Родителям на заметку: "Развитие творческих способностей учащихся"
консультация (6 класс) на тему

Афанасова Галина Викторовна

Материал для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_na_zametku.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель 8 – Б класса ГБОУ СОШ 1238 Афанасова Г.В.

Родителям на заметку: «Развитие творческих способностей учащихся»

          Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   

Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   

В соответствии с  общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим

  • человек – Творец
  • интеллектуальная личность
  • человек одарённый

Объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.                     

Я полностью принимаю утверждение  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему, светить», которое  представлено виде моего авторского педагогического кредо:

«Как научить ребенка мир любить?

Как показать, что жизнь крылата?

Попробуй научить детей творить –

И крылья обретут ребята!»

         Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем.

Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности во взрослой жизни.

Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать  по-новому, лучше.

Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.  

В чем проявляет себя творческая личность?

  • Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
  • Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
  • Оригинальна, комбинирует различные находки.
  • Учеба и работа приносит ей удовольствие.
  • Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
  • Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.

Психологи утверждают, что детская потребность в творческом поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается с неутолимой жаждой новых впечатлений, любознательностью, стремлением наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире.

Задача развития познавательных и творческих способностей учащихся не могут быть полностью решены на уроках,  для их реализации могут быть использованы различные формы внеурочной работы – это интеллектуальные соревнования, олимпиады, спецкурсы, факультативы, турниры.

 Развитие ученика целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего, деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным создателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы достижения цели, быть стрессоустойчивой личностью.

Результаты психологического тестирования показывают, что у учащихся олимпиадников более ярко выражены стремление к лидерству, умение работать организовано, логическое мышление, наличие в характере духа соревнования, напористости, чем у учащихся, у которых слабо развита положительная мотивация к учебе.

Эти  цели никогда не будут достигнуты, если мы с вами не будем тесно сотрудничать.

С приходом ребенка в школу, влияние семьи возрастает.

 Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского.

  «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами».

В.А. Сухомлинский  говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка.

Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое.

Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка, критиковать школу в присутствие ребенка.

              Какую помощь может оказать семья ребенку, обучающемуся  в школе?

  • Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам.

Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.

  • Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».

Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей.

Страх — плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

  • При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности.

Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их преодолеть?

  • Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи 
    в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят 
    свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок 
    («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.
  • Почаще хвалите ребенка. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

         Особого внимания семьи требуют дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать.

Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками.

 Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи.

Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав...», «Давай подумаем, почему одноклассники не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.

          Постепенно у ребенка формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Будьте при этом доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас его рассказы, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. Не разобравшись не спешите встать на сторону ребенка, он не всегда бывает прав.

 В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на детских переживаниях, связанных со школой и одноклассниками, показывать свою тревогу, чрезмерно опекать ребенка, решая за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

                             Родители могут помочь ребенку наладить дружбу с одноклассниками, приглашая их в гости, участвуя в подготовке школьных праздников, организуя посещения музеев, театров и т.п. Позаботьтесь о том, чтобы во время этих мероприятий ребенок тоже был активен: научите его подвижным играм, в которые можно поиграть с одноклассниками, несложным фокусам и др.

Дети чувствуют себя более уверенно, когда занимаются тем, что умеют, с чем легко справляются.

И еще очень важно!

Воспитать у ребенка ответственность.

 Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Ответственность - прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать.

Воспитание ответственности у ребенка это настолько сложная проблема, что решить ее порой не в силах ни педагоги, ни родители. Как правило, ответственной личность становится в более зрелом возрасте, когда человеку самому приходится о ком-то заботиться. А пока он находится под опекой родителей и учителей ему вроде бы не о чем беспокоиться, любые его ошибки, неудачи и просчеты будут поняты, прощены и исправлены более опытными старшими товарищами. И такая ситуация вполне естественна для ребенка в школе.

Но вот приходит пора поступать в институт или устраиваться на работу,  и тут начинаются настоящие трудности.

Как подготовить ребенка к самостоятельной жизни?

Как внушить ему, что он должен отвечать за свои поступки и сам решать свои проблемы?
Вопрос очень непростой, тем более, что ребенок часто не просто не осознает необходимости быть ответственным за свои поступки, а считает это бесполезным и даже вредным качеством взрослых.

Для ребенка быть безответственным вполне естественно и переубедить его бывает порой очень сложно. При этом нельзя утверждать, что абсолютно все дети безответственные. Многое зависит от воспитания родителей, но и школа тоже многое делает в этом направлении.

Сделать из ребенка ответственную личность можно только одним способом – периодически поручать ему какое-либо важное и ответственное задание и потом спрашивать о его исполнении по всей строгости. Еще лучше – сделать его ответственным за что-либо на постоянной основе. Как это реализовать практически?

В школе, например, детям с задатками ответственной личности поручают такие ответственные задания, как оформление школьной или классной стенгазеты, организация внешкольных мероприятий, и прочее.

Это воспитывает в детях не просто ответственность, а и самоуважение, повышение уровня своей значимости в жизни школы.

Давать ребенку сразу много поручений ни в коем случае нельзя. Для ребенка очень важно, чтобы порученное ему ответственное задание было выполнимо. После успешного выполнения задания, даже если оно было выполнено не совсем до конца, ребенка обязательно надо поощрить. Если ребенок не будет получать удовлетворения от порученной работы и заслуженной награды за ее выполнение, то само задание станет для него чистой формальностью и заставить его в следующий раз что-то выполнить будет практически невозможно.

Это еще физиологи заметили, что условные рефлексы вырабатываются только как ответная реакция на внешние раздражители. По сути дела поощрение за выполнение поручения это и есть внешний раздражитель, в хорошем смысле этого слова, который закрепляет условный рефлекс.

В последующем, когда к поведению ребенка подключится сознание, он уже не будет так эмоционально реагировать на порученные ему задания, а проанализирует их и будет выполнять даже независимо от того, получит ли он за него вознаграждение или нет.

Ведь не всегда кто-то будет давать ему задания. В жизни часто приходится делать такие вещи, которые нужны только самому себе и никто, кроме тебя самого не сможет оценить и отблагодарить за выполнение задания. Родители не всегда смогут контролировать поведение своего ребенка, поэтому выработать у него определенную манеру поведения и отношение к себе и другим людям надо еще в школьном возрасте.

В школе же надо приучить ребенка к самостоятельности и ответственности, поскольку, когда он выйдет во взрослую жизнь ему уже никто не сможет подсказать как вести себя в конкретной ситуации.  

Дело в том, что жизненных различных ситуаций может быть бесчисленное множество и предугадать их все просто невозможно, а времени для принятия верного решения зачастую отводится очень мало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...