Главные вкладки

    Методическая разработка по психологии (5, 6 класс) по теме:
    Методическая разработка цикла занятий с суворовцами по формированию УУД в ходе тренинговых занятий

    Французова Олеся Александровна

    Данная методическая разработка включает в себя цикл тренинговых занятий, направленных на формирование личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий суворовцев по темам: «Жизнь суворовца», «Знатоки психологии», «Гибкость мышления». Приведены план каждого занятия, сценарий, подробное описание 34 упражнений. Продолжительность каждого тренингового занятия 3-4 учебных часа, поэтому возможно проведение нескольких занятий по предложенным темам. Разработанные занятия могут использоваться в работе с группой суворовцев или со всем взводом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище
    Министерства обороны Российской Федерации»

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий учебным отделом

            _______________             И. Моряков

    «29»     августа     2014 г.

    Описание: Описание: Описание: Эмблема ТвСВУ

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    цикла занятий с суворовцами

    «ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ХОДЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ»

    Составитель:

    к.псих.н., педагог-психолог учебного отдела

    Французова О.А.

    Обсуждено на заседании

    психологической службы

    Протокол № 1 от «25» августа 2014 г.

    Тверь 2014

    СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка …………………………………….……….………..….3

    Содержание тренинговых занятий………………………….……………..……6

    Тренинговое занятие «Жизнь суворовца»…………………………….……6

    Тренинговое занятие «Знатоки психологии»…………………………..….11

    Тренинговое занятие «Гибкость мышления»……………………………...19

    Список литературы и методического обеспечения…………………………....28

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность и педагогическая целесообразность

    Ключевой задачей введения ФГОС ООО является реализация программы формирования универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, в более узком  значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Данная методическая разработка включает в себя цикл тренинговых занятий, направленных на формирование личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий суворовцев по темам: «Жизнь суворовца», «Знатоки психологии», «Гибкость мышления».

    Приведены план каждого занятия, сценарий, подробное описание        34 упражнений. Продолжительность каждого тренингового занятия 3-4 учебных часа, поэтому возможно проведение нескольких занятий по предложенным темам. Разработанные занятия могут использоваться в работе с группой суворовцев или со всем взводом.

    Цель тренинговых занятий: содействие формированию у суворовцев универсальных учебных действий как способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    Задачи:

    1. Содействие формированию у суворовцев личностных универсальных учебных действий - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

    2. Содействие формированию у суворовцев регулятивных универсальных учебных действий - умения учиться и организовывать свою деятельность: осуществлять целеполагание, планирование, контроль, оценку, коррецию выполняемых действий, волевую саморегуляцию.

    3. Содействие формированию у суворовцев коммуникативных универсальных учебных действий - планирование учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    4. Содействие формированию у суворовцев познавательных универсальных учебных действий – общеучебные универсальные действия, логические действия, постановка и решение проблемы.

    Разработанные тренинговые занятия предполагают реализацию принципов системно-деятельностного подхода, а также применение практикоориентированных форм и методов работы, позволяющих получить новые знания, полученные в действии.

    Формы работы: развивающее занятие с элементами тренинга, беседы, работа в командах, психологические игры, групповые дискуссии.

    Методы работы: исследовательский метод – анализ особенностей психологии человека, процессов  межличностного взаимодействия; социально-психологические явлений;  проблемно-поисковый метод – поиск подтверждающих и опровергающих тезисов на заданные темы, проведение дискуссии; активные методы – групповое и индивидуальное выполнение заданий.

    Основная форма работы педагога-психолога с суворовцами по формированию личностных  и коммуникативных УУД – развивающее занятие с элементами тренинга. Тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Психологический тренинг - форма активного обучения, позволяющая суворовцу сформировать умения строить социальные межличностные отношения, продуктивную учебную и другую деятельность, анализировать возникающие ситуации со своей точки зрения и с позиции собеседника, развивать способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности. Введение элементов тренинга позволяет создать на занятии атмосферу доброжелательности, искренности, способствует раскрытию индивидуального творческого потенциала суворовцев в процессе самопознания.

    Использование игровых форм работы с суворовцами предоставляет большие возможности для достижения поставленных задач. Кроме того, игровой характер деятельности способствует непринужденной атмосфере, что создает условия для индивидуального проявления и самовыражения.

    В современном мире способность действовать в команде является одним их наиболее востребованных личных и профессиональных качеств. Групповая форма проведения тренингового занятия способствует развитию навыков сотрудничества в процессе поиска решений, формирует сплоченность, чувство общности и взаимной поддержки, позволяет проявить коммуникативные способности  - доброжелательность, терпимость, уважение, тактичность.

    Целесообразно сформировать 4 команды. Соревновательный характер усиливает сплоченность и активность участников каждой команды.  В каждой команде образуется по 4-6 человек, именно такой состав позволяет достигнуть высокой степени индивидуального участия в решении поставленных задач.

    СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ

    ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ЖИЗНЬ СУВОРОВЦА»

         Тренинговое занятие направлено на обсуждение затруднений суворовцев и нахождение путей разрешения трудных ситуаций. Обсуждение предполагается провести в дискуссионной форме. Для этого вначале необходимо почувствовать себя единой командой, почувствовать поддержку группы. На эти цели направлен первый блок заданий: «Приветствие», «Кто это был», «Молекулы». Второй блок включает задания с целью выявления, анализа проблем жизни суворовцев в училище, а также нахождении путей их решения: «Дискуссия», «Трехликий эксперт», рисунок «Суворовское училище». Задание «Цветок гармоничной личности» направлено на выявление личностных качеств, которые ценятся суворовцами. Если воспитанники почувствуют усталость, то можно сделать «интеллектуальный перерыв», выполняя резервное задание «Синхронность движений».

         Подобранные задания предполагают значительное время и определенные усилия со стороны суворовцев. Поэтому они могут быть использованы для нескольких занятий в зависимости от результативности их выполнения и общего настроя участников.

    ПЛАН ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «ЖИЗНЬ СУВОРОВЦА»

    Задания

    Задачи. Формирование УУД

    Время,

    мин

    1

    «Приветствие»

    • формулирование цели занятия
    • активизация внимания
    • установление благоприятного психологического климата
    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания

    10

    2

    «Кто это был?»

    • усиление групповой сплоченности,
    • развитие социальной чувствительности,

    установление благоприятного психологического климата

    10

    3

    «Молекулы»

    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей
    • снятие эмоциональной напряженности

    5

    4

    Дискуссия: проблемы суворовцев

    • помощь в формулировании активной жизненной позиции 
    • создание условий для осознания суворовцами проблем в отношениях с людьми
    • создание условий для повышения успеваемости суворовцев
    • развитие речи
    • развитие умения формулировать свою точку зрения
    • развитие умения слушать собеседника, объективно воспринимать информацию
    • развитие умения проводить дискуссию

    20-30

    5

    «Трехликий эксперт»

    • расширение мировоззрения,
    • умение осуществлять нравственно-этическую оценку ситуации,
    • содействие самоанализу,
    • развитие социальной чувствительности, умения понимать собеседника,
    • создание условий для осознания суворовцами проблем в отношениях с людьми
    • развитие умения формулировать свою точку зрения
    • развитие умения слушать собеседника, объективно воспринимать информацию

    10-30

    6

    «Синхронность движений»

    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей
    • снятие эмоциональной напряженности

    10

    7

    «Цветок гармоничной личности»

    • осуществление поиска внутренних ресурсов, развитие умения анализировать свои возможности, находить применение своим ресурсам;
    • формирование способность к мобилизации сил и энергии;
    • развитие творческих способностей.
    • создание атмосферы доверия и взаимопонимания

    10-20

    8

    Рисунок «Суворовское училище»    

    • помощь в формулировании активной жизненной позиции 
    • создание условий для осознания суворовцами своей личности
    • осуществление поиска внутренних ресурсов, развитие умения анализировать свои возможности, находить применение своим ресурсам
    • установление благоприятного психологического климата

    15-20

    9

    Рефлексия

    • подведение итогов занятия
    • рефлексия
    • установление благоприятного психологического климата

    5-10

    СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «ЖИЗНЬ СУВОРОВЦА»

    Блок 1

    «Приветствие»

    Участники сидят по кругу и по очереди произносят слова - приветствия оригинальными способами, не повторяясь.

    «Кто это был?»

    Суворовцев сначала просят продолжить незаконченные фразы.

    • В жизни для меня очень важно…
    • Самое сложное для меня…
    • Мне нравится, когда люди…
    • Если бы у меня было неограниченно время, возможности и количество денег, то я бы…

    Затем психолог по очереди зачитывает ответы участников, а другие стараются отгадать, кто это мог написать.

    «Молекулы» 

    Участники хаотично передвигаются по комнате. Психолог называет какое-либо число, и участникам необходимо образовать «молекулы», взявшись за руки, из соответствующего числа «атомов».

    Блок 2

    Дискуссия: проблемы суворовцев

    Команды получают карточку с незаконченной фразой по проблеме, касающейся жизни в училище. Каждой команде нужно будет дополнить эту фразу, высказав общее мнение по этой проблеме и возможные варианты ее решения.

     Карточки для команд:

    • Во взводе живут дружно, когда…
    • В здоровом теле здоровый дух, когда…
    • Мы находим взаимопонимание с родителями и воспитателями, когда…

    «Трехликий эксперт» 

     Участники могут задать любые вопросы, касающиеся обсуждаемых вопросов «трехликому эксперту». Каждая «голова» отвечает по слову, начинать может любая голова. Затем все произносят: «Пожалуйста, следующий вопрос». «Эксперту» можно задать 3 вопроса. Затем участники меняются.

         Другой вариант этого задания: каждая команда придумывает вопрос, на который другая команда пытается найти ответ. Затем следует обсуждение и нахождение наиболее оптимального варианта.

    Перерыв

    «Синхронность движений»

     Это задание позволяет не только отдохнуть и переключиться после проведенного группового обсуждения, но и развить координацию движений, почувствовать других людей, научиться действовать сплоченно, а также телесно раскрепоститься.

    Команды выстраиваются в шеренги друг за другом, положив руки на плечи впередистоящему участнику. Как только зазвучит музыка, ведущий ведет за собой свою команду, танцуя или выполняя какие-либо движения. Остальные участники повторяют движения ведущего как можно точнее. Синхронность движений участников показывает, насколько команда умеет чувствовать друг друга и действовать сплоченно. Это задание лучше выполняется при использовании ритмичной музыки.

    Блок 3

    «Цветок гармоничной личности»

    Каждая команда  получает по семь бумажных лепестков цветка, на каждом необходимо написать качества, характерные особенности, которые отличают гармоничную личность. При выполнении этого задания студенты указывают качества, которые они больше всего ценят в людях.

    Рисунок «Суворовское училище»     

    Необходимо нарисовать училище, в котором все суворовцы смогут чувствовать себя замечательно. Это заключительное задание, которое подытоживает проведенное обсуждение и способствует сплочению, поскольку выполняется совместно. Кроме того, оно позволяет определить участникам свое место в команде.

    Это задание может выполняться в двух вариантах. Участники могут рисовать одновременно всей командой на одном листе ватмана. В другом варианте команда может заранее обсудить, что будет рисовать. Но при этом каждый участник может дорисовать то, что хочет. На первом этапе команда должна разработать лишь общий план. Затем  проектируются отдельные помещения, детали и обстановка. На последнем этапе каждый участник изображает себя в том месте, где бы он чувствовал себя лучше всего.

            Рефлексия

            Обмен впечатлениями. Подведение итогов занятия.

    ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ЗНАТОКИ ПСИХОЛОГИИ»

    Тренинговое занятие «Знатоки психологии» включает прохождение ряда этапов. Для того чтобы занятие  стало более интересным и непринужденным, для каждого задания проводится аналогия с восхождением на некую гору – гору Знаний.

    Задания направлены на повышение общей эрудиции, получение знаний о психологии человека: развитие способности выявлять и анализировать содержание внутреннего мира человека, закономерности восприятия человеком окружающих, особенности межличностного взаимодействия, жизненные ценности. Выполнение многих заданий требует проявление системности, гибкости и аналитичности мышления и часто является обобщением своего жизненного опыта и знаний, полученных в жизни и при изучении гуманитарных дисциплин.

       Особенностью тренингового занятия также является чередование заданий, предполагающих интеллектуальную, эмоциональную и физическую активность. Задания с физическими перемещениями и движениями выполняют функцию разделения заданий-этапов, позволяют снять излишнее интеллектуального напряжение. Кроме того, они развивают социальную чувствительность,  формируют чувство общности.

    ПЛАН ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАТОКИ ПСИХОЛОГИИ»

    Задания

    Название этапов

    Задачи. Формирование УУД

    Время,

    мин

    1

    Вступительное слово

    • формулирование цели занятия
    • активизация внимания
    • установление благоприятного психологического климата

    2

    2

    Визитка

    «Начало пути»

    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей
    • установление благоприятного психологического климата
    • формирование позитивной жизненной установки, уверенности в себе, настроя на активную работу

    5

    3

    Изречение о знании

    «Перекресток»

    • формирование учебных, познавательных и социальных мотивов
    •  помощь в процессе формирования самооценки
    • создание условий для повышения успеваемости суворовцев

    5

    4

    Треугольник

    «Дорога»

    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей
    • усиление групповой сплоченности
    • развитие социальной чувствительности,
    • установление благоприятного психологического климата

    5

    5

    Психологические задачи

    Интерпретация пословиц

    «Змея»

    • расширение мировоззрения
    • умение осуществлять нравственно-этическую оценку ситуации
    • содействие самоанализу
    • развитие социальной чувствительности, умения понимать собеседника
    • создание условий для осознания суворовцами проблем в отношениях с людьми
    • осуществление поиска внутренних ресурсов, развитие умения анализировать свои возможности, находить применение своим ресурсам
    • развитие умения формулировать свою точку зрения
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей

    8

    6

    Пойми меня

    «Горная река»

    • развитие невербальных средств коммуникации
    • развитие умения слушать собеседника, объективно воспринимать информацию
    • развитие социальной чувствительности, умения понимать собеседника
    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания

    6

    7

    Слова-поддержки

    «Кампепад»

    • развитие умения устанавливать дружественные отношения со сверстниками, проявлять доброжелательность, эмпатию
    • установление благоприятного психологического климата во взводе,
    • создание атмосферы доверия и взаимопонимания
    • помощь в нахождении способов преодоления жизненных проблем
    • профилактика конфликтных ситуаций,
    • развитие речи
    • развитие умения формулировать свою точку зрения

    5

    8

    Викторина

    «Колючие кустарники»

    • формирование учебных, познавательных и социальных мотивов
    • расширение мировоззрения
    • развитие речи,
    • развитие умения формулировать свою точку зрения
    • установление благоприятного психологического климата

    4

    9

    Буквенная геометрия

    «Дорога»

    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей
    • усиление групповой сплоченности
    • развитие социальной чувствительности,
    • установление благоприятного психологического климата

    5

    10

    Путешествие

    «Пустыня»

    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей
    • усиление групповой сплоченности
    • помощь в нахождении способов преодоления жизненных проблем,
      развитие умения задавать открытые и закрытые вопросы
    • развитие умения слушать собеседника, объективно воспринимать информацию
    • развитие вербальных и невербальных средств коммуникации
    • развитие умения проводить дискуссию
    • развитие умения устанавливать дружественные отношения со сверстниками
    • профилактика конфликтных ситуаций

    7

    11

    Продолжить стихотворение

    «Облака»

    • установление благоприятного психологического климата
    • формирование учебных, познавательных и социальных мотивов,
    • создание условий для осознания суворовцами своей личности
    • тренировка речевой беглости и гибкости
    • создание атмосферы доверия и взаимопонимания

    3

    12

    Подведение итогов

    «Вершина»

    • подведение итогов занятия
    • рефлексия
    • установление благоприятного психологического климата

    5

    СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАТОКИ ПСИХОЛОГИИ»

            1. Вступительное слово

            Наше занятие направлено на закрепление знаний о психологии человека и межличностных отношений, а также на умение работать в команде. Сегодня суворовцы будут учиться общаться и применять те знания, которые получили из книг и из уроков жизни. Наше жюри будет оценивать работу каждой команды и в конце игры вынесут свою оценку.

            Итак, сегодня мы собрались, чтобы совершить восхождение на гору Знаний. Этот путь нелегок и тернист. Но если вы будете действовать сообща, то решите все задачи, с которыми столкнетесь в пути.

            2. Визитка. «Начало пути»

            Первый этап – начало пути. Для того, чтобы эффективно работать в команде, важна сплоченность, чувство единства и готовность сотрудничать.

            Участникам необходимо  назвать свою команду, дать пять кратких характеристик: «Мы…»,  а также 10 личностных качеств, необходимых для успешного общения. 

    3. Изречение о знании. «Перекресток»

            Видно, что команды готовы действовать сообща. Для того, чтобы получать необходимые знания,  важна мотивация. Вы видите перед собой «Перекресток». Дайте определение каждому пути и выберите свой.

            Необходимо вставить недостающие слова изречения Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый (благородный), путь подражания – это путь самый (легкий) и путь опыта – это путь самый (горький)». Подсказка: слова, противоположные по смыслу словам «сладкий», «трудный», «бесчестный».

            4. Треугольник. «Дорога»

            А сейчас посмотрим, умеют ли участники действовать сообща. Десять участников должны встать таким образом, чтобы получился равносторонний треугольник. Решение: основание треугольника образует линия из 4 человек, затем стоят 3, затем 2 и 1 участник.

            5. Психологические задачи. Интерпретация пословиц. «Змея»

            Неожиданно перед вами появляется змея. Ответьте на ее вопросы, и она вас не тронет.

    1) Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей? (нет)

    2) Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает? (нет)

    3) Отражается ли что-нибудь в зеркале, если в него никто не смотрится? (да)

    Продолжите пословицы:

    1) По одежке встречают, (по уму провожают…)

    2) Скажи мне, кто твой друг, (и я скажу, кто ты…)

    3) Готовь сани летом, (а телегу зимой).

    4) Рыбак рыбака (видит издалека)

    5) Не будет скуки, (коль заняты руки).

            Дайте толкование пословиц на языке психологии, используя подсказки.

    • Одной рукой и узла не завяжешь (В жизненных ситуациях важно помогать друг другу, действовать сообща.)
    • Глупый киснет, а умный все промыслит (В любой ситуации, даже негативной, важно сделать выводы, извлечь новые знания, подумать о путях решения)
    • Дыма без огня не бывает (У каждого поступка, жеста, слова есть свои причины)
    • За чем пойдешь, то и найдешь (Человек достигает то, к чему стремиться, какую цель ставит перед собой)
    • Для друга и семь верст не околица (Совместные дела в радость при доброжелательных взаимоотношениях)
    • Что в сердце варится, на лице не утаится (Невербальные средства коммуникации – выражение лица, поза, жесты - трудно контролировать).

    6. Пойми меня. «Горная река»

            А теперь мы и проверим ваше умение передавать информацию невербальными средствами коммуникации.  Вы вышли на берег горной реки, где из-за шума воды, не слышно слов. Необходимо передать важные сообщения своим друзьям, и тогда они смогут преодолеть это препятствие. Сообщения будут связаны с вашим переходом через реку.

            Команда поддержки 1 курса и команда поддержки 2 курса получают  задания: «Переплавляйтесь через реку ночью на лодках» и «Прячьтесь, через 2 часа начнется дождь».

            7. Слова-поддержки. «Кампепад»

            Неожиданно начался камнепад, и один камень попал в вашего друга. Слова-поддержки, высказанные каждым участником, излечат вашего друга.

            8. Викторина. «Колючие кустарники»

            Если вы проявите остроумие – колючие шипы вам не страшны.

    1. http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Как называется временной интервал между каникулами? (Четверть.)
    2.  http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Каким словом называют училищный тайм-аут? (Перемена.)
    3.  http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Цифра в классном журнале – это ... Что? (Отметка, оценка.)
    4.  http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Как называется «колода карт» для урока географии? (Атлас.)
    5. http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Училищный будильник – это… Что? (Звонок.)
    6. http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Как называют помощь, которую оказывают шепотом?(Подсказка.)
    7. http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Что на уроках еле-еле ползёт, а на переменках летит стрелою?(Время.)
    8. http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Назовите одним словом «собрание слов» (Словарь)
    9. http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)
    10.  http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Какую жажду должны испытывать дети в училище? (Жажду знаний)
    11.  http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Какую твёрдую горную породу заставляют грызть детей в школе? (Гранит науки)
    12.  http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Какой лес вырастает в классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились? (Лес рук.)
    13.  http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Что нужно сделать со школьным географическим атласом, чтобы его можно было с аппетитом съесть? (Поменять местами буквы: атлас – салат)
    14. http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Каким одним словом называют всех, кто окончил училище в этом году? (Выпуск)
    15.  http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg Как называется письменный пересказ прослушанного текста? (Изложение)
    16. http://zanimatika.narod.ru/Portfel_mini.jpg В какой сказке Евгения Шварца школьники неожиданно превратились в стариков? («Сказка о потерянном времени»)

    9. Буквенная геометрия. «Дорога»

    На этом этапе задание заключается в следующем: участникам необходимо перестраиваться соответственно произносимым буквам: Н, Р, Ц, Ф, Я, Ж, Ю, Б.

    10. Путешествие. «Пустыня»

            Вы видите впереди пустыню. Ваша задача – подобрать 10 самых необходимых продуктов питания, чтобы выжить в пустыне.

    11. Продолжить стихотворение. «Облака»

            Вы прошли уже значительный путь, поднялись на большую высоту. Кругом вас – облака. Позитивное настроение поможет вам увидеть дорогу. Вам было предложено подготовить продолжение отрывка стихотворения  Ф.И.Тютчева:

    Чему бы жизнь нас не учила,

    Но сердце верит в чудеса…

    12. Подведение итогов. «Высота»

    Занятие приближается к завершению.  Спасибо всем участникам за активное участие. Надеемся, что наше  встреча помогла вам еще раз внимательнее посмотреть на себя и других. Уважаемое жюри, просим вас подвести итоги и назвать команду победителей.

    ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»

    Занятие направлено на развитие гибкости мышления, способности к решению нестандартных задач, расширение миропонимания, а также на развитие  взаимопомощи, доверия, умения работать в команде. Интересные задания, особая организация занятия позволяют суворовцам чувствовать себя комфортно и расслабленно, что является необходимым условием творческого решения  задач, позволяет им проявить свою  индивидуальность, доверять другим, находить взаимопонимание.

    Задания первого блока направлены на формирование команды, сплочение участников. Также они представляют собой своеобразную разминку для телесного раскрепощения, необходимого для последующего решения интеллектуальных задач.

    Задания второго блока направлены на развитие гибкости мышления, способности находить творческие решения проблемных ситуаций. Чтобы решить задачи, часто бывает необходимо изменить свое  «видение ситуации»: трансформировать условия задачи, по-новому проанализировать проблему, перенаправить ход мышления. Распространенный принцип решения задач «по аналогии» в данных случаях заводит в тупик. Чтобы справиться с задачей, участники должны найти неординарное решение, отказавшись от стереотипности мышления.

    Заключительный блок заданий направлен на  обобщение полученных умений.

    Также приведены резервные задания, которые могут быть использованы, когда необходимо сделать «интеллектуальный перерыв» и отдохнуть, переключившись на выполнение «двигательных заданий» - с перемещениями по комнате. Эти задания направлены на развитие координации, телесной чувствительности, а также сплочению команды.

    ПЛАН ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»

    Задания

    Задачи. Формирование УУД

    Время,

    мин

    1

    «Буквенная геометрия»

    • установление благоприятного психологического климата
    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей
    • формирование позитивной жизненной установки, уверенности в себе, настроя на активную работу

    10

    2

    «Часы»

    •  установление благоприятного психологического климата
    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей

    10

    3

    «Треугольник»

    • установление благоприятного психологического климата
    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей
    • формирование позитивной жизненной установки, уверенности в себе, настроя на активную работу

    10

    4

    «Что бы изменилось?»  

    • создание условий для поиска и выделения необходимой информации
    • развитие универсальных логических действий
    • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
    • развитие умения выстраивать логическую цепь рассуждений;
    • содействие самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей

    10-15

    5

    «Найти применение»

    • создание условий для поиска и выделения необходимой информации
    • развитие универсальных логических действий
    • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
    • развитие умения выстраивать логическую цепь рассуждений;
    • содействие самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей

    10-15

    6

    «Скорость улитки»

    • создание условий для поиска и выделения необходимой информации
    • развитие универсальных логических действий
    • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
    • развитие умения выстраивать логическую цепь рассуждений;
    • содействие самостоятельному созданию способов решения проблем творческого и поискового характера

    развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей

    10-15

    7

    «Пойми меня»

    • развитие умения устанавливать дружественные отношения со сверстниками, проявлять доброжелательность, эмпатию
    • установление благоприятного психологического климата во взводе,
    • создание атмосферы доверия и взаимопонимания
    • профилактика конфликтных ситуаций,
    • развитие речи
    • развитие умения формулировать свою точку зрения

    10-15

    8

    «Узел»

    • установление благоприятного психологического климата
    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей

    5-10

    9

    «3-13-30»

    • установление благоприятного психологического климата
    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей

    5-10

    10

    «Правый сосед»

    • расширение мировоззрения
    • умение осуществлять нравственно-этическую оценку ситуации
    • содействие самоанализу
    • развитие социальной чувствительности, умения понимать собеседника
    • создание условий для осознания суворовцами проблем в отношениях с людьми

    10-15

    11

    Притча «Слон»

    • осуществление поиска внутренних ресурсов, развитие умения анализировать свои возможности, находить применение своим ресурсам
    • формирование способность к мобилизации сил и энергии

    10

    12

    «Круг»

    • усиление групповой сплоченности,  создание атмосферы доверия и взаимопонимания
    • развитие умения работать в команде, согласовывать усилия по достижению общих целей

    5-10

    13

    Рефлексия

    • подведение итогов занятия
    • рефлексия
    • установление благоприятного психологического климата

    5-10

    СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ «ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ»

    Блок 1

    «Буквенная геометрия» 

    Психолог произносит буквы, слова, геометрические фигуры, а участники выстраиваются соответствующим образом.

    «Часы» 

    12 участников встают в круг и обозначают цифры на «часах». Психолог называет время в часах и минутах. При этом, соответствующие участники хлопают в ладоши (стоящие на месте часов) и говорят «бом» (стоящие на месте минут).

    «Треугольник»

     Десять игроков должны встать таким образом, чтобы получился равносторонний треугольник: основание образует линия  из четырех человек, затем стоят три участника, затем два и один. «Верхушка» и «основание» должны поменяться местами при помощи перемещения всего троих игроков. При решении можно обсуждать варианты перемещений, но нельзя делать письменные зарисовки.

    Блок 2  

    «Что бы изменилось?»  

    Ведущий зачитывает фразы и просит участников высказать как можно больше различных идей или объяснений, относящихся к обсуждаемой теме. Цениться новые, необычные высказывания, юмор, оригинальные наблюдения. Примеры: «Если бы была еще одна пара глаз на затылке?», «Если бы у людей не было бы потребности во сне?».

    «Найти применение» 

    Группа делится на команды по 5-8 человек. Нужно найти как можно больше вариантов применения  указываемого ведущим предмета или явления.  Затем команды последовательно зачитывают по одному обнаруженные способы применения. Допускаются новые, ранее не использованные способы, но не выходящие за пределы разумности и реальности применения. Возможно введение соревновательного характера задания. Для выполнения этого задания участникам нужно будет постараться посмотреть на указываемое явление с различных точек зрения, при этом участники делятся мнениями, что в целом способствует расширению мировосприятия.

     «Скорость улитки»

    Участники разбиваются на команды по 4 человека. Ведущий рассказывает историю. Необходимо за 10 минут найти неординарное решение, ответив на вопрос истории. Затем участниками обсуждаются найденные решения  и то, что способствовало их нахождению.

    Однажды два человека поспорили, у кого из них самая медленная лошадь. Они рассказывали друг другу истории, в которых подробно описывали, насколько их лошади медлительны, но в итоге никто из них не смог убедить другого в своей правоте. Каждый продолжал утверждать, что именно его лошадь скачет медленнее. Наконец, они решили устроить соревнование, которое должно было это прояснить.

         С самого начала скачек они пустили своих лошадей в очень медленном темпе. Но так как каждый из них хотел проиграть другому в скорости, то они все больше и больше придерживали своих скакунов до тех пор, пока наконец лошади вообще не перестали двигаться вперед. Седоки изумленно посмотрели друг на друга, потому что они не знали, что еще нужно сделать, чтобы разрешить спор. Они соскочили с лошадей и стали размышлять над этой проблемой.

         Тут к ним подошла маленькая девочка. Она некоторое время внимательно слушала спор, а потом предложила  так разрешить задачу, что оба восторженно ухватились за эту идею.

    Вопрос: Что предложила спорщикам умненькая девочка?

    Ответ: Всадники должны поменяться лошадьми.

    «Пойми меня»

             Участники получают карточку со словом. Они объясняют предмет или понятие по плану: «Это находится…Это используется…Это выглядит…». Группа догадывается, что это было за слово. Задание направлено на приобретение навыков взаимопонимания, развитие логики и абстрактности мышления. Сначала для объяснения  предлагаются более простые слова: звонок, молоко, ящик, замазка, калькулятор, жук, переплет, заноза, парус. зубы, колючка, стена, ноты, голова. Затем более сложные: счастье, удивление, удача, страх, красота, любовь, мечта, развитие, сила, судимость, притяжение, одиночество, незнакомка, пенсионер, конкурс, вальс, сравнение, свадьба, истина, вина, субъект, надежда, сущность, роскошь, вечность.

            Резервные задания 

             «Узел»

            Участники встают в одну линию и берутся за руки, что условно представляет «веревку». Затем необходимо переместиться таким образом, чтобы «завязать узел». Это не так просто выполнить, как кажется на первый взгляд. Для этого необходима не только определенная сноровка, но главное – умение действовать сообща, единой командой. Только в этом случае не будет лишней суеты и путаницы в движениях. После этого необходимо «развязать узел», вернувшись на прежние места. При выполнении задания нельзя отпускать руки соседей и меняться местами. Это задание может выполняться по нескольким командам, что увеличивает скорость их выполнения.

            «3-13-30»

            Участники равномерно распределяются по комнате на расстоянии вытянутой руки или по кругу также на значительном расстоянии друг от друга. Ведущий в различной порядке называет числа 3, 13 или 30. При назывании числа 3, участникам нужно поднять руки вперед до уровня плеч; при числе 13 – развести в стороны на уровне плеч; при числе 30 – поднять вверх. Тот, кто ошибается, выходит из игры. Побеждает участник, который не ошибся ни разу и остался последним.

    Блок 3 

    «Правый сосед»

     Суворовцы рассаживаются по кругу. Один желающий на время выходит из комнаты, пока ведущий объясняет условия задания. Затем его просят определить загаданного группой одного человека, присутствующего среди участников, при использовании закрытых вопросов (предполагающих ответы «да» или «нет»). Вопросы могут быть адресованы какому-то конкретному участнику, а не всей группе в целом. Это могут быть такие вопросы: «На этом человеке одет красный свитер?», «Этот человек проживает в общежитии?».

    «Изюминкой» данного задания является то, что загаданным человеком является правый сосед. Поэтому чтобы выполнить данное задание, необходимо осуществить переход от конкретного к абстрактному мышлению, изменить шаблонность своего мышления, что сделать в данных условиях задачи очень сложно.

    При выполнении этого задания очень редко кто находит верное решение. Подсказкой, направляющей ход мышления участника в нужном направлении, является предложение задать один и тот же вопрос разным или лучше всем участникам. Различия в их ответах, а также сопоставление их с анализом действительного состояния, позволит участнику пересмотреть свои стереотипные взгляды и прийти к поиску иного варианта решения.

    После нахождения верного ответа, проводиться дискуссия об особенностях мышления человека, сложностях перехода его от конкретного к абстрактному и об условиях эффективного мышления.        

    Притча «Слон»

    Зачитывается притча, после чего проводится обсуждение о том, что каждый человек бывает прав по-своему, однако истина полнее и глубже индивидуальных представлений.

    Одному шаху на склоне лет захотелось посмотреть на слона, которого он никогда раньше не видел. И вот подданные шаха повели слона в город, однако путь их был долгим и нелегким. Добрались они в город, когда солнце уже село. Слона оставили на городской площади до рассвета. Горожанам, которым также не терпелось посмотреть на это диковинное существо, затемно собрались на площади. Не видя слона, они могли только потрогать его. Но из-за огромных размеров слона никто не мог понять, кто он. Один решил, что слон – это столб, так как ощупал его ногу, другой, что это большая сабля, так как ему «достался» бивень; третий подумал, что слон – это что-то вроде большого шланга. Люди спорили до хрипоты, ссорились, доказывая свое, даже подрались и к восходу солнца были готовы уже поубивать друг друга. Когда же солнце взошло, все увидели, что прав каждый, но никто так и  не мог представить, что есть слон на самом деле.

    «Круг»

     Суворовцы образуют круг. Сначала делают шаги вперед на счет пять и смотрят, какой получился круг, образованный по носкам участников. Таким образом тренируются, пока круг станет красивым и ровным. Затем упражнение выполняется с закрытыми глазами.

    Рефлексия

    Обсуждение и обмен впечатлениями от занятия.

    Список литературы

    1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. – 271с.
    2. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 90 с.
    3. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 207 с.
    4. Психологическая работа в школе. Выпуск 2. Компакт – диск для компьютера: Диагностика. Психокоррекция. Авторы-составители: Михайлина М.Ю., Павлова М.А. и др. Издательство: Учитель, 2013.
    5. Психологическая работа в школе. Выпуск 2. Компакт – диск для компьютера: Занятия. Тренинги. Разработки уроков. Авторы-составители: Вершинина О.А./ Рудякова О.Н./ Шваб Е.Д. и др. Издательство: Учитель, 2013.
    6. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.
    7. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/ сост.И.В.Возняк. – Волгоград, 2014. – 235с.
    8. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / авт.-сост. Ю. А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 206 с.
    9. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М.: Генезис, 2003. – 400 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

    В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

    Методическая разработка цикла уроков с применением метода проектирования

    Данный цикл уроков разработан как дополнение к мультимедийному уроку, программного продукта Merits level 11b, по теме «Our future». Я расширила и адаптировала мультимедийный урок, использовала е...

    Методическая разработка урока из курса занятий по формированию глобально-ориентированной личности

    В период интеграции России в мировое сообщество в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество перед педаг...

    Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

    Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

    Методическая разработка учебного занятия с конструированием оценочных средств по теме «Сумма n первых членов арифметической прогрессии»

    Методическая разработка учебного занятия с конструированием активных, продуктивных и интерактивных оценочных средств согласно ФГОС. Урок открытия новых знаний. Урок по алгебре в 9 классе по ...

    Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума

           Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...