Развивайте мелкую моторику рук
статья по теме

Шипелкин Владимир Иванович

Как проверить развитие тонкой моторики у ребенка? Как с помощью пальчиковой гимнастики развить речь и письмо? Какие упражнения для этого можно использовать? На эти вопросы дает ответы данный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayte_melkuyu_motoriku_ruk.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развивайте мелкую моторику рук.

      Все родители хотят, чтобы их дети учились хорошо по всем предметам. А задумывался ли кто-нибудь, что между уроками физкультуры и другими предметами существует прямая связь. В чем она выражается? Сейчас узнаете.

     Школьники младших классов любят уроки физической культуры. В этот возрастной период очень важно формировать не только общую моторику (двигательная активность), но и развивать функцию рук. Руки принимают участие в сохранении вертикального положения тела, поворотах туловища, в сохранении равновесия. Пальцы рук имеют много рецепторов, которые посылают импульсы в кору полушарий головного мозга. Каждый участок коры занят своим делом, есть и участок, отвечающий за речь, то есть развитие рук и речи взаимосвязано. Чем больше и качественнее будут выполняться движения рук и пальцев, тем лучше будет развита речь. И именно из-за слабого развития мелкой моторики рук у детей возникают проблемы с письмом и речью. Систематические занятия по тренировке движений пальцев рук и кисти оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, повышают работоспособность головного мозга, улучшают внимание, память, зрение и слух. Пальчиковая гимнастика решает комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом, повышает работоспособность мышц, совершенствует координацию рук, тем самым укрепляя общее состояние здоровья детей.

     Как узнать, в каком состоянии находится мелкая моторика рук вашего ребенка? Для этого существует методика определения готовности мелкой моторики рук ведущей руки (монометрический тест Озерецкого). Суть его такова. Тестирование подразумевает вырезание круга диаметром 30 мм в течение одной минуты. Вырезаемый круг выделяется утолщенной линией и разделяется на 8 равных секторов. На расстоянии 1 мм с внешней и внутренней стороны основного круга тонкой линией изображаются по две контрольные окружности. Производятся две попытки вырезания круга, засчитывается лучший результат. Тест считается выполненным, если за 1 минуту вырезано не менее 6/8 круга. Отклонения от утолщенной линии допускаются не более двух раз – если ребенок в процессе работы перерезает одну из тонких линий, или один раз, если он перерезает обе тонкие линии с одной стороны. Тест не выполнен, если для его выполнения потребовалось более 1 минуты, или же при количестве ошибок больше нормы.

     Какие упражнения развивают и укрепляют пальцы рук? Азбуку мелкой моторики должны знать не только педагоги, но и школьники, и их родители. Для их проведения необходимо знать несколько правил:

1. Проводить упражнения ежедневно (1-3 раза в день в зависимости от состояния тонкой моторики ребенка), в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, двумя руками одновременно.

2. Количество повторений одного упражнения от 3 до 5 раз.

3. Перед выполнением упражнений провести расслабляющий массаж кисти и пальцев рук ребенка.

4. Не допускать переутомления детей; тренировка кисти, пальцев рук должна приносить ребенку радость.

     Развивая функцию кисти и пальцев рук, полезно собирать предметы разной величины, рисовать мелками, карандашом, заниматься лепкой, вырезанием, двигать пальцами рук под речитатив, выполнять круговые движения руками, сгибать и разгибать пальцы, ловить мячи, шнуровать ботинки,  придумывать сюжетные игры для ребенка.

Комплекс упражнений для развития

кисти и пальцев рук.

1. Поднять и опустить кисти рук.

2. Сжимать и разжимать пальцы рук в кулаки.

3. Вращать кисти рук по часовой и против часовой стрелки.

4. Энергично растирать ладони рук.

5. Соединить кончики широко расставленных пальцев и пружинить кистями рук.

6. Имитация: поиграть на дудочке, покрасить забор кистью, прополоскать белье, полетать бабочкой, сорвать с дерева яблоки, почистить одежду и другие творческие упражнения.

7. Прокатить между кистями рук круглую палочку.

8. Пройти пальцами по палочке вверх и вниз, попеременно их переставляя.

9. Перехватить палочку поочередно правой и левой рукой.

10. Энергично вращать палочку влево – вправо.

11. Прокатить малый мяч между ладонями вперед – назад – по кругу.

12. Вращать мяч кончиками пальцев.

13. Прокатить мяч от себя, к себе, к другому человеку.

14. Сидя на полу, прокатить мяч от бедра к пальцам ноги.

15. Встряхнуть кисти рук в различных направлениях.

Литература:

1. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М.: ИКЦ «Март», 2005

2. Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. М.: Школьная пресса, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему нужно развивать мелкую моторику

Из истории вопроса. Объяснение связи развития мелкой моторики и речевой активности....

Развиваем мелкую моторику

Развиваем мелкую моторику...

Памятка для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»

Уважаемые родители! В памятке предлагаются несложныеупражнения, которые помогут развить мелкую моторику ваших детей....

Консультация для родителей " Зачем нужно развивать мелкую моторику"

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше р...

Развиваем мелкую моторику

Подробно описаны средства и игры для развития мелкой моторики....

Развивая мелкую моторику рук - мы развиваем речь у детей.

                 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»...