Советы родителям гиперактивных детей
методическая разработка (7 класс) на тему

Лысенко Надежда Борисовна

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям гиперактивных детей

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

– Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

– Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

– Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.

– Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).

– Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.

– Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

– С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

– Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

– Неумение играть тихо, спокойно.

– Болтливость.

– Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).

– Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

– Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

– Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:

«Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля»

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.

Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

– органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);

– перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);

– генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

– особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);

– пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)

– социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).

В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

Рекомендации родителям:

•  В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

•  Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».

•  Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

•  Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.

•  Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

•  Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

•  Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.

•  Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.

•  Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.

•  Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

•  Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

•  Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

Учителям рекомендуется:

– работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

– по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

– во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;

– предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

– учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

– научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

– задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

– на определенный отрезок времени давать только одно задание;

– дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

– во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.

И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления: 1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Искусство быть родителями»

Цель: формирование у присутствующих ценностного отношения к ребенку как к личности, осознание своей роли в воспитании ребенка.

Форма проведения: круглый стол.

Этапы подготовки:

1.Сформировать «Банк  родительской мудрости».

2.Написать и проанализировать детские сочинения «Моя семья».

3.Подготовить выставку работ учащихся.

4.Подобрать анкеты для родителей.

5.Сделать на уроках технологии конвертики – сюрпризы для родителей

   (в конвертиках лежат «валентинки», сделанные детьми, письма от детей и  

    памятки для родителей и детей).

Эпиграф:

Есть дом, в котором я живу,

И для меня он лучший самый,

В нем и во сне и наяву

Я слышу добрый голос мамы.

А вечерами папа мне ,

Когда смолкают птицы в гнездах,

Расскажет о луне,

Ракетах, спутниках и звездах.

Пускай мой дом пробудет вечно.

Пускай в нем будут хлеб и смех.

Тогда я буду возрождаться бесконечно,

И только с ним возможен мой успех.

   - Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня у нас необычная встреча. Мы с вами поговорим об искусстве быть родителями…

    Искусству быть родителями никто специально не обучает, но жизнь требует, чтобы, общаясь с детьми, родители были бы и педагогами, и психологами,   педиатрами. Быть хорошей матерью, отцом – этому  нужно учиться всю жизнь и обязательно помнить, что все обиды, все несправедливости, любая жестокость – все это запечатлевается в душе маленького человека. И всю свою дальнейшую жизнь он будет находиться под впечатлением событий далекого детства. Только от нас, от взрослых, зависит, чтобы эти детские воспоминания были если не радостными, то хотя бы не горестными.

   Разные дети вырастают в разных семьях. Ясно одно: раздоры взрослых, их жестокость, грубость, развязность и эгоизм болезненно отражаются на детях. Они становятся такими же и продолжают родительскую «традицию».

   Иногда мы удивляемся, откуда у детей такой характер? Вроде и живут хорошо, и родители у них благовоспитанные, не редко занимающие высокое положение в обществе? Можно занимать  сколь угодно высокое положение в обществе, но если уделять детям мало внимания, не интересоваться или от случая к случаю, по обязанности, интересоваться их проблемами, дети чаще всего будут несчастны.

   И сейчас нам все чаше и чаще повторяют: «Родители! Будьте внимательны к своему ребенку! Пусть вас настораживает даже малейшая потеря контакта с вашим сыном или дочерью! Только ваша любовь  и забота могут спасти ребенка от всего дурного!»

   - Хочу предложить вам анкету, по результатам которой вы сможете определить, правильно ли выбран вами принцип воспитания ребенка.

   - Из сочинений ваших детей я зачитаю некоторые выдержки, а вы, может быть, всего по одному предложению узнаете свою семью:

*У нас большая и дружная семья, я люблю свою семью!

*Мы никогда не ссоримся, помогаем друг другу во всем!

*У меня добрая семья, я дорожу ей.

*Я с нетерпением жду выходные, потому что вся наша большая семья      соберется вместе.

*Моя семья небольшая, но дружная!

*Я люблю маму и папу, а они любят меня!

   - Детям нужна забота и понимание. В отношении с детьми важно найти «золотую середину». Если мы трясемся над ребенком, выполняем его любую просьбу, лишаем его даже малейшей самостоятельности, то в будущем вырастет эгоист. Если же мы воспитываем ребенка в атмосфере строгости, граничащей с жестокостью, то ребенок становится озлобленным и агрессивным.

    - Предлагаю поделиться секретами воспитания.

Выступления родителей. Обсуждение спорных вопросов.

     - Да, воспитание ребенка – дело трудное. Но есть ситуации, когда ругать ребенка категорически запрещается. Как вы думаете, когда нельзя ругать детей?

(Выслушиваем мнения родителей и обобщаем сказанное.)

- Давайте запомним, даже выучим наизусть, что ни ребенка, ни  взрослого нельзя наказывать и ругать, если:

1. Ребенок болен или еще не совсем оправился от болезни. (Его психика в этот момент особо уязвима.)

2. Когда ребенок ест, перед сном, во время игры или работы.

3. Сразу после физической или душевной травмы, даже если во всем виноват только он сам (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка…) Нужно переждать, пока утихнет острая боль. Но это не значит, что нужно обязательно утешать.

4. Когда не справился с делом, со страхом, с ленью, раздражительностью, прилагая искреннее справиться.

5. Когда внутренние мотивы поступка вам непонятны или сомнительны.

6. Когда мы сами не в себе, не в духе, раздражены, огорчены, устали.

 

  - Чтобы ребенок доверял вам, не боялся поделиться своими бедами и проблемами, придерживайтесь некоторых простых правил:

*Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого. Как можно больше времени проводите со своей семьей, обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.

*Не бойтесь просить совета у своего ребенка – это только сблизит вас.

*Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме. Вы должны их хорошо знать.

*Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения. Тогда ваш ребенок не будет от вас ничего скрывать.

* Не заставляйте ребенка раскрывать свои тайны – этим вы ничего не добьетесь. Ребенок вам будет доверять, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понимать и сопереживать.

*Будьте примером для своего ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

*Помните, что ребенок – гость в вашем доме, который со временем покинет гнездо. И надо воспитать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью, тепло своего дома.

*Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно – семейное».

 

   - И еще несколько советов от нашего психолога.

1. Никогда не перебивайте своих малышей. Это трудно, но постарайтесь дослушать ребенка до конца – ведь именно здесь зачастую кроется причина того, что родители не находят общего языка со своими детьми.

2. Не забывайте: человек произошел от обезьяны, поэтому чаще ставьте ребенка рядышком, пусть он вам подражает. То есть поменьше нравоучений, а больше воздействия на детей убедительным примером. И не забывайте похвалить, когда они стараются быть «как папа, как мама».

3. И главное: не кричите на детей. От крика и ругани они озлобляются.

   - А сейчас я хочу раздать вам «секретные» конвертики. Они предназначены только для вас. В них несколько советов по воспитанию детей, письма от ваших детей с признаниями, просьбами и частичкой их любви к вам.

Откройте, пожалуйста, конверты…

- Уважаемые родители, я предлагаю вам тоже оставить ответный конвертик, куда положить памятку для детей и ваше письмо им.

- В заключение нашей встречи хочу напомнить, что  воспитание происходит прежде всего в семье и той семейной жизнью, которая складывается намеренно или не намеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны. Поэтому я хочу закончить нашу встречу словами Севастьяна Брандта:

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:

   Родители - пример ему.

   Кто при жене и детях груб,

   Кому язык распутства люб,

   Пусть помнит, что с лихвой получит

   От них все то, чему их учит…

   Коль видят нас и слышат дети,

   Мы за дела свои в ответе.

   И за слова: легко толкнуть

   Детей на нехороший путь.

   Держи в приличии свой дом,

   Чтобы не каяться потом».

ПРИЛОЖЕНИЯ

 Памятка для родителей

1. Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого. Как можно больше времени проводите со своей семьей, обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.

2. Не бойтесь просить совета у своего ребенка – это только сблизит вас.

3. Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме. Вы должны их хорошо знать.

4. Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения. Тогда ваш ребенок не будет от вас ничего скрывать.

5. Не заставляйте ребенка раскрывать свои тайны – этим вы ничего не добьетесь. Ребенок вам будет доверять, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понимать и сопереживать.

6. Будьте примером для своего ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.

7. Помните, что ребенок – гость в вашем доме, который со временем покинет гнездо. И надо воспитать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью, тепло своего дома.

8. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно – семейное.

Памятка для детей

  1. Любите, цените и берегите своих родителей. Их вам никто не заменит.
  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям. Это принесет им радость.
  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы? Старайтесь, чтобы они у вас дома были каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. Дарите маме, бабушке, сестре полевые цветы, как можно чаще дарите!
  5. Помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Анкета для родителей

 По результатам анкеты можно определить, верно ли выбран принцип воспитания детей.

Можете ли  вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку, что исполните его желание за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, а вы  при этом ни во что не будете вмешиваться?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

а) могу и всегда так поступаю – 3 балла;

б) могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;

в) не могу – 1 балл.

От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 29 баллов – ваш метод воспитания «кнут и пряник».

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.