Главные вкладки

    Презентация к уроку по психологии на тему:
    Как лучше запомнить материал?

    Французова Олеся Александровна

    Данный материал может быть использован как в работе с суворовцами во время развивающих занятий, индтивидуальных консультаций, так и в работе с родителями и воспитателями в процессе психологического информирования. В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным. Рассматриваются способы запоминания на основе использования естественных связей, использования логических связей, привнесения искусственных связей, осознанного направления внимания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ?

    Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    ВИДЫ ПАМЯТИ

    По времени сохранения материала 

    1. Мгновенная (иконическая). Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность 0,1 – 0,5 секунд.

    2. Кратковременная память. Это способ хранения

    информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Без повторения и заучивания. Здесь сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Ее главная характеристика – объем, составляющий 5 – 9 единицам информации.

    Оперативная память хранит информацию в течение заранее заданного срока, определенного задачей: от нескольких секунд до нескольких дней.

    4. Долговременная память. Эта память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

    5. Генетическая память. Храниться в генотипе и передается по наследству. Это единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

    По преобладающему анализатору. 

    • Зрительная память. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
    • Слуховая память. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков – музыкальных, речевых.
    • Двигательная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память участвует в формировании трудовых умений и навыков.
    •  Эмоциональная память. Это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.
    • Осязательная, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти. Особой роли в жизни не играют. Они в основном удовлетворяют биологические потребности.

    По характеру участия воли

    • Непроизвольная память. Здесь запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий и постановки специальной мнемической задачи.
    • Произвольная память. Обязательно присутствует мнемическая задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

    По различной степени осмысленности 

    • Механическая.
    • Логическая. 

    СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ

    В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным.

    1.   Использование естественных связей:

    • смежность,
    • сходство,
    • контраст.

    2. Использование логических связей:

    • группировка, классификация,
    • составление плана,
    • схемы, рисунки, графики,
    • ритмический ряд.

    3. Привнесение искусственных связей:

    • метод рассказа,
    • «метод мест»,
    • рисунок,
    • «вешалка» – опорное слово (понятие),
    • словесных посредников.

    4. Вызвать интерес:

    • эмоциональная окраска информации,
    • интересные ассоциации,
    • создание установки, целесообразность,
    • связь с прошлым и известным,
    • практические действия, активная работа с материалом.

    Особенности запоминания

    Память – активный процесс, при котором информация непрерывно видоизменяется и организуется.

    • В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке и перекодированию, в т.ч. анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала.
    •  При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нем смысл.
    • При запоминании эффективным является образное представление материала.
    •  Установка на запоминание способствует ему. Чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.
    •  Большую роль играют повторения. При этом не механические, а с новым способом структурирования и логической обработки материала.
    • Эффект края: повторение материала лучше распределить таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину.
    •  Использование явления реминисценции. За прошедшее время внутренние логические связи запомнившегося материала становятся более ясными и отчетливыми.



    Предварительный просмотр:

    КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ МАТЕРИАЛ?

    Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    ВИДЫ ПАМЯТИ

    По времени сохранения материала 

    1. Мгновенная (иконическая). Связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность 0,1 – 0,5 секунд.

    2. Кратковременная память. Это способ хранения

    информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Без повторения и заучивания. Здесь сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Ее главная характеристика – объем, составляющий 5 – 9 единицам информации.

    Оперативная память хранит информацию в течение заранее заданного срока, определенного задачей: от нескольких секунд до нескольких дней.

    4. Долговременная память. Эта память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли.

    5. Генетическая память. Храниться в генотипе и передается по наследству. Это единственная память, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

    По преобладающему анализатору. 

    • Зрительная память. Связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
    • Слуховая память. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков – музыкальных, речевых.
    • Двигательная память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память участвует в формировании трудовых умений и навыков.
    •  Эмоциональная память. Это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.
    • Осязательная, обонятельная, вкусовая и др. виды памяти. Особой роли в жизни не играют. Они в основном удовлетворяют биологические потребности.

    По характеру участия воли

    • Непроизвольная память. Здесь запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий и постановки специальной мнемической задачи.
    • Произвольная память. Обязательно присутствует мнемическая задача, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

    По различной степени осмысленности 

    • Механическая.
    • Логическая. 

    СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ

    В основе памяти лежат связи или ассоциации. Запомнить что-то новое – значит связать с уже известным.

    1.   Использование естественных связей:

    • смежность,
    • сходство,
    • контраст.

    2. Использование логических связей:

    • группировка, классификация,
    • составление плана,
    • схемы, рисунки, графики,
    • ритмический ряд.

    3. Привнесение искусственных связей:

    • метод рассказа,
    • «метод мест»,
    • рисунок,
    • «вешалка» – опорное слово (понятие),
    • словесных посредников.

    4. Вызвать интерес:

    • эмоциональная окраска информации,
    • интересные ассоциации,
    • создание установки, целесообразность,
    • связь с прошлым и известным,
    • практические действия, активная работа с материалом.

    Особенности запоминания

    Память – активный процесс, при котором информация непрерывно видоизменяется и организуется.

    • В запоминании, сохранении и воспроизведении материала участвуют различные операции по его переработке и перекодированию, в т.ч. анализ, систематизация, обобщение, синтез. Они обеспечивают смысловую организацию материала.
    •  При запоминании какого-либо текста с целью его воспроизведения в памяти запечатлеваются не столько сами слова, сколько содержащиеся в нем смысл.
    • При запоминании эффективным является образное представление материала.
    •  Установка на запоминание способствует ему. Чтобы повысить продуктивность запоминания, нужно связать его с основной целью деятельности.
    •  Большую роль играют повторения. При этом не механические, а с новым способом структурирования и логической обработки материала.
    • Эффект края: повторение материала лучше распределить таким образом, чтобы на начало и конец времени заучивания приходилось большее число повторений, чем на середину.
    •  Использование явления реминисценции. За прошедшее время внутренние логические связи запомнившегося материала становятся более ясными и отчетливыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практикум по русскому языку.Речевой этикет "А как лучше сказать".

    Материал предназначен для учащихся 5-7 классов, возможно использование в 8-9 классах при подготовке к ГИА , а также в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ. Включает в себя задания и информацию,направлен...

    Как лучше готовить обучающихся к ЕГЭ

    В статье обмен опытом работы...

    Как лучше готовить обучающихся к ЕГЭ

    В статье обмен опытом работы...

    Как лучше подготовиться к экзаменам

    Рекомендации для учеников 9 - 11 классов...

    Дорожный знак как лучший друг

    Сценарий по правилам дорожного движения. Восемь категорий дорожных знаков....

    Ассоциативная память на уроках русского языка (или как помочь запомнить правила и исключения из них)

    Кто-то из нас (взрослых) до сих пор помнит стишок для лучшего запоминания  падежей ещё с начальной школы:ИВАН РОДИЛ ДЕВЧОНКУ , ВЕЛЕЛ ТАЩИТЬ ПЕЛЁНКУ.Первая буква каждого слова этого весёлого ...

    Как лучше запомнить изучаемый материал

    Как запомнить изучаемый материал...