Образовательный квест для старших дошкольников "Земля - наш дом"
методическая разработка по психологии по теме

Королева Наталья Александровна

Квест-технология отвечает общей структуре технологии активизации познавательной деятельности дошкольников. Цель данного квеста: формирование познавательной мотивации у детей посредством познавательной деятельности, эмоциональной вовлеченности в нее, повышения степени инициативности каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

КВЕСТ  «Земля – наш дом»

                                                                     «Дети любят искать и сами находить.

                                                                       В этом их сила».

                                                                      Альберт Эйнштейн

Цель:

Виноградова Е.Л. выделила три показателя выраженности познавательной  мотивации:

1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность

(сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса;

положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Формирование познавательной мотивации у детей посредством целенаправленной деятельности, эмоциональной вовлеченности в нее, повышения степени инициативности каждого ребенка.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
- воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить понятия «глобус», «Солнечная система», названия планет и порядок их расположения в Солнечной системе;

- закрепить знания об основных экологических системах Земли;

- активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей;

- обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного  напряжения.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, поисковую активность;

- развивать творческие способности, воображение;

- развивать умение решать проблемные ситуации;

- развивать логическое мышление, умение устанавливать взаимосвязи между предметами;

- развивать умение выделять функцию объекта;

- развивать умение по определению подсистемы выстраивать систему;

- развивать умение видеть лишним каждый предмет, в зависимости оттого, по какому признаку проводится сравнение;

- развивать умение применять символическую аналогию через пиктограммы;

- развивать внимательность;

- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное  отношение к себе и окружающему миру;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

- способствовать сплочению детского коллектива;

- воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Материалы и оборудование:

Маршрутные листы (карты); бросовый и природный материал; карточки с изображением экосистем (лес, степь, пустыня, полярная пустыня, болото); карточки с изображением животных и птиц (лось, рысь, белка, бурый медведь, тетерев, суслик, хомяк, степной орел, черепаха, варан, змея гюрза, белый медведь, морж, пингвин, полярная крачка, лягушка, уж); карточки с изображениями деревьев, цветов, овощей, фруктов (помидор, банан, яблоко, апельсин, роза, ромашка, василек, одуванчик, береза, лиственница, ель, сосна);

карточки с изображением планет Солнечной системы; карточки с ребусами; емкость с водой, находящаяся в «черном ящике»; карточки для пиктограмм; карандаши; глобус; мольберты, магниты; эмблемы желтого, синего, зеленого цветов (используются для деления детей на команды); изображения цветов (используются как символ успешного выполнения задания).

Ход игры:

Герой, сопровождающий квест-игру: житель другой Галактики /Инопланетянин/

Ведущий (психолог):

    -  Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, вы любите свой дом? А что для вас значит «дом»? (Дети: «Это то место, где мы живем»). А вы можете назвать точный адрес вашего дома? (Дети: «улица… - дом №…  - город Озерск  -  страна Россия  -  планета Земля -  Солнечная система»). То есть, можно сказать, что планета Земля – это общий ДОМ для всех людей?  

Давайте посмотрим, как прекрасна наша планета Земля!

Презентация «Наша планета Земля»

Текст, сопровождающий презентацию:   Наша планета – Земля, очень красивая. На ней:

  • густые леса;
  • бескрайние степи;
  • высокие горы;
  • глубокие моря и океаны;
  • широкие реки;
  • большие города;
  • маленькие селенья;

Наша планета Земля – общий ДОМ для всех людей!

     

Звучит «космическая» музыка. Появляется инопланетянин.

Ведущий (психолог): Ребята, кто же это?

Инопланетянин:

     -  Здравствуйте, ребята! Я прилетел к вам издалека, с другой Галактики. Я - Инопланетянин. Какие вы все красивые, какие добрые у вас лица! А как называется эта прекрасная планета, на которой вы живете? (Дети: «ЗЕМЛЯ!»)

Ребята, я должен вам кое в чем признаться! Так получилось, что я навел на вашей Земле беспорядок! Но сделал я это не специально, честное слово, я, как и вы, очень добрый! Просто я совсем не знаю вашу планету, не знаю, где живут какие животные, не знаю, какие растут на ней растения, и вообще многого не знаю на вашей планете! Поэтому, видимо, все на ней перепутал!

Ребята, наведите, пожалуйста, порядок, на вашей Земле, исправьте мои ошибки, а заодно объясните мне, что же я сделал неправильно, помогите мне получше узнать вашу планету и расскажите, как же правильно вести себя на ней!

Ведущий (психолог):

     - Ребята! Давайте поможем нашему гостю побольше узнать о нашей планете, подскажем, какие ошибки он совершил, и покажем, как их исправить.

А для этого вам нужно будет пройти путь, состоящий из нескольких этапов, на которых нужно будет выполнить задания. А как будет проходить ваш путь – вам подскажет КАРТА (к карте прилагаются вербальные инструкции, направленные на ориентировку в пространстве, которые озвучивает педагог, сопровождающий детей).

После каждого правильно выполненного задания вы будете получать вот такой красивый цветок (показывает детям); заданий всего будет семь, т.е. каждая команда должна собрать букет из семи цветов.

     А перед тем, как отправиться в путь, давайте разделимся на команды.

Дети делятся на команды в соответствии с цветом своей эмблемы. Педагог заранее продумывает распределение детей на команды, учитывая наличие в одной команде гиперактивных, тревожных, креативных детей. Перед игрой педагог прикрепляет к одежде ребенка эмблему (цветной круг; используются желтый, синий, зеленый цвета).

А чтобы команды работали дружно, мы сыграем с вами в игру «Дружный клубочек» (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Каждой команде выдается карта: «Счастливого вам пути, ребята!!!»

ЭТАП 1 «Трансформер»

Инструкция: Перед вами на поляне разбросан мусор, которому наш Инопланетянин не смог найти применение. Давайте поможем ему и подскажем, как еще можно использовать эти предметы.

ЭТАП 2 «Рассели животных»

Инструкция: Перед вами 4 фотографии, на которых изображены: арктическая (ледяная) пустыня; лес; степь; пустыня (жаркая, засушливая).

Но наш гость Инопланетянин опять допустил ошибку и неправильно расселил животных. Вам нужно исправить его ошибки и расселить животных правильно.

ЭТАП 3 «Разгадай ребусы»                

Инструкция: Разгадайте ребусы (зашифрованы слова: «лето», «осень», «зима», «весна»).

Давайте объединим эти разгаданные ребусы одним словом: времена года.

«Ассоциации» (альтернатива)

Инструкция: Послушайте внимательно описание предмета и определите, о ком или о чем я рассказала (то есть предметов может быть несколько, они могут быть живыми и неживыми). Например, я описываю предмет такими словами: желтое, мягкое, пушистое. Что или кто это может быть? (цыпленок, клубок …).

черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы);

круглое, сладкое (печенье, конфета, зефир, яблоко);

зеленое, прыгучее…

холодное, белое…

ЭТАП 4 «4-лишний»  (ТРИЗ)

Инструкция: На доске изображены 4 предмета. Мы будем их сравнивать. Но каждый из этих предметов по очереди будет «лишним». А вы объясните, почему.

  1. Помидор, банан, яблоко, апельсин.
  2. Роза, ромашка, василек, одуванчик
  3. Береза, лиственница, ель, сосна.

ЭТАП 5 «Черный ящик»

Инструкция: Перед вами «черный ящик». В нем что-то находится. Отгадайте, что это:

Бывает в твердом виде и в виде газообразном,

В жидком виде,…   в чистом, в грязном, …

Может много быть ее и мало, …

Может снегом быть, а может таять…

Животные, растения и человек

Прожить не могут без нее вовек!     (Вода)

ЭТАП 6 «Пиктограммы»

Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий в схематическом виде важнейшие узнаваемые черты объектов, предметов, явлений, на которые он указывает. Средство, облегчающее, систематизирующее, направляющее, ускоряющее процесс усвоения детьми материала, а также формирующее приемы работы с памятью (приемы мнемотехники).

Инструкция: Ребята! А теперь давайте составим для нашего гостя правила, как же нужно вести себя на нашей планете, чтобы не навредить ее природе. Для этого составьте ПИКТОГРАММЫ и расскажите, какие правила вы на них изобразили.

Ведущий (психолог):

   - Ребята! Молодцы! Вы успешно выполнили задания.

А это что такое? (показывает глобус). (Дети: «глобус»). А что такое глобус? («Это модель нашей планеты»). Что можно увидеть на глобусе? («Континенты, страны, океаны, моря, горы…»)

Ребята, наша планета Земля находится в Солнечной системе. А еще есть планеты в Солнечной системе, кроме Земли? («Да»). А вы сможете правильно расположить их в Солнечной системе?

ЭТАП 7 «Планеты Солнечной системы»

Инструкция: Правильно расположите планеты в Солнечной системе по отношению к Солнцу.

(У каждой команды - равное количество изображений планет. Дети обсуждают правильное их расположение и размещают «свои» планеты на планшете с изображением орбит).

Ведущий (психолог): - Ребята, вы молодцы, вы правильно выполнили это трудное задание! Итак, в центре Солнечной системы вы расположили Солнце; первая планета от Солнца - Меркурий; вторая - Венера; наша планета Земля – третья по счету планета Солнечной системы; четвертая - Марс, пятая - Юпитер, шестая - Сатурн, седьмая - Уран, восьмая - Нептун.

Инопланетянин:

   - Но объясните, пожалуйста, почему же я попал именно на вашу планету, хотя есть и другие планеты в Солнечной системе!

Дети: потому что во всей Солнечной системе только на планете Земля есть жизнь (воздух, вода, свет (тепло), пища). На другой планете Солнечной системы наш гость не смог бы прожить.

Инопланетянин:

   - Ребята! Большое вам спасибо! Я понял, какие ошибки я совершил, и вы помогли мне их исправить! Я многое узнал; узнал, как можно использовать различные предметы (мусор), что животные живут каждый в своей среде, узнал о растениях вашей планеты. Вы научили меня правилам, как нужно вести себя на вашей планете!

Я увидел, какая прекрасная планета Земля, на которой вы живете! И, самое главное, я понял, как вы любите свою планету, какие вы дружные и умные!

Давайте украсим вашу планету цветами, которые вы собрали! (Дети прикрепляют цветы на глобус).

А мне пора возвращаться домой, в свою далекую Галактику! Но перед этим на память о нашей встрече я хотел бы подарить вам этот космический ТАНЕЦ!!!

Упражнение «Танцевальная терапия» (ПРИЛОЖЕНИЕ)

Приложения:

Игра «Дружный клубочек» 

Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.

- У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и скажу, как я рада его видеть и быть с ним в одной команде – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».

 Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе (все, у кого в руках нитка) говорим ему эти слова. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично!

- Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, настроение улучшилось, и мы готовы к работе.

Танцевальная терапия

Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

- Музыкальные движения  повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).

Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)   Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
2. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е.С. Полат [и др.]; под ред. Е.С. Полат. - М. : Академия, 2001. - С. 272.
3. Степанова, И.Ю. Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий [Текст] / И.Ю. Степанова // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет». - СПб., 2001.
4. Чечель, И.Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов [Текст] / И.Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 4. - С. 3.
1. Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский. - (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).
2. Как создать веб-квест. - (http://uwle4enia.ucoz.ru/publ/uchitelju/kak_sozdat_veb_kvest/5-l-0-6).
3. Николаева, Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Н.В. Николаева. - (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).
4. Романцова, Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Романцова. - (http://festival.lseptember.ru/articles/513088/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая образовательная квест-игра для пятиклассников: инструкция проведения, задания, ответы.

Как насчет обучения на перемене?Оказывается, обучение как игра привлекает внимание пятиклассников своей новизной и доступностью, тем более, что ученикам была предоставлена возможность получения ...

Математическая образовательная квест-игра для пятиклассников: инструкция проведения, задания, ответы.

Как насчет обучения на перемене?Оказывается, обучение как игра привлекает внимание пятиклассников своей новизной и доступностью, тем более, что ученикам была предоставлена возможность получения ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Образовательный квест как интерактивная образовательная среда

На современном этапе развития образовательной системы появляются новые технологии и деятельностные формы взаимодействия с обучающимися, в основе которых лежит их активизация и включение в образователь...

Новогодний квест для старших дошкольников "Сказочный город"

Новогодний квест для старших дошкольников "Сказочный город"...

Задания для квеста для старших классов (8-11), приуроченного ко Дню здоровья (7 апреля)

Задания, которые вы можете использовать для создания квеста, приуроченного ко Дню здоровья....