Тест по психологии (9 класс) по теме:
отчёт о предпрофильной дигностике 9х елассов

Изучение предпрофильных интересов среди учащихся 9х классов

Скачать:

Предварительный просмотр:

Отчёт  о предпрофильной диагностике учащихся 9-х классов за 2009-10 учебный год

Сегодня, по данным социологических опросов, каждый третий подросток покидает школу, не имея представления о том, кем он будет работать; каждый второй после окончания ВУЗа работает не по специальности. Возникает вопрос, могут ли предпрофильная подготовка и профильное обучение в старших классах изменить ситуацию?

Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент профильного обучения.

С целью выявления динамики направленности профессиональных интересов, жизненных планов и трудовой мотивации учащихся проводился предпрофильное исследование среди учащихся 8-х классов Волховской городской гимназии.

Было опрошено 17 человек в 9 “а” классе, 17 человек в 9  “б” классе.

Цель работы: сбор информации о готовности учащихся к осознанному выбору предпрофильного образования.

Результаты анкетирования 9 “б” класса.

Ответы выпускников распределились следующим образом:

  1. Обсуждается ли в вашей семье вопрос о выборе профиля обучения?

Видно, что данный вопрос обсуждается в семьн.

  1. Считаете ли вы себя готовым сделать выбор профиля обучения?

Но, при этом,  из них  76% считают, что готовы к выбору профессии, 24% не уверены в своей готовности.

  1. Для выявления внешкольных интересов ребятам был задан следующий вопрос: Чем вы любите заниматься в свободное время?

Ответы на данный вопрос расположились следующим образом:

  1. спорт – 41%;
  2. работа за компьютером – 29%;
  3. чтение – 24%;
  4. прогулки – 18%;
  5. музыка – 14%;
  6. рисование – 12%;
  7. фотографирование – 12%;
  8. нет любимого занятия – 12%
  9. Интернет – 6%;

Таким образом, можно видеть, что, чаще всего в свободное время большинство детей предпочитают заниматься спортом, гуляют со сверстниками на улице, слушают музыку, встречаются с друзьями, сидят за компьютером. Реже дети читают художественную литературу, посещают библиотеку.

  1. Какие кружки, факультативы, секции вы посещаете или посещали?

Интересы детей являются важной частью в жизни ребёнка, так или иначе влияющие на предпрофильные предпочтения.

В данном вопросе ответы респондентов распределились следующим образом:

Из представленной диаграммы видим, что наибольшее количество учащихся (29%) предпочитают заниматься в спортивной школе, 18%  обучаются в художественной и музыкальной школах, 12% посещают бассейн. Следует отметить, что 6% ограничиваются образованием в гимназии, предпочитая увеличить своё свободное времяпровождения.

  1. Из каких источников вы получаете информацию о профессиях (отметьте несколько вариантов)?

Таким образом, видно, что основным информационным источником  об особенностях различных профессий у учащихся данного класса являются родители (данный ответ дали 100%), далее ранжирование ответов свидетельствует о роли учителей - 53%, СМИ – 48% (телевидение и радио), друзей и других взрослых – 47%,  и 33% респондентов отмечают, что получают данную информацию по интернет-каналу, а также из литературных источников.

  1. Укажите, насколько вам нравятся следующие области (учебные предметы)?

Для ответа на этот вопрос ребятам был предоставлен перечень предметов, которые им требовалось проранжировать в различные категории «очень нравится», «нравится», «не нравится»; «очень не нравится».

Анализ данных позволяет увидеть, что среди предметов в категории «очень нравятся» преобладают такие как:

  1. информационные технологии – 65%;
  2. история – 53%.
  3. география – 47%;
  4. физика – 35%;
  5. биология – 35%;

В категории «нравятся» учащиеся отмечают следующие предметы:

  1. русский язык – 71%;
  2. литература – 59%;
  3. алгебра – 59%;
  4. биология – 47%;
  5. технология – 47%;
  6. геометрия–
  7. технология - 47%;
  8. Иностранный язык – 47%;
  9. Обществознание – 41%.

7.  Укажите, насколько вам не нравятся следующие области (учебные предметы)?

 

В категории предметов «Не нравятся» наблюдается следующее ранжирование:

1. иностранный язык – 35%;

2. алгебра – 29%;

3. литература – 29%;

4. технология – 29%.

В  категории «Очень не нравится» преобладают следующие предметы:

  1. Химия  – 12%;
  2. алгебра – 6%;
  3. физика – 6%.

  1. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9-го класса?

Из представленной диаграммы видно, что 47% учащихся собираются продолжить обучение в профильном 10-11-м классе, 29%  собираются продолжить обучение в техникуме или колледже. Но необходимо отметить тот факт, что 24% учащихся не определились в своем выборе.

  1. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания школы?

59% респондентов отметили, что желали бы продолжить своё обучение в ВУЗе.

12% планируют продолжить обучение в колледже, техникуме или училище. При этом наблюдается невысокая тенденция неопределённости учащихся – 12%.

  1. С какой областью вы связываете свою будущую профессию?

Учащимся были предоставлены 15 категорий. В результате исследования, категории были проранжированы следующим образом.

  1. Экономика, организация и управление – 53%;
  2. Информационные техника и технологии – 41%;
  3. Сервис, обслуживание населения, услуги – 29%
  4. Медицина – 24%
  5. Техника, производство, материальные технологии -24%;
  6. Транспорт – 24%
  7. Искусство – 18%;
  8. Педагогика – 18%;
  9. Право, юриспруденция – 12%;
  10. Строительство – 12%
  11. Армия, милиция – 12%;
  12. торговля – 6%
  13. Психология – 6%;
  14. Фундаментальная наука – 6%;
  15. Литература, история – 6%.

Таким образом, существенное преобладание  занимают профессии в сфере экономики, организации и управления, информационно-технологического и социально-экономического профиля.

  1. Если бы вам предстоял выбор профильных 10-11-х классов, то какой профиль вы бы выбрали?

Результат данного вопроса наглядно показывает преобладание в классе учащихся с  социально-экономическим наклоном – 59%. Далее следует: информационно-технологический – 35%;физико-математический, гуманитарный, технологический и оборонно-спортивный – 24%; 18% респондентов отметили химико-биологический профиль.

11. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии (должности, места, работы)?

Данный вопрос помогает выявить: на какие факторы ориентируются учащиеся при выборе той или иной профессии. Результаты анкетирования следующие:

  1. Соответствующий вашим особенностям характер работы (умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.) –  65%.
  2. Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, направленность рабочего графика и др.) – 65% .
  3. Возможность постоянного повышения квалификации – 53%.
  4. Сообразность развитию задатков вашей личности – 29%.
  5. Возможность профессионального роста, успешной карьеры –76%.
  6. Востребованность на рынке труда – 53%.
  7. Достаточная престижность профессии – 47%.
  8. Достойный уровень оплаты труда – 71%.
  9. Ничего, просто нравится такая профессия – 24%.

Таким образом, можно видеть, что основным ориентиром при выборе профессии является её успешность в карьере (76%), далее респонденты отмечают необходимость  высокого уровня оплаты (71%). Для  правильного выбора профессии необходимо знать, соответствуют ли психологические и физиологические характеристики выбранной профессии, а также характеристики рабочего места – 65%. Учащиеся ориентируются на востребованность рынка труда и на возможность постоянного профессионального роста (53%).  29% отметили, что выбирают профессию, исходя из психологических особенностей.  24%  считают, что необходимо учитывать интерес к самой профессии.

12. Что повлияло на выбор вами области будущей профессиональной деятельности (профильного 10-11-го класса)?

  1. Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя – 47%.
  2. Школьные предметы, которыми вы хотели бы углублённо заниматься – 41%.
  3. Желание продолжить обучение в конкретном, профессиональном учебном заведении – 35%.
  4. Советы родителей или других родственников – 35%;
  5. Дополнительное (внеклассное) образование – 24%.
  6. Примеры и опыт друзей и знакомых – 24%.
  7. Профессии родителей – 18%.
  8. Пока ничего не повлияло, выбор не сделан – 18%;
  9. Собственный практический опыт профессиональной работы – 12%.
  10. Рекомендации учителей – 9%.
  11. Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ – 5%.

Данный результат подтверждает предыдущие выборы респондентов: 47% уже определились в своём выборе.

Наблюдается тенденция преобладания воздействия на выбор будущей профессии школьных предметов. Советы родителей или других родственников имеют серьёзное значение для 35%. Наименьшее влияние на учащихся оказывают рекомендации учителей – 9% и СМИ – 5%.

Анализ анкетирования 9 “а” класса.

  1. Обсуждается ли в вашей семье вопрос о выборе профиля обучения?

В отличие от учащихся 9б класса (100%), 88% учащихся обсуждают данный вопрос в семье. 12% дали отрицательный ответ.

  1. Считаете ли вы себя готовым сделать выбор профиля обучения?

Из них  53% считают, что готовы к выбору профессии, 41% не уверены в своей готовности и 6% отмечают свою неготовность к дальнейшему выбору

  1. Для выявления внешкольных интересов ребятам был задан следующий вопрос. Чем вы любите заниматься в свободное время?

Ответы на данный вопрос расположились следующим образом:

  1. прогулки – 41%;
  2. читать – 18%;
  3. работать за компьютером – 18%;
  4. музыка – 18%
  5. играть за компьютером – 18%;
  6. спортом – 12%;
  7. рисованием – 12%;
  8. отдыхать – 6%;

Таким образом, можно видеть, что чаще всего в свободное время большинство детей предпочитают прогулки, читать, сидят за компьютером. Реже дети занимаются спортом и реже предпочитают релаксационный отдых.

  1. Какие кружки, факультативы, секции вы посещаете или посещали?

Как можно видеть из представленной диаграммы, наибольшее количество учащихся (59%) посещают курсы по алгебре (59%), 53% - курсы по русскому языку, 29% занимаются рукопашным боем, 24% посещают спортивную школу, 18%  обучаются в художественной и музыкальной школе, 6% предпочитают играть в футбол. Следует отметить, что 6% ограничиваются образованием в гимназии, предпочитая увеличить своё свободное время провождения.

  1. Из каких источников вы получаете информацию о профессиях (отметьте несколько вариантов)?

Таким образом, видно, что основным информационным источником  об особенностях различных профессий у учащихся данного класса являются родители (данный ответ дали 88%),  друзья – 53% далее ранжирование ответов свидетельствует о роли СМИ (телевидение и радио)  – 48%, литературных источников и учителей - 41%, услугами Интернета пользуются 33%. И только 6% учащихся отмечают, что получают нужную информацию от других  взрослых.

  1. Укажите, насколько вам нравятся следующие области (учебные предметы)?

Анализ данных позволяет увидеть, что среди предметов в категории «очень нравятся» преобладают такие как:

  1. биология – 59%;
  2. информационные технологии – 41%;
  3. география – 29%;
  4. история – 24%.
  5. технология – 24%;
  6. литература – 24%.

В категории «нравятся» учащиеся отмечают следующие предметы:

  1. русский язык – 71%;
  2. история – 65%.
  3. Обществознание – 59%.
  4. литература – 53%;
  5. Иностранный язык – 53%;
  6. информатика, программирование – 47%;
  7. технология – 47%;
  8. химия  – 41%.

Укажите, насколько вам не нравятся следующие области (учебные предметы)?

В категории предметов «Не нравятся» наблюдается следующее ранжирование:

  1. Физика – 65%
  2. геометрия  – 47%;
  3. Химия  – 35%;
  4. алгебра – 29%;
  5. литература  – 24%;
  6. Обществознание – 24%.

В  категории «Очень не нравится» преобладают следующие предметы:

1. геометрия  – 35%;

2. алгебра – 18%;

3. иностранный язык – 18%;

4. химия – 12%.

  1. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9-го класса?

Из представленной диаграммы видно, что 65% учащихся собираются продолжить обучение в профильном 10-11-м классе, 23%  собираются продолжить обучение в техникуме или колледже. Но необходимо отметить тот факт, что 12% учащихся не определились в своем выборе.

  1. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания школы?

Полученные результаты подтверждают полученный ранее ответ: 65% респондентов отметили, что желали бы продолжить своё обучение в ВУЗе, 18% планируют продолжить обучение в колледже, техникуме или училище. При этом наблюдается невысокая тенденция неопределённости учащихся – 18%.

  1. С какой областью вы связываете свою будущую профессию?

 В результате исследования категории были проранжированы следующим образом.

  1. Экономика, организация и управление – 59%;
  2. Информационные техника и технологии – 41%;
  3. Техника, производство, материальные технологии -35%;
  4. Транспорт – 35%
  5. Медицина – 24%
  6. Право, юриспруденция –24%;
  7. Армия, милиция – 24%;
  8. Торговля – 24%
  9. Сервис, обслуживание населения, услуги – 18%
  10. Искусство – 18%;
  11. Строительство – 18%
  12. Литература, история – 12%.
  13. Психология – 6%;
  14. Фундаментальная наука – 6%;
  15. Педагогика – 0%;

В данном классе также прослеживается  преобладание интереса к  профессии в сфере экономики, организации и управления, информационно-технологического и социально-экономического профиля.

  1. Если бы вам предстоял выбор профильных 10-11-х классов, то какой профиль вы бы выбрали?

Результат данного вопроса наглядно показывает преобладание в классе учащихся с  социально-экономический наклоном – 59%. Далее следует: информационно-технологический – 47%; химико-биологический – 35%; гуманитарный – 29%; оборонно-спортивный – 24%; технологический и художественно-эстетический – 18% и только 6% респондентов отметили физико-математический.

11. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии (должности, места, работы)?

Ответы, полученные на данный вопрос, распределились следующим образом:

  1. Соответствующий вашим особенностям характер работы (умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.) –  88%.
  2. Достойный уровень оплаты труда – 71%.
  3. Возможность постоянного повышения квалификации – 71%.
  4. Возможность профессионального роста, успешной карьеры –65%.
  5. Благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, направленность рабочего графика и др.) – 53% .
  6. Достаточная престижность профессии – 53%.
  7. Сообразность развитию задатков вашей личности – 35%.
  8. Востребованность на рынке труда – 35%.
  9. Ничего, просто нравится такая профессия – 24%.

Таким образом, можно видеть, что основным ориентиром для выбора профессии является её соответствие личностным особенностям учащихся (88%), далее респонденты отмечают необходимость  высокого уровня оплаты и возможность постоянного повышения квалификации (71%). Так же учащиеся ориентируются на востребованность рынка труда и на возможность постоянного профессионального роста (53%), 24%  считают, что необходимо учитывать интерес к самой профессии.

12. Что повлияло на выбор вами области будущей профессиональной деятельности (профильного 10-11-го класса)?

  1. Примеры и опыт друзей и знакомых – 59%.
  2. Желание продолжить обучение в конкретном, профессиональном учебном заведении – 53%.
  3. Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя – 41%.
  4. Советы родителей или других родственников – 41%;
  5. Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ – 25%
  6. Школьные предметы, которыми вы хотели бы углублённо заниматься – 24%.
  7. Дополнительное (внеклассное) образование – 18%.
  8. Профессии родителей – 18%.
  9. Собственный практический опыт профессиональной работы – 18%.
  10. Пока ничего не повлияло, выбор не сделан – 12%;
  11. Рекомендации учителей – 9%.

Наблюдается тенденция преобладания воздействия на выбор будущей профессии пример и опыт друзей и знакомых; большое желание продолжить обучение в конкретном заведении – 53%; советы родителей или других родственников имеют серьёзное значение для 41%; наименьшее влияние на учащихся оказывают рекомендации учителей – 9%.

13. Какие предложения вы считаете необходимыми осуществить в 10-11-х  классах для вашего профессионального самоопределения

На взгляд учащихся, для более успешного профессионального самоопределения необходимо ввести в школах предметы: "Твоя профессиональная карьера","Технология профессионального успеха", - а также в профильных классах по всем предметам больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии (71%).

53% отмечают необходимость приблизить содержание образования к практической деятельности и организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения.

41% просит увеличить объём сведений о мире труда людей и профессий.

35% считают, что необходимо чаще проводить экскурсии на различные предприятия и предоставить возможность выполнения профессиональных проб по основным школьным предметам. Кроме того, 29% респондентов пожелали принять участие в технологической и профессиональной практике. Этот же процент отметили необходимость увеличить объём сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях.

На вопрос: “Какие факторы могут помешать Вам осуществить ваши профессиональные планы?” учащиеся отмечают в первую очередь недостаточную подготовленность профессионального образования – 100%.

Далее, как можно видеть на представленной ниже диаграммы, неполнота знаний об особенностях выбранной профессии – 59%; 41% отметили трудности получения профессионального образования и освоения профессии.

Вывод.

Таким образом, исследование предпрофильных предпочтений учащихся позволяет сделать следующий вывод.

Большинство респондентов обсуждают в семье выбор будущего профиля обучения: в 9а классе 88% (66% в 09г.), в 9б – 100% (88%). Но тем не менее, не все из них считают, что готовы к выбору профиля обручения, утвердительно ответили  в 9а – 53% (53%), 8б – 76% (60%). Не уверены в этом в 9а  - 41% (38%), в 8б – 24% (50%). Отрицательный ответ дали 6% (10%) респондентов только в 8а классе.

Внешкольные мероприятия играют важную роль в жизни школьника не только как способ проведения своего досуга, но и как возможность развития своих способностей и возможность проявить их для будущего профстановления, необходимо выяснить: как именно проводят свое свободное время учащиеся, какие кружки, секции и факультативы они посещают. Результаты показали, что свое свободное время большинство учащихся предпочитают проводить следующим образом в 9а кл. это прогулки – 41% (30%), работа в интернете и чтение – 18% (19%); в 9б кл. учащиеся предпочитают уделять больше времени спорту – 41% (80%), работе за компьютером  –  29% (30%) и  прогулкам –  18% (30%)

Большинство учащихся обучаются или обучались в различных школах.: музыкальная школа: 9а кл – 18% (38%), 9б кл. – 18% (20%); художественная школа: 9а – 18% (19%), 9б – 18% (5%); спортивные  секции: 9а – 24% (43%), 9б – 29% (80%). Кроме того, в этом году наблюдается рост посещения школьных курсов по алгебре (59%) и литературе (53%)среди учащихся 9а класса.

Среди наиболее предпочитаемых школьных предметов в 9-х классах учащиеся отмечают, такие как: информационные технологии, биология, русский язык, обществознание, география, история, физика. Наименее предпочитаемые: алгебра, геометрия, литература, иностранный язык.

65% (57%) учащихся в 9а  и 47% (65%) в 9б классах собираются продолжить своё обучение в профильном в 10 классе. После чего 65% (43%) в 9а и 59% (50%) в 9б классе ориентируются на дальнейшее обучение в ВУЗе

В 9а – 18% (20%) и 12% (19%) в 9б классе планируют продолжить своё обучение в колледже или техникуме, но при этом 18% (19%) в 9а и 12% (15%) в 9б кл. не определились с выбором дальнейшего обучения.

При выборе своего профиля учащееся 9а класса ориентировались в основном на примеры и опыт друзей и знакомых и желание продолжить обучение в конкретном учебном заведении, но есть и такие, которые отметили, что как такого влияния не оказано, и они ёщё не определились с выбором – 12% (38%).

В 9б классе отметили следующие факторы: будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя, школьные предметы, которыми хочется заниматься более углублённо и желание продолжить обучение в конкретном учебном заведении.

Наиболее предпочитаемыми профилями обучения для 9а класса являются такие как: социально-экономический – 59% (14%), информационно-технологический наклон – 47% (33%). Далее следует химико-биологический – 35% (14%), гуманитарный – 29%, физико-математический – 6% (19%). 12% (9%) респондентов не определились в своём выборе.

В 9б классе отмечено преобладание  социально-экономического – 59%, информационно-технологического – 35% (25%); физико-математического – 24% (25%); гуманитарного – 24%.

Наиболее важными факторами при выборе будущей профессии респонденты отметили соответствующие своим особенностям характер работы (умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.), возможность профессионального роста, успешной карьеры, достойный уровень оплаты труда, благоприятные условия работы.

Вопрос “С какой областью вы связываете свою будущую профессию?” позволяет определить интересы ребят к различным профессиям. В 9а классе преобладают следующие интересы:

- Экономика, организация и управление – 59% (29%);

- Информационные техника и технологии – 41% (24%);

- Техника, производство, материальные технологии – 35% (19%);

- Искусство – 18% (33%).

Наименьший интерес в данном классе проявляется к психологии, фундаментальной науке, литературе и истории, интерес к  педагогике остаётся прежним – 0%.

В 9б классе:

  1. Экономика, организация и управление – 53% (35%);
  2. Информационные техника и технологии – 41% (35%);
  3. Медицина – 24% (25%).
  4. Техника, производство, материальные технологии – 24% (20%).

Таким образом,  анализируя полученные данные, можно  видеть широкий круг учащихся проявляет интерес к сфере “экономика” и “информационные технологии”. Учащиеся собирающиеся продолжить обучение в 10-11 классах (59%) желали бы остаться и продолжить обучение в гимназии.

                                                        Педагог-психолог:________/Белоус Р.А./

                                                        

10.09.2010г.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся в условиях многопрофильного лицея.

В данной статье описывается опыт работы психологической службы по сопровождению предпрофильной и профильной подготовке у...

Тест по психологии "Умеете ли вы держать удар"

Тест по психологии "Умеете ли вы держать удар"...

Тесты по психологии. Методики определения..

Различные тесты по психологии для работы в школе. Методики определения...

аналитический отчёт педагога-психолога за год

Аналитический отчёт за год педагога-психолога "вечерней" школы. В нашей школе обучаются ребята с 15 лет, поэтому младших...

Аналитический отчет педагога-психолога

Аналитический отчет психолога школы за год....

Аналитический отчет

Аналитический отчет работы психолога за год...

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с цель...

Аналитический отчет педагога-психолога за учебный год

Аналитически йотчет педагога-психолога за учебный год по направлениям...

Методики по психологии

С помощью данных методик можно диагностировать учащихся...

Отчет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2011-2012 учебный год МОУ ЦПМСС «Лабиринт»

Отчет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  за 2011-2012 учебный год МОУ ЦПМСС «Лабир...