Элективный курс по психологии
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Булахова Виктория Алексеевна

Данный курс составлен для прочтения учащимся 9 классов, интересующихся психологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnyy_kurs_po_psihologii_2015-2016.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

  Образовательный центр ОАО "Газпром"

Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении педагогов-психологов

____________________

(протокол № ____

от « __  » августа  20__г.)

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

УТВЕРЖДАЮ

Директор НОУ СОШ ОЦ ОАО «Газпром»

(ФИО)

(ФИО)

«__» __________ 20__г.

«__» ________ 20___г.

«__» ________ 20__г.

Рабочая программа элективного курса

«Психология в современном мире»

 (наименование учебного предмета \ курса)

                                     9________________________

(ступень образования  \ класс)

2015 – 2016       учебный    год             

 (срок реализации программы)

Программу составила начальник психолого-педагогического отдела      Булахова В.А..                                                

Пояснительная записка

Актуальность программы. Старший школьный возраст (9 класс) – это тот уникальный сензитивный  период, в котором наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.

Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану, отличают психологию старшеклассника. Другими словами, у учащихся 9-х классов возрастает потребность в самопознании. Однако, имеющихся знаний, умений и навыков у девятиклассников часто недостаточно для самостоятельного удовлетворения этой потребности.

Освоение программы элективного курса «Психология в современном мире»  призвано  помочь учащимся в удовлетворении их возросшей потребности в самопознании и саморазвитии.

Кроме того, элективный курс «Психология в современном мире»   направлен на повышение психологической информированности, ориентирование учащихся в психологической науке, а также на развитие у старшеклассников навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.

Теоретические  знания и практические умения в области психологии позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

Программа элективного курса «Психология в современном мире » реализуется в НОУ СОШ ОЦ «Газпром»  для учащихся 9-х классов по выбору. На изучение программы  отводится  8 часов учебного времени (1 занятие один раз в неделю в течение 2 недель).

            Программа апробирована в I полугодии  2012-2013 уч.г. и в I полугодии2013-2014 уч.г.

            Курс углубляет и интегрирует начальные знания учащихся по психологии, полученные в ходе изучения биологии, анатомии, обществознания. Также курс расширяет представления учащихся о психологии, ее возможностях, раскрывает понятия некоторых социально-психологических феноменов, позволяет овладеть навыками эффективного общения и самопознания.

 Основной принцип реализации программы  – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников в области психологии. В целом, программа базируется на учете возрастных особенностей девятиклассников, их психофизического развития. В частности, при разработке программы учитывалась характерная особенность психологии подростка, заключающаяся в максимализме, желании высказывать собственную позицию с одной стороны и повышенной ранимости с другой.

Цель курса: овладение психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры и обеспечивает подростку полноправное вступление в самостоятельную жизнь.

Задачи курса:

1.      освоение знаний в области психологии;

2.      овладение умениями применять психологические техники на практике; находить и анализировать психологическую информацию;

3.      развитие  навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия, а также навыков самопознания и саморазвития;

4.      воспитание ответственного отношения к процессу и результатам обучения;

формирование интереса к изучению психологии, своего внутреннего мира, интереса к межличностному взаимодействию; формирование психологической готовности старшеклассника к реальной сложности его межличностных и деловых отношений.

Для достижения поставленных целей и задач используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (лекция, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.); практические (упражнения, выполнение заданий).

Среди методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются методы формирования интереса к учению (познавательные и деловые игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций, социально-психологический тренинг); методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

В качестве методов контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности используются методы устной и письменной проверки знаний, умений и навыков.

Текущий контроль - устный опрос, письменные проверочные работы.

Итоговый контроль - защита творческих работ (эссе, психологический портрет, творческий отчёт по результатам своей работы в течение всего курса).

Формами проведения занятий являются: лекция,  групповая дискуссия,  «анализ конкретных  ситуаций», деловая игра,  социально-психологический тренинг.  

Ожидаемые результаты обучения.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.

В результате освоения программы элективного курса «В мире психологии» учащийся должен:

  • Знать основные понятия психологической науки, место и роль психологии в системе наук.
  • Уметь осуществлять проведение, обработку и интерпретацию психодиагностических методик, направленных на углубление знаний о своих индивидуально-психологических особенностях и возможностях; ориентироваться в психологической информации.
  • Владеть навыками применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций, способов разрешения конфликтов.

Условия, необходимые для реализации программы:

Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска). Необходимые дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий (система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).

Основное содержание программы элективного курса.

«Психология в современном мире»  

Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ -  НАУКА О ДУШЕ        4 часа

Тема 1.1. Психология – наука о душе.  -  1 час

Определение психологии как науки, её место среди наук о человеке. Житейская  и  научная психология: сходство и различия.

Основные понятия психологии.Разделы психологии – общая, медицинская, педагогическая и т.п.

 

Тема 1.2. Знакомство как первый шаг к установлению гармоничных межличностных отношений. Правила и принципы психологического консультирования – 1 час

Тренинг как один из ведущих методов практической психологии. Правила работы тренинговых групп: «здесь и теперь», правило искренности, конфиденциальности, правило «Я», правило активности, право говорящего.

 Анализ ситуации консультирования (игра или сцена из фильма).

Тема 1.3. Характер человека – 1 час

Определение понятия «характер», описание характеров в зависимости от телосложения (пикнический, астенический, атлетический). Учет особенностей характера при выборе профессии.  

Игра «Угадай характер».

Тема 1.4 Темперамент и будущая профессия  – 1 час

Описание темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Тест на определение темперамента. Обсуждение профессий по типу темперамента.

Групповая игра « Угадай кто Я?»

Раздел 2. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА      4 часа

Тема 2.1. Проективная методика РНЖ – содержание и особенности интерпретации. – 1 час

Теория появления и изучения проективных методов в психологии.

Анализ готовых рисунков детей, обсуждение по группам.

Тема 2.2. Самоисследование и мотивация. Личностные ресурсы.

(Работа с метафорой и метафорическими картами.) – 1 час

Знакомство с методами психосинтеза и психодрамы в работе психолога. Небольшое проективное самоисследование.

Тема 2.3. Ценности и убеждения в жизни человека. – 1 час

Что такое ценностные установки, как они приобретаются и изменяются в течении жизни.

Методика ранжирования ценностей, и методика смены убеждений. Практическое занятие и просмотр видеоролика.

 

Тема 2.4. Почерк как отражение характера человека. –1 час

Понятие темперемента и характера. Знакомство с автором теории психотипов К.Г.Юнгом.

Основные теоретические данные о психологических особенностях почерка человека в зависимости от характера. Практическая работа по анализу почерка 2 выдающихся писателей – Пушкина А.С. и М.Горького.

Раздел 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА НАУКУ ПСИХОЛОГИЮ.       2 часа

Тема 3.1 Психоаналитическая психология К.Г.Юнга. – 1 час

Понятие Архетипа и Символа. Рисуночная методика Мандала, анализ рисунков.

Тема 3.2. Зигмунд Фрейд как основоположник психоанализа. – 1 час

Понятие бессознательного, Я-ОНО-СВЕРХ Я. Психологические защиты и как они действуют не только в теории. Анализ ежедневных ситуаций с т.з. психологических защит.

Завершающее ЭССЕ на тему элективного курса.

Приложение 1

Список литературы, используемой при написании курса:

 

  1. Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия», 2004.
  2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / СПб.: Питер, 2007.
  3. Лухтанова Е.В. «Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов // Вестник практической психологии образования. 2009. №2.
  4. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
  5. Овчарова Р.Р. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
  6. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
  7. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2006.
  8. Практическая психология: Учебник /Под ред. М. К. Тутушкиной — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
  9. Программы элективного курса «В мире психологии», автор Ташкина О. А.
  10. Программы элективного курса «Основы психологии» (для учащихся 8–11-х классов гуманитарного профиля) , автор Демина Э. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по психологии

Мною разработанный элективный курс по психологии для учащихся 7-9 класса "Познай себя"...

элективный курс по психологии

Название курса "Психология межличностных отношений" Дополняет программу по обществознанию и соответствует новым ФГОС...

Авторская программа элективного курса по психологии.

Мною была разработана программа элективного курса по психологии "Познай себя" для 5-6 классов. Данная программа была успешно опробавана в нашем лицее....

Программа элективного курса по психологии «Твое профессиональное призвание»

        Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ...

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ»

Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии,...

Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса

 Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию....