Учебно-методический материал по психологии (11 класс) по теме:
Исследования личностного самоопределения обучающихся 11-х классов

Трубникова Галина Викторовна

Личность  проявляется в отношениях к трем основным сферам бытия: к миру, к другим людям, к себе самому. И эти отношения  могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Ценностное отношение -  это отношение субъекта к объекту как к ценности.

В современном российском обществе, мыслящем себя в рамках так называемой общемировой (а точнее европейской) цивилизации, приоритетными признаются гуманистические ценности.

Таким образом, личностный рост целесообразно рассматривать как  развитие гуманистических ценностных отношений к миру, к людям, к самому себе.

Сегодня приоритетными признаются гуманистические ценности.

По мнению В.А. Караковского в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Именно эти объекты ценностного отношения можно  «схватить», объективировать в действительности, в отличие от таких ценностей как, например, Добро, Истина, Красота,  так как многими людьми они понимаются  по-разному.

Основополагающая ценность гуманизма – ценность Человека. Она проявляется в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я (телесного, душевного, духовного).  Развитие  ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Исследования  проводились в  муниципальном бюджетном  общеобразовательном  учреждении  средняя  школа  №  7 г. Охи имени Д.М. Карбышева среди учащихся 11-х классов на конец учебного года  2013, 2014, 2015, 2016

Основными  методами  эмпирического  исследования  личностного самоопределения  были:

  • методика «Личностный рост»  (авторы  Н.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешов);
  • тест  «Ценностные ориентации»  (автор М. Рокича);
  • методика  «Изучение социализированности личности учащегося»  (автор М.И. Рожков)

Личность, как уже отмечалось, проявляется в отношениях к трем основным сферам бытия: к миру, к другим людям, к себе самому. И эти отношения  могут быть ценностными (позитивными), неценностными (равнодушными) и антиценностными (негативными). Ценностное отношение -  это отношение субъекта к объекту как к ценности. 

В современном российском обществе, мыслящем себя в рамках так называемой общемировой (а точнее европейской) цивилизации, приоритетными признаются гуманистические ценности.

Таким образом, личностный рост целесообразно рассматривать как  развитие гуманистических ценностных отношений к миру, к людям, к самому себе.

Сегодня приоритетными признаются гуманистические ценности.

По мнению В.А. Караковского в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Именно эти объекты ценностного отношения можно  «схватить», объективировать в действительности, в отличие от таких ценностей как, например, Добро, Истина, Красота,  так как многими людьми они понимаются  по-разному.

Основополагающая ценность гуманизма – ценность Человека. Она проявляется в двух ипостасях: как ценность другого человека и как ценность своего собственного Я (телесного, душевного, духовного).  Развитие  ценностного отношения ребенка именно к этим феноменам и будет свидетельствовать о его личностном росте.

Представим это в виде таблицы, где для большей наглядности и лучшего  понимания» личностного роста - личностного регресса» противопоставим друг другу показатели ценностного и антиценностного отношения личности к тем или иным ценностям-объектам:

Отношение  к миру.                                                                                               Таблица 1

Объекты отношения

В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста)

В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

Семья

Уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

Социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

Отечество

Гражданственность, патриотизм

Обывательство и социальное иждивенчество

Земля

Любовь к природе, бережное отношение к её богатствам

 Потребительское отношение к природе и её богатствам

Мир

Миротворчество и неприятие насилия

Милитаризм

Труд

Трудолюбие, стремление к творчеству

Лень

Культура

Интеллигентность

Бескультурье,  хамство и  вандализм

Знания

Любознательность

Невежество

Отношение к другим людям                                                                                      Таблица 2

Человек как таковой (такой же как Я сам)

Гуманность

Жестокость

Человек как Другой, как альтер - Эго (не Я)

Альтруизм

Эгоизм

Человек как Иной (не такой как Я)

Толерантность

Ксенофобия, национализм, расизм

Отношение к самому себе                                                                                           Таблица 3

Я – телесное

Забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма

Я – душевное

Самовосприятие и душевное здоровье

Комплекс неполноценности

Я – духовное

Свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

Превращение личности в «социальную пешку»

Оценивая результаты воспитания через категорию личностного роста, подчеркивается значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему Отечеству, труду и т.д.), а не соответствия её какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя к разряду  «девиантных» детей.  

Однако, для оценки личностного роста необходима также оценка устойчивости данных отношений.

Выделяем три типа отношений:

  1. Ситуативные отношения, характеризующиеся изменчивостью и детерминированностью конкретной жизненной ситуацией, в которой оказывается личность. Ситуативность и неустойчивость отношений личности ярко проявляется в периоды духовных исканий подростков и юношей (девушек). Это обыденное явление, которое можно оценивать негативно лишь в том случае, когда они превращаются в беспринципность, осознанный отказ от  собственного  Я.
  2. Устойчивые отношения, характеризующиеся относительной стойкостью к различным жизненным ситуациям. Устойчивые, осознанные,  отрефлексированные отношения личности к миру, другим и самому себе фиксируются в  позиции. Но позиция не является раз и навсегда сформированной. Критические жизненные ситуации, сильные  эмоциональные переживания могут способствовать изменению уже устоявшихся отношений личности к тем или иным феноменам окружающей его реальности. Позиция  будет претерпевать изменения. Человек должен каждый раз утверждать себя как личность, выбирая и отстаивая собственную позицию в конкретном поступке.
  3. Незыблемые отношения, характеризующиеся постоянством, неизменчивостью.  Носители таких отношений очень яркие, незаурядные личности. Например, фанатики оценивают и осмысливают мир, других, самого себя сквозь призму единственной ценности. Другие – это подвижники: любая иерархия ценностей исчезает, уступая место ощущению глубокой  субстанционной связи Я-Другие-Мир (Сергей Радонежский, Махатма Ганди).

Рубеж XX-го – XXI-го столетий ознаменовался резкими изменениями в общественной и социально-экономической жизни россиян. Усилились процессы, действия которых привели к девальвации ценностей. Финансово-экономические катаклизмы, идеологический распад и разлом социальных отношений перечеркнули достижения прошлого.  Школа, подвергаясь всякого рода разрушениям, начала терять роль исторической культурной эстафеты. А воспитание как ключевой компонент образовательной системы и фактор развития личности всё больше отодвигалось на задний план.  Что можно сделать? К чему стремиться?

    Определяющий признак современной школы – развитие способности личности к самосовершенствованию на основе  учета её возрастных особенностей, внутренних ресурсов, возможностей. Во взаимодействии участников педагогического процесса определяющей линией должна быть оптимистическая гипотеза в понимании возможности достижения успеха каждым ребёнком, которая заключается в вере, что успех возможен, если помочь ребёнку раскрыть потенциал; обеспечить личностный рост; помочь найти дело, которое ему интересно и лучше всего удается.

    Оценка эффективности процесса воспитания динамикой личностного роста школьников заставила  меня обратиться к вопросу о диагностике «Личностного роста» (автор  Степанов П.В., Кулешова И.В),   Опросник состоит из 91 утверждения, к которым старшеклассники могут выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя, насколько   (или не согласны) с содержащимися в опроснике высказываниями, и оценить степень своего согласия или несогласия в баллах от «+4»  до  «-4».  Количество  утверждений – 91 – объясняется  следующим образом: на каждую из 13 объектов ценностей разработано 7 утверждений, выявляющих отношение школьников к этим ценностям.

 В течение 4-х лет в МБОУ СОШ № 7 г. Охи имени Д.М. Карбышева проводилось исследование в выпускных классах с целью отслеживания личностного роста старшеклассников.

Цель: выявить характер отношений подростка к людям, природе, Родине, труду, к знаниям, к своему внутреннему миру.

Диагностика позволяет определить личностную направленность учащихся, их отношение к основным ценностям нашего общества.

Результаты:

Показатели ценностного отношения личности

                            Таблица 1

Ценности

2013

2014

2015

2016

Семья

92%

82%

100 %

100%

Отечество

96%

84%

100%

100%

Природа

79%

82%

88%

88%

Мир

81%

78%

93%

86%

Труд

79%

80%

88%

88%

Культура

75%

88%

90%

92%

Знания

79%

82%

93 %

92%

Человек как Таковой

75%

82%

93%

89%

Человек как Другой

92%

82%

88%

88%

Человек как Иной

81%

78%

88%

86%

Телесное «Я»

83%

96%

95%

94%

Внутренний мир (душевное Я»)

75%

80%

93%

94%

Духовное «Я»

79%

88%

93%

89%

Вывод: личностный рост – есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.

  1. Анализируя характер отношений подростка к семье, необходимо отметить один из важнейших показателей личностного роста подростка. Ценность семьи высоко значима для старшеклассника. Он дорожит семейными  традициями и устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов. Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке.

 Педагоги оказывают большое влияние на развитие этого отношения у своих воспитанников в 2013 году – 92%, в 2014 году – 82%., в 2015 и 2016  году – 100 %. В школе проводятся совместные праздники «День матери», встречи с родителями, трудовые дела, экскурсии, дни открытых дверей.

 Ценность семьи высоко значима для выпускников. В будущем  они хотят создать счастливую семью.

Рисунок 1

  1. Выпускникам  школы присущи развитые чувства гражданственности и патриотизма, т.е. одиннадцатиклассники  чувствуют личную ответственность за судьбу страны, гордятся страной,  для них Родина не абстрактная категория, а конкретная страна, где он собирается жить. При этом подобные чувства вызваны не конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными, пережитыми.

В течение 4-х лет прослеживаются высокие результаты устойчиво-позитивного отношения школьников к Отчеству. Учащиеся школы принимают участие в социальных проектах «Я – гражданин России», в районных и областных конкурсах «Виктория», в месячнике «Защитники Отечества», в поисковой работе школьного музея имени Д.М. Карбышева, в вахтах Памяти, являются делегатами Карбышевского слета, представляли муниципальный район на соревнованиях в области по патриотическому движению, ежегодно являются активными участниками и победителями военно-спортивной игры «Зарница».

Рисунок 2

  1. Наибольшее количество  респондентов в 2015 и 2016 году – 88 % отмечают позитивное отношение к природе, а это значит, у них развитое экологическое сознание, для них  естественно чувство жалости и сопереживания любым животным, они готовы убирать лес, чистить водоемы. Экологические проблемы воспринимаются как объективно важные. Для 12 % школьников  характерно  ситуативно-позитивное отношение к природе, т.е. экологические проблемы воспринимают как объективно важные, но при этом не зависящие от них лично. Они не будут сорить в лесу, если этого не делают другие. Примут участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то они ею, скорее всего, воспользуются. Выпускники школы участвуют в озеленении пришкольного участка, в экологических акциях, трудовых десантах. Выпускники и родители 2015 года высадили саженцы сосны, кедра, туи на пришкольном участке. Привоз саженцев был организован родителями из областного питомника лесничества.

Рисунок 3

  1. Для  выпускников 2013-2016  годов  наблюдается позитивный характер к миру. Ценностное отношение к миру проявляется в том, что у подростка наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Они считают, что к насилию прибегают  только слабые люди и государства. К проявлениям грубой силы он относится  подчеркнуто отрицательно.  Уверены, что есть всегда можно уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей.  Не боятся идти на уступки.

Рисунок 4

  1. Данные за четыре года показали,  80 % выпускников отличает трудолюбие. Они получают удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы. Не считают зазорным помочь родителям по хозяйству, могут сами предложить что-либо сделать.

Рисунок 5

  1. Культурные  нормы поведения, безусловно, личностно значимы для юношей и девушек и деятельно реализуются ими в повседневной жизни. Им чужды: хамство, «украшение» речи нецензурными оборотами, они внимательны и тактичны по отношению к другим людям. Они понимают необходимость сбережения того культурного достояния, которое досталось нам в наследство от прошлого, и категорически не приемлют вандализма. 90% респондентов в 2015 и 2016 году испытывают устойчиво-позитивное отношение   к культуре.

Рисунок 6

  1. Выпускника – 2013-2016 года отличает позитивный характер к знаниям.

 Более 70 % школьников – любознательные люди, у которых есть устойчивое стремление к познанию нового.

Они считают, что успешность  профессионального роста и будущая карьера напрямую связана с глубиной знаний, стремится к их получению. За четыре года выпускники показывают хорошие результаты ЭГЭ по истории, обществознанию, литературе, химии, биологии.

2013

2014

2015

2015

Количество выпускников

24

49

42

36

На «4» и «5»

Награждение (медаль)

6-25%

-

15-35%

2

17-45%

2

12-33%

1

Поступление

- техникум

-Вуз

2

21

9

38

4

32

7

26

Рисунок 7

  1. Отношение подростка к человеку как таковому – ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях, безусловно, значима для отрока. Человеческая жизнь бесценна. Никакие соображения справедливости не могут оправдать «слёз невинных». «Лес рубят, щепки летят» - это недопустимо для нашего выпускника.  Он  милосерден,  способен к сочувствию, состраданию, прощению. 75% учащихся всех 4-х выпусков  признают ценность человека, как он есть во всех своих проявлениях.  

            Рисунок 8

  1. Отношение  подростка к человеку как к Другому проявляется в альтруизме.  Более 80 % респондентов  всегда готовы помочь другим людям. В своих действиях во благо других бескорыстны. Всегда готовы помочь слабым, нуждающимся. Ради подобной помощи готовы рисковать собственным благополучием. Любят дарить подарки «просто так». Участвуют в акциях «Забота», «Милосердие», «Подарок ветерану», «Подарок воину». Многие выпускники 2015-2016 года – активные участники движения «Миротворец».

Рисунок 9

  1.   Более половины одиннадцатиклассников признают права других на иной, отличный от их собственного, образ жизни и свободное выражение своих взглядов.

 Они, безусловно, принимают иные культуры, положительно относятся к культурным отличиям, восприимчивы к любым проявлениям культурной дискриминации. Они стремятся к пониманию, проникновению в суть других культур, способны избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов. В каждом старшекласснике также ощутимо стремление рассматривать иные культуры не своей «колокольни», но сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур. В школе проводятся декада правовых знаний, учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью. В 2013 году выпускники стали победителем областного этапа XIII Всероссийской акции «Я – гражданин России».

                         Рисунок 10

  1. Важное место в характере ценностных отношений занимает ценность здоровья – 94 % респондентов считают  приоритетной. Они понимают, что такое здоровый образ жизни. Они способны противостоять попыткам вовлечь их в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и постараться не допустить этого в отношении других. 75 % выпускников занимают в  спортивных секциях, посещают спортивно-оздоровительный комплекс «Дельфин». Принимают участие в спортивных соревнованиях муниципального и регионального уровня. Школа в течение трех последних лет занимает 1 место по лыжным гонкам, 1- е общекомандное  место среди общеобразовательных учреждений городского округа  «Охинский» в 2013-2016 учебном году. Выпускники пропагандируют здоровый образ жизни: акции «Один день без сигарет», участвуют в месячнике здоровья,  в дискуссиях во время встреч с  медицинскими работниками, занимаются проектно-исследовательской деятельностью

 

               Рисунок 11

  1. Отношение подростка к своему душевному «Я» - 80  % учащихся принимают себя такими, какими они есть. Они верят в свои силы и возможности, честно относятся к себе, искренно проявляют свои чувства. Комфортно чувствуют себя в незнакомой компании. Они переносят личные неурядицы, не боятся показаться смешными.

          Рисунок 12

13. На пороге выпуска из школы  старшеклассники школы рассматривают себя как автора и распорядителя собственной жизни. Ощущение личной свободы крайне важно для них. Они способны на самостоятельный и ответственный выбор. Для них очень важно найти смысл собственной жизни, которую он хочет прожить «по Совести».

               Рисунок 13

Рисунок 14

Ценностями для наших выпускников признаны: Семья,  Отечество, Труд, Человек.  

Выпускники школы способны на самостоятельный и ответственный выбор.  Для них всех важно найти собственный смысл собственной жизни, которую они хотят прожить по «совести».    Школа качественно выполняет социальный заказ  общества – выпуск социально адаптированной личности выпускника, обладающей компетенциями: знаниевой, коммуникативной и социальной.

  1. С целью выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности была проведена анкета

«Изучение социализированности подростка» (методика М.И. Рожкова).

Анкета была проведена среди выпускников 2013 года, 2014 года, 2015 года и 2016 года.

  1. Социальная адаптированность

Таблица 1

Уровни

Высокий

19-79%

32-65%

34-81%-

30-83%

115-76%

Средний

5-21%

15-31%

7-17%

5-14%

32-21%

Низкий

1-4%

2-4%

1-2%%

1-3%

5-3%

Рисунок 1

Из результатов исследования следует, что 76 % из числа всех выпускников школы  имеют высокий уровень  социальной адаптированности, т.е. удовлетворенность собой и своей жизнью.

Процесс социализации всегда включает два плана действия взрослеющей личности: адаптацию к социуму (приспособление себя к окружающим влияниям, условиям, обстоятельствам, которое строится на врожденном механизме саморегуляции человека) и самоопределение в социуме (активная позиция, предполагающая оценку происходящего вокруг, отбор предлагаемых обстоятельствами воздействий, принятие их или сопротивление им). В ситуации самоопределения старшеклассник не автоматически использует свой социальный опыт, а проявляет своеобразное жизнетворчество. Здесь имеют место все признаки творчества, проявляющиеся в познавательной деятельности: научно-практические конференции, проектно-исследовательская деятельность, создание и реализация социальных проектов, участие и в школьных и районных, региональных олимпиадах, поисковая деятельность).

  1. Автономность

Таблица 2

Уровни

2013-24 чел.

2014-49 чел.

2015-42 чел.

2016-36чел.

Итого

151 чел.

Высокий

20-83%

40-82%

39-93%

32-89%

131-87%

Средний

3-13%

7-14%

2-5%

3-8%

15-10%

Низкий

1-4%

2-4%

1-2%%

1-3%

5-3%

Рисунок 2. Автономность

 Наряду с социальной адаптированностью развития  более 87 %  выпускников обладают личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности,  открытие для себя новых горизонтов, познание «радости завтрашнего дня»,   ориентировка и определение своего места во взрослом мире.

  1. Социальная активность

Таблица 3

Уровни

2013-24 чел.

2014-49 чел.

2015-42 чел.

2016-36чел.

Итого

151 чел.

Высокий

21-83%

42-85%

40-95%

33-92%

136-90%

Средний

2-13%

6-13%

2-5%

3-8%

13-8%

Низкий

1-4%

1-2%

-

-

2-2%

Обобщенные результаты исследования за 4 года позволяют сделать вывод,  90 % респондентов проявляют социальную активность,  занимаются самовоспитанием у себя общечеловеческих качеств.

Рисунок 3. 

  1. Гуманистические нормы жизнедеятельности  (нравственность)

Таблица 3

Уровни

2013-24 чел.

2014-49 чел.

2015-42 чел.

2016-36чел.

Итого

151 чел.

Высокий

21-83%

42-85%

40-95%

33-92%

136-90%

Средний

2-13%

6-13%

2-5%

3-8%

13-8%

Низкий

1-4%

1-2%

-

-

2-2%

Рисунок 4. 

Нравственные чувства основаны  на принятом в нашем обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

  Следовательно, учащиеся 11классов социализированы, что подтверждается участием в социальных проектах, конкурсах, олимпиадах.

 80%  из числа респондентов получают дополнительное образование  в кружках, секциях.

Высокий уровень нравственности – гуманистические нормы жизнедеятельности прослеживается у 90 %, и высокий уровень социальной активности проявляют 90 % старшеклассников.

 Ценности как смыслы жизни и бытия не заложены ни в человеке, ни в обществе.  Их появление есть результат деятельности человека, его взаимодействия с миром, с людьми; их возникновении возможно благодаря рефлексии, обращенной на мир, культуру, на себя.

Развитие личности, в первую очередь, её духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе социализации.

  1. Методика «Ценностные ориентации»  (автор М. Рокича)

Цель: определение ведущих ценностей, объединение их в системы, наличие их структурированности.

Анкета была проведена среди выпускников 2013 года, 2014 года, 2015 года и 2016 года.

Результаты анкет каждого года были проанализированы и позволили выделить  ведущие ценности наших выпускников.

  Респондентам предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер  по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

      М. Рокич различает два класса ценностей:

1. Терминальные ценности - убеждение человека в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

2.  Инструментальные ценности – убеждения человека в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.  

I. Анализируя  терминальные ценности, респонденты ранжировали   для себя как значимые, присвоив каждой ценности  порядковый номер:

  1. здоровье  (физическое и психическое);
  2. любовь;
  3. наличие хороших и верных друзей;
  4. счастливая семейная жизнь;
  5. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  6. уверенность  в  себе  (внутренняя  гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений;
  7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  9. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  10. активная  деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  11. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  12. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  13. творчество (возможность творческой деятельности);
  14. жизненная мудрость  (зрелость суждений  и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  15. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, своего народа, человечества в целом);
  16. красота природы и искусства (переживание прекрасного  в природе и  искусстве);

 

      Следовательно,  респонденты  выбрали из терминальных  ценностей  самыми главными  индивидуального существования – это здоровье, любовь, хорошие и верные друзья, счастливая семейная жизнь, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), т.е. это те значимые цели существования человека, чтобы к  ним стремиться.

                                                                         

        Проанализуруем  выбор предпочтений ценностей  респондентов.

        На 1 место испытуемые поставили здоровье (физическое и психическое). Выбор не случайный,  так как осознают, что без наличия здоровья нельзя создать счастливую семью, иметь друзей, встретить молодого человека и полюбить. Ведь  недаром писал Генрих Гейне:  «Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».

       Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутыми являются главными в общении подростка.  В дружбе подросток определяет ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от  него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятой группой. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек отражается в них.  

     Приоритетными ценностями испытуемые в будущем для себя выбирают счастливую семейную жизнь, так как 85%  респондентов проживают в полных семьях, а 15 % - в неполных (из анализа социального паспорта школы).

II. Во  втором списке «Инструментальные ценности» после присвоения каждой ценности порядкового номера, были выделены группы  по значимости для респондентов:

  1. место - этические ценности – 29,4%
  2. место - альтруистические ценности – 17,1%;
  3. место – ценности дела – 16,2%
  4. место – ценности самоутверждения – 15,8%;
  5. место – индивидуалистические ценности -14,8%

В  группе  этических ценностей  респонденты  отдали предпочтение:

  • широта взглядов – 15,9%
  • воспитанность – 14,4%  

     Широта взглядов – умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки.

     Воспитанность – хорошие манеры.

  • На втором месте  списка инструментальных ценностей – альтруистические:высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) – 11%;
  • образование – 6,1%

        На  3 месте ценности дела:

  • эффективность в делах – 10%
  • исполнительность (дисциплинированность) -9,5%
  • рационализм – 9,3%;
  • независимость – 8,8%;
  • ответственность – 8,4%

   Эффективность в делах подразумевает трудолюбие, продуктивность в работе.

         Приоритетное направление в группе занимает  исполнительность, т.е. дисциплинированность и рационализм – умение здраво и логически мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения. К ценностям  дела относят независимость – способность действовать самостоятельно, решительно и ответственность – чувство долга , умение держать слово

    На 4 место  вышли ценности  самоутверждения:

  • терпимость – 10%;
  • непримиримость к недостаткам в себе и других – 8,8%;
  • самоконтроль – 8,4%

В группу  индивидуальные ценности были сгруппированы – 6 место – 8.4%

  1. чуткость – 14,9%;
  2. честность- 10,7%;
  3. твердая воля – 8,8%;
  4. смелость в отстаивании своего мнения,  своих взглядов – 8,3%;
  5. аккуратность-8,3%;
  6. жизнерадостность-5,3%

       Для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций  и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей  и поведения  индивида.

    Следовательно, система ценностных ориентаций выражает содержательное отношение старшеклассников к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.  Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и  интересов, указывают на направленность поведения.

 Выводы:    

   Личностное самоопределение является основным новообразованием ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми.

Важнейшей психологической условием возникновения и развития самоопределения старшеклассников являются их ценностные ориентации, а становление личностного самоопределения происходит в результате сложного взаимодействия внешних и внутренних факторов развития. Влияние социальных факторов, прежде всего, специфика социокультурных условий жизни, переломляющихся  в комплексе психологических особенностей старшеклассника (мотивы, интересы, опыт и т.д.), проявляется в особенностях его отношение к себе, к собственной деятельности, поведения и взаимодействия с другими.

            Новый характер самоопределения, который формируется в старшем школьном возрасте, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность. Становление этого феномена осуществляется поэтапно: сначала внутренне, то есть через осознание учеником действительности и себя в социуме; сравнения действительности со своей системой норм, ценностей и их оценку; сравнения себя и требований объективной действительности; самооценку; выбор определенной социальной роли, устойчивой жизненной, общественной позиции, и только потом проявляется внешне в деятельности и поведении через реализацию социальной установки, обмен ценностями.

Ценности как смыслы жизни и бытия не заложены ни в человеке, ни в обществе.  Их появление есть результат деятельности человека, его взаимодействия с миром, с людьми; их возникновении возможно благодаря рефлексии, обращенной на мир, культуру, на себя.

Развитие личности, в первую очередь, её духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе социализации.

Цель: выявить характер отношений подростка к людям, природе, Родине, труду, к знаниям, к своему внутреннему миру и определить личностную направленность учащихся, их отношение к основным ценностям нашего общества.

В результате проведенных исследований выявлено, что ценностями для наших выпускников признаны: Семья,  Отечество, Труд, Человек.  

Выпускники школы способны на самостоятельный и ответственный выбор.  Для них всех важно найти собственный смысл собственной жизни, которую они хотят прожить по «совести».    Школа качественно выполняет социальный заказ  общества – выпуск социально адаптированной личности выпускника, обладающей компетенциями: знаниевой, коммуникативной и социальной.

Из результатов исследования следует, что 76 % из числа всех выпускников школы  имеют высокий уровень  социальной адаптированности, т.е. удовлетворенность собой и своей жизнью.

Наряду с социальной адаптированностью развития  более 87 %  выпускников обладают личностной автономией, потребностью в утверждении своей индивидуальности,  открытие для себя новых горизонтов, познание «радости завтрашнего дня»,   ориентировка и определение своего места во взрослом мире.

Нравственные чувства основаны  на принятом в нашем обществе понимании добра и зла, долга и чести, справедливости и несправедливости.

 Респонденты  выбрали из терминальных  ценностей  самыми главными  индивидуального существования – это здоровье, любовь, хорошие и верные друзья, счастливая семейная жизнь, продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), т.е. это те значимые цели существования человека, чтобы к  ним стремиться.

  Выпускники школы обладают сформированным личностным самоопределением, и  школа выполняет свою главную миссию: формирование личности, способной к самореализации в обществе.

Основные характеристики  личностного самоопределения заключаются в следующем:

  1. потребность  в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;
  2. личностное самоопределение ориентировано в будущее;
  3. личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования речевой компетентности обучающихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ

Материал презентации позволит организовать эффективную подготовку к ЕГЭ....

Проектная деятельность в личностном самоопределении обучающихся математике.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности ребят.Работа над проектами обогащает ребёнка новыми знания...

Развитие личностного самоопределения учащихся 5-9 классов

Квалификационная работа на высшую категорию по дополнительному образованию...

Подготовка к итоговой аттестации обучающихся 11-х классов

Тематическое  планирование по курсу: « Подготовка к итоговой аттестации обучающихся 11-х классов»Цели курса: повышение качества  вычислительных навыков;получение навыков реше...

Внеурочное мероприятие «Читаем Конституцию?!» (игра-викторина) для обучающихся 11-х классов

Для того чтобы научиться жить по праву, кончено, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет дух всех законов  и их предназначение, невозможно стать свободным, ...

Описание передового педагогического опыта по профильному обучению «Самоопределение обучающихся 9-х классов, через организацию элективных курсов, информационную работу и профильную ориентацию»

Цель проекта·         Создание условий для реализации предпрофильной подготовки, содействующей самоопределению обучающихся старших классов основной школы относи...

Проектно-исследовательская деятельность и личностное самоопределение обучающихся при изучении математики в 5 классе.

Выполнение учебных проектов с прикладным содержанием - одна из содержательно-дидактических линий современного школьного курса математики с учётом ФГОС. Проект учащегося - это дидактическое средст...