Рабочая программа по ОПК (основам православной культуры) 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В. М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос. ун-т - Курск, 2006
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опк(основы православной культуры).doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы «Основы православной культуры», научный руководитель Меньшиков В.М.(доктор педагогических наук, профессор), Курск. гос. ун-т–Курск, 2006.
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цели и задачи:
1. Дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях.
2. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием главных мировых религий и христианских церквей. Раскрыть несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.
3. Изучить историю Русской Православной Церкви и ее культурную и государственнообразующую роль в жизни России. Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
4. Дать знания о Православной Церкви и Православном Храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение. Способствовать активному освоению детьми православного искусства.
5. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии, и для себя лично, смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей. Для этого дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
6. Ввести детей в круг основных православных праздников. Показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.
Обучение в 5 классе сосредоточено на двух важнейших разделах изучении истории Православия на примере жизни святых и изучении главных православных праздников. Поэтому в построении программы отчасти вводится абстрактно-тематический принцип изучения истории Православия, отчасти сохраняется календарный принцип построения программы (в изучении православного церковного календаря).
В 5 классе на изучение «Основ православной культуры» выделено 34 часа и изучается « Ветхий Завет и религии Древнего Мира
Требования к уровню подготовки обучающихся
знать/уметь:
термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание , описывать лица, предметы, события, явления, понятия;
(Творение Богом мира и человека. Грехопадение. Библейское повествование о творении мира. Творение ангельского мира. Творение человека. Жизнь первых людей в раю. Нравственные основы райской жизни)
сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;
(Период судей. Правление судей: Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести. Нравственное оскудение как причина появления царей.)
объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
(Александр Македонский в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Перевод Священного писания на греческий язык.)
Тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Творение Богом мира и человека. Грехопадение. | 3 |
2 | Допотопное и послепотопное человечество | 3 |
3 | Религии Древнего Мира | 7 |
4 | Патриархальный период истории еврейского народа | 2 |
5 | Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной | 8 |
6 | Период судей | 1 |
7 | Период царей | 5 |
8 | Вавилонский плен | 3 |
9 | Период греческого владычества | 2 |
Итого | 34 |
Содержание
Творение Богом мира и человека. Грехопадение.(3ч)
Творение Богом мира и человека. Грехопадение. Библейское повествование о творении мира. Творение ангельского мира. Творение человека. Жизнь первых людей в раю. Нравственные основы райской жизни.
Допотопное и послепотопное человечество(3ч)
Жизнь людей после грехопадения. Первая семья. Каин и Авель. Нравственный выбор. Потомки Каина и Сифа. Всемирный потоп. Природная катастрофа как следствие греха. Вавилонское столпотворение: география и история событий. Нравственные уроки строительства Вавилонской башни: прошлое и настоящие.
Религии Древнего Мира(7ч)
Религии Древнего Мира. Индуизм. «Веды»- древнейшие индо- европейские сказания о происхождении мира. Брахманизм - древнейшая ведическая религия. Буддизм. Представление о мире. Конфуцианство. Нравственные нормы конфуцианства. Религия Ближнего Востока. Древнеегипетская религия. Религия Древней Греции. Религия Древнего Рима.
Патриархальный период истории еврейского народа(2ч)
Патриархальный период истории еврейского народа. Дети Иакова.История Иосифа. Иосиф- прообраз Иисуса Христа. Смерть Иакова и Иосифа. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа. Египетское рабство.
Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной(8ч)
Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной. Путешествие древних евреев к Синайской горе. Переход евреев через красное ( Чермное ) море и другие чудесные события на пути к Синаю. Дарование десяти Заповедей. Десять заповедей Ветхого Завета. Смысл и понимание каждой из заповедей в эпоху Моисея. Скиния Завета. Устройство скинии, священства и богослужения. Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма. Непокорство древних евреев и осуждение их на сорокалетнее странствование по пустыне. Чудеса Божии в пустыне, их духовный смысл.. Вступление древних евреев в землю Обетованную. Иисус Навин- предводитель. Переход через Иордан. История многострадального Иова. Образ Иова в мировой литературе.
Период судей (1ч)
Период судей. Правление судей: Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести. Нравственное оскудение как причина появления царей.
Период царей( 5ч)
Период царей. История правления царей. Саул – первый царь еврейский. Царь Соломон и его правление. Мудрость Соломона. Притчи Соломона. Построение и освящение храма Иерусалимского. Богатство Соломона и его нравственное падение. Суд Божий над ним Высшая мудрость- благочестие. Разделение царства на Израильское и Иудейское. Пророки израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Жизнеописание пророка Илии. Царство Иудейское и его разрушение. Отступление от Бога как причина падения царства Иудейского.
Вавилонский плен(3ч)
Вавилонское пленение. Жизнь древнееврейского народа на чужбине. Жизнеописание пророка Иезекелия: предсказание об освобождении из плена, пророчество о восресении мертвых. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской. Чудо избавления трех отроков от огня- прообраз трехдневного воскресения Иисуса Христа. Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма в Иерусалиме. Мужество народа в отстаивании своей веры.
Период греческого владычества(2ч)
Александр Македонский в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Перевод Священного писания на греческий язык. Итоговый урок.
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Дата | Тема | Примечание | |
план | факт | |||
1 | Творение Богом мира и человека. Грехопадение. Творение Богом мира и человека. Грехопадение. | |||
2 | Библейское повествование о творении мира. Творение ангельского мира. | |||
3 | Творение человека. Жизнь первых людей в раю. Нравственные основы райской жизни | |||
4 | Допотопное и послепотопное человечество Жизнь людей после грехопадения. Первая семья. Каин и Авель. Нравственный выбор. Потомки Каина и Сифа. | |||
5 | Всемирный потоп. Природная катастрофа как следствие греха. | |||
6 | Вавилонское столпотворение: география и история событий. Нравственные уроки строительства Вавилонской башни: прошлое и настоящие. | |||
7 | Религии Древнего Мира Религии Древнего Мира | |||
8 | Индуизм. « Веды»- древнейшие индо- европейские сказания о происхождении мира. Брахманизм- древнейшая ведическая религия. | |||
9 | Буддизм. Представление о мире. | |||
10 | Конфуцианство. Нравственные нормы конфуцианства. | |||
11 | Религия Ближнего Востока. Древнеегипетская религия. | |||
12 | Религия Древней Греции. | |||
13 | Религия Древнего Рима | |||
14 | Патриархальный период истории еврейского народа Патриархальный период истории еврейского народа | |||
15 | Дети Иакова.История Иосифа. Иосиф- прообраз Иисуса Христа. Смерть Иакова и Иосифа. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа. Египетское рабство. | |||
16 | Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной Призвание Моисея и путь древних евреев к земле обетованной | |||
17 | Путешествие древних евреев к Синайской горе. Переход евреев через красное ( Чермное ) море и другие чудесные события на пути к Синаю .Дарование десяти Заповедей. | |||
18-19 | Десять заповедей Ветхого Завета. Смысл и понимание каждой из заповедей в эпоху Моисея. | |||
20 | Скиния Завета. Устройство скинии, священства и богослужения. Ветхозаветная скиния – прообраз православного храма. | |||
21 | Непокорство древних евреев и осуждение их на сорокалетнее странствование по пустыне. Чудеса Божии в пустыне, их духовный смысл. | |||
22 | Вступление древних евреев в землю Обетованную. Иисус Навин- предводитель. Переход через Иордан. | |||
23 | История многострадального Иова. Образ Иова в мировой литературе. | |||
24 | Период судей Период судей. Правление судей: Гедеон, Самсон, Самуил. Их служение. Суд совести. Нравственное оскудение как причина появления царей. | |||
25 | Период царей Период царей. История правления царей. Саул – первый царь еврейский. | |||
26 | Царь Соломон и его правление. Мудрость Соломона. Притчи Соломона. Построение и освящение храма Иерусалимского. Богатство Соломона и его нравственное падение. Суд Божий над ним Высшая мудрость- благочестие . | |||
27 | Разделение царства на Израильское и Иудейское. | |||
28 | Пророки израильского царства: Илия, Елисей, Иона. Жизнеописание пророка Илии. | |||
29 | Царство Иудейское и его разрушение. Отступление от Бога как причина падения царства Иудейского | |||
30 | Вавилонский плен Вавилонское пленение. Жизнь древнееврейского народа на чужбине. Жизнеописание пророка Иезекелия: предсказание об освобождении из плена, пророчество о восресении мертвых. | |||
31 | Друзья пророка Даниила в печи вавилонской. Чудо избавления трех отроков от огня- прообраз трехдневного воскресения Иисуса Христа. | |||
32 | Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма в Иерусалиме. Мужество народа в отстаивании своей веры. | |||
33 | Период греческого владычества Александр Македонский в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Перевод Священного писания на греческий язык. | |||
34 | Итоговый урок. |
Учебно- методическое обеспечение
- Основы православной культуры: учебная программа Курск.гос.ун-т–Курск,2006.
- Библия.
- Барская Н. А. Сюжеты и образы древне русской живописи. -М.,1993.
- Бахметьева А.Н. Рассказы по истории Христианской церкви. -М.,1993.
- Детская библия.
- Образовательная деятельность Русской Православной Церкви: проблемы освоения наследия. Справочник учебно-методической литературы. Новосибирск, 1996.
- Пушкарь Б.Н. Священная библейская история в 2-х томах. Чебоксары, 1996 г.
- Православный богословский энциклопедический словарь. -М., 1991.
- Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей - 1054). -Киев, 1991.
- Супрун В.И. Православные святые имена. - Волгоград., 1996.
- Тальберг Н.Д. История христианской церкви. -М.,1992.
- Успенский М. Богословие иконы православной церкви. - М.,1989.
- Сборник программ по Закону Божию. М., Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 6 класс
Рабочая программа создана на основе учебной программы " Основы православной культуры" , научный руководитель Меньшиков В.М, (доктор педагогических наук, профессор) , Курск, гос.ун-т, Курск,2006...
Рабочая программа по ОПК ( основам православной культуры) 7 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М. ( доктор педагогических наук, профессор), Курск, гос.ун-т,Курск, 2006...
Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры) 8 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руковод. Меньшиков В.М. ,Курск гос. ун-т, Курск, 2006....
Рабочая программа по ОПК(основам православной культуры),10 класс
Рабочая програма составлена на основе учебной программы "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М.( доктор педагогических наук, профессор), Курск.гос. ун-т, Курск,2006...
Рабочая программа по ОПК( основам православной культуры),11 класс
Рабочая программа составлена на основе учебной программа "Основы православной культуры", научный руководитель Меньшиков В.М,( доктор педагогических наук,профессор), Курск.гос.ун-т, Курск, 2006...
Рабочая программа по курсу "Основы православной культуры" 8 класс
Данная программа составлена к учебнику Л. Шевченко. Элективный курс расчитан на 17 часов изучения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры ", 5 класс
Цель учебного курса - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства...