Главные вкладки

    План-конспект по психологии по теме:
    Психологический час "Драться или сдаться? Психологические проблемы взаимоотношений со сверстниками".

    Французова Олеся Александровна

    На занятии с обучающимися рассматриваются важнейшие причины  межличностных и межгрупповых конфликтов, таких как эгоизм, эгоцентризм и агрессивность. Затем проводится  обсуждение проблем агрессивного поведения. Анализируются способы преодоления психологических  проблем во взаимоотношениях с однокурсниками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище

    Министерства обороны Российской Федерации»

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий учебным отделом

            _______________             И. Моряков

    «20»     января     2015 г.

    Описание: Эмблема ТвСВУ

    Открытое психологическое занятие

    «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

    СО СВЕРСТНИКАМИ»

    Выполнил: Французова Олеся Александровна

     педагог-психолог учебного отдела

    Тверь

    2015

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    Тема: Психологические проблемы взаимоотношений со сверстниками

    Место проведения: учебный класс.

    Тип занятия: занятие построения системы знаний.

    Форма организации занятия: психологический час.

    Цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий.  

    Задачи:

    Образовательные

    - Рассмотреть важнейшие причины  межличностных и межгрупповых конфликтов, таких как эгоизм, эгоцентризм и агрессивность.

    -Активизировать обсуждение проблем агрессивного поведения.

    -Проанализировать способы преодоления психологических  проблем во взаимоотношениях с однокурсниками.

    Развивающие

    - создать атмосферу доверия и конструктивной деятельности для эффективного взаимодействия  с воспитанниками;

    - развитие развивать умения анализировать различные нравственные проблемы.

    Воспитательные

    - способствовать процессу нравственного развития, ориентированию на общечеловеческие нравственные ценности;

    -создавать условия для осознания суворовцами проблем в отношениях с людьми, находить конструктивные способы преодоления жизненных проблем;

    - способствовать усилению групповой сплоченности в коллективе взвода,  созданию атмосферы доверия и взаимопонимания.        

    Планируемые результаты:         

    Личностные:

    Предметные: 

      

    Метапредметные:  

    - готовность устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, учитывать позицию других людей, умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, находить способы решения конфликтов;

    - потребность неуклонно стремиться к жизненной самореализации с опорой на нравственные ценностно-смысловые установки;

    - познание подростком самого себя, осмысление сторон своей личности, принятие себя как ценности;

    Познавательные

    - научаться оформлять результаты самонаблюдения, самоанализа в ходе решения практических задач.

    Регулятивные

    - умение определять цели;

    - использование приемов самоанализа и самооценки в повседневной деятельности.

    Коммуникативные

    - умение слушать, выражать свои мысли и чувства, уважительно относится к позиции своих товарищей;

    - вести конструктивный диалог в соответствии с целями и задачами общения;

    - умение выражать собственное мнение, делать выводы.

    Принципы организации занятия:

    - принцип индивидуального подхода

    - принцип минимакса

    - принцип психологической комфортности

    - принцип активности, сотрудничества

    Технологии:

    - информационно-коммуникативные

    - проблемного обучения

    - сотрудничества

    - личностно-ориентированного обучения

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Этап занятия

    Цель занятия

    Деятельность

    психолога

    Деятельность

    обучающихся

    Результат

    деятельности

    1. Организационный этап

    Цель: создание благоприятного эмоционального настроя

    Создает условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность

    Выполняют уставные требования. Готовятся к практикуму

    Планирование учебного сотрудничества

    2.Этап самоопределения

    Цель:

    формирование представлений у обучающихся собственных целей и ценностей

    Подводит обучающихся к теме занятия, стимулирует познавательную активность и

    самостоятельность мышления обучающихся, проводит рефлексивный анализ выполненного анализа, формулирует тему занятия

    Анализируют предложенные фразы и отрывки из сочинений школьников на тему: «Что в моей жизни происходит не так, как хотелось бы?». Делают выводы, соотносят цель занятия со смыслом учения

    Мотивация осознания предложенной темы занятия

    3. Этап актуализации знаний

    Цель: актуализация эмоционального и интеллектуального опыта

    Знакомит с понятиями «эгоизм»,«эгоцентризм», «агрессия». Дает информационный материал. Объявляет цель упражнения, правила работы. Контролирует процесс и степень выполнения задания. Включает воспитанников в рефлексивный анализ выполненного задания

    Анализируют информационный материал. Выполняют практические  упражнения «Жизненные ситуации», «Формы агрессии».  Анализируют отрывки из стихотворений.

    Получение новых знаний о психологии взаимоотношений.

    4.Этап формирования представлений о нравственных ценностях

    Цель: содействие осознанию обучающимися своих коммуникативных способностей,, актуализация интеллектуального и эмоционального опыта.

    Знакомит с особенностями агрессивного поведения и поведения, основанного на сотрудничестве и взаимоуважения.

    Определяют и анализируют свое поведение в ходе психодиагностики по анкете «Проверь себя!».  Выполняют упражнения «Правила взвода», «Не позволяй себя обижать!», «Что же делать?»

    Озвучивают результаты самонаблюдения и самоанализа.

    Самооценка  отношения к жизненным целям и ценностям

    5. Этап рефлексии

    Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

    Осуществляют саморефлексию занятия

    Осуществляют саморефлексию содержания деятельности.  Обучающиеся  говорят о своих впечатлениях

    Знают, как применять новые знания для достижения результата

    СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

            1. Организационный этап

    Цель: создание благоприятного эмоционального настроя

            2.Этап самоопределения

            Цель: формирование представлений у обучающихся собственных целей и ценностей.

            Суворовцам предлагают проанализировать предложенные фразы и отрывки из сочинений школьников.

    «Жить плохо мне, но это не причина, чтобы доставлять страдания другим». (Эсхил.)

    «Я люблю жизнь и хочу жить…» – эти слова может сказать каждый. Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находится в наших руках. Жизнь – бесценный дар.

    Отрывки из школьных сочинений на тему

    «Что в моей жизни происходит не так, как хотелось бы?»

    «Я хотел бы ложиться спать раньше, чтобы высыпаться, но тогда я не успеваю сделать все дела. Я пришел к выводу, что многое зависит не только от меня, но и от окружающих меня людей. Разумеется, в первую очередь следует усовершенствовать себя, но также надо постараться больше контактировать с людьми, подходящими мне по характеру».

    Дима К.

    «У меня самая глобальная проблема – это речь. Я заикаюсь и живу с этим уже 11 лет. Эта проблема мешает мне хорошо работать на уроках, общаться с другими людьми. Было много слез по этому поводу. Став взрослее, я начала понимать, что моя жизнь не кончена. Я верю, что все будет хорошо, главное, в это верить и ждать!»

    Кристина К.

    «У меня есть одна крупная проблема: я не умею воспитывать в себе характер, из-за чего очень страдаю. Если меня начинают поучать, я либо начинаю перечить, либо плакать. Сейчас я чаще наблюдаю за другими людьми и беру с них пример».

    Ольга Н.

            3. Этап актуализации знаний

    Цель: актуализация эмоционального и интеллектуального опыта. 

    ПОНЯТИЯ «ЭГОИЗМ» И «ЭГОЦЕНТРИЗМ»

    Скажите, а понятия «эгоизм» и «эгоцентризм» – это одно и то же?

    Понятие «эгоцентризм»  имеет  в  своем  составе  два слова, происходящие от латинского ego – «Я» и centrum – центр круга, средоточение. Понятие отражает отношение человека к миру, характеризующееся его сосредоточенностью на своей позиции или на своем индивидуальном Я.

    Как свойство личности эгоцентризм представляет собой фиксированную установку человека на своих мыслях, переживаниях, представлениях, действиях, целях, качествах характера и темперамента и т. п.

    Эгоизм – преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов.

    Эгоизм и эгоцентризм. Слова, такие похожие по звучанию и, казалось бы, по смыслу. Но это не совсем так. Различие состоит в следующем. Под эгоцентризмом понимают такую позицию человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная явно неадекватна.

    Корни эгоцентризма  лежат:

    • в непонимании человеком того, что возможно существование других точек зрения кроме его собственной,
    • а также в уверенности, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

    Эгоист же способен ясно осознавать чужие позиции, мнения и интересы, однако намеренно игнорирует их ради своей выгоды. Иными словами, он может и не быть эгоцентричным.

    Давайте попробуем на примерах разобраться в этом вопросе.

    Пример 1. Мальчик пинает ногами портфели своих одноклассников.

    Вопрос: «Почему ты так поступаешь?»

    Ответ: «Они двоечники, а я отличник».

    Вопрос: «А может быть, они не могут лучше учиться, может быть, они сильно отстали в учебе из-за болезни или по другой причине?»

    Ответ: «Я таких не знаю».

    Пример 2. Аня и Таня давно дружат. Недавно у Ани появился молодой человек, который ей очень нравится. Но Таня старается их поссорить, чтобы в их дружбе с Аней все было по-прежнему.

    (1 – эгоцентризм, 2 – эгоизм.)

    Согласно работам Ж. Пиаже, судьба эгоцентризма определяется процессом социализации. Считается, что с возрастом эгоцентризм преодолевается.

    Давайте посмотрим, как с возрастом меняется ситуация.

    – С 3 до 6 лет ребенок чрезвычайно эгоцентричен.

    – Примерно к 6 годам ребенок может осознавать, что у другого человека возможна иная точка зрения.

    – Примерно к 9 годам ребенок может понимать мысли и чувства другого человека и узнает, что сам является объектом его мыслей.

    – Примерно в возрасте 10–12 лет ребенок понимает, что другой человек способен угадывать его собственные представления о нем.

    Подростковый и юношеский возраст являются решающими в формировании и развитии личности. Нерешенные проблемы в самоутверждении и признании ведут к усилению центрированности человека на себе.

    У подростков эта центрированность не всегда осознается, а потребность добиться желаемого статуса и воздействия на других способствует развитию эгоцентризма. Однако поскольку эти же проблемы имеются у сверстников-подростков, то возникают объективные ситуации, в которых им приходится считаться друг с другом. И это благоприятствует децентрации.

    Казалось бы, в юношеском возрасте эгоцентризм должен снизиться до минимума. Но некоторые причины приводят к его повышению. По сравнению с подростковым возрастом в юношеском наблюдается заметное улучшение общего самочувствия, поскольку и физическое и психическое развитие постепенно гармонизируется. Гармонизация сопровождается потребностью старшеклассников разобраться в самих себе и совершенствоваться.

    По данным Р. Кеттела, у юношей и девушек увеличиваются показатели общительности, но появляется склонность к доминированию в виде настойчивости, желания главенствовать, соревновательности.

    Старшеклассники, стремящиеся все делать самостоятельно, могут воспринимать других людей как помеху собственной деятельности.

    Прагматические тенденции у юношей и девушек проявляются в том, что к одноклассникам и другим людям они относятся в зависимости от оценки полезности их для себя.

    Виды эгоцентризма:

    – интровертируемая форма, направленная внутрь себя (когда человек зацикливается на своих недостатках);

    – экстравертируемая форма, направленная на других.

    В приведенных ниже стихотворениях видно, что авторы ставили в центр свое «Эго» («Я»), отсюда «самовозвеличивание», раздражающее многих.

    Эгоизм или эгоцентризм характеризует эти стихи?

    ***

    Я ненавижу человечество,

    Я от него бегу спеша.

    Мое единое отечество –

    Моя пустынная душа.

    К. Д. Бальмонт

    ***

    Я, гений…

    Своей победой упоен:

    Я повсеградно оэкранен!

    Я повсесердно утвержден!

                   И. Северянин

    При каких же условиях возможно преодолеть эгоцентризм?

    1) Необходимо осознать свое Я.

    2) Скоординировать свою точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

    АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    Агрессивное  поведение - взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).

    Агрессор – тот, что умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.

    Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор.

    Зрители – группа учеников, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.

    Ф о р м ы     а г р е с с и и

    Прямая форма - открытое наступление на жертву:

    Непрямая форма (косвенная агрессия)

    вербальная (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т.д.

    физическая агрессия - когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы ...

    материальная агрессия - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т. д. 

    частичное игнорирование - непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т. д.);

    полное игнорирование - бойкот;

    другие виды психологического  давления (когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др.)

    КУДА МОЖЕТ БЫТЬ НАПРАВЛЕНА АГРЕССИЯ?

    АГРЕССИЯ - это:

    - любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу;

    - явно злонамеренное поведение.

    АГРЕССИЯ предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.

    АГРЕССИВНОСТЬ - свойство личности, быть результатом генетической предрасположенности, влияния среды.

    Основой агрессивного состояния является ГНЕВ

    Что вызывает у человека гнев, злость?

            4.Этап формирования представлений о нравственных ценностях

    Цель: содействие осознанию обучающимися собственных жизненных целей и ценностей для выбора жизненного пути, актуализация интеллектуального и эмоционального опыта.

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

            - согласен / да;

            - не совсем согласен / не всегда;

            - не согласен / нет.

    Я, ______________ _______________,

                    (фамилия, имя)

    нояб.

    дек.

    февр.

    март

    1.Считаю, что обижать нельзя никого, нигде и никогда (согласен, не совсем согласен, не согласен)

    2. Считаю, что участвовать в агрессивных действиях также плохо, как быть их инициатором (согласен, не совсем согласен, не согласен)

    3. Я отказываюсь от поведения агрессора и (или) участника агрессивных действий (да, нет, не всегда)

    4. Я встаю на сторону жертвы (да, нет, не всегда)

    5. Я выбираю правильные стратегии поведения - реагирования на агрессию (юмор, уход, договор и др.) - да, нет, не всегда

    6. Я отказываюсь от мести - не отвечаю агрессией на агрессию (да, нет, не всегда)

    7. Я играю по правилам (да, нет, не всегда)

    8. Я не мешаю другим в игре (да, нет, не всегда)

    9. Я вежлив со всеми одноклассниками (да, нет, не всегда)

    10. Я могу отличить игру от агрессивных действий (да, нет, не всегда)

    11.Я признаю неприкосновенность личных вещей  моих  одноклассников (да, нет, не всегда)

    12. Я называю всех учеников по имени (да, нет, не всегда)

    13. Я сообщаю взрослым о  случаях агрессивного поведения, если я и мои друзья не можем справиться с агрессией самостоятельно (да, нет, не всегда)

    П Р А В И Л А     В З В О Д А

    «В НАШЕМ ВЗВОДЕ  ВСЕ  ПРОТИВ АГРЕССИИ

    1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.

    2. Не поддерживаем агрессора (обидчика). Когда  говорят: “Давай подразним (и т.д.) вместе!”; каждый из нас отвечает: ”Нет!”

    3. Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло (замкнутый круг, клубок агрессии)

    4. Каждый ставит себя на место жертвы.

    5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать.

    6. Всегда встаем на сторону жертвы. Родители, учителя, одноклассники готовы  помочь каждому ученику, когда его обижают.

    7. Честное поведение в игре – все соблюдают правила (только тогда нет беспорядка).

    8. Мы не исключаем из игры никого, и это здорово!

    9. Мы называем друг друга по имени.

    10. Мы уважаем друг друга!

    НЕ ПОЗВОЛЯЙ СЕБЯ ОБИЖАТЬ!

    1. Не бойся агрессора,         держись уверенно.

    2. Постарайся сохранять спокойствие, говори         медленно, четко и твердо.

    3. Не груби и не дерись в ответ.

    4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения:

    • твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;
    • пошути в ответ;
    • спокойно уйди (Не убегай!);

    5. Обратись за помощью к друзьям или старшим, если  не можешь справиться сам!

    К КОМУ Я МОГУ ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

    Примеры из школьной жизни

    • В одной школе мальчишки из шестого класса обзывают и бьют одноклассника, который не умеет и не любит драться. Его фамилия им кажется смешной - они коверкают ее, придумывая обидные прозвища.  Мальчишкам нравится чувствовать себя “сильными”.
    • Они думают, что драки и насмешки - это просто игра; жестокими и агрессивными они себя не считают.
    • Ученицы пятого класса не общаются с одной из девочек их класса. Им не нравится, что она носит немодную одежду; ее прическа кажется им смешной. Иногда они обзывают ее. Но обычно просто не замечают, а если и обращаются к ней, то только по фамилии. Когда, набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединиться к разговору или игре; одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и сплетничают.
    • В одной школе двое старшеклассников стали запугивать малышей из начальной школы и отбирать у них деньги. Ученики 3 класса платили эту “дань” ежедневно. Хулиганы угрозами заставляли малышей молчать. Многие ученики этой школы были свидетелями того, как старшие обижают младших, но никто из них не обратился за помощью к родителям или учителям из страха. Некоторым было даже интересно наблюдать за действиями старшеклассников. 
    • Когда Зина пришла в новую школу, Вика - классная заводила и командирша - решила сразу показать ей, “кто здесь хозяин”. Она подговорила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают просто за то, что она новенькая; но все же они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Вика и против них может подговорить ребят...
    • Классный руководитель пятого класса одной из школ маленького городка в Ленинградской области обратилась в ППМС-центр за советом. Дело в том, что ученики ее класса не умеют общаться. Они постоянно обзывают друг друга, дерутся. Новичкам достается особо: их не принимают в игры, не разговаривают с ними на переменах. Одной ученице этого класса просто так, “шутя”, однажды разорвали учебник, который очень трудно достать - его нет в продаже. Некоторые родители уже подумывают о том, чтобы перевести своих детей в другой класс или даже в другую школу.

    1. Этап рефлексии

    Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Тверь 2015 Педагог-психолог О. Французова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ

    Слайд 2

    Цель: развитие коммуникативных универсальных учебных действий - умения устанавливать дружеские взаимоотношения со сверстниками, учитывать позицию других людей, умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, находить способы решения конфликтов. Задачи: Рассмотреть важнейшие причины межличностных и межгрупповых конфликтов, таких как эгоизм, эгоцентризм и агрессивность. Активизировать обсуждение проблем агрессивного поведения. Проанализировать способы преодоления психологических проблем во взаимоотношениях с однокурсниками.

    Слайд 3

    Вопросы для изучения Психологические проблемы взаимоотношений людей. Понятия «эгоизм» и «эгоцентризм». Условия преодоления эгоцентризма. Агрессивное поведение: участники, формы агрессии, причины, способы преодоления. Анализ жизненных примеров. О чем будем говорить? о добрых взаимоотношениях о том, как важно уважать себя и других о том, как не позволять обижать себя и других

    Слайд 4

    «Я люблю жизнь и хочу жить…» – эти слова может сказать каждый. Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находится в наших руках. Жизнь – бесценный дар .

    Слайд 5

    « Что в моей жизни происходит не так, как хотелось бы?»

    Слайд 6

    « Я хотел бы ложиться спать раньше, чтобы высыпаться, но тогда я не успеваю сделать все дела. Я пришел к выводу, что многое зависит не только от меня, но и от окружающих меня людей. Разумеется, в первую очередь следует усовершенствовать себя, но также надо постараться больше контактировать с людьми, подходящими мне по характеру » . Дима К.

    Слайд 7

    « У меня самая глобальная проблема – это речь. Я заикаюсь и живу с этим уже 11 лет. Эта проблема мешает мне хорошо работать на уроках, общаться с другими людьми. Было много слез по этому поводу. Став взрослее, я начала понимать, что моя жизнь не кончена. Я верю, что все будет хорошо, главное, в это верить и   ждать! » Кристина К.

    Слайд 8

    « У меня есть одна крупная проблема: я не умею воспитывать в себе характер, из-за чего очень страдаю. Если меня начинают поучать, я либо начинаю перечить, либо плакать. Сейчас я чаще наблюдаю за другими людьми и беру с них пример ». Ольга Н.

    Слайд 9

    Наличие психологических проблем – часть жизни любого человека

    Слайд 10

    «Жить плохо мне, но это не причина, чтобы доставлять страдания другим » (Эсхил.)

    Слайд 11

    Почему мы доставляем страдания другим?

    Слайд 12

    ПОНЯТИЯ «ЭГОИЗМ» И «ЭГОЦЕНТРИЗМ» Понятие « эгоцентризм » отражает сосредоточенность человека на своем индивидуальном Я: своих мыслях, переживаниях, представлениях, действиях, целях, качествах характера. Эгоизм – преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Эгоист способен осознавать чужие позиции, мнения и интересы, однако намеренно игнорирует их ради своей выгоды.

    Слайд 13

    Различие понятий состоит в следующем. Под эгоцентризмом понимают такую позицию человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная явно неадекватна. Корни эгоцентризма лежат: в непонимании человеком того, что возможно существование других точек зрения кроме его собственной, а также в уверенности, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

    Слайд 14

    *** Я ненавижу человечество, Я от него бегу спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. К. Д. Бальмонт Подростковый и юношеский возраст являются решающими в формировании и развитии личности. Нерешенные проблемы в самоутверждении и признании ведут к усилению эгоцентризма. У подростков эта центрированность не всегда осознается, а потребность добиться желаемого статуса и воздействия на других способствует развитию эгоизма.

    Слайд 15

    Пример 1. Мальчик пинает ногами портфели своих одноклассников. Вопрос: « Почему ты так поступаешь? » Ответ: « Они двоечники, а я отличник » . Вопрос: « А может быть, они не могут лучше учиться, может быть, они сильно отстали в учебе из-за болезни или по другой причине? » Ответ: « Я таких не знаю » .

    Слайд 16

    Пример 2. Аня и Таня давно дружат. Недавно у Ани появился молодой человек, который ей очень нравится. Но Таня старается их поссорить, чтобы в их дружбе с Аней все было по-прежнему.

    Слайд 17

    Считается, что с возрастом эгоцентризм преодолевается и связано это с процессом социализации. С 3 до 6 лет ребенок чрезвычайно эгоцентричен. Примерно к 6 годам ребенок может осознавать, что у другого человека возможна иная точка зрения. Примерно к 9 годам ребенок может понимать мысли и чувства другого человека и узнает, что сам является объектом его мыслей. Примерно в возрасте 10 – 12 лет ребенок понимает, что другой человек способен угадывать его собственные представления о   нем.

    Слайд 18

    При каких же условиях возможно преодолеть эгоцентризм? Необходимо осознать свое Я. Скоординировать свою точку зрения с другими, а не рассматривать ее как единственно возможную.

    Слайд 19

    АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Агрессивное поведение - взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве). Агрессор – тот, что умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д. Жертва – человек, которому умышленно наносит вред агрессор. Зрители – группа людей , свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивных действий, но, наблюдая за действиями агрессоров, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.

    Слайд 20

    Ф о р м ы а г р е с с и и Прямая форма - открытое наступление на жертву: Непрямая форма (косвенная агрессия) вербальная (словесная) - когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т.д. физическая агрессия - когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дергают за волосы ... материальная агрессия - когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т. д. частичное игнорирование - непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т. д.); полное игнорирование - бойкот; другие виды психологического давления - когда заставляют делать за кого-то домашнее задание, давать списывать, принуждают к каким-то действиям и др .

    Слайд 21

    АГРЕССИЯ – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; предполагает действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве. АГРЕССИВНОСТЬ - свойство личности, может быть результатом генетической предрасположенности, влияния среды.

    Слайд 22

    Основой агрессивного состояния является ГНЕВ Что вызывает у человека гнев, злость?

    Слайд 23

    ПРАВИЛА ГРУППЫ : « МЫ ПРОТИВ АГРЕССИИ ! » 1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой. 2. Не поддерживаем агрессора. Когда говорят: « Давай подразним вместе! » и др. ; каждый из нас отвечает: « Нет! » 3. Не отвечаем агрессией на агрессию. Зло всегда порождает новое зло (замкнутый круг, клубок агрессии). 4. Каждый ставит себя на место потерпевшего . 5. Обсуждаем случаи проявления агрессии. Сообщать о случаях агрессивного поведения – не значит ябедничать. 6. Всегда встаем на сторону потерпевшего . Мы готовы помочь каждому суворовцу , когда его обижают.

    Слайд 24

    7. Честное поведение в игре – все соблюдают правила (только тогда нет беспорядка). 8. Мы не исключаем из игры никого, и это здорово! 9. Мы называем друг друга по имени. 10. Мы уважаем друг друга!

    Слайд 25

    НЕ ПОЗВОЛЯЙ СЕБЯ ОБИЖАТЬ! 1 . Не бойся агрессора, держись уверенно . 2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно , четко и твердо. 3. Не груби и не дерись в ответ.

    Слайд 26

    4 . Используй следующие стратегии поведения: твердо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение; пошути в ответ; спокойно уйди (но не убегай!); 5. Обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам!

    Слайд 27

    Что бы с нами не происходило, можно сказать «спасибо» за все то, что с нами было, потому что это жизненный опыт, без которого не было бы личностного развития. Жизнь – это бесценный дар, это возможности, которые нам даны! Подумайте, что вы ходите сделать в своей жизни? На что ее потратить?

    Слайд 28


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологическое просвещение, или когда психолог «говорит прозой»

    В работе анализируется вопрос психологического просвещения, как варианта педагогической работы психолога....

    Урок 29 "Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками"

    Презентация иллюстрируют материал из учебника  «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова ("Формирование личности подростка при его взаимоотношениях ...

    «Влияние подвижных игр на взаимоотношения со сверстниками в младшем школьном возрасте».

    «Игра- непременный спутник детства»«Игра возникла для удовольствия…Только играя можно стать человеком.»ШиллерАктуальность.Игра — основной вид деятельности ребёнка. Игра хранит и развивает детское в де...

    Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка

    Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, соответственно и здоровье детей. Он не является чем-то неизменным, данным ра...

    Презентация к родительскому собранию "Психологическая поддержка или как научить родителей общатьс с ребенком"

    Презентация к родительскому собранию "Психологическая поддержка или как научить родителей общаться с ребенком"...

    «Формула успеха или как психологически быть готовым к ЕГЭ»: Методические рекомендации для обучающихся.

    Перед вами методическое пособие по преодолению стрессовых ситуаций при подготовке и сдаче единого государственного экзамена. Данная статья станет этаким рецептом, как приготовить (подготовить) ЕГЭ на ...