Методические рекомендации педагогу в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями
методическая разработка на тему

Сиваева Светлана Васильевна

В комплексном подходе к ребенку с ограниченными возможностями невозможно обойти вопрос работы с родителями. Именно они находятся с ребенком большую часть времени. От их состояния во многом зависит успешность работы педагога, ибо состояние родителя сильно влияет на обучаемость и работоспособность ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогу в работе с семьей  ребенка с ограниченными возможностями.

Рождение ребенка – главное событие семейной жизни. В детях родители видят продолжение собственной жизни, связывают с ними свои надежды, свои мечты.

Совсем по-другому обстоит дело, когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии. Родители чувствуют себя подавленными, выбитыми из обычной жизненной колеи. Не так просто, не так легко принять создавшуюся ситуацию.

В каждой семье по – своему оценивают возможности ребенка и его успехи: одни – не замечают регресса в развитии малыша, другие – завышают его способности. В подобных случаях педагогам приходится нелегко, так как они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка и как их преодолевать.  

Педагогам, работающим с семьями детей с ограниченными возможностями необходимо помнить:

  • о постоянных стрессовых ситуациях и трудностях, которые испытывают такие семьи (бюджет семьи, нарушение социальных и общественных связей, отсутствие разного вида помощи и т.д.)
  • необходимо, чтобы после бесед или личных встреч с педагогом или специалистом родители не уходили подавленными, видели возможности в продвижении развития ребенка. Как говорил нейрофизиолог В.М. Бехтерев: «Необучаемых детей нет!».
  • относится к таким семьям в высшей степени деликатно и бережно, стараясь, упрочить согласие в семье (статистика свидетельствует, что не менее половины таких семей распадается из-за тягот по воспитанию ребенка)
  • в откровенных беседах родителей с педагогом, специалистом, консультантом и друг с другом,  помочь иначе воспринимать трудности, родители начинают лучше понимать особенности собственного ребенка, т.к. перед ними открываются более широкие возможности его воспитания.
  • при организации педагогами групповых занятий, в ходе которых обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей, возможности проведения семейного отдыха, возникают социальные и общественные связи, которые так необходимы семье
  • не стоит педагогам акцентировать внимание родителей на неудачах и неадекватных поступках ребенка, потому что в этом нет конструктивного начала
  • не оскорблять родительских чувств, иначе  следствием такого подхода будет чувство отчаяние и недоверие к педагогам, и тем более встречаться с ним
  • положительных результатов легче добиться в том случае, если начать разговор с родителями с того, чего ребенок уже достиг в своем развитии и какие задачи предстоит решить в дальнейшем
  • что касается объективных трудностей, особенностей поведения и эмоциональной сферы такого ребенка, педагог  их непременно коснется, но в ходе доброжелательной и доверительной беседы
  • при построении занятий, педагог учитывает условия жизни каждой семьи (состав, количество детей) и ее культурный уровень
  • должен соблюдать определенные границы в использовании той информации о больном ребенке, которой он располагает
  • недопустим менторский тон педагогов с родителями (искушение поучать, занять место непререкаемого авторитета)
  • при установлении правильных взаимоотношений специалистов с родителями требует большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать.

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с отклонениями в развитии и их родителям. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности, исследуются возможности их интеграции в общество.    

Используемая литература

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 1995
  2. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996
  3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии – М., 2002
  4. Специальная педагогика/ под ред. Н.М. Назаровой – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА

Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными  возможн...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации у детей с детским церебральным параличом

Дети с церебральным параличом испытывают особые трудности при овладении навыками самообслуживания(умением самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, общегигиеническими навыками).Нарушения двигатель...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

Ожидания и потребности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка инвалида, в некоторой степени снижает трудности ребёнка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребёнка таким, какой есть, любит...

Ожидания и потребности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка инвалида, в некоторой степени снижает трудности ребёнка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребёнка таким, какой есть, любит...

Методические рекомендации "ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ "

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья одна из актуальных проблем современного образования. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становитс...

Методические рекомендации при разработке программы обучения каратэ лиц с ограниченными возможностями здоровья (лиц со спинальными нарушениями подвижности нижних конечностей и лиц с ампутацией нижних конечностей)

Материал предназначен для работников дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, занимающихся с людьми с ПОДАМатериал предназначен для работников дополнительного образования фи...