Комплекс упражнений для улучшения мыслительной деятельности
материал по теме

Карабецкая Лариса Ивановна

Данный комплекс улучшает мыслительную деятельность ребенка, облегчает процесс освоения чтения и письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnoe_vzaimodeystvie_moe_-_kopiya2.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений, способствующих формированию межполушарных взаимодействий, улучшению процессов памяти и внимания

При регулярном выполнении упражнений синхронизируется работа полушарий, улучшается мыслительная деятельность, память и внимание, облегчается процесс освоения письма и чтения. Комплекс полезно делать перед выполнением домашних заданий в течение 8-10 минут.

  • Включаем кнопочки

Массаж пальцами руки точек под правой (левой) ключицей.

  • Принимаем позу «восьмерки»

Сними обувь, сядь на стул. Поставь правую ногу  на пол, а левую положи на неё так, чтобы щиколотка лежала на колене. Руку скрести. Положи правую ладонь на щиколотку левой ноги, а левую - на ступню. Посиди так одну минуту с закрытыми глазами.

  • Принимаем позу «мудреца»

Посиди еще минуту с закрытыми глазами ровно, соединив кончики пальцев перед собой. Рот приоткрыт, язык прижат к нёбу. Дыши ровно и глубоко.

  • Тест «Вытянутой руки»

Ребенок вытягивает руки вперед, а взрослый надавливает на руки сверху и смотрит, какое сопротивление. Сильная реакция свидетельствует о хорошем двустороннем межполушарном взаимодействии.

Комплекс кинезиологических упражнений

  • Колечки

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Выполняем упражнение в прямом и обратном порядке ( от мизинца и к мизинцу), сначала правой, затем – левой, затем – обеими руками одновременно.

  • Кулак – ребро - ладонь

Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем – левой, потом – двумя руками вместе.

  • Ушки – рожки - колечки

Позы создаются последовательно или «вразброс» по команде.

  • Лезгинка

Левую руку ребенок складывает в кулак, большой палец отставляет в сторону, а кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо менять положение рук 6-8 раз и добиваться высокой скорости выполнения.

  • Зеркальное рисование

Дайте ребенку в обе руки по карандашу или фломастеру и попросите рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

  • Ухо - нос

Левой рукой ребенок берется за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши. Затем положение рук следует поменять «с точностью наоборот».

  • Змейка

Ребенок скрещивает руки ладонями друг к другу, пальцы сцепляет в замок и выворачивает руки к себе. Затем он двигает тем пальцем, на который укажет ведущий. Пальцы должны двигаться точно и четко, не допуская синкинезий.  Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

  • Переключение позы

Создаются несколько поз со своими названиями, которые дети могут придумать сами (цветок, корабль, яблоко, змейка, волна, ведро, забор, ушки, собачка, зайчики, хлопок, кулак, апельсин, ребро и т.д.). выбирается 3-4 позы для изображения с одновременным проговариванием, например «волна – ушки - хлопок» или «ребро – ведро - рожки» и т.д. Важно, чтобы четкое проговаривание соответствовало выполняемому действию. Локти должны быть свободны, лучше выполнять упражнение стоя.

  • Мы делили апельсин

Кисти рук изображают круглый апельсин, попарно соединены мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие пальцы. Одновременно с проговариванием выполняются традиционные движения. Важно, чтобы каждая пара пальцев двигалась изолированно.

Мы делили апельсин, много нас, а он один (покачивания)

Эта долька для ежат, эта долька для чижат,

Эта долька для котят, эта долька для утят.

Эта долька для бобра (каждая пара пальцев поочередно размыкается и постукивает),

А для волка – кожура (кисти, совершая оборот, выворачиваются ладонями вверх).

Волк сердит на нас, беда! (постукивание кулаками)

Разбегайтесь, кто – куда! (перебирание пальцами, как по клавишам пианино).

  • Массаж «Гусь»

Упражнение выполняется сначала на одной руке, затем на другой.

Важно растирание, пощипывание, надавливание каждой фаланги и суставов пальцев. В противном случае смысл упражнения теряется.

Где ладошки? Тут, тут (поочередное раскрытие ладоней),

На ладошке пруд, пруд  (указательный палец описывает круг на раскрытой ладони другой руки),

Этот палец большой, это гусь молодой (массаж большого пальца, отведение его в сторону),

Этот палец поймал, этот палец ощипал (массаж всех оставшихся пальцев по очереди и их загибание)

Этот палец печь топил, этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот (махание кистями и указание на рот)

А потом в живот (указание в область  живота).

  • Массаж руки граненым карандашом

 Карандаш с усилием прокатывается пальцами одной руки от запястья до подушечек пальцев другой руки. Движение сопровождается проговариванием, например, правил правописания.

  • Погладим – похлопаем

Одна рука кладется на голову и гладит ее. Другая рука кладется на колено и похлопывает его. Движения выполняются одновременно. По сигналу положение рук меняется.

  • Пальчики ходят

Проговаривание стихов с имитированием ходьбы пальчиков. Выполняется левой, правой рукой. Возможно использование числовой линейки для подсчета «шагов».

  • Рассказывание стихов (проговаривание предложений) в движении Заранее оговариваются условные движения, обозначающие заглавную букву в слове, обычное слово, точку, запятую (например, поднимание рук, приседание, хлопок, руки на пояс и т.д.). Текст  произносится с одновременным выполнением движений.

  • Скорая помощь

Инструкция: «Проговаривай вслух букву из верхнего ряда, а букву из нижнего – показывай движением руки: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Упражнения выполняются последовательно: от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой».

  • Перекрестный шаг

Инструкция: «Выполняй перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед - назад). Затем делай то же левой рукой и правой ногой (повтори 24 или 32 шага под счет или музыку)».

  • Бревнышко

Инструкция: «Ляг на пол и перекатывайся, как бревнышко».

  • Корректурная проба

В течение 3-5 минут выполняем пробу: вычеркни (обведи, подчеркни) заданные буквы в тексте. Перед ребенком обязательно положите лист бумаги, на котором крупными буквами будет написано то, что ему надо найти и вычеркнуть.

Приемы для запоминания букв:

  • Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная;

  • Лепка ребенком буквы из пластилина;

  • Вырезание ребенком буквы по контору, который нарисовал взрослый;

  • «Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе – и ребенок мгновенно вспомнит ее);

  • Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок;

  • Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона;

  • Реконструирование букв, то есть как бы «переделка » одной буквы в другую;

  • «Достраивание»  букв путем добавления к ним недостающих элементов;

  • Нахождение «спрятавшихся » букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких  букв  «спряталось»  в каждой фигуре;

  • Письмо буквы по контору, который нарисовал взрослый;

  • Письмо буквы по опорным точкам, которые поставил ввзрослый;

  • Обводка пальцем буквы, вырезанной из наждачной бумаги;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи...

Методическая разработка по теме "Комплекс упражнений при обучении лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка "

Лексика в системе языковых средств является важнейшим  компонентом речевой  деятельности:  аудирования  и  говорения,  чтения  и  письма.  Это определяет...

Комплекс упражнений для улучшения осанки

В жизнедеятельности человека осанка имеет огромное значение. Правильная осанка – это нормальное, здоровое положение позвоночника, а он, как известно, отвечает за работу всех органов и систем наше...

Использование физических упражнений, как один из способов развития мыслительной деятельности.

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете....

Комплекс ОРУ для улучшения осанки.

ОРУ для улучшения осанки...