Рабочая программа по ОПК (основам православной культуры) 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В. М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос. ун-т - Курск, 2006

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.

Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
6. Ввести детей в круг основных православных праздников. Показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Обучение в 5 классе сосредоточено на двух важнейших разделах изучении истории Православия на примере жизни святых и изучении главных православных праздников. Поэтому в построении программы отчасти вводится абстрактно-тематический принцип изучения истории Православия, отчасти сохраняется календарный принцип построения программы (в изучении православного церковного календаря).
В 5 классе на изучение  «Основ православной культуры» выделено 34 часа и изучается « Ветхий Завет и религии Древнего Мира


Требования к уровню подготовки обучающихся

знать/уметь:

  термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

(Творение Богом мира и человека. Грехопадение. Библейское повествование о творении мира. Творение ангельского мира. Творение человека. Жизнь первых людей в раю. Нравственные основы райской жизни)

сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

(Период судей. Правление судей: Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести. Нравственное оскудение как причина появления царей.)

объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

(Александр Македонский в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Перевод Священного писания на греческий язык.)

Тематическое планирование

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1

Творение Богом мира и человека. Грехопадение.

3

2

Допотопное и послепотопное человечество

3

3

Религии Древнего Мира

7

4

Патриархальный период истории еврейского народа

2

5

Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной

8

6

Период судей

1

7

Период царей

5

8

Вавилонский плен

3

9

Период греческого владычества

2

Итого

34

Содержание

Творение Богом мира и человека. Грехопадение.(3ч)

Творение Богом мира и человека. Грехопадение. Библейское повествование о творении мира. Творение ангельского мира. Творение человека. Жизнь первых людей в раю. Нравственные основы райской жизни.

Допотопное и послепотопное человечество(3ч)

Жизнь людей после грехопадения. Первая семья. Каин и Авель. Нравственный выбор. Потомки Каина и Сифа. Всемирный потоп. Природная катастрофа как следствие греха. Вавилонское столпотворение: география и история событий. Нравственные уроки строительства Вавилонской башни: прошлое и настоящие.

Религии Древнего Мира(7ч)

Религии Древнего Мира. Индуизм. «Веды»- древнейшие индо- европейские сказания о происхождении мира. Брахманизм - древнейшая ведическая религия. Буддизм. Представление о мире. Конфуцианство. Нравственные нормы конфуцианства. Религия Ближнего Востока. Древнеегипетская религия. Религия Древней Греции. Религия Древнего Рима.

Патриархальный период истории еврейского народа(2ч)

Патриархальный период истории еврейского народа. Дети Иакова.История Иосифа. Иосиф- прообраз Иисуса Христа. Смерть Иакова и Иосифа. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа. Египетское рабство.

Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной(8ч)

Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной. Путешествие древних евреев к Синайской горе. Переход евреев через красное ( Чермное ) море и другие чудесные события на пути к Синаю. Дарование десяти Заповедей. Десять заповедей  Ветхого Завета.  Смысл и понимание каждой  из заповедей в эпоху  Моисея. Скиния Завета. Устройство скинии, священства и богослужения. Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма. Непокорство древних евреев  и осуждение их на сорокалетнее странствование по пустыне. Чудеса Божии в пустыне, их духовный смысл.. Вступление древних евреев  в землю Обетованную.   Иисус Навин- предводитель.  Переход  через Иордан. История многострадального Иова. Образ Иова в мировой литературе.

Период судей (1ч)

Период судей. Правление судей: Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести. Нравственное оскудение как причина появления царей.

Период царей( 5ч)

Период царей. История правления царей. Саул – первый царь еврейский. Царь Соломон и его правление. Мудрость Соломона. Притчи Соломона. Построение и освящение храма Иерусалимского. Богатство  Соломона и его нравственное падение. Суд Божий над ним Высшая мудрость- благочестие. Разделение царства на Израильское и Иудейское. Пророки израильского царства: Илия,  Елисей,  Иона. Жизнеописание пророка Илии. Царство Иудейское и его разрушение. Отступление от Бога как причина падения царства Иудейского.

Вавилонский плен(3ч)

Вавилонское пленение. Жизнь древнееврейского народа на чужбине. Жизнеописание пророка Иезекелия: предсказание об освобождении из плена, пророчество о восресении мертвых. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской. Чудо избавления трех отроков от огня- прообраз трехдневного воскресения Иисуса Христа. Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма в Иерусалиме. Мужество народа в отстаивании своей веры.

Период греческого владычества(2ч)

Александр Македонский в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Перевод Священного писания на греческий язык. Итоговый урок.

Календарно- тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема

Примечание

план

факт

1

Творение Богом мира и человека. Грехопадение.

Творение Богом мира и человека. Грехопадение.

2

Библейское повествование о творении мира. Творение ангельского мира.

3

Творение человека. Жизнь первых людей в раю. Нравственные основы райской жизни

4

Допотопное и послепотопное человечество

Жизнь людей после грехопадения. Первая семья. Каин и Авель. Нравственный выбор. Потомки Каина и Сифа.

5

Всемирный потоп. Природная катастрофа как следствие греха.

6

Вавилонское столпотворение: география и история событий. Нравственные уроки строительства Вавилонской башни: прошлое и настоящие.

7

Религии Древнего Мира

Религии Древнего Мира

8

Индуизм. « Веды»- древнейшие индо- европейские сказания о происхождении мира. Брахманизм- древнейшая ведическая религия.

9

Буддизм. Представление о мире.

10

Конфуцианство. Нравственные нормы конфуцианства.

11

Религия Ближнего Востока. Древнеегипетская религия.

12

Религия Древней Греции.

13

Религия Древнего Рима

14

Патриархальный период истории еврейского народа

Патриархальный период истории еврейского народа

15

Дети Иакова.История Иосифа. Иосиф- прообраз Иисуса Христа. Смерть Иакова и Иосифа. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа. Египетское рабство.

16

Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной

Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной

17

Путешествие древних евреев к Синайской горе. Переход евреев через красное ( Чермное ) море и другие чудесные события на пути к Синаю .Дарование десяти Заповедей.

18-19

 Десять заповедей  Ветхого Завета.  Смысл и понимание каждой  из заповедей в эпоху  Моисея.

20

Скиния Завета. Устройство скинии, священства и богослужения. Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма.

21

Непокорство древних евреев  и осуждение их на сорокалетнее странствование по пустыне. Чудеса Божии в пустыне, их духовный смысл.

22

 Вступление древних евреев  в землю Обетованную.   Иисус Навин- предводитель.  Переход  через Иордан.

23

 История многострадального Иова. Образ Иова в мировой литературе.

24

Период судей

Период судей. Правление судей: Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести. Нравственное оскудение как причина появления царей.

25

Период царей

Период царей. История правления царей. Саул – первый царь еврейский.

26

Царь Соломон и его правление. Мудрость Соломона. Притчи Соломона. Построение и освящение храма Иерусалимского. Богатство  Соломона и его нравственное падение. Суд Божий над ним Высшая мудрость- благочестие .

27

 Разделение царства на Израильское и Иудейское.

28

 Пророки израильского царства: Илия,  Елисей,  Иона. Жизнеописание пророка Илии.

29

Царство Иудейское и его разрушение. Отступление от Бога как причина падения царства Иудейского

30

Вавилонский плен

Вавилонское пленение. Жизнь древнееврейского народа на чужбине. Жизнеописание пророка Иезекелия: предсказание об освобождении из плена, пророчество о восресении мертвых.

31

Друзья пророка Даниила в печи вавилонской. Чудо избавления трех отроков от огня- прообраз трехдневного воскресения Иисуса Христа.

32

Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма в Иерусалиме. Мужество народа в отстаивании своей веры.

33

Период греческого владычества

 Александр Македонский в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Перевод Священного писания на греческий язык.

34

Итоговый урок.

Учебно- методическое обеспечение

  1. Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.
  2. Библия.
  3. Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.
  4. Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.
  5. Детская библия.
  6. Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.
  7. Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.
  8. Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.
  9. Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 1991.
  10. Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.
  11. Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.
  12. Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.
  13. Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 6 класс

Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры" , научный руководитель Меньшиков В.М, (доктор педагогических наук, профессор) , Курск, гос.ун-т, Курск,2006...

Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 7 класс

Рабочая программа составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос.ун-т,Курск, 2006...

Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры) 8 класс

Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руковод. Меньшиков В.М. ,Курск гос. ун-т, Курск, 2006....

Рабочая программа по ОПК(основам православной культуры),10 класс

Рабочая програма составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М.( доктор педагогических наук, профессор), Курск.гос. ун-т, Курск,2006...

Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры),11 класс

Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М,( доктор педагогических наук,профессор), Курск.гос.ун-т, Курск, 2006...

Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" 8 класс

Данная программа составлена к учебнику Л. Шевченко. Элективный курс расчитан на 17 часов изучения....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры ", 5 класс

Цель учебного курса  - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства...