Главные вкладки

    План-конспект по психологии на тему:
    Психологический час "Сквернословие"

    Французова Олеся Александровна

    Психологический час направлен на профилактику использования в речи подростков ненормативной лексики.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СКВЕРНОСЛОВИЕ

    О нас судят на основании того,

    Что мы делаем,

    Как мы выглядим,

    Что мы говорим,

    Как мы говорим.                Дейл Карнеги

    Речь - это показатель ума.              Сенека

    Сквернословие — это речь, наполненная нецензурными выражениями, непристойными словами, бранью.

    В наше время сквернословие используется:

    • для повышения эмоциональности речи,
    • эмоциональной разрядки,
    • оскорбления, унижения адресата речи,
    • демонстрации агрессии,
    • демонстрации отсутствия страха,
    • демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
    • демонстрации принадлежности к «своим».

    Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а поскольку в то время был распространен культ плодородия, многие скверные слова связаны с половой сферой.         Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

    Сила слова – огромна!

    Значение отдельных слов.

    • Слово «сволочь» означает мусор, который собирают, сволакивают в кучу и выбрасывают за порог жилища. Это слово — пожелание, чтобы человек был лишен своего дома.
    • Слово «мерзавец» означает мерзлый, холодный, безжизненный. Получается, что, произнося это слово, ты желаешь человеку скорой смерти.
    • Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо. Это пожелание болезни.
    • Слово «негодяй» прочно вошло в человеческий лексикон, а означает оно негодный, непригодный, испорченный. Это пожелание стать неудачником, чтобы ты не добился в жизни ничего.

    Сквернословие и здоровье

    Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, укорачивая жизнь и притягивая болезни!

    Помните!

    Нецензурная брань в общественных местах влечет за собой штраф или административный арест на срок до 15 суток (ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» Административного кодекса РФ).

    Как избавиться от сквернословия?

    • Не говорить плохих слов самому.
    • Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом.
    • Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг (профессиональный, социальный, семейный)
    • Сквернословие не есть способ расслабиться, а расслабление не означает вседозволенности.
    • Как быть с теми, кто сквернословит?

    Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, отдельной группы МОЖНО!!!

    • В речевом поведении следует восстанавливать приоритет настоящего времени, приоритет «сегодня».
    • Сегодняшний день — мой главный день.

    Сегодняшнее мое слово — мое лучшее слово.

    Как борятся со сквернословием с позиции православия? «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Защиты не будет. Крыши не будет над тобой.

    Давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

    Памятка добрых дел и добрых слов

    • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
    •  Будь добрым к людям!
    • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
    •  Не причиняя зла, добрей становишься!

    Люби и береги родной язык!

    Друзья, следите за собой,

    Когда по-русски говорите,

    Ведь это наш язык родной –

    Его для внуков сохраните!

    Беседа с элементами тренинга "Сила слова или яд сквернословия"

    Цель: формирование навыков здорового образа жизни.

    Задачи

    • Расширить знания детей о вредных привычках.
    • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
    • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

    Ход занятия

    Есть слова пострашнее, чем порох,
    Чем снаряд над окопными рвами
    Я советую людям при ссорах
    Осторожнее быть со словами.
    Мир устроен на этой основе,
    И достаточно, в общем, серьёзно:
    О любом опрометчивом слове
    Пожалеете рано иль поздно.
    Вы к словам проявляйте терпение,
    Не берите в расчёт кривотолков.
    Ведь от них остаются раненья,
    Как от мелких, но острых осколков.

    М.Матусовский 

     Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете несдержанны по отношению к другим людям. Итак, на вопрос (представляется анализ ответов на вопросы из анкеты “Сквернословие в моей жизни” на усмотрение ведущего).

    Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”.

     Что же такое сквернословие? Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.   Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

    В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

    Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

    Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

    В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

    Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

    К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

    Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

    В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях.

    В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

    Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства.

    Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

    Какой вывод из этого можно сделать?

    Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека - это изменение отношения человека к самому себе.

    Как же избавиться от сквернословия?

    Первое - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

    Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то.  

    Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

    Давайте же учиться говорить комплименты друг другу.

    Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

    Четвертое. Сквернословие - не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться - это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

    Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

    Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

    Анкета «Твое отношение к сквернословию»»

    1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

    а) стала привычкой – 10 человек

    б) символ взрослости - 5

    в) недостаточный словарный запас - 5

    2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

    а) от злости -14

    б)  из-за неуважения к людям - 8

    в) стала привычкой - 0

    3. Как часто ты произносишь эти слова?

    а) почти каждый день -2

    б) редко- 12

    в) никогда не использую - 6

    4. В каких ситуациях это происходит?

    а)  во - время ссоры - 12

    б) когда плохое настроение - 4

    в) вообще не использую - 4

    5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

    а) неловкость -11

    б) храбрость -1

    в) мне иногда станет легче -8

    6.  Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

    а) чувство отвращения - 6

    б) невоспитанность - 8

    в) низкая культура  - 6

    7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается  матом?

    а) стыдно за него -16

    б) ничего не чувствую -2

    в) обычный повседневный разговор -2

    8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

    а) от парней - 8

    б) от девушек - 9

    в) от взрослых -3

    9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи  использовали бранные слова? Почему?

    а) не хочу, потому что,  это не культурно -5

    б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова -15

    в)  пусть используют, когда надо  -0

    Классный час «Сквернословие».

    Речь - это показатель ума.

                                                                                                                                Сенека.

    Цели: 

    •  Формирование навыков здорового образа жизни
    •  Формирование  культуру речи, эстетического вкуса, культуры поведения
    • Развить умение работать в группах

    Задачи:

    • Расширить знания учащихся о вредных привычках.
    • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества
    • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

                                                                                                 

    Здравствуйте, ребята!

    Мы сегодня проведем классный час  «Сквернословие».

    Проводя этот классный час,  мы поднимем  самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и  окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины.

    “Мат” доносится с экранов телевизоров.

    Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

    Эту тему мы выбрали не случайно, потому что в последнее время многие девушки и юноши часто стали использовать в речи бранные слова, то ли не зная значение этих слов, то ли  из-за недостаточности словарного запаса,   поэтому  чтобы узнать, зачем мы произносим эти матерные, бранные слова провели анонимное  анкетирование «Твое отношение к сквернословию»

    В анкете 9 вопросов, даны три варианта ответа, учащиеся должны выбрать один  правильный ответ.

    Какой вывод можно сделать по проведенному анкетированию?

    Во - первых, спасибо учащимся  за откровенность!

    Из  20 ответивших   учащихся  первого вопроса, половина  употребляют  в речи бранные слова,  потому что стала привычкой. (2-9 вопрос – обсуждение)

    Проведя и обсудив   анкетирование многие  из нас пришли  к   духовному,

    к душевному  и лексическому оздоровлению.

    А теперь, начнем наш классный час «Вирус сквернословия»,  я хочу вкратце ознакомить вас с значением слова сквернословия, т.е  поговорим с вами о вреде  сквернословия, какую отрицательную роль причиняют слова высказанные  матом.

    Что такое сквернословие?  

    Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

    В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

    Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и   хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, дети старшего возраста  стараются бранными словами  задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

    Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь"

    И я попрошу  участвовать  в диалоге о сквернословии, об истории возникновения сквернословия,  о сквернословии и здоровья, о научном  исследовании  о сквернословии  - учащихся нашей группы.

    История возникновения сквернословия

    Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом,  так называемый  мат  является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

    Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя  мат в  разговоре с друзьями,  родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову  и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

    Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

    Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

    Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:

    1) для повышения эмоциональности речи,

    2) эмоциональной разрядки,

    3) оскорбления, унижения адресата речи,

    4) демонстрации агрессии,

    5) демонстрации отсутствия страха,

    6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

    7) демонстрации принадлежности к "своим".

    Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

    Сквернословие и здоровье

    Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

    В 20-м  веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

    Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

    Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

    Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных  мыслеобразов  человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают  гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

    Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые  матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

    О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими  уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

    К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

    Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

      А  сейчас  ответьте на вопрос:

             Готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?  Каким образом?

    1. Развивать устную, литературную речь.
    2. Читать много классическую литературу.
    3. Я думаю, что обязательно надо развивать культуру речи. Особенно нашу родную, тувинскую литературу.

            4) Я думаю, вести здоровой образ жизни, беречь здоровье  и присоединиться авторам этих пословиц.

             Уважаемые учащиеся, присутствующие здесь коллеги!

    Спасибо  Вам за Ваше участие в нашем диалоге по наболевшему  в сегодняшнее время вопросу – вопросу о сквернословии.                

    Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

    Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!   Давайте будем надеяться, что проведенный сегодня  нами, классный час  принесет  положительный  результат  и  те  привыкшие к сквернословию молодежь задумаются.

     Спасибо.

                                   

    Использованная литература:

    Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

    Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

    Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

    http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

    Источник: газета "Школьный психолог" №20/2008

            

    Одни слова, разумеется, не помогут, но ведь они рассчитаны на перспективу. А в наше время - время плюрализма и толерантности - иногда так желанны четкие установки (и для взрослых тоже!) о том, что такое хорошо и что такое плохо.

    Родители знают, что воздействие ситуативное, косвенное на порядок значимее ежедневных замечаний, подчас резких. Можно рассказать истории из жизни: например, мама-казачка ударила взрослую дочь по губам всего лишь за то, что та произнесла слово чёрт. Еще один способ -угроза будущему: «Кто тебя замуж возьмет с такими словами?». Как ни странно, но дети думают о будущей семье чаще, чем о будущей профессии! Пример. Девочка пристрастилась к жвачке, мамины слова на нее не действовали, но в один прекрасный день она торжественно заявила: «Мама, не покупай мне жвачку!». Оказывается, в школе сказали, что жвачки могут привести к тому, что у девочек не будет детей.

    Итак, если не приводить примеров и не повторять того, что всем давно и хорошо известно, зачем писать статью? А вот зачем. В отношении сквернословия далеко не все хорошо известно. И родителям, и особенно воспитателям детских садов необходимо, во-первых, знать, что именно считать сквернословием (кроме того, что и так ясно!); во-вторых, знать коварные мифы, подпитывающие распространившееся во всех слоях общества сквернословие; в-третьих, знать способы преодоления этого национального зла.

    Что считать сквернословием?

    Обратимся к первому из трех заявленных аспектов проблемы сквернословия - не столько детского, сколько взрослого, «считываемого» детьми. Если мы хотим победить в себе это зло, мы должны выполнять следующие предписания:

    Не употреблять слова, так или иначе связанные с главным сквернословием. Вместо того чтобы сказать: «Она мат...ся!», постройте фразу так: «Она ругается, выражается, сквернословит, грязно говорит». Исключить из речи эвфемизм блин, получивший широкое распространение. Эвфемизмы, конечно, в живой речи нужны. Даже младшие дошкольники понимают, что некоторые физиологические процессы называть напрямую неприлично. Эвфемизм - это замена так называемого плохого слова на нейтральное. Но с блином другая ситуация: он как бы заменяет одно из самых нехороших ругательств. Не рассказывать анекдот, не читать стихотворение, не петь частушку, не цитировать чьи-либо слова, если там есть хотя бы одно непечатное слово. Считать начальные буквы бранных словосочетаний полноценными ругательствами: мы не буквами мыслим, мы сразу же все декодируем, т.е. восстанавливаем, стоящие за ними слова. Постараться не употреблять фразеологические обороты со словом чёрт. Помнить о том, что ругательства не удается заменить аналогами. Мы выругались, даже если прибегли к так называемым параллельным словам. Однажды на лесоповале один заключенный-лингвист выругался (именно выругался, хотя употребил всего-навсего фонетические термины!): «Ах ты задненёбный фрикатив!».

    О мифах, поддерживающих и питающих сквернословие

    Остановимся на самых распространенных в нашем обществе.

    Сквернословие базируется в том числе на мифе о свободе слова. Но свобода слова - это свобода содержания речи, но отнюдь не свобода выражения. За «свободу выражения» можно и срок получить по статье 130 УК РФ, и штраф заплатить (в Белгородской области с 2004 г. уже введены такие санкции). Унижением чести и достоинства человека, выраженным в неприличной форме, т.е. оскорблением, считаются прозвища, высмеивающие имя, отчество и фамилию, нецензурная лексика, сравнения с миром животных, оценочные прилагательные, адресуемые личности в целом, слова, подчеркивающие интеллектуальную или физическую неполноценность человека. Сквернословие поддерживается мифом о том, что оно помогает выразить сильные чувства. Это недоработка филологов-прикладников: именно они должны пропагандировать формулы выражения сильных переживаний, так называемые идиомы и крылатые фразы. И в то же время объяснять, что сквернословить плохо, а сквернословящий, что очень важно, на самом деле осознает, что поступает плохо, потому что «плохие слова» облегчения не приносят и, более того, разрушают невидимую и хрупкую основу самоуважения, на котором держится наша психика. К коварным последствиям приводит миф о том, что в малых дозах или в определенных ситуациях (например, в узком кругу, среди мужчин) сквернословие допустимо. Бороться с этим мифом помогает образ джинна, выпущенного из бутылки: его уже не остановить, не вернуть. «Мы не ругаемся - мы разговариваем!» - такая реплика прозвучала в ответ на замечание, т.е. сквернословие, по сути, стало выполнять функцию заполнения пауз. Сквернословие подпитывается мифом о том, что ругаются все, бороться с этим бесполезно. Во-первых, не все. Во-вторых, не стоит следовать дурным примерам. Сквернословие также зиждется на таком мифе: хочу - и ругаюсь, не хочу - не ругаюсь. Но вскоре оказывается: когда не хочу, тоже ругаюсь. Чем больше в речи ругательств, тем труднее без них обходиться. (В психиатрии известен синдром Туретто - когда человек забывает все слова, кроме «этих», полностью переходя на язык самооскорбления.) Коварным можно считать также миф о том, что сквернословие - такой же недостаток современного речевого поведения, как использование иностранных слов или словесного мусора: типа, как бы, короче. Сквернословие нельзя ставить с ними в один ряд, иначе мы снимаем остроту проблемы, тем более что «все остальное», даже повторы слов необходимы говорящему в качестве ритма повседневной речи, у которой нет черновиков. Впрочем, это тема отдельной статьи. Миф «Так, как русские, никто больше не ругается!» отнюдь не способствует прекращению или хотя бы сокращению сквернословия и, кроме того, в корне неверен. Ругательства есть в каждом языке.

    Мы привели далеко не все проявления мифотворчества. Кстати, культурный и мыслящий человек как раз и призван плыть против течения, бороться с коварными мифами.

    Как противостоять злу?

    Сформулируем ряд положений в форме кредо.

    Отношение политиков и ученых, книгоиздателей и телеведущих, преподавателей и воспитателей, писателей и журналистов, а также руководителей разных рангов к сквернословию должно быть отрицательным: «Да, это есть, но это плохо. Всегда плохо!». «Нет, вы скажите, когда все-таки можно ругаться? В небольших дозах...» - спрашивали меня во время записи телеинтервью 19 ноября 2008 г. Мой ответ «Никогда!» не понравился. Нетолерантный ответ, примитивный, убогий. Куда как лучше: «Иногда можно и нужно!». А именно в этом «иногда» и таится ловушка. Не все, что есть в жизни, должно быть в печатной продукции. Книга должна оставаться неким фильтром, при отсутствии внешней цензуры внутренняя цензура в идеале должна работать на полную мощь. Зачем издавать книги, которые нельзя прочитать вслух? Если хотя бы один человек не сквернословит, не все потеряно. Когда-то мы с упоением скандировали: «Единица - вздор, единица - ноль!» (В. Маяковский). И дальше - про то, что один даже бревна не поднимет. А в сказаниях о друидах говорится, что древний кельт мог один остановить разъяренную толпу. Мы можем больше того, что можем. Все действительно начинается с одного, и в наших детях надо развивать талант одиночествования, неподражания. С возрастом, со взрослением речь очищается сама - жаргон уходит вместе с юностью. Значит, родители, бабушки и дедушки обязаны поддерживать культурный уровень, в том числе культуру речи. Чем не тема для разговора на родительских собраниях?! Филологу, лингвисту, которого нередко атакуют просьбой рассказать об этимологии какого-нибудь ругательства, необходимо чаще вспоминать о профессиональном табу, запрещающем публично обсуждать тему, когда и какие ругательства появились в русском языке и что они означали. А вы знаете, что имя человека может служить защитой от использования им бранных слов? Называйте и ребенка, и любого члена семьи как можно чаще по имени. Еще М.М. Бахтин писал, что имя - самое положительное слово для человека. Между тем имя уходит из обихода: «Ты почему не слушаешься? Сколько раз тебе повторять? Давай мой руки!». Еще пример: мальчика записали в группу детей с задержкой психического развития, так как он не мог назвать свое имя. А откуда он мог знать свое имя, если в Доме ребенка его называли по фамилии? Защитой от сквернословия может стать и похвала, комплимент, живой интерес к личности другого. Воспитатель детского сада может научить родителей тому, как правильно хвалить детей. Похвала должна быть правдивой, но максимально конкретной, «точечной»: «Когда мы были в супермаркете, ты так хорошо все продукты разложил на тележке, что мне не пришлось брать вторую тележку!». Сопротивляться речевому злу можно путем бойкота сквернословию, а чистоту речи признавать достойной награды, восхищения, публичной положительной оценки. Способом сопротивления злу может стать откровенный разговор о трудностях работы и быта, трудностях, требующих больших душевных сил. Как сделать эту работу над собой осмысленной и плодоносной, а терпение веселым, как работать с собственной жизнью? Вопросы не только к психологу, социологу, экономисту, но и к филологу-прикладнику, знающему афоризмы, пословицы, крылатые слова, способные и успокоить, и поддержать. Управление коллективным бессознательным - процесс трудный, но здесь, как и в других областях деятельности, даже небольшие, но искренние усилия могут дать неожиданно большой результат. Да, все не перестанут ругаться, но даже если кто-то один победит зло в себе самом - это уже результат! «А я решила, что таких слов говорить не буду» - тихое признание одного может со временем стать путеводной звездой и для тех, кто моложе, и для тех, кто ниже по социальному статусу.

    Самый удачный метод противостояния детскому сквернословию – разговор по душам. Расставьте все точки над i: объясните значения слов, расскажите, чем культурный человек отличается от некультурного. Говорите спокойно, не запугивайте малыша. Ребенок должен понять, что не стоит идти на поводу у большинства и ругаться матом, не стоит бить врага его же оружием.

    В подростковом возрасте следует немного закрыть глаза на сквернословие ребенка. В переходный период дети напоминают бомбу с часовым механизмом. Никакие наказания не остановят поток ругани из их уст.. Подросткам кажется, будто весь мир против них. Будьте хотя бы Вы – за. Не читайте нотаций. Говорите с ребенком, как с взрослым. Пройдет время и он поймет, что мат не делает человека особенным в глазах других, что в настоящее время выделяется тот, кто не сквернословит, чей лексикон богаче нескольких десятков бранных слов. Подтверждайте это своим поведением, и проблема сквернословия со временем перестанет Вас тревожить.

    Все, о чем мы говорили, может стать материалом для беседы с родителями, но эта беседа, будьте готовы, окажется весьма острой. Вас закидают вопросами: «Почему в газетах печатают статьи с такими словами? Почему мы слышим их с экрана?». И т.д. и т.п. Это так, но не будем презирать тех, кто привык к плохому слову, а сами решим, каким зеркалом - чистым или грязным - будет наша речь в восприятии наших родителей и наших детей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «СКВЕРНОСЛОВИЕ»

    Слайд 2

    О нас судят на основании того, Что мы делаем, Как мы выглядим, Что мы говорим, Как мы говорим. Дейл Карнеги Речь - это показатель ума. Сенека

    Слайд 3

    Что такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная нецензурными выражениями, непристойными словами, бранью. ,

    Слайд 4

    В наше время сквернословие используется: оскорбления, унижения адресата речи, для повышения эмоциональности речи, эмоциональной разрядки, демонстрации агрессии, демонстрации отсутствия страха, демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, демонстрации принадлежности к " своим".

    Слайд 5

    Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а поскольку в то время был распространен культ плодородия, многие скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

    Слайд 6

    В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли!

    Слайд 7

    Воздействие на воду музыкой

    Слайд 8

    8 Влияние слов на воду

    Слайд 9

    Исследования вреда сквернословия «Мы пришли к выводу, что ДНК специально приспособлены к восприятию речевых колебаний. Любое произнесенное слово - это не что иное, как волновая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь». Петр Гаряев , к.биол.н ., биолог, основатель «Института квантовой генетики»

    Слайд 10

    Изучение влияния на растения энергетического потенциала слов

    Слайд 11

    Сквернословие негативно воздействует на генетический код и наследственность

    Слайд 12

    Сила слова – огромна!!!

    Слайд 13

    Значение некоторых слов Слово «сволочь» означает мусор, который собирают, сволакивают в кучу и выбрасывают за порог жилища. Это слово — пожелание, чтобы человек был лишен своего дома. Слово «мерзавец» означает мерзлый, холодный, безжизненный. Получается, что, произнося это слово, ты желаешь человеку скорой смерти.

    Слайд 14

    Значение некоторых слов Слово « стерва » означает падаль, гниющее мясо. Это пожелание болезни. Слово «негодяй» прочно вошло в человеческий лексикон, а означает оно негодный, непригодный, испорченный. Это пожелание стать неудачником, чтобы ты не добился в жизни ничего.

    Слайд 15

    Сквернословие и здоровье Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, укорачивая жизнь и притягивая болезни !

    Слайд 16

    Помните! Нецензурная брань в общественных местах влечет за собой штраф или административный арест на срок до 15 суток (ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» Административного кодекса РФ).

    Слайд 17

    Как избавляться от сквернословия? Принять решение не сквернословить

    Слайд 18

    Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг (профессиональный, социальный, семейный).

    Слайд 19

    Уметь противостоять влиянию среды

    Слайд 20

    Сквернословие не есть способ расслабиться, а расслабление не означает вседозволенность .

    Слайд 21

    Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, отдельной группы МОЖНО!!!

    Слайд 22

    В речевом поведении следует восстанавливать приоритет настоящего времени, приоритет «сегодня». Сегодняшний день — мой главный день. Сегодняшнее мое слово — мое лучшее слово .

    Слайд 23

    Как борятся со сквернословием с позиции православия? «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Н е будет защиты.

    Слайд 24

    Давайте научимся просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

    Слайд 25

    Памятка добрых слов Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее. Будь добрым к людям !

    Слайд 26

    Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не причиняя зла, добрей становишься! Используй в своей речи больше позитивных высказываний

    Слайд 27

    27 П озитивные методы расслабления

    Слайд 28

    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Объясните приведенные высказывания, пословицы с точки зрения психологии. Слово есть поступок. Лев Толстой Доброе слово лечит, Злое - калечит

    Слайд 29

    «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте…» Макаренко А.С.

    Слайд 30

    Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами, А может, не слова – дела важны? Дела делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас. На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы!

    Слайд 31

    Люби и береги родной язык! Друзья, следите за собой, Когда по-русски говорите, Ведь это наш язык родной – Его для внуков сохраните!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

    Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

    Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

    В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

    «Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

    Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...