается. В минуты покоя дыхание ровное и глубокое.

    Упражнение 1. «Полное дыхание»

    Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку. Губы приоткрыты. Заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть ребер и грудную клетку, затем заполните верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот. Выдох через рот.

    Упражнение 2. «Виды дыхания»

    Проверьте, как глубина и частота дыхания влияют на ваше состояние.

    1. Дышите быстро и часто, как бегун после пробежки. Старайтесь дышать поверхностно, грудью. За одну секунду сделайте и вдох, и выдох. Продолжительность — 20-30 секунд. Теперь сравните ваше самочувствие до упражнения и после него. Вы почувствуете определенное нервное возбуждение.
    2. Расправьте плечи и дышите медленно и глубоко. На счет «раз, два, три, четыре» — вдох, на «раз, два, три, четыре, пять» — выдох. Выдох — длиннее. Повторите цикл вдох-выдох около пяти раз и вновь обратите внимание на свое самочувствие. Вы чувствуете гораздо больше спокойствия и расслабления, не правда ли?
    3. А теперь вспомните, как вы дышите при мышечном усилии, например, при подъеме тяжести: вы набираете воздух в легкие, задерживаете дыхание и затем передвигаете тяжелый шкаф или стул, не правда ли? В целом, фаза вдоха является мобилизующей, фаза выдох — успокаивающей.

    Соответственно, выделяют успокаивающее («вечернее») и мобилизующее («утреннее») дыхание.

    Упражнение 3. «Воздушный шар»

    Встаньте, закройте глаза руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущение состояния расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

    ЗАНЯТИЕ 4. МЕТОД СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

    Метод сосредоточения внимания позволяет воспитать способность в важные моменты оставаться наедине с собой и предметом своей деятельности — конкретным вопросом или проблемой.

    В сфере повышенного внимания не могут присутствовать одновременно два крупных объекта внимания. Один из них неизменно притягивает к себе всю нервную активность. Важно научиться вытеснять ненужную информацию, замещая его нужной, при этом делайте так, чтобы последняя стала интересной.

    Упражнение 1. «Найти применение»

    Предлагаемое упражнение нацелено на то, чтобы научиться видеть как можно больше вариантов, замечать необычное в обычном, развить творческие способности и внимание к предмету, который становится  интересным. 

    Письменно ответьте на вопрос: «Зачем нужно учить стихотворения?» Запишите все варианты ответа, которые приходят вам в голову, пусть даже совсем необычные и фантастические.

    Например: «Стихотворения нужно учить, чтобы…»

    1. Чтобы развивать свою память, образное мышление, внимание.
    2. Чтобы без проблем подыскать цитату к тому или иному событию или явлению.
    3. Чтобы производить впечатление на окружающих своей эрудицией.
    4. Чтобы тренировать ораторские способности, декламируя стихотворения вслух.
    5. Чтобы было чем занять свободное время.
    6. Чтобы, запоминая стихотворения, отвлекаться от всего остального.

    Продолжите упражнение, выбрав какой-нибудь другой вопрос, например:

    • Зачем нужно делать уборку?
    • Зачем нужно контролировать выполнение поручения?
    • Каковы плюсы отрицательных эмоций?

    Вы заметите, что, во-первых, напишите гораздо больше ответов, чем предполагали, начав упражнение. Во-вторых, начнете проявлять свою мыслительную активность. В-третьих, обратите внимание на то, что даже неинтересные, скучные дела могут оказаться нужными и полезными.

    Упражнение 2. «Концентрация внимания»

    Посмотрите на простой предмет, например, обыкновенную шахматную доску без фигур на ней. Просто смотреть на нее вам наскучит спустя одну-две минуты. Но взгляните иначе: отметьте черные квадраты на белом фоне, затем — белые на черном. Мысленно сузьте доску до размеров листа бумаги, затем пусть она станет площадью в квадратный метр (длина — один метр, ширина — один метр).

    Весь секрет в том, чтобы суметь подсказать себе новую, неожиданную точку зрения. Таким образом, вы можете тренировать концентрацию внимание на любом достаточно простом предмете: стеклянном стакане, стуле, сумке. Разглядывайте предмет снова и снова, стремясь найти в нем как можно больше деталей, не отводя взгляд.

    Продолжительность упражнения — 3-5 минут. Делайте упражнение до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

    Концентрация внимания на более сложных предметах или действиях — это дело постоянных тренировок и переноса имеющихся навыков на другие ситуации.

    Упражнение 3. «Луг»

    Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего «внутреннего критика», он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание размеренное и спокойное, покой – покой – покой. Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает частичками добрая энергия. Чистая, светлая, благодатная. С каждым вдохом ее больше, энергия – клубок желтых ниток. Почувствуйте ее согревающее присутствие, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают вас. Вам уютно, приятно, комфортно, вы отдыхаете. Вдох – выдох. Концентрируйтесь на выдохе.

    А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Вслушайтесь. Что за звуки? Почувствуйте запах. Что это за запах? Цветы. Какие они – цвет, форма, большие, маленькие, какой запах?

    Идите, идите по лугу. Вы вышли на дорогу. Что это за дорога? Узкая – широкая, извилистая – прямая? Что под ногами – трава, песок, щебень, асфальт, что чувствуете? Лес – вы заходите в него. Запах, звуки. Какие деревья? Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Вы у реки. Какая она: широкая – узкая, глубокая – мелкая? Вы входите в воду. Она холодная, теплая? Почувствуйте, что вы ощущаете. Переходите реку. Снова луг. Какой это луг? Запах, цветы, ветерок. Что за аромат и свежесть? А теперь на счет «три» каждый откроет глаза. Раз, два, три – открыли глаза.

    Изобразите в цвете то, что каждый из вас увидел.


    ЗАНЯТИЕ 5. МЕТОД МЫШЕЧНОГО РАССЛАБЛЕНИЯ

    Метод мышечного расслабления способствует снятию не только психического, но и физического напряжения. Его цель — вызвать ощущение тяжести и теплоты в определенных группах мышц нашего тела. Именно теплота и тяжесть характеризуют расслабленность и спокойствие.

    Упражнение 1. «Расслабление»

    Устройтесь поудобнее, закройте глаза и начинайте осваивать упражнение, цель которого — вызвать ощущение тяжести в ногах и руках. Отрегулируйте спокойное, умеренное, «вечернее» дыхание без счета. Представьте, что ваша правая рука становится тяжелой. Мысленно говорите себе (многоточия означают паузы): «Моя правая рука постепенно тяжелеет... Она приятно давит на одеяло... Тяжелеет каждый палец... Становится тяжелой ладонь... Это приятное ощущение тяжести в правой руке... Правая рука становится совершенно тяжелой».

    Затем по той же формуле представьте, что тяжелеет левая рука. Наконец, обе руки тяжелые... Так же для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые». 

    Если вызвать ощущение тяжести сразу не получается, свесьте руку с кровати, уроните ее и почувствуйте, какие ощущения возникают. Это и есть желаемый эффект тяжести. Затем приступайте к упражнению.

    Упражнение 2. «Лимон»

    Представьте, что вы в каждой руке держите по лимону. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны. Теперь расслабляем руки и плечи.

    Упражнение 3. «Черепашка»

    Расслабление всего тела. Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. Как черепашка втяните голову и плечи, а руки и ноги подберите как можно ближе к туловищу.

    Посидите некоторое время в такой позе. Но вот опасность миновала. И черепашка может снова расслабиться и отдыхать около воды под теплым солнышком. Можете расслабиться и принять удобную позу для отдыха.

    Упражнение 4. «Сосулька»

    Встаньте,  закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте что вы сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнца вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно мышцы рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до  достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

    ЗАНЯТИЕ 6. КОМАНДНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

    Игры и упражнения в команде способствуют формированию чувства поддержки, ощущения сопричастности к общему процессу, развивают умение помогать другим и принимать помощь. Также они способствуют расслаблению, дают возможность раскрепоститься, сбросить мышечные зажимы, сблизить участников, повысить степень доверия.

    Игра 1. «Крокодил»

    Участники делятся на 2 команды. Каждой команде необходимо задумать любой объект, существо (живой, неживой природы). Участники одной команды изображают заданный объект. Участники другой команды должны по представленной пантомиме угадать, что изображается, и назвать объект. Каждой команде дается пять попыток. Выигрывает та команда, которой удается угадать большее количество объектов.

    Игра 2. «Карниз».

    Постройтесь в шеренгу. Водящий должен пройти рядом с участниками, приставляя свой носок ноги к носку стоящего в шеренге, надо суметь не оступиться, сохранить равновесие. Водящему разрешается придерживаться руками за стоящих, выполняющих роль «карниза». Движение осуществляется по принципу «змейки»: первый идет, затем второй, третий и т. д. Перешедшие занимают места в шеренге на другом конце.

    Упражнение 1. «Шурум-бурум»

    . Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга, и, произнося только слова «шурум–бурум»,  показать задуманное чувство.  Другие участники тренинга отгадывают это чувство.

    Упражнение 2. «Сказка о городе»

     Мы вместе сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так:  «В одном прекрасном городе жила замечательная семья…».

    Каждый участник по очереди, передавая мяч (мягкую игрушку), называет одно предложение для сочинения сказки.

    ЗАНЯТИЕ 7. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ УСТАНОВКИ


    Упражнение 1. «Позитивная установка»

    Самым мощным средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное — это установка человека на то, что жизнь — прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами — чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом — чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться.

    Обсуждение психологических правил.

    • Позитивное отношение к жизни.  Психологическое правило: если можешь изменить ситуацию — измени ее, не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним.
    • Разумный образ жизни. Психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
    • Умение без ущерба для здоровья пережить неудачу. Психологическое правило: жизнь ритмична - спады чередуются с подъемами.

    Упражнение 2. «Жизненные ситуации»

    Вспомните ситуацию проверки знаний, например, написание контрольной работы. Безусловно, эта ситуация, во время которой может возникнуть психологическое напряжение, поскольку она пугает и заставляет задумываться о результате, от которого зависит будущее. Страх неудачи может сформировать негативную установку, меняющую объективную оценку его возможностей.

    Пример из жизни. Мужчина проезжал по сельской местности на своей машине, но вдруг машина заглохла – кончился бензин. Ничего не оставалось, как «голосовать» водителям автомобилей, проходящих мимо. Но проезжавшие машины даже не сбрасывали скорость. Первый водитель, остановившийся по просьбе, ответил, что у него самого чуть-чуть топлива осталось. Таким образом, мужчина простоял два часа, пока в подавленном настроении не отправилась к своей машине. И вдруг его неожидано  окликнули: «Может, помощь нужна?» И тогда мужчина подумала: «Я находилась под воздействием негативной установки!»

    Негативные мысли деструктивны, так как в ожидании провала каждый из нас принимает решение, последствия которого очень сложно исправить. Если проецировать на учебу – это недописанная контрольная работа («все, больше не знаю»), это недосказанный ответ у доски и т. д.

    Вспомните, когда негативная установка повлияла на результат какой-либо вашей деятельности.

    Проходит обсуждение в группе. Ситуации записываются на отдельных карточках.

    Упражнение 3. «Преимущества сложившейся ситуации»

    Как лучше действовать в напряженной ситуации, вызывающей негативную установку?

    • Попытаться переключить внимание.
    • Попробовать объективно описать напряженную ситуацию.
    • Найти преимущества сложившейся ситуации.

    Каждый из участников берет по одной карточке, из тех, что были приготовлены в предыдущем упражнении, и записывает как можно больше преимуществ описанных там ситуаций. Затем проходит обсуждение.

    Упражнение 4. «Две стороны медали»

    Разделите лист пополам. В левой стороне напишите все плохое, связанное с вашим состоянием на данный момент времени, справа – все хорошее. Затем объединитесь в группы-тройки, сравните написанное, оставьте только совпадения.

    Ответы зачитываются представителями групп. Происходит обсуждение: каковы впечатления от выполнения. Чему научились?

    Упражнение 5. «Маяк»

    Это упражнение хорошо помогает в тех случаях, когда вы чувствуете себя беззащитным, уязвимым, «покинутым».

    Представьте себе маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветра, постоянно дующие на остров, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светлого луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей на берегу. Постарайтесь ощутить в себе внутренний источник света, который никогда не гаснет.

    Обсуждение ощущений.

    Нарисуйте свой образ в данный момент, отразите его в цвете.

    Подведение итогов.

    Упражнение 6. «Свеча доверия»

    Педагог-психолог зажигает свечу и пускает по кругу, каждый участник говорит соседу заключительные слова о своих чувствах и ощущениях во время общения в группе.

    Приложение 1.

    ЭКСПРЕСС–МЕТОДЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

    1. Сосчитать про себя до десяти.
    2. Порисуйте на бумаге фигуры людей, линии, улыбающееся лицо, все, что захочется.
    3. Сложите руки в «замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «фиксируются» в виде напряжения на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти.
    4. Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их.
    5. Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз.
    6. Погримасничайте, т. е. наморщите лицо, начиная со лба. Расслабьте мышцы лица.
    7. Встаньте и сделайте несколько упражнений на потягивание: дотянуться до звезд, до земли, распахнуть руки в стороны.
    8. Подъем по лестнице — хорошая физическая нагрузка, помогающая снять нервное напряжение. Иногда достаточно подняться по лестнице на 4-5 этаж, чтобы снять его.
    9. От стресса можно избавиться, просматривая альбом с хорошими репродукциями картин. Выберите картину, которая вам нравится. Внимательно рассмотрите ее, не упуская ни одной детали, после чего попробуйте прочувствовать ее атмосферу и представить себя в ней.
    10. Вода оказывает на нервную систему успокаивающее действие. Душ быстро «смывает» стресс. Можно также просто подержать руки под струей холодной воды.
    11. Посмотрите на ситуацию с высоты птичьего полета и скажите себе: «Успокойся», - и успокойтесь.
    12. Улыбнитесь!   Зафиксируйте  улыбку   на  лице   на   10-15   секунд.   При  улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте радость, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

    Приложение 2.

    КОПИЛКА ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ

    1. Регулярно высыпайтесь.
    2. Больше бывайте на свежем воздухе.
    3. Составляйте список дел на сегодня.
    4. Ставьте перед собой только реальные цели.
    5. Выделяйте в день хотя бы один час для своих любимых занятий.
    6. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
    7. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
    8. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплый душ.
    9. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
    10. Знайте свои подъёмы и спады настроения.
    11. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
    12. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.
    13. Не старайтесь угодить всем – это не реально.
    14. Помните, что Вы не одиноки.
    15. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
    16. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
    17. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Бакштанский В.Л., Жданов О.И. Менеджмент вашего здоровья. – М.: Пер Сэ Издательство, 2000. – 221с.
    2. Гальперин Я.Г., Жданов О.И.  Технология психологической самозащиты. Стресс – дистресс – проблема XX века. – М.: ВНИЦТНМ «ЭННОМ», 1997. – с.49.
    3. Жданов О.И.  Основы персонального стресс-менеджмента: Учебное пособие. М: Изд-во РАГС, 2003. – 64 с. 
    4. Жданов О.И. Технология самосбережения в экстремальных условиях: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 1998. – 79с.
    5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: академический  Проект, 2009. – 943с.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ Задачи : 1) снижение учебной тревожности, 2) помощь в процессе анализа страхов, связанных с обучением, нахождение способов их преодоления, 3) осознание неизбежности ошибок и умение извлекать из них пользу

    Слайд 2

    ЧЕГО Я БОЮСЬ? Я волнуюсь по поводу своей учебы. Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения. У меня часто болит голова или живот. Мне трудно сосредоточится. Мне трудно принимать решения. Иногда мне немного страшно знакомиться с новыми людьми. Я чувствую, что на меня давят другие люди. Ночью я не всегда отдыхаю хорошо. Думаю, я слишком много волнуюсь. Взрослые слишком многого от меня ждут. Я боюсь ошибаться.

    Слайд 3

    Выберите правильный ответ Человеку свойственно тревожиться в повторяющихся ситуациях, в новых ситуациях , в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность Волноваться перед контрольной работой или перед ответом у доски - это н ормально, в редно, о пасно для здоровья Можно научиться справляться со своими страхами, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы, не бояться делать ошибки, з нать приемы саморегуляции

    Слайд 4

    Слайд 5

    МНЕ НУЖНО …

    Слайд 6

    Я МОГУ …

    Слайд 7

    Упражнение «Вера в себя» Определи , насколько ты веришь в себя, в свои силы ? Обычно и утром, и вечером я в хорошем настроении. Мне нравится мое отражение в зеркале . В моей жизни много хорошего. Я — оптимист. Я могу посмеяться над своими ошибками. В моей жизни почти ничего не надо менять. Я — интересная личность. Мне нравятся те перемены, которые произошли со мной. Я добрый и любящий. Мои друзья ценят мое мнение. Я доволен собой. Я не боюсь выражать свои чувства. У меня интересная жизнь .

    Слайд 8

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ УСТАНОВКИ Позитивное отношение к жизни Психологическое правило: если можешь изменить ситуацию — измени ее, не можешь изменить обстоятельства — измени отношение к ним. Разумный образ жизни Психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее. Умение без ущерба для здоровья пережить неудачу Психологическое правило: жизнь ритмична - спады чередуются с подъемами.

    Слайд 16


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

    Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

    Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения

    Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...

    Программа тренинговых занятий, направленных на развитие основных познавательных процессов

    В период подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находи...

    Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков

    Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в  обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...

    Программа тренинговых занятий с подростками. Курс «Школа лидера».

    Актуальность программы  связана с  возникшей в  условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности – человека, ув...

    «Программа тренинговых занятий по развитию социальной одаренности Школа «Лидер» в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления»

    Актуальность проблемы воспитания лидера обусловлена тем, что в подростковом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личнос...