Главные вкладки

    План-конспект по психологии на тему:
    Психологический час "Профессия военный"

    Французова Олеся Александровна

    Занятие направлено на формирование представлений у суворовцев о профессиональной деятельности офицера Российской армии, а также формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Тверское суворовское военное училище

    Министерства обороны Российской Федерации»

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий учебным отделом

                                _______________                    

    «14»     ноября     2014 г.

    Описание: Эмблема ТвСВУ

    Открытое психологическое занятие

    «ПРОФЕССИЯ ВОЕННЫЙ»

    Выполнил: Французова Олеся Александровна

     педагог-психолог учебного отдела

    Тверь

    2014

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    Тема: Профессия военного.

    Место проведения: учебный класс.

    Тип занятия: занятие построения системы знаний.

    Форма организации занятия: психологический час

    Цель: формирование представлений о профессии офицера Российской армии.

    Задачи:

    Образовательные

    - расширить представления подростков о профессии офицера;

    - формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

    - стимулировать мотивацию обучающихся к личностным изменениям.

    Развивающие

    - создать атмосферу доверия и конструктивной деятельности для эффективного взаимодействия  с воспитанниками;

    - развивать умения анализировать различные нравственные проблемы, умение отстаивать свою точку зрения.

    Воспитательные

    - способствовать процессу нравственного развития, ориентированию на общечеловеческие нравственные ценности;

    - воспитание чувства патриотизма, самостоятельности, целеустремленности, воли, настойчивости, коммуникативной компетенции;

    - способствовать реализации планов профессионального самоопределения в Вооруженных Силах РФ.

    Планируемые результаты:         

    Личностные:

    Предметные: 

      

    Метапредметные:  

    - потребность неуклонно стремиться к жизненной самореализации с опорой на нравственные ценностно-смысловые установки;

    - познание подростком самого себя, осмысление сильных и слабых сторон своей личности, принятие себя как ценности;

    - готовность к проявлению личностной позиции саморазвития; 

    - самоопределение как выбор нравственных ориентиров.

    - овладение алгоритмом самоанализа в реализации собственных жизненных планов    и возможностей.

    Познавательные

    - научаться оформлять результаты самонаблюдения, самоанализа в ходе решения практических задач.

    Регулятивные

    - умение определять цели;

    - использование приемов самоанализа и самооценки в повседневной деятельности.

    Коммуникативные

    - умение слушать, выражать свои мысли и чувства, уважительно относится к позиции своих товарищей;

    - вести конструктивный диалог в соответствии с целями и задачами общения;

    - умение выражать собственное мнение, делать выводы.

    Принципы организации занятия:

    - принцип индивидуализации

    - принцип гибкости

    - принцип связи обучения с актуальными потребностями подростков

    - принцип активности, сотрудничества

    Технологии:

    - информационно-коммуникативные

    - проблемного обучения

    - сотрудничества

    - личностно-ориентированного обучения

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Этап занятия

    Цель занятия

    Деятельность

    психолога

    Деятельность

    обучающихся

    Результат

    деятельности

    1. Организационный этап

    Цель: создание благоприятного эмоционального настроя

    Создает условия для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность

    Выполняют уставные требования. Готовятся к практикуму

    Планирование учебного сотрудничества

    2.Этап самоопределения

    Цель:

    формирование представлений у обучающихся собственных целей и ценностей

    Подводит обучающихся к теме занятия, стимулирует познавательную активность и

    самостоятельность мышления обучающихся, проводит рефлексивный анализ выполненного анализа, формулирует тему занятия

    Анализируют фразу: «Когда работа становится жизнью, а жизнь – работой». Участвуют в групповой дискуссии «Есть такая профессия – защищать Родину». Анализируют сочинения курсантов «Я выбираю профессия военного». Делают выводы, соотносят цель занятия со смыслом учения

    Мотивация осознания предложенной темы занятия

    3. Этап актуализации знаний

    Цель: актуализация эмоционального и интеллектуального опыта

    Объявляет цель упражнения, правила работы. Контролирует процесс и степень выполнения задания Включает воспитанников в рефлексивный анализ выполненного задания

    Делают сообщения на темы: «Содержание деятельности военного», «История образования суворовских училищ».

    Актуализация знаний  в области профессионального становления офицера РФ

    4.Этап формирования представлений о профессии военнослужащего РФ

    Цель: содействие осознанию обучающимися собственных жизненных целей и ценностей для выбора жизненного пути, актуализация интеллектуального и эмоционального опыта.

    Знакомит с профессией военнослужащего и с системой дополнительной подготовки граждан к военной службе

    Смотрят видеоматериал  «Войска специального назначения РФ». Озвучивают результаты самонаблюдения и самоанализа.

    Отвечают на вопросы викторины «Богатырь земли родной»          

    Самооценка  отношения к жизненным целям и ценностям

    5. Этап рефлексии

    Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

    Осуществляют саморефлексию занятия

    Осуществляют саморефлексию содержания деятельности.  Обучающиеся  говорят о своих впечатлениях

    Знают, как применять новые знания для достижения результата

    СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

    1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

    Цель: создание благоприятного эмоционального настроя

    2. ЭТАП САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

    Цель: формирование представлений у обучающихся собственных целей и ценностей.

    Анализ фразы: «Когда работа становится жизнью, а жизнь – работой».

    Групповая дискуссия «Есть такая профессия – защищать Родину».

    Выбор профессии – один из ответственных этапов в жизни каждого человека. Важно найти ту единственную из многих профессий, которая бы приносила наибольшее удовлетворение человеку,  и в которой он полностью раскрывал себя, приносил наибольшую пользу обществу и государству. Большинство школьников выбирают себе профессию, основываясь на ее популярности в настоящее время. Наряду с профессиями-однодневками, которые становятся модными на несколько лет, а потом бесследно исчезают с рынка труда, существуют специальности, которые будут существовать до тех пор, пока существует человечество. Такой популярностью пользуется военная профессия.

    Чтобы не говорили про нынешнюю российскую армию, тысячи юношей все равно мечтают о военной карьере. Суворовские училища всегда считались заведениями элитарными. Попасть в них традиционно было сложно. Конкурсы в военные вузы опять выросли: вместо недавних недоборов - три человека на место. А на престижные специальности (военных моряков, экономистов, юристов, переводчиков) - до десяти. «Профессия военный» хоть и является опасной, но имеет множество преимуществ, одним из которых является ее престиж, ведь военнослужащие стоят на страже нашей страны, за что мы должны быть им благодарны.

    В известном фильме «Офицеры», один из героев - командир погранотряда, борющегося с басмачами, произносит фразу, ставшую легендарной: «Есть такая профессия - защищать Родину». И в самом деле, ведь солдат - это не просто человек с автоматом, а офицер - не просто человек, которому подчинены солдаты. Чтобы стать солдатом, тем более офицером, нужно учиться, овладевать знаниями. Но чтобы овладеть знаниями, нужно желание.

    Военное дело: профессия или призвание? Ответ на этот вопрос в каждом случае будет индивидуальным. Кто-то пытается избежать своего участия в военной службе, а для кого-то выполнять военные задачи – это и есть жизненная самореализация. Кто-то в армии не увидит ничего осмысленного, а другому военная подготовка даст уверенность в собственных силах, позволит уравновешивать конкурирующие приоритеты и действовать спокойно и рационально в сложных ситуациях.

    Анализ сочинений курсантов «Я выбираю профессия военного».

    Отрывки из сочинений курсантов.

    «Я выбрал профессию военного, это, как говорится, окончательно и бесповоротно, хотя и не модно среди «новых» русских. И пусть тяжело сейчас нашей армии, она изолирована, её проклинают, называют «оккупационной», плоды моральной деградации нашего общества сказались и на её нравственном состоянии, на её духе, на её, если хотите, качестве. Сухие цифры статистики, я бы назвал их в данном случае печальными, кричат: 15% – призывников имеют приводы в милицию; 11% – употребляют наркотики и спиртное; 75% – курят; каждый восьмой-десятый – из неблагополучной семьи, каждый третий-четвёртый – хронически болен».

    «Вот и ответ на вопрос, заявленный в теме: быть русским сегодня – это значит разделять боль и горести своей Родины, быть с ней в минуту трудностей, а разделить с ней радость и довольство – найдутся многие».

    «Лично для меня – быть русским сегодня – это значит быть офицером. Армию называют «великой молчальницей». Ибо армия есть только покорное орудие в руках правительства, слепо и безоговорочно исполняющее все его предписания. Но эта «великая молчальница» говорит самым грозным голосом – голосом пушек, пулеметов; самым страшным языком – языком смерти. Она убеждает самым жёстким способом – способом крови».

    «Каким высоким должно быть воспитание армии, из каких рыцарей она должна состоять – для того, чтобы иметь право переступить через кровь; для того, чтобы быть готовой отдать всё – покой и уют, семейное счастье, силы, здоровье и саму жизнь во имя Родины, во имя её спасения и блага. Я буду стараться стать именно таким офицером. Это для меня дело чести, это и значит для меня быть русским сегодня».

    «Армия – это мое завтра. А сегодня? Сегодня я буду учиться, учиться хорошо. Потому что Россия «испытывает голод» по знающим, способным людям. Буду учиться ставить дело Родины выше своего личного интереса. Буду учиться служить Отечеству неподкупно, по совести и справедливости...» 

             3. Этап актуализации знаний

    Цель: актуализация эмоционального и интеллектуального опыта

    Сообщения суворовцев на темы: «Содержание деятельности военного», «История образования суворовских училищ».

    Военнослужащие — лица, исполняющие обязанности, связанные с прохождением военной службы и обладающее в связи с этим специальным правовым статусом. «Есть такая профессия – Родину защищать», - так говорят о военных. Конечно же,- это общее описание, поскольку их деятельность заключается не только в том, чтобы держать оружие в руках, ведь есть военные медики, юристы, журналисты. Сама военная служба - это особый вид госслужбы, исполняемый гражданами при федеральных органах исполнительной власти, которая осуществляется по призыву или по контракту.

    В XVII–XVIII вв. одной из самых популярных была профессия военного. Это касалось, прежде всего, службы в элитных частях. В качестве примера можно привести прославленную А. Дюма личную гвардию французского короля – мушкетерский полк, попасть в который стремились лучшие шпаги королевства. Военное образование в России имеет глубокие исторические корни и берет свое начало от первых офицерских классов и школ, созданных на рубеже XVII — XVIII веков.

    В России профессия военного оставалась самой престижной на протяжении всего XIX столетия. Не случайно русские дворяне стремились отдать своих сыновей прежде всего в армию.

    Современным российским военным есть в чем позавидовать офицерам XIX столетия. В то время служба в армии приносила не меньший доход, чем поместье средней величины. Одной из причин популярности профессии военного в России XIX в. было то, что для офицера XIX столетия обеспечение достойного существования своих солдат было делом чести - предполагалось, что офицеру следует сначала позаботиться о солдатах, а потом уже о себе. Во время военных кампаний одной из обязанностей офицера был контроль за тем, чтобы его солдаты получали хорошую пищу, жилье и достаточное количество боеприпасов.

    Суворовские училища являются продолжателями традиций кадетских корпусов (в дореволюционной России к 1917 году их насчитывалось более 30). Первые суворовские училища были созданы в 1943 году, первый набор был 500 человек. В них принимались мальчики в возрасте 10 лет, а обучение длилось целых 7 лет. При училищах имелись классы приготовления для детей более младшего возраста. Воспитанники получали знания уровня обычной школы и первоначальные военные знания и навыки, необходимые для поступления в военные училища. Первый выпуск состоялся в 1948 году. По окончании обучения в суворовском военном училище юноша может быть направлен для дальнейшего обучения в любое военное образовательное учреждение Министерства обороны РФ без сдачи экзаменов. Выпускники же кадетских корпусов получают раннюю профессиональную ориентацию: какой-то конкретный вид Вооруженных сил и род войск.

    В чем причина всплеска популярности высшего военного образования? Во-первых, его высокое качество. Во-вторых, теперь молодые лейтенанты получают такие же дипломы государственного образца с квалификацией «специалист», как и штатские выпускники обычных вузов.

    Выбирая профессию военного, следует знать, что:

    • многие выдающиеся исторические деятели России имели офицерское звание; военная служба на должностях офицеров в корне отличается от службы на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин; офицер, как правило, начальник и несет большую ответственность за порученное дело;
    • общими профессионально важными качествами для всех офицеров являются: высокие нравственные качества, военно-профессиональная направленность, профессиональная подготовленность, общая культура, умение работать с людьми и обучать личный состав, требовательность к себе и подчиненным, принципиальность, нетерпимость к недостаткам, высокая психическая устойчивость;
    • в военном образовательном учреждении профессионального образования можно получить престижную специальность, при этом существуют широкие возможности для дальнейшей самореализации и продвижения по службе, получения новых знаний;
    • в настоящее время выпускники военных образовательных, учреждений профессионального образования вместе с военной специальностью получают родственную гражданскую, что делает их конкурентоспособными на рынке труда в случае увольнения с военной службы;
    • для офицеров существует развитая система социальных гарантий, льгот и компенсаций взамен ограничения их прав и свобод (см. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ);
    • в зависимости от специальности военнослужащим, проходящим военную службу на офицерских должностях, могут предоставляться дополнительные материальные блага и преимущества по службе.

    Содержание деятельности военного. Профессия военного является разновидностью государственной службы. С целью защиты и удержания территории, материальных и людских ресурсов принимает решение или выполняет приказы о необходимых военных мероприятиях и операциях, участвует в различных акциях на местах и «горячих точках». Прогнозирует потребности в технике и количестве военных-сотрудников. Обнаруживает потенциальную опасность и составляет доклады в серьезных случаях, соблюдая при этом неукоснительно закон и устав во всех мероприятиях.

    Должен уметь: Организовать себя и других для выполнения задания. Быстро принимать решение адекватное сложившейся ситуации. Анализировать факты с целью предвидения возможной опасности. Сосредотачивать свое внимание на необходимом объекте нужное количество времени. Прогнозировать дальнейшее развитие обстановки. Контролировать свое эмоциональное состояние. Представлять свое подразделение во время официальных мероприятий.

    Области применения: Имеющий данную специальность работает в военных организациях, гарнизонах, частях, подразделениях, миротворческих войсках, «горячих точках», в органах юстиции, суда, прокуратуры, внутренних дел, таможни, на стройках, стратегических объектах, на предприятиях. Может работать в научно-исследовательских и учебных институтах, академиях в качестве ученого и преподавателя.         

    Военная карьера начинается с хорошего образования.

    Офицеров для Вооружённых Сил Российской Федерации готовят 77 военных вузов. Среди них - 16 военных академий, 3 университета, 58 институтов. Довузовскую подготовку осуществляют 8 суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское и Московское военно-музыкальное училища, а также кадетские корпуса. Они находятся во многих городах России. Выпускники военных вузов получают высокую профессиональную подготовку и дипломы общероссийского образца.

    Независимо от принадлежности к виду Вооруженных Сил или роду войск выделяют следующие профили военно-профессиональной деятельности: организаторский (командный, управленческий), социально-педагогический, инженерно-технический, операторский, оперативно-штабной (диспетчерский), экстремальный и обеспечивающий. 

            4. Этап формирования представлений о содержании деятельности военнослужащего.

    Цель: содействие осознанию обучающимися собственных жизненных целей и ценностей для выбора жизненного пути, актуализация интеллектуального и эмоционального опыта.

    Просмотр видеоматериала «Войска специального назначения РФ»

            Викторина «Богатырь земли родной»          

    1. Назовите имя богатыря. (Илья Муромец)

     Богатырь земли родной

    И защитник слабых,

    Одержал победу он

    В злом бою кровавом.

    Соловья – разбойника

    Он служить заставил,

    Тот чинить разбой и зло

    Навсегда оставил.

    2. Кто является создателем российской армии и российского флота? (Петр I)

    3. Что означает звание гардемарин? (В переводе с французского «гардемарин» означает «морская гвардия», то есть это человек, окончивший морскую академию. Это звание было установлено Петром I в 1716 г.)

    4. Кто такие гренадеры? (Гренадеры это солдаты-гранатометчики, идущие впереди колонны.)

    5. Как называется колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки? (Штык)

    6. Что общего между деревом и винтовкой? (И у дерева, и у винтовки есть ствол.)

    7. «Проверено мин нет». Кто делает такие надписи? Про них ещё говорят, что они ошибаются только один раз. (Саперы)

    8. С помощью какого приспособления можно защититься от ядовитых газов? (Противогаз)

    9. Как называют склад военного снаряжения? (Арсенал)

    10. Как называют стрелка, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер)

    11. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем? (Штурвал)

    12. Назовите самую распространенную среди моряков одежду? (Тельняшка)

    13. Как называется приспособление, удерживающее судно во время стоянки? (Якорь)

    14. Как называют башню с сигнальными огнями на берегу моря? (Маяк)

    15. Сколько лошадей в эскадроне? (Сто)

    16. Оружие, изобретённое Калашниковым. (Автомат)

    17. Винтовка с укороченным стволом. (Карабин)

    18. Древнегреческий герой, уязвимым местом которого была пятка. (Ахиллес).

            5. Этап рефлексии

    Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектное задание "Песни военных лет. История создания песен военных и послевоенных лет"

    Проект разработан на основе интеграции литературы, информатики, музыки и изобразительного искусства....

    военные тексты по курсу "Военный перевод"-введение-English for the Military

    военные тексты   English for the MilitaryВоенный перевод представляет собой один из видов специального перевода с ярко выраженной военной коммуникативной функцией. Отличительной чертой военн...

    Разработка военно-патриотической игры "Военная призывная комиссия"

    Общие положения.Игра  школьной военной призывной комиссии, посвященной Дню защитника Отечества, проводится в соответствии с государственной программой «патриотическое воспитание граждан Российско...

    Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

    -соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

    К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище

        В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...

    Психологическое сопровождение адаптационного периода военно-патриотического воспитания в условиях кадетского корпсуса

    Участие в работе Всероссийского семинара - практикума "Об опыте совместной работы органов образования, военных комиссаров, русской православной церкви, ДОСААФ Росии по подготовке молодежи к службе в р...

    Психологическое консультирование в суворовском военном училище

    Приведены особенности и  наиболее частые виды консультативных бесед, осуществляемые педагогом-психологом в суворовском военном училище....