Социально- психологический игровой тренинг «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»
методическая разработка по психологии (7 класс) по теме

Сокерчак Елена Анатольевна

Данная игра рекомендуется для проведения среди учащихся 6-8 классов, участвующих в групповых занятиях социально- педагогической направленности по программам «Твои права», «Юный гражданин».  В основе содержания игры лежит «Конвенция  о правах ребенка». Игра носит соревновательный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка47.5 КБ
Office presentation icon Презентация2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Ψ

государственное бюджетное учреждение -

 ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ

И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЛИЧНОСТЬ»

городского округа Тольятти Самарской области

 445057, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Юбилейная, 81, тел. (8482)34 81 41

Социально- психологический  игровой тренинг  

«ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

                                                           Зуй Марина Юрьевна

социальный педагог ГБУ ЦППМСП «Личность»

 Сокерчак Елена Анатольевна

педагог-психолог I категории ГБУ ЦППМСП «Личность»

        Игровые формы работы  в ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти активно используются в групповых формах  работы. Они позволяют активизировать деятельность учащихся, развивают коммуникативные компетенции.

        Данная игра рекомендуется для проведения среди учащихся 6-8 классов, участвующих в групповых занятиях социально- педагогической направленности по программам «Твои права», «Юный гражданин».  В основе содержания игры лежит «Конвенция  о правах ребенка». Игра носит соревновательный характер. Участники делятся на две команды, есть возможность организовать соревнование между двумя группами.

        Игровой социально- психологический тренинг может быть проведен и   для детей с ограниченными возможностями здоровья. Применение информационно-коммуникационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья дает возможность учесть специфику конкретной группы обучающихся, их психический, физический и эмоциональный уровень развития. В процессе проведения игрового тренинга  участники получают больший объём знаний, а полученные знания прочнее усваиваются.

        Для организации судейства необходимо жюри, которое может состоять из учителей, старшеклассников, учащихся той же группы. Жюри состоит из 2-3 человек. В его функции входят проверка правильности ответов, их разъяснение и подведение итогов. Баллы выставляются за правильность и скорость ответов.

        Для проведения игры нужен ведущий и два его помощника, которые будут раздавать задания командам и собирать их ответы.

Оборудование необходимое для проведения игры:

  1. Требуется организовать отдельные посадочные места для команд (два стола и стулья) и отдельно для жюри;
  2. Распечатанные и разрезанные на карточки задания;
  3. Адаптированные тексты ( либо таблички)
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребенка
  1. Распечатанный текст девиза игры - «Каждый ребенок должен знать свои права»
  2. Табличка (помощница) для выбора названия команды;
  3. Презентация «Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних»
  4. Заготовки для флагов команд;
  5. Фломастеры, карандаши.
  6. Текст стихотворения.
  7. Призы (приз) для команды победителя.

Цель тренинга:

        Ознакомить обучающихся с правами детей, Конвенцией о правах ребенка.

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Конвенции о правах ребенка.
  2. Формировать систему правовых знаний.
  3. Воспитывать правовую культуру обучающихся и чувство причастности к международному мировому сообществу;
  4. Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать свою позицию, развивать коммуникативные навыки, повышать уровень информированности.
  5. Способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувство собственного достоинства, ответственности, справедливости.

Сценарий игрового тренинга

        Приветствие. Объяснение правил. Представление жюри.

        Девиз игры – «Каждый ребенок должен знать свои права».

Объяснение нового материала:

Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:

  1. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей). Декларация (с лат. "провозглашение");
  2. Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет). Конвенция (с лат. "соглашение").

        Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на занятии.

  1. Конституция РФ

Ведущий: « Давайте вспомним основные права и обязанности детей».

 Просмотр презентации

 «А теперь предлагаю поиграть и отправиться  в страну литературных героев.

Для игры я прошу вас разделиться на 2 команды. Каждая команда садится за отдельный стол. Жюри будет выставлять баллы за скорость и за правильность выполнения задания».

Команды садятся за отдельные столы.

«Каждая команда должна иметь название. Названия вы придумаете сами. Но есть условие. В названии команды должно быть обязательно использовано слово «ПРАВО»

На доску вывешивается плакат- подсказка. Участники придумывают название и изготавливают флаг команды.

 «Теперь все готово и я предлагаю отправиться в страну, где живут  литературные произведения и сказки.  Не поверите, но  литературных героев тоже  обижают, случаются трудности, нарушаются их права».

          Рассматривают книги

  •  Руская народная сказка «Баба яга»
  • Русская народная сказка «Колобок»
  • Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
  • Андерсен Г- Х. «Дюймовочка»
  • Гаршин В.М. «Лягушка- путешественница»
  • Крылов И.А. «Мартышка и очки»
  • Мамин- Сибиряк Д.Н. «Серая шейка»
  • Маршак С.Я. «Багаж»
  • Михалков С.В.  «Три поросенка»
  • Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»
  • Перро Ш. «Красная Шапочка»
  • Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Распэ Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Русская народная сказка «Репка»
  • Твен М. «Приключения Тома Сойера»
  • Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино»
  • Чуковский К. «Айболит»
  • Перро Ш. «Золушка».

 Итак, включайте фантазию, настраивайтесь на встречу с литературными героями.  

Игра проводится в виде викторины. За каждый правильный ответ жюри начисляет балл.

 Конкурс капитанов либо Блиц ( по желанию организаторов игры).

При равном количестве заработанных очков предлагаются дополнительные вопросы ( без учета выданных книг).

  • В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»);
  • Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Квартет», «Белоснежка и семь  гномов»).
  • В какой сказке и кто нарушил свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Золотой ключик или приключения Буратино»).
  • В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»).
  • Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? ( Баба Яга).
  • У каких известных героинь нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня (Золушка, Крошечка- Хаврошечка, сказка Морозко )?
  • В сказке «Морозко» мачеха, велев отвезти падчериц в лес, нарушила ее право на... (жизнь).
  • В сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане» бояре, запечатав царицу и ее новорожденного сына в бочку, нарушили их право ...(жизнь).
  • Балда из сказки А.С. Пушкина, нанявшись к попу, воспользовался своим правом на... (труд).
  • Полицейские из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на.. ( неприкосновеность жилища).
  • Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на... ( свободу, неприкосновенность).

 Подводится итог игры. Жюри объявляют результаты.

Проводится награждение.

«А сейчас наши участники прочитают стихотворение. Авторы этого стихотворения  Илья Сайгин и Виктория Пахомова - такие же подростки как и вы».

В конце занятия участники занятия  поочередно читают стихотворение Ильи Сайгина «Зачем конвенция нужна», Виктории Пахомовой « Все дети на земле имеют право»

Есть документы разные

Серьезные и важные.

Один из главных- Конвенция о детях.

И соблюдать ее должны все взрослые на свете.

Зачем Конвенция нужна?

Чтоб самый юный гражданин

Не находился бы один.

Чтоб помощь получал всегда,

Когда случится с ним беда.

Когда рождается малыш

Его обязаны назвать.

 Должны ухаживать за ним,

И никогда не обижать.

Играть, учиться, отдыхать

Хотят все дети на планете.

Об этом каждый должен знать,

 И их права не нарушать.

Все дети на земле имеют право

На чистый воздух и веселый смех.

Хочу, чтобы Российская держава

 От террористов защищала всех

Зачем Конвенция нужна?

Что б под защитой были дети

 И соблюдать её должны

 Все взрослые на свете.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУ ЦППМСП «Личность» ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ ГБУ ЦППМСП «Личность» Социальный педагог М.Ю. Зуй Педагог – психолог Е.А. Сокерчак

Слайд 2

ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ Права ребенка- свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок- это лицо не достигшее 18 лет.

Слайд 4

Источники: Декларация прав ребёнка (1959 год, 10 статей, 10 принципов защиты детей); Конвенция о правах ребёнка (1989 год, для России вступила в силу в 1990 году); Конституция РФ ( 1993 год); Семейный кодекс РФ.Трудовой кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ .

Слайд 7

С рождения ребёнок имеет права : На имя. Жить и воспитываться в семье. Знать родителей и жить вместе с ними. На заботу и воспитание родителей. На всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса. На защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом. На гражданство. Иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, приобретённые на средства ребёнка). На самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав.

Слайд 8

Обязанности с рождения: Слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации. Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах .

Слайд 9

Ответственность от рождения: Перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями и преподавателями. Перед своей совестью.

Слайд 10

С 6 лет дети имеют права: Совершать мелкие бытовые сделки; Совершать сделки, направленное на безвозмездное получение выгоды , не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; Совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определённой цели или для свободного распоряжения.

Слайд 11

С 6 лет добавляются обязанности : Получить основное общее образование (9 классов). Соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины.

Слайд 12

Дополнительная ответственность с 6 лет: Перед преподавателями, администрацией учебного заведения; За совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учёбы, пьянство, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальное лечебно – воспитательное учреждение.

Слайд 13

С 8 лет добавляются: Право на участие в детском общественном объединении. Обязанность соблюдать Устав, правила детского общественного объединения. Ответственность перед детским общественным объединением и его участниками.

Слайд 14

С 10 лет добавляются права: На учёт своего мнения при решении в семье любого вопроса. Быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приёмную семью.

Слайд 15

ППомещение в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения. Ответственность с 11 лет

Слайд 16

С 14 лет добавляются права Получить паспорт гражданина РФ; Работать в свободное от учебы время; Самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; Осуществлять права автора; Вносить в банки вклады и распоряжаться ими; Учиться вождению мотоцикла; Участвовать в молодежном движении.

Слайд 17

С 14 лет: Самостоятельная имущественная ответственность по заключённым сделкам. Возмещение причинённого вреда. Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений.

Слайд 18

С 15 лет – право работать с согласия профсоюза и родителей, не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством.

Слайд 19

Учащиеся имеют право На объективную оценку своих знаний; (рекомендация Юнеско) На отстаивание своих взглядов и убеждений в корректной форме, получение разъяснений по своим правам; На представление своего учебного заведения на смотрах, конкурсах; На заблаговременное уведомление о письменных работах, проводимых по графику ( не более 2 аттестационных работ в неделю); Нам участие в управлении учебным заведением в соответствии с Уставом; На получение консультации у учителя в связи с пропуском занятия по уважительной причине; Участвовать в культурной жизни учебного учреждения.

Слайд 20

Учащиеся обязаны Добросовестно осваивать образовательные программы, выполнять индивидуальные учебные планы, посещать учебные занятия, и выполнять задания данные педагогами; Выполнять требования устава учебного учреждения, соблюдение правил внутреннего распорядка, правил проживания в студенческих общежитиях; Заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к духовному, физическому и нравственному самосовершенствованию и развитию; Уважать достоинство и честь прочих обучающихся и работников образовательной организации, исполняющих учебную деятельность; Бережно относиться к имуществу организации, предоставляющей образовательную деятельность .

Слайд 21

Учащимся запрещается : Приносить с собой оружие, взрывчатые, огнеопасные вещества, алкогольные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие вещества (Федеральный закон от 21.07. 2001 года № 87 ФЗ). Курение на территории учебного учреждения. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Использовать непристойные жесты и лексику (Конституция РФ, ст. 19). Допускать запугивания, издевательства, унижение личности, дискриминацию по национальному и расовому признаку, имущественному положению, вероисповеданию по отношению к любому человеку. (Конституция РФ, статья 19).

Слайд 22

С 16 лет ответственность Это самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст.1074 ГК РФ); Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст.192 ТК РФ); Материальная ответственность работника (ст.242 ТК РФ); Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст.20 УК РФ. С 16 лет – наступает административная и полная уголовная ответственность. С17 лет - ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету. До 18 лет гражданин РФ обязан получить среднее образование.

Слайд 23

Административная ответственность П риобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ; Ж естокое обращение с животными; П овреждение транспортных средств общего пользования; Г рупповые передвижения с помехами для дорожного движения; П овреждение телефонов-автоматов; Р аспитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах и др.). К лицам, совершившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.) применяются меры на общих основаниях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Слайд 24

Уголовная ответственность Убийство (ст.105); У мышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111); У мышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112); П охищение человека (ст126); И знасилование (ст.131); Н асильственные действия сексуального характера (ст.132); К раж а (ст.158); грабеж (ст.161); разбой (ст. 162); вымогательство( ст.163); Н еправомерное завладение автомобилем или иными транспортными средствами без цели хищения (покататься) (ст. 166); У мышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть 2 ст. 167); Т ерроризм (ст.205); захват заложника (ст.206); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207) Х улиганство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 и 3 ст. 213); В андализм (ст. 214); Х ищение, либо вымогательство оружия, боеприпасов и взрывных устройств (ст.226); хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229); П риведение в негодность транспортных средств или путей сообщений (ст.267).

Слайд 25

Дела несовершеннолетних рассматриваются Дела на несовершеннолетних рассматриваются: В комиссиях по делам несовершеннолетних – на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса; в том числе за уклонение от обучения. Судах – на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет – в порядке особого производства по делам несовершеннолетних.

Слайд 26

ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. 3. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав - к произволу.

Слайд 27

18 лет – совершеннолетие! Возможность пользоваться всеми конституционными правами. Выполнять все обязанности по Конституции РФ. Нести полную ответственность по всем законам РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права литературных героев

Викторина в виде презентации...

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"

Программа  социально-психологического тренинга  "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребенка" (викторина "Права литературных героев")

Презентация к интегрированному уроку "Конвенция о правах ребёнка" содержит викторину "Права литературных героев", в которую входят вопросы и ответы на тему "Права ребёнка"...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Проект По социальному направлению «Ребенок в мире правил». Литературная композиция «Урок доброты».

Познакомить учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....

Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.

Урок «Путь героя»,  позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...

Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»

Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...