Главные вкладки

    Рабочая программа по психологии по теме:
    Программа психологических занятий "Учись учиться" по формированию универсальных учебных действий обучающихся 5-7 классов

    Французова Олеся Александровна

    Предложенная программа "Учись учиться" по формированию универсльных учебных действий обучающихся 5-7 классов был разработана и успешно реализуется в Тверском суворовском военном училище. Однако  может быть использована в работе педагогов-психологов школ, лицеев, гимназий, колледжей с различными возрастными категориями обучающихся.

    С подробным содержанием тренинговых занятий можно ознакомиться на моем мине-сайте. Мой <a href = "http://nsportal.ru/frantsuzova-olesya-aleksandrovna" > сайт педагога-психолога</a>

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище
    Министерства обороны Российской Федерации»

    Описание: Описание: Описание: Эмблема ТвСВУ

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    психологических занятий, направленных на формирование универсальных учебных действий воспитанников

    «УЧИСЬ УЧИТЬСЯ»

    для 5 -7 классов

    Составитель:

    к.псих.н., педагог-психолог

    учебного отдела Французова О.А.

    Тверь. 2014

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Теоретическое обоснование

    С сентября 2010 года в школах началась апробация федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Определено, что наряду с освоением знаниевого компонента, развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования.

    Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательном учреждении разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка. В настоящее время принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.

    Ключевой задачей введения федеральных государственных образовательных стандартов является реализация программы формирования универсальных учебных действий.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Заложенный в основу стандарта компетентностный поход выдвигает на первое место не столько информированность ученика, сколько способность организовать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственный действий.

    В настоящее время актуальной задачей психологической службы является модернизация содержания психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС, в т.ч. разработка и реализация новых программ.

    Программа «Учись учиться» включает практические занятия с суворовцами 1, 2, 3 курсов, направленные на формирование универсальных учебных действий.

    Отличительные особенности данной программы от уже существующих развивающих и просветительских программ:

    - соответствие требованиям федеральных  государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам общего образования в период введения стандартов второго поколения,

    - применение практикоориентированных форм и методов работы, позволяющих получить новые знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал,

    - разработка практических занятий с суворовцами на основе дидактических принципов системно-деятельностного подхода.

    Принципы реализации программы

    Принцип гуманистичности предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.

    Принцип индивидуального подхода заключается в безоговорочном признании уникальности и ценности каждого обучающегося.

    Принцип научности отражает выбор современных научных методов психодиагностики, коррекции и развития личности обучающихся, опора на современные достижения в области психологических наук.

    Принцип системности предполагает построение занятий как системной деятельности, в основе которой лежит взаимосвязь отдельных компонентов программы, а комплексное развитие обучающихся.

    Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о природе – обществе – самом себе.

    Принцип последовательности  - занятия строятся в той последовательности, которая определяется внутренней логикой материала и познавательными возможностями обучающихся.

    Принципы деятельности, сознательности и активности обучаемых заключается в такой организации процесса обучения, когда суворовцы не получают готовые знания, а приобретают его сами в процессе своей познавательной деятельности. Соблюдая принцип активной позиции обучающегося, главным становится не решить проблему за суворовца, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности к саморазвитию.

    Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

    Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта на основе заданного критерия.

    Принцип минимакса заключается в том, что каждое занятие содержит упражнения, которые можно выполнять на различных уровнях сложности.  Присутствует возможность вариативности проведения занятий от минимального уровня сложности до максимально возможного в зависимости  от наличия времени, продуктивности выполнения упражнений, способностей обучающихся. Поэтому было подобрано достаточно большое количество упражнений и логических игр, которые содержат в себе объемный материал, могут выполняться многократно, предполагают оперирование разнообразными понятиями, обобщение знаний из различных областей жизнедеятельности.

    Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Каждый суворовец в соответствии со своими способностями или возможностями выполняет задания по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнем.

    Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, основанной на реализации идей педагогики сотрудничества. С учетом данного принципа педагог создает в коллективе учащихся спокойную, доброжелательную обстановку, в которой способности каждого могут проявиться как можно полнее.

    Задача педагога-психолога − вдохновить, вселить в суворовцев веру в свои способности, заметить и поддержать любое, пусть даже самое маленькое, его движение вперед, считать неудачную попытку «рабочей ситуацией», эмоционально поддержать ситуацию  успеха.

    Актуальность и педагогическая целесообразность

    Одной из главных целей образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия.

    Программа «Учись учиться» разработана для суворовцев Тверского суворовского военного училища 1- 3 курсов, что соответствует 5-7 классам в школе. Возраст обучающихся от 10 – 14 лет.

    Основными причинами проблем суворовцев, которые могут возникнуть, в процессе обучения на 1-3 курсах училища являются:

    1. проблемы адаптации суворовцев 1 курса к условиям обучения, вызванные переходом из начальной школы в среднее звено образовательного учреждения;
    2. проблемы адаптации, вызванные спецификой условий обучения и воспитания суворовцев в училище;
    3. трудности, связанные с введением новых образовательных стандартов;
    4. проблемы, связанные с возрастными особенностями подросткового периода.

    В письме Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13; «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную» сказано: «Успешность адаптации школьника к обучению в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5 классе, необходимо:

    • учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
    • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника».

    Поступление в училище - это переломный этап в жизни и развитии обучающихся. Новые учебные дисциплины, новые преподаватели и воспитатели, постоянный контакт со сверстниками, необходимость подчиняться требованиям училища, другой стиль общения создают сильную нагрузку на нервную систему воспитанников, что нередко приводит к быстрому ее истощению. Возросшие требования зачастую оказываются не по силам воспитанникам.

    Если воспитанники долгое время будут находится в ситуации дискомфорта, возникает тревожность как ответная реакция на стрессовую ситуацию. Свидетельством дезадаптации суворовцев к условиям обучения на 1-3 курсах является снижение учебной мотивации и успеваемости, появление признаков тревожности, неадекватные поведенческие реакции на замечания преподавателей и воспитателей, нарушения во взаимоотношениях с однокурссниками.

    Поэтому существует необходимость разработки и внедрения психологической программы, направленной на содействие формированию у суворовцев универсальных учебных действий, который помогут им решать учебные, личностные и жизненный задачи на данном периоде своего личностного и профессионального становления.

    1. Цели и задачи программы

    Цель программы: содействие формированию у суворовцев универсальных учебных действий как способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; содействие становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия.

    Задачи программы

      Содействие формированию у суворовцев личностных универсальных учебных действий - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование (мотивация учебной деятельности), нравственно-этическая ориентация:

    • формирование учебных, познавательных и социальных мотивов;
    • формирование положительного отношения к училищу;
    • помочь суворовцам ориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях,  способствовать осознанию своих потребностей (ценностно-смысловая ориентация);
    • содействие самоанализу, более глубокому самораскрытию суворовцев;
    • создание условий для осознания суворовцами своей личности;
    • помощь в процессе формирования самооценки, способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая его с проявленными усилиями;
    • формирование самооценки, осознание своих возможностей и необходимости самосовершенствования на основе сравнения своей личности в настоящем и идеального образа себя;
    • расширение мировоззрения;
    • умение осуществлять нравственно-этическую оценку ситуации, корректировать свое поведение на основе моральных норм;
    • формирование позитивной жизненной установки, уверенности в себе.
    • Содействие формированию у суворовцев регулятивных универсальных учебных действий - умения учиться и организовывать свою деятельность: осуществлять целеполагание, планирование, контроль, оценку, коррецию выполняемых действий, волевую саморегуляцию:
    • формирование жизненных целей;
    • рассмотрение алгоритма процесса планирования;
    • осуществление поиска внутренних ресурсов, развитие умения анализировать свои возможности, находить применение своим ресурсам;
    • формирование способность к мобилизации сил и энергии;
    • развитие творческих способностей.
    • оценка степени возможности реализации поставленных целей на данный момент времени;
    • информирование об особенностях волевого усилия, самоорганизации;
    • помощь в умении распределять свое время и осуществлять самоконтроль;
    • создание условий для повышения успеваемости суворовцев;
    • развитие способности к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий;
    • помощь в формулировании активной жизненной позиции.
    • Содействие формированию у суворовцев познавательных универсальных учебных действий – общеучебные универсальные действия, логические действия (анализ, синтез, классификация, установление аналогий и др.), постановка и решение проблемы:
    • содействие самостоятельному выделению и формулированию познавательной цели;
    • создание условий для поиска и выделения необходимой информации;
    • создание условий для знаково-символического моделирования;
    • развитие умения структурировать знания;
    • создание условий для выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • формирование рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
    • формирование смыслового чтения;
    • содействие постановке и формулированию проблемы;
    • развитие универсальных логических действий -  сравнения, анализа, синтеза, сериации (упорядочение объектов по выделенному основанию), классификации, обобщения, установления аналогий;
    • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
    • развитие умения выстраивать логическую цепь рассуждений;
    • содействие самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера.
    • Содействие формированию у суворовцев коммуникативных универсальных учебных действий - планирование учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации:
    • развитие речи;
    • умение формулировать свою точку зрения;
    • тренировка речевой беглости и гибкости, умения подбирать синонимы;
    • развитие умения задавать открытые и закрытые вопросы;
    • развитие умения слушать собеседника, объективно воспринимать информацию;
    • развитие вербальных и невербальных средств коммуникации;
    • развитие умения проводить дискуссию;
    • развитие умения устанавливать дружественные отношения со сверстниками;
    • развитие социальной чувствительности, умения понимать собеседника.
    • создание условий для осознания суворовцами проблем в отношениях с людьми;
    • помощь в нахождении способов преодоления жизненных проблем;
    • профилактика конфликтных ситуаций;
    • установление благоприятного психологического климата во взводе;
    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания;
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей.
    1. Сроки реализации программы

    Сроки реализации программы «Учись учиться» определены на основе принципов системности и последовательности. Программа будет реализовываться в течение одного учебного года с сентября по май.

    Она содержит в себе четыре раздела, каждый из которых направлен на формирование преимущественно одного из четырех основных видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

    Необходимо отметить, что деление на разделы было обусловлено необходимостью  привнести структурированность и последовательность в процесс реализации программы. Однако поскольку  системно-деятельностный подход определяет направленность на комплексный подход в развитии личности, каждое занятие направлено на содействие формированию различных видов универсальных учебных действий.  В процессе реализации программы занятия могут проводиться последовательно по каждому разделу или комбинированно. При этом последовательность занятий в разделе важно соблюдать, поскольку они построены согласно принципу постепенного усложнения.

    Минимальная продолжительность программы – 32 учебных часа (по 45 минут), каждого раздела – по 8 часов при условии проведения занятий еженедельно. При наличие дополнительного времени с воспитанниками, продолжительность программы составит – 48-64 учебных часа, поскольку многие упражнения могут проводиться повторно или углубленно.

    Количество участников группы - не более 20 человек. При использовании тренинговых технологий группа разбивается на подгруппы по 5-6 человек в каждой.

    4.        Режим занятий

    Программа построена с учетом специфики процесса обучения суворовцев в ТвСВУ. Занятия могут проводиться 1или 2 раза в неделю.  Продолжительность занятий также может варьироваться: от 45 минут до 1,5 часов.

    1. Формы, методы и приемы работы

    Основная форма работы – развивающее занятие с элементами тренинга. Также используются игры, беседы, групповые дискуссии, круглый стол, психологические игры, самодиагностика. Продолжением занятий могут стать индивидуальные консультации с суворовцами по их запросам, касающимся различных вопросов, возникающих у них в процессе прохождения программы.

    Элементы тренинга были включены в основные формы работы не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Психологический тренинг - форма активного обучения, позволяющая человеку сформировать умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции партнера, развивать способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности. Введение элементов тренинга позволяет создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружения в ситуации выбора и способствует раскрытию индивидуального творческого потенциала суворовцев, самопознания, самораскрытия и самоопределения.

    Использование игры как формы работы с педагогами предоставляет большие возможности для достижения результата. В программе используются:

    развивающие, коррекционные игры (занимают небольшое время и чаще используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида
    деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи); игры-
    проживания, проектные игры (сложная, многоплановая деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач); ситуационно-ролевая игра (является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации)

    Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться в поиске истины, что позволяет прояснить или изменить мнение, позиции, установки и ценности суворовцев. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.

    Диада (работа в парах) - форма работы, которая создаются дает возможность получить обратную связь и поддержку; способствует развитию умения осуществлять взаимодействие в паре, помогает проявиться личности, облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания.

    Работа в малых группах – способствует развитию коммуникативных способностей, создают условия для более глубокого анализа ситуаций.

    Практикум или практические занятия используются с целью успешного овладения приемами решения конкретных задач. Условно выделяют три этапа практикума. На первом этапе необходимо предварительное ознакомление с методикой решения какой-либо задачи. На втором этапе рассматриваются задачи творческого характера. На третьем этапе выполняется контроль результативности, позволяющий проверить приобретение определенных представлений или умений.

    Методы работы: исследование, наблюдение, упражнения,  объяснение, беседа, рассказ, рисуночные методы, тестирование. Для удобства в программе все задания, игры, упражнения  были обозначены как упражнения.

    Приемы работы: ассоциации, творческие задания, эвристические вопросы, диалог, использование жизненных ситуаций, рассказов, притч и др.

    Каждое из занятий имеет трехкомпонентную структуру:

    1. Разминка - ритуал начала занятия, целью которого является создание благоприятного климата в группе, формулирование цели занятия, активизация внимания к теме.
    2. Основная часть включает в себя: выполнение упражнений, направленных на введение в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы, обсуждение после каждого упражнения, представление информационных материалов по соответствующей теме.
    3. Заключительная часть - подведение итогов, рефлексия эмоционального состояния, когнитивной и мотивационной составляющей. Суворовцы проводят обсуждение, на котором делают выводы, обмениваются мнениями, впечатлениями, полученными от занятия, рассказывают о том, что понравилось, удивило, обрадовало или расстроило, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными. Затем психолог подводит итоги занятия.
    1. Ожидаемые результаты реализации программы
    1. Психологизация учебно-воспитательного процесса в Тверском суворовском военном училище с учетом  требований ФГОС НОО второго поколения; содействие реализации требований ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
    2. Улучшение качества психологического сопровождения  суворовцев в условиях введения ФГОС НОО.
    3. Содействие формированию у суворовцев универсальных учебных действий.
    1. Критерии эффективности программы

    Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей сформированности универсальных учебных действий суворовцев является психодиагностический блок психолого-педагогического сопровождения в ТвСВУ.

    Основные критерии эффективности программы:

    • сформированность учебной мотивации,
    • положительное отношение к обучению в училище,
    • положительная динамика показателей военно-профессиональной направленности,
    • позитивное психоэмоциональное состояние,
    • адекватная самооценка, гармонизация образа «Я»,
    • положительная динамика показателей степени адаптации, снижение уровня тревожности,
    • положительная динамика показателей уровня общего интеллектуального развития,
    • положительная динамика показателей межличностных взаимоотношений во взводе,
    • повышение групповой сплоченности, положительная динамика показателей ценностно-смыслового единства.

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    п/п

    Темы занятий

    Содержание занятий

    Кол-во часов

    Раздел Ι. Личностные универсальные учебные действия

    1

    Учебная мотивация

    Упражнение «Автограф на память».

    Упражнение «Незаконченные предложения: «Моя учеба в училище».

    Беседа «Чему я могу научиться в училище в этом году?»

    Упражнение «Подарки».

    1

    2

    Интересы, способности, возможности

    Упражнение «Мои интересы и потребности».

    Упражнение «Я могу».

    Упражнение «Мои возможности».

    1-2

    3

    Аналитический обзор стиля обучения

    Диагностика ведущего канала восприятия.

    Диагностика способа психологической ориентации – экстраверсии и интроверсии.

    1

    4

    Аналитический обзор стиля обучения (продолжение)

    Диагностика преобладания интуитивных или логических индивидуальных способностей.

    Диагностика жестко-регламентированного или нерегламентированного подхода к работе.

    Диагностика аналитического и синтетического стиля мышления.

    1

    5

    Личностное самоопределение

    Упражнение «Осознание своего «Я».

    Упражнение «Незаконченные предложения: мои желания».

    Упражнение «Волшебная палочка».

    Упражнение «Комплимент».

    1

    6

    Как поступить?

    Упражнение «Египетская пирамида».

    Упражнение «Анализ ситуаций с проекцией на себя». 

    Анализ притчи «Здесь все босые».

    Анализ притчи «Два волка».

    1-2

    7

    Легко ли быть суворовцем?

    Упражнение «Что поможет мне учиться?».

    Упражнение «Идеальный суворовец».

    Упражнение «Незнайка»

    Упражнение «Правила поведения на уроке».

    Анализ притчи «Башмачник».

    1-2

    8

    Снижение тревожности

    Упражнение «Чего я боюсь?»

    Упражнение «На ошибках учатся»

    Упражнение «Рисуем слово»

    Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?»

    Упражнение «Инь и Ян».

    Упражнение «Незаконченные предложения:  постановка новых целей».

    Упражнение «Добрые слова».

    1-2

    Раздел ΙΙ. Регулятивные универсальные учебные действия

    1

    Алгоритм самоорганизации деятельности

    Упражнение «Мои цели».

    Упражнение «Планирование».

    1

    2

    Активация внутренних ресурсов

    Беседа «Ресурсы».

    Упражнение «Мои ресурсы».

    Упражнение «Где и как я могу использовать свои ресурсы».

    1

    3

    Активация внутренних ресурсов (продолжение)

    Упражнение «Копилка ресурсов».

    Упражнение «Символы ресурсов».

    Упражнение «Ситуации».

    1

    4

    Планирование и оценка результатов

    Упражнение «Возможность реализации целей».

    Упражнение «Мой план».

    Упражнение «Лестница успеха и линейка достижений».

    1

    5

    Распределение времени

    Беседа «Волевые усилия».

    Упражнение «Мои дела».

    Упражнение «Распределение времени и самоконтроль».

    Беседа «Как организовать самостоятельную работу».

    1

    6

    Характер

    Беседа «Что такое характер».

    Упражнение «Азбука характера».

    Анализ сказки «Сказка о Деревьях-Характерах».

    Анализ притчи «Растения в саду».

    1-2

    7

    Мужество и трусость

    Упражнение «Лодка».

    Задание «Жизненные трудности».

    Анализ рассказа «Случай на дамбе».

    Анализ рассказа «Летний вечер».

    Рефлексия.

    1

    8

    Регуляция психоэмоцио-нального состояния

    Упражнение «Роль эмоций».

    Упражнение «Скульптор и глина».

    Упражнение «Снайперы».

    Упражнение «Письмо трусу».

    1

    Раздел ΙΙΙ. Коммуникативные универсальные учебные действия

    1

    Сплочение группы

    Упражнение «Здравствуй, я тебе рад!».

    Упражнение «Пойми меня».

    Упражнение «Я желаю тебе…».

    1

    2

    Взаимопонимание

    Упражнение «Все мы разные».

    Упражнение «Умение слушать».

    Упражнение «Правда или ложь».

    1-2

    3

    Средства коммуникации

    Упражнение «Другими словами».

    Упражнение «Открытые и закрытые вопросы».

    Упражнение «Общение в рисунках».

    1-2

    4

    Проблемы общения

    Упражнение «Список претензий».

    Упражнение «Мои проблемы».

    1-2

    5

    Как победить агрессию?

    Упражнение «Подбор ассоциаций».

    Упражнение «Откуда берется жестокость?».

    Упражнение «Вверх по радуге».

    1

    6

    Умение сказать «Нет»

    Упражнение «Марионетки».

    Анализ рассказ «Золотая муха».        

    Упражнение «Умение сказать «Нет».

    1-2

    7

    Уверенность в себе

    Упражнение «Я могу».

    Упражнение «Круг уверенности».

    Упражнение «Уверенно – неуверенно».

    Упражнение «Город уверенности».

    Анализ сказки «Лети вверх, Дима».

    Упражнение «Волшебное зеркало».

    1-2

    8

    Разрешение конфликтных ситуаций

    Беседа «Конфликты в нашей жизни».

    Упражнение «Конфликтные ситуации».

    Упражнение «Способы решения конфликтов».

    Упражнение «Чувства».

    1-2

    Раздел ΙV. Познавательные универсальные учебные действия

    1

    Творческие способности

    Упражнение «Креативные качества».

    Упражнение «Лингвистическая проблема».

    Упражнение «Творческая жизнь».

    1

    2

    Логические игры «Активити» и «Тик - Так - Бумм»

    Логические игры «Активити», «Тик-так-бумм», «Активити» +«Тик-так-бумм».

    1-4

    3

    Логическая игра «Данетки».

    Логическая игра «Данетки».

    1-4

    4

    Логические игры «Почемуметр», «Персонометр», «Цитатометр»

    Логические игры: «Персонометр», «Почемуметр», «Ударник», «Ерундопель», «Орфограф», «Сколькометр», «Цитатометр».

    1-4

    5

    Логические операции

    Упражнение «Исключение понятий».

    Упражнение «Выявление общих понятий»

    Упражнение «Анализ отношений понятий»

    1-2

    6

    Логическое мышление

    Упражнение «Суждения».

    Упражнение «Сообразительность».

    Упражнение «Сложные ассоциации».

    1-3

    7

    Аналогии и противополож-ности

    Упражнение «Аналогия не доказательство».

    Упражнение «Поиск аналогов».

    Упражнение «Поиск противоположных предметов».

    1-2

    8

    Гибкость мышления

    Упражнение «Что нового?»

    Упражнение «Способы применения предмета».

    Упражнение «Выражение мысли другими словами».

    Упражнение «Формулирование определений».

    1-3

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. – 271с.
    2. Групповые занятия и тренинги со старшеклассникам: развитие внимания, воображения, логического мышления / авт. О. А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 94 с.
    3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. — 151 с.
    4. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122с.
    5. Кононович К.Ю. Притчи тренера или искусство слов попадать прямо в сердце. СПб, 2010.- 113с.
    6. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа/ авт.-сост. М. Ю. Михайлина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
    7. Психокоррекционная работа со старшеклассниками: тренинги / авт.-сост. О. Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 99 с.
    8. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 90 с.
    9. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.
    10. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е. Д. Шваб. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011. – 167 с.
    11. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.
    12. Развитие самосознания старшеклассников: разработки интегрированных уроков/ авт.-сост. О. С. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 87 с.
    13. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/ сост.И.В.Возняк. – Волгоград, 2014. – 235с.
    14. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт.-сост. Ю. А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 206 с.
    15. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.

    Электронные пособия:

    1. Социально-психологическая работа с учащимися. Компакт-диск для компьютера. Авторы-составители: Баранова Л.Д., Ершов Д.А. и др. Издательство: Учитель, 2010.
    2. Психологическая работа в школе. Выпуск 2. Компакт – диск для компьютера: Диагностика. Психокоррекция. Авторы-составители: Михайлина М.Ю., Павлова М.А. и др. Издательство: Учитель, 2013.
    3. Психологическая работа в школе. Выпуск 2. Компакт – диск для компьютера: Занятия. Тренинги. Разработки уроков. Авторы-составители: Вершинина О.А./ Рудякова О.Н./ Шваб Е.Д. и др. Издательство: Учитель, 2013.
    4. Психолого-педагогический медико-социальный центр в школе. Компакт-диск для компьютера. Автор: Меттус Е.В. Издательство: Учитель, 2011.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования

    Данная программа является частью основной образовательной программы начальной школы, работающей по УМК "Перспективная начальная школа"...

    Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава «К вопросу об универсальных учебных действиях учащихся» содержится два параграфа, в которых рас...

    Средства формирования универсальных учебных действий учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

    Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит от...

    Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях информационно-образовательной среды школы

    ИОС   Компоненты на бумажных носителях   Компоненты на CD/DWDносителях   Интернет среда ИОС   Индивидуализация учебного процесса   Организация коллективной дея...

    ПРОГРАММА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100»)

    Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа 2100»...

    Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."

    ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....

    Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

    Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....