Готов ли ваш ребенок к школе?
статья по теме

Данный материал поможет родителям определить подготовленность ребенка к школе при помощи теста, а также поможет рекомендациями, как лучше подготовить ребенка к школе. Может быть рекомендован психологам, логопедам, педагогам , воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovy_li_my_otdavat_svoego_rebenka_v_shkol1.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?

Тест для родителей

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходить ся без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстает ся с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих свер стников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.                        

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”                                                

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.    

1                2                3                4                5                

1/                  2/                3/                4/                5/

6/                7/                8/                9/                10/

11/                12/                13/                14/                15/

 А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом  столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение                                          

до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания  оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;    

5—10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;                                            

10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику

2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями, некоторые из которых Вы найдете в разделах 2 и 3.

4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учитель ницей

5 — ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдавать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу

Этот краткий тест дает представление о тех типичных психо логических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрело стью для того, чтобы учиться в школе.

Итак, что же такое школьная зрелость (или, как еще говорят, психологическая готовность к школе)? Любой ли ребенок мо жет пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предваритель ном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит “не подготовлен”? — удивляются они. А разве не в школе их и должны учить читать, писать и вооб ще — заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начина ет говорить сразу целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, при вычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологиче ский облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства — умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы — в игры с правилами. Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового кос тюмчика или платья? В какой-то степени —да. Но это завершаю щая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу испол нилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подго товите свою дочку или сынишку к учебе в школе в этом раннем дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в на чальной, но и в средней школе.

И не уповайте на детский сад или учительницу первого класса. В школу ребенка готовят умные родители, не имея ни какого педагогического образования. Дело в том, что очень из менился общеобразовательный уровень нашего общества, из менилась, в связи с огромным развитием в XX веке науки и культуры, программа общеобразовательной школы, усложни лись задачи обучения в техникумах и различных училищах. В связи с этим сроки начала обучения детей в начальной школе значительно сдвинулись. Если в 30-40 годы обучение детей на чиналось с 8-летнего возраста, и огромное место в начальной шко ле отводилось чистописанию, то в наше время все внимание уде лено не чистописанию, а преподаванию начал математики, природоведения и культуры речи в первых классах. Вопрос: гото вы ли наши дети, а скорее родители наших детей, к тому чтобы их чада уже во 2-ом классе бегло читали довольно сложные тексты, умели рассказать ход решения задачи и т. п. Ответ: да, родители наших детей уже настолько образованы, что могут подготовить сво их детей к современному уровню обучения в школе. Почти все ро дители наших детей имеют среднее образование и могут научить ребенка читать до поступления в школу

А теперь посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. “Лакмусовой бумаж кой” послужат нам их тетради по правописанию. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифро вывая их самостоятельное письмо: 1 ) пропуски букв, и даже сло гов в словах из пяти-шести букв (“коша” — кошка; “депо” — дере во; “цыпенок” — цыпленок); 2) перестановки букв (вместо все — “све”; он — “но”); 3) замены букв: “солныско” —солнышко; “клю-чок” — крючок; “самок” — замок; “пабушка” — бабушка; “кот-ка” — кошка; “тетушка” — дедушка; “майчик” — мальчик и т. д.

Больше того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным, а иной раз быва ет такой сложный набор букв, что и “не придерешься” к смыс лу написанного ребенком буквосочетания. А почерк? Что за почерк! Курица лапой писала! Все это не недосмотр учительницы первого класса, а не умение родителей подготовить своего ребенка к обучению в школе в целях предупреждения неграмматических ошибок в письме семи-восьмилетнего человека. Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?

Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуатив ной, бытовой речи.

Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех зву ков родного языка.

Неверное, нечеткое произнесение ребенком не только зву ков “л”, “р”, но и больших групп свистящих и шипящих звуков (с, з, ц, ш, ж, ч), отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов не только этих звуков, но и твердых и мягких д-дь, т-ть, б-бь, когда ребенок произносит вместо дом — дём, дождь — дёждь, бабуш ка — бябиська, или смешение звонких и глухих звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш и др. вариантов смешения звуков речи, замен близких по артикуляции звуков встречаются довольно часто. Как же готовить ребенка к обучению в школе?

1. Прежде всего, как мы уже писали выше, не переживать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребен ка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, жела тельно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, ма шину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. За тем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цвет ными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружоч ков, а также книжки-раскраски.

Ребенок учится владеть разным направлением грифеля ка рандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех

сантиметров в высоту и шести-семи — в длину Первоначально “штрихи” ребенка будут выходить за границы квадрата, треуголь ника или круга, и ему надо показать, что начинать “работу” надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру; постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратно сти в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четко стью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и “Р” — свистящие и “Л”, вместо твердых со гласных — мягкие, например, часто слышишь: “Ах, ты мой хо-лёсенький” (вместо хорошенький), “дай мне лючку, дай мне нёшку” (дай мне ручку, дай мне ножку), “ты мой масенький” (маленький) и т д.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в шко ле, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.

3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пуш кина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.

Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисципли не, плану игры.

В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить незаикающегося ребенка выступать “перед ближайшей публикой”: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизирован ной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учитель ницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса. Не бойтесь, что ваш ребенок потеряет какую-то до лю скромности и застенчивости: ему предстоит всю жизнь не бо яться трудностей, говорить правду, быть смелым и честным.

4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говоря щего ребенка начинается в четыре с половиной-пять лет В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, кото рые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изоли рованно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закре плению путем записи этих звуков (букв) в тетради.

Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие дви жения своих губ.

Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми зву ков, как М-П-Б, Н-Д-Т Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.

Сразу оговорюсь, что, во-первых, все это надо делать эпи зодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соот ветствующие им буквы, написанные цветными карандашами.

Тогда же желательно укрепить мышцы губ и языка таки ми видами упражнений, как кучерское “тпру”, для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укре пления мышц языка.

Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое про изнесение многих звуков (Л, Р шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду, поставить ре бенка на очередь для исправления произношения, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка не только в начальной школе, но и позже: ребенок будет неправиль но писать и читать в первых классах и стесняться говорить у дос ки, в старших классах не сможет заниматься в кружках художест венного чтения. Его будут отстранять от роли ведущего.

В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодоле вать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести ме сяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих “домашние задания” логопеда. По этому проявите активность и начните занятия у логопеда за год до поступления вашего сына или дочки в школу. Звуки речи ну ждаются в длительной автоматизации.

В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ре бенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом лета ет? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относят ся к группе слов, обозначающих мебель, посуду одежду и т д.

5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлоп ков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “слог”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук” и т. д. Он учится читать.

Можно уже купить или сшить “кассу” букв с кармашка ми, в которых красным карандашом написаны гласные, други ми цветными карандашами написаны звонкие глухие соглас ные звуки, и ребенок уже может сложить из них слова: баба, мама, папа, дом, свое имя и более сложные слова.

6. В это же время родители могут по-новому подойти к рас сматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслуши ваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания сущест вительных и глаголов: “девочка поет, брат и сестра поют” и определять, сколько слов в фразах “девочка поет” и “девочка и мальчик поют”.      

Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Маль чик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в мага зин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их бук вами при складывании легких фраз. Повторяю еще раз, что не обычайно важную роль в развитии речи ребенка играют раз личные игры в лото. Прежде всего это закрепление таких понятий, как общее и частное (мебель, одежда, обувь и т. д.); лицо — нос, глаза, уши, рот, зубы, брови; голова — лоб, темя (макушка), затылок, лицо; туловище — голова, руки, ноги, шея, спина, живот и т. д.

Важно, чтобы ребенок умел искать предмет, определять его по какой-то видимой части.

7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребен ком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мульт фильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставлен ные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов поль зуются лишь местоимениями и междометиями, и все их переска зы фильмов звучат одинаково: “Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!”. У этих детей не воспитана культура речи, очень бед ный словарный запас. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спро сите его: “Разве я такие слова произношу? Так говорят только не культурные люди. Будь от них подальше. И по телевизору, и по радио никто таких слов не произносит. Не пачкай ими свой чу десный язычок”, либо не заметьте это, не фиксируйте на нем его внимание, а если ребенок продолжает приносить в дом эти слова, объясните ему, что так говорить некрасиво.

8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово “круглый”, но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг; крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обу чить его самым элементарным словам “отнять”, “прибавить”, “сложить”, “получится”, научить решать легкие задачи на сло жение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, ку биках, карандашах и т.д.).

9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще труд но, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.

Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать назва ния нескольких городов и даже стран, “находить” их на глобусе или карте. Он должен знать самых известных героев своей Роди ны, не только фамилии, но и имена нескольких писателей, напи савших для детей дивные сказки. То есть, если вы в ненапряжен ной форме, как бы между прочим, расскажете ребенку хотя бы минимум о А. С. Пушкине, Л. Н. Толстом и о других писателях, мифах Древней Греции, это пойдет ему на пользу Что посеешь в этом возрасте, когда у ребенка еще феноменальная память, то и пожнешь позже. Но не перегружайте ребенка, берегите его от пе реживаний при просмотре фильмов ужасов у экрана телевизора.

10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.

Литература:

  1. Бурлакова М. К

Советы логопеда. – М.: В. Секачев, 2001. – 64 с.

  1. Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А.

Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: ТОО "Глобус", 1995. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готов ли ваш ребенок к школе

Ваш ребенок скоро  пойдет в школу. Это очень ответственный этап в его жизни: появятся новые обязанности, откроются новые горизонты.   Вашему вниманию представлены практические советы...

Тест-диагностика "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Статья включает тестовый  материал для диагностики одного из ведущих факторов  готовности к школьному обучению - сформированности зрительного восприятия ребенка. . Выполнив серию субтестов м...

Готов ли ваш ребенок к школе?

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....

Готов ли ваш ребенок к школе?

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может ...

Готов ли Ваш ребенок к школе?

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕВаш ребёнок идёт в первый класс, Вы счастливы и горды. И Вы, естественно, волнуетесь. Вы думаете о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он непл...