Конспект психологического занятия на сплочение "Вместе мы можем больше"
план-конспект по психологии на тему

Матушкина Надежда Викторовна

Данное занятие способствует созданию в детском коллективе благоприятной психологической атмосферы, направленной на дальнейшее сплочение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_splochenie.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Методическая разработка психологического занятия

 по теме «Вместе мы можем больше»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вне общения нормальное формирование личности невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. От того, какое место ребенок занимает в системе общения, каков круг и характер его общения, во многом зависят особенности его развития и социализации.

Классный коллектив для учащегося всегда имеет огромное значение. Особенно это заметно начиная с возраста примерно 10 лет, когда основной потребностью и ведущим типом деятельности становится общение. Причем класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для ребенка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Как мы уже отметили, отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности детей, а также для психологического комфорта каждого участника группы.

Не все учащиеся способны самостоятельно адаптироваться к классу, в силу ряда психологических проблем (неуверенность в себе, высокий уровень тревожности, неумение общаться с окружающими и т. д.). То, по какому пути пойдет развитие школьника в школьные годы, будет ли в период обучения в школе заложен социальный и интеллектуальный фундамент для дальнейшего успешного развития личности, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей. Поэтому психолог должен способствовать развитию положительного психологического климата в коллективе.

Данное занятие способствует созданию в детском коллективе благоприятной психологической атмосферы, направленной на дальнейшее сплочение.

Цель занятия:  сплочение детского коллектива, развитие навыков взаимопонимания, повышение компетентности в общении, эмоциональной устойчивости, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

1. создать благоприятный психологический климат в детском коллективе;

2. способствовать осознанию каждым участником своей роли, функции в группе;

3. развивать умение выстраивать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Форма проведения: фронтальное психологическое занятие.

Контингент участников: занятие предназначено для обучающихся начальных классов.

Формируемые универсальные учебные действия: занятие в основном способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий, а именно:

  • планированию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками;
  • постановке вопросов;
  • разрешению конфликтов;
  • управлению поведением партнера;
  • умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владению монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Кроме того, в процессе данного психологического занятия формируются также личностные универсальные учебные действия (самоопределение, нравственно – этическая ориентация), регулятивные (оценка, саморегуляция) и познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

Ресурсы для проведения занятия: губка, бумага (по количеству участников), карандаши, фломастеры или мелки, ножницы (по количеству участников), клей, ватман А1, музыкальное  сопровождение.

КОНСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 «ВМЕСТЕ МЫ МОЖЕМ БОЛЬШЕ»

Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы с вами поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.

И для начала мне  хотелось бы узнать следующее:

  • У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
  • Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
  • Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
  • Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников;
  • Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
  • Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

Итак, сегодня на занятии мы познакомимся получше друг с другом, станем сплочённее и просто приятно пообщаемся.

Сейчас я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи".

Упражнение «Пчелы и змеи»

Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля.

А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

Обсуждение задания.

- Как ты чувствовал себя в роли короля?

- Твоя группа хорошо помогала королю?

- Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?

- Как вы думаете, могло ли получиться выполнение этого задания быстрее? Что этому может способствовать?

- Какие качества личности необходимы королям?

- А какие качества личности необходимы подданным?

Следующее упражнение, которое мы с вами выполним, называется «Горячий стул».

Упражнение «Горячий стул»

В центре круга стоит стул, я приглашаю кого-нибудь из участников занять его. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, остальной группе предлагается высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах.

Обсуждение задания.

Первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым?

Все делятся: легко или тяжело было это сделать?

Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?

Мы хорошо потрудились и устали, чтобы вас взбодрить, я предлагаю вам выполнить упражнение «Молекулы».

Упражнение «Молекулы»

Все двигаются под музыку по одному. Я буду объявлять число атомов, которые должны составить каждую молекулу и способ соединения атомов в молекулу. Вы должны будете объединиться друг с другом в заданном способе соединения и заданном количестве. После того, как я увижу, что все группы сложились именно в соответствии с заданным числом, вы снова распускаетесь и продолжаете хаотичное движение до следующей инструкции.

Инструкции:

• Объединиться в молекулы по 2 человека руками;

• Объединиться в молекулы по 3 человека локтями;

• Объединиться в молекулы по 5 человек ногами;

• Объединиться в молекулы по 2 человека ушами;

• Объединиться в молекулы по 3 человека головами.

Мы с вами переходим к заключительному упражнению нашего занятия, которое называется «Прекрасный сад».

Упражнение «Прекрасный сад»

Давайте устроимся поудобнее, расслабимся, закроем глаза и представим себя цветами. Пусть каждый из вас подумает над вопросами:

Каким бы ты был цветком?

Какие листья, стебель, а может быть шипы?

Высокий или низкий?

Яркий или не очень?

А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. (Всем раздаются бумага, фломастеры, мелки).

После того, как вы нарисуете свой цветок, вырежьте его, пожалуйста.

Затем все садятся в круг. Внутри нашего круга располагается полотно - плакат с изображением поляны, которую нужно засадить цветами. Каждый из вас по очереди выходит и клеит свой цветок.

Обсуждение задания

- Какие впечатления производит на вас наше общее творение?

- Как бы выглядела наша поляна, если на ней расположились только один или несколько цветов?

- Есть ли в цветах что-то общее?

- Что необходимо в жизни, для того чтобы в нашей душе всегда цвела такая яркая поляна?

- Что можно сделать, чтобы каждому из нас было комфортно в классе?

Давайте полюбуемся на наш «прекрасный сад», запечатлим эту картинку в памяти, чтобы она поделилась с нами своей положительной энергией. Заметьте, что хоть цветов и много, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Обратите внимание, в окружении каких разных, непохожих друг на друга цветов растет твой цветок. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Наше занятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу, вы большие молодцы и умеете действовать, как одна команда. Я прошу вас по очереди ответить на несколько вопросов по поводу нашего занятия:

  • Что было проще или сложнее всего и почему?
  • Что понравилось или не понравилось и почему?
  • Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?
  • Какие эмоции у вас сейчас преобладают?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб., 1994.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учебное пособие. М.: Ось-89, 1999.
  3. Гарднер Р. Девочкам и мальчикам о хорошем и плохом поведении / Пер. с англ. Е.В. Романовой. -СПб.: «Каллиста», Рекламно-Издательский центр «Тринадцатая нота», 2004.
  4. Грецов А. Г. Тренинг уверенного поведения. СПб., 2008.
  5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006.
  6. Лейбман И. Психологический тренинг сплочения // Школьный психолог. 2004. № 13 (апрель).  - с. 8–11.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. М.: Генезис, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект психологического занятия «Выражение эмоций. Радость»

Цель занятия: создание условий для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы...

Конспекты психологических занятий

Конспекты психологических занятий на развитие коммуникативных навыков.   вводное занятие к тренингу «Маршруты моего здоровья» Занятие 1: «Знакомство» Цель: организовать работу группы,...

конспект психологического занятия по подготовке к выпускным экзаменам

Конспеки занятия предназначен для психологической подготовки к экзаменам обучающихся 9, 11 классов...

Конспект психологического занятия с детьми и подростками, направленными на профилактику возникновения самодеструктивных форм поведения.

Материалы, предоставленные в данном конспекте подлежат использованию педагогами-психологами и социальными педагогами при работе с детьми и подростками, склонными к суицидальному поведени. Данное занят...

Конспект психологического занятия по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для младших школьников с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)

Конспект занятия по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников с ОВЗ по теме "Восприятие цвета"...

Конспект психологического занятия

Профилактика вредных привычек.Содействие формированию здорового образа жизни....

Конспект психологического занятия на тему "Бабушкин помощник" с детьми старшего дошкольного возраста

В основе занятия, коррекционная сказка из серии "Лесная школа", написанная Мариной Панфиловой. При использовании в занятии данной сказки решаются дидактические, коррекционные и терапевтические задачи....