Главные вкладки

    Презентация к уроку по психологии на тему:
    Как лучше запомнить материал?

    Французова Олеся Александровна

    Данный материал может быть использован как в работе с суворовцами во время развивающих занятий, индтивидуальных консультаций, так и в работе с родителями и воспитателями в процессе психологического информирования. В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным. Рассматриваются способы запоминания на основе использования естественных связей, использования логических связей, привнесения искусственных связей, осознанного направления внимания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ?

    Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    ВИДЫ ПАМЯТИ

    По времени сохранения материала 

    1. Мгновенная (иконическая). Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность 0,1 – 0,5 секунд.

    2. Кратковременная память. Это способ хранения

    информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Без повторения и заучивания. Здесь сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Ее главная характеристика – объем, составляющий 5 – 9 единицам информации.

    Оперативная память хранит информацию в течение заранее заданного срока, определенного задачей: от нескольких секунд до нескольких дней.

    4. Долговременная память. Эта память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

    5. Генетическая память. Храниться в генотипе и передается по наследству. Это единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

    По преобладающему анализатору. 

    • Зрительная память. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
    • Слуховая память. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков – музыкальных, речевых.
    • Двигательная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память участвует в формировании трудовых умений и навыков.
    •  Эмоциональная память. Это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.
    • Осязательная, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти. Особой роли в жизни не играют. Они в основном удовлетворяют биологические потребности.

    По характеру участия воли

    • Непроизвольная память. Здесь запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий и постановки специальной мнемической задачи.
    • Произвольная память. Обязательно присутствует мнемическая задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

    По различной степени осмысленности 

    • Механическая.
    • Логическая. 

    СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ

    В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным.

    1.   Использование естественных связей:

    • смежность,
    • сходство,
    • контраст.

    2. Использование логических связей:

    • группировка, классификация,
    • составление плана,
    • схемы, рисунки, графики,
    • ритмический ряд.

    3. Привнесение искусственных связей:

    • метод рассказа,
    • «метод мест»,
    • рисунок,
    • «вешалка» – опорное слово (понятие),
    • словесных посредников.

    4. Вызвать интерес:

    • эмоциональная окраска информации,
    • интересные ассоциации,
    • создание установки, целесообразность,
    • связь с прошлым и известным,
    • практические действия, активная работа с материалом.

    Особенности запоминания

    Память – активный процесс, при котором информация непрерывно видоизменяется и организуется.

    • В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке и перекодированию, в т.ч. анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала.
    •  При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нем смысл.
    • При запоминании эффективным является образное представление материала.
    •  Установка на запоминание способствует ему. Чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.
    •  Большую роль играют повторения. При этом не механические, а с новым способом структурирования и логической обработки материала.
    • Эффект края: повторение материала лучше распределить таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину.
    •  Использование явления реминисценции. За прошедшее время внутренние логические связи запомнившегося материала становятся более ясными и отчетливыми.



    Предварительный просмотр:

    КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ?

    Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    ВИДЫ ПАМЯТИ

    По времени сохранения материала 

    1. Мгновенная (иконическая). Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность 0,1 – 0,5 секунд.

    2. Кратковременная память. Это способ хранения

    информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Без повторения и заучивания. Здесь сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Ее главная характеристика – объем, составляющий 5 – 9 единицам информации.

    Оперативная память хранит информацию в течение заранее заданного срока, определенного задачей: от нескольких секунд до нескольких дней.

    4. Долговременная память. Эта память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

    5. Генетическая память. Храниться в генотипе и передается по наследству. Это единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

    По преобладающему анализатору. 

    • Зрительная память. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
    • Слуховая память. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков – музыкальных, речевых.
    • Двигательная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память участвует в формировании трудовых умений и навыков.
    •  Эмоциональная память. Это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.
    • Осязательная, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти. Особой роли в жизни не играют. Они в основном удовлетворяют биологические потребности.

    По характеру участия воли

    • Непроизвольная память. Здесь запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий и постановки специальной мнемической задачи.
    • Произвольная память. Обязательно присутствует мнемическая задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

    По различной степени осмысленности 

    • Механическая.
    • Логическая. 

    СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ

    В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным.

    1.   Использование естественных связей:

    • смежность,
    • сходство,
    • контраст.

    2. Использование логических связей:

    • группировка, классификация,
    • составление плана,
    • схемы, рисунки, графики,
    • ритмический ряд.

    3. Привнесение искусственных связей:

    • метод рассказа,
    • «метод мест»,
    • рисунок,
    • «вешалка» – опорное слово (понятие),
    • словесных посредников.

    4. Вызвать интерес:

    • эмоциональная окраска информации,
    • интересные ассоциации,
    • создание установки, целесообразность,
    • связь с прошлым и известным,
    • практические действия, активная работа с материалом.

    Особенности запоминания

    Память – активный процесс, при котором информация непрерывно видоизменяется и организуется.

    • В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке и перекодированию, в т.ч. анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала.
    •  При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нем смысл.
    • При запоминании эффективным является образное представление материала.
    •  Установка на запоминание способствует ему. Чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.
    •  Большую роль играют повторения. При этом не механические, а с новым способом структурирования и логической обработки материала.
    • Эффект края: повторение материала лучше распределить таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину.
    •  Использование явления реминисценции. За прошедшее время внутренние логические связи запомнившегося материала становятся более ясными и отчетливыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

    Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

    Как лучше готовить обучающихся к ЕГЭ

    В статье обмен опытом работы...

    Как лучше готовить обучающихся к ЕГЭ

    В статье обмен опытом работы...

    Как лучше подготовиться к экзаменам

    Рекомендации для учеников 9 - 11 классов...

    Дорожный знак как лучший друг

    Сценарий по правилам дорожного движения. Восемь категорий дорожных знаков....

    Программа элективного курса "А как лучше сказать?"

    Программа составлена для дополнительного образования учащихся среднего звена предпрофильного класса. А также данный элективный курс имеет большое практическое значение: его средствами повышается культ...

    Ассоциативная память на уроках русского языка (или как помочь запомнить правила и исключения из них)

    Кто-то из нас (взрослых) до сих пор помнит стишок для лучшего запоминания  падежей ещё с начальной школы:ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ , ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЁНКУ.Первая буква каждого слова этого весёлого ...