"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"
статья на тему

Бочарова Любовь Анатольевна

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_kultura_pedagoga_kak_uslovie_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная культура педагога как условие

развития личности учащегося

Каждый из нас учился в школе, в профессиональном, высшем учебном заведении. У каждого сохранилась добрая память о первой учительнице, о преподавателе, общение с которым приносило вам радость. За что люди ценят своих педагогов? Почему на всю жизнь сохраняют память о них и чувство благодарности?

На основе опроса учителей, учащихся школ были выявлены представления в массовом сознании об основных значимых качествах личности педагога современности. По мнению опрошенных, на первом месте стоят такие характеристики, как высокий уровень владения преподаваемым предметом; умение грамотно преподнести излагаемый материал; требовательность; умение заинтересовать своим предметом; общая эрудиция. Далее следуют такие характеристики, как любовь к детям, их понимание, терпимость, чувство юмора, артистичность. Трудно определить общие показатели профессиональной культуры педагога и что первичнее: компетентность или личностные качества? Между этими характеристиками существует тесная взаимосвязь. Так, недостаток компетентности может стать причиной неуверенности, скованности учителя на занятии, и, несмотря на доброту и любовь к детям, он испытывает неудовлетворенность от своего труда. С другой стороны, целеустремленность, самокритичность, преданность педагогической деятельности стимулируют самообразование, стремление преодолеть дефицит компетентности. А это приводит к позитивным результатам.

Чем же отличаются представления о профессиональной культуре педагога в современном мире? Изменения в социальной жизни общества и в образовании привели к изменению функций педагога. Из простого транслятора знаний и опыта он превратился в организатора развивающей, воспитывающей среды, которая способствует максимальному раскрытию актуальных, а самое главное, потенциальных возможностей учащихся.  Образовательный процесс направлен на развитие личности, а трансляция знаний воспринимается не как его цель (такие представления складывались на протяжении длительного времени), а как средство развития личности учащихся. Но для этого нужны иные подходы, методы и приемы организации деятельности. А это, в свою очередь, выдвигает новые требования к личности педагога.

Поворот школы к ребенку, переход к личностно ориентированному образовательному процессу невозможен без развития личностного компонента профессиональной культуры самого педагога. Сущность педагогической культуры  состоит в ценностном отношении к детству как уникальному и неповторимому периоду человеческой жизни, в осознании самоценности каждой детской личности.

Ведущими характеристиками профессиональной культуры педагога с этих позиций становятся гуманистическая педагогическая позиция учителя по отношению к детям, его способность быть воспитателем и психолого-педагогическая компетентность.

Авторы работ, посвященных проблемам профессиогенеза (С.Г.Вершловский, Н.В.Кузьмина, Л.М.Митина), пришли к выводу, что личностные характеристики педагога определяются его ценностными отношениями. Такие отношения проявляются в субъективном восприятии другого человека, эмпатии, способности к самопознанию, в креативности, адекватной самооценке и самореализации, образовательной активности и стремлении к профессиональному росту, к выработке индивидуального стиля деятельности.

Изменяются и цели образования. В предшествующие десятилетия о результатах работы школ судили по проценту выпускников, поступивших в вуз, по выполнению плана направления своих выпускников в профессионально-технические училища. Чаще всего это происходило без учета личностных потребностей  и этнических традиций. На современном этапе развития общества цели образования смещаются на удовлетворение потребностей личности и общества. При этом, конечно же, изменяются и ценности профессиональной деятельности педагога при личностно ориентированном образовании. Главным становится личность и индивидуальность ребенка, его развитие. А детство выступает как самоценность. Педагог принимает на себя ответственность за то, чтобы в годы пребывания в школе ребенок состоялся, т.е. познал свои реальные возможности, особенности своей личности, научился взаимодействию с окружающим миром.

Осознание развития ребенка как ценности предполагает повышение психолого-педагогической компетентности педагога. Это необходимо, поскольку при взаимодействии с ребенком необходима опора на психологические закономерности личностного роста, который связан с индивидуальными возможностями и активностью самого ребенка, т.е. соотношение «Я могу» и «Я хочу». Понимание таких закономерностей личностного роста приводит к осознанию конкретной задачи: обеспечение гармонии возможностей и активности в их проявлении.

В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогу важно знать, какие факторы стимулируют личностный рост, а какие тормозят. Эмоциональная стабильность, ситуация одобрения, признания, поддержка инициативы и самостоятельности, учет «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) – благоприятные факторы. Тормозят же процесс развития  страх, который несет за собой неуверенность в своих силах и комплекс неполноценности, несправедливость, непринятие сверстниками, чувства вины и стыда. Поэтому особо важным выступает создание такого воспитательного пространства, которое было бы благоприятно для развития личности ребенка. При этом позиция педагога должна быть, прежде всего, гуманистической – принятие ребенка таким, какой он есть (т.е. со всеми его положительными и отрицательными проявлениями). Создание каждому ситуации успешности, осознания себя значимым среди других. Это представляется возможным при достаточном владении педагогами методами диагностики личностных особенностей детей, при умении находить для каждого тот вид деятельности, где воспитаннику представляется возможность проявить себя с лучшей стороны, где он сможет самоутвердиться в глазах сверстников и взрослых, поверить в свои силы, почувствовать себя нужным.

Обретение уверенности в себе и признание окружающих позволяют решить еще одну задачу - осуществить коррекцию или предупреждение детских комплексов.

Важное условие развития гармонично развитой личности – использование педагогами методов психолого-педагогической поддержки учащихся. Поддержка требуется на всех этапах развития воспитанника.  Первый этап – открытие ребенком своих возможностей. Психолого-педагогическая поддержка здесь заключается в создании условий, при которых воспитанник поверит в свои силы. Ведь еще немецкий философ XIX века Л. Фейербах писал: «Человек только там удовлетворяет самого себя, лишь там он чего-то добивается, где он сам верит в свои силы». Второй этап – возникновение потребности в реализации своих возможностей. Психологическая поддержка данного этапа направлена на поиск стимулов, которые формируют внутреннюю готовность к действию – мотив. Третий этап – реализация потребности в деятельности, которая адекватна возможностям и склонностям личности. Психологической поддержкой в этот момент будет включение в ту деятельность, которая позволит самоактуализироваться и самоутвердиться личности ребенка.

Приоритеты воспитательной, развивающей деятельности учителя позволяют выделить те характеристики, без которых немыслима сегодня профессиональная культура педагога. К.Роджерс считает, что приоритетным должен быть оптимистический взгляд на ребенка, опора в работе с ним на позитивное. «Человек, писал Роджерс, есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». Педагог, который придерживается этих идей, помогает ребенку развиться как личности, облегчает тем самым «трудную работу роста». По мнению Роджерса, такой педагог открыт для диалога, он стремится увидеть мир глазами ребенка, понять его. В сложных условиях он стремится поддержать развитие ребенка, открыто выражает свои чувства, сопереживает.

Педагог – это творческая личность, креативность которого постоянно возрастает. Как правило, творческие личности отличаются разносторонним кругозором, опытом творчества в смежных с профессиональной деятельностью сферах, способностью увлечь. Это помогает достичь лучшего взаимопонимания, сотрудничества с воспитанниками. Основными психологическими характеристиками таких педагогов являются: эмпатия, принятие ребенка, конгруэнтность, креативность, терпимость, толерантность и способность к рефлексии.

С.Л.Братченко говорил о поддерживающей способности педагога как о сочетании пяти искусств: искусства уважения, понимания, помощи и поддержки, искусства договора, искусства быть самим собой.

На современном этапе развития общества задача развития личности подрастающего поколения предполагает участие в этом процессе не узкого числа специалистов, а всех субъектов образовательного процесса (и когда они выступают в роли учителя-предметника, и когда выполняют функции воспитателя).

Таким образом, обучение, воспитание и развитие учащихся требуют перестройки личностной позиции педагога. В условиях обновления общества и образования главным становится самоопределение педагога в личностном и межличностном аспектах. Современный педагог осознает, что его профессиональная деятельность будет успешной, только если есть личностные контакты с воспитанниками. Ценным является влияние на детей индивидуальности педагога. В современных условиях вербальное воздействие эффективно лишь в случае подкрепления высоко развитыми духовными качествами педагога. А это предполагает постоянное самосовершенствование. Писатель Томас Манн говорил о том, что человек не остается равнодушным к тому, что находит в себе: он всегда стремится к совершенству. Мы стремимся повысить свою компетентность в той области знаний, специалистом в которой являемся.  Овладеваем новыми программами; ищем новые источники информации; осваиваем новые технологии; стремимся расширить свой кругозор. Но такого же внимания требует к себе самовоспитание личностных качеств, от которых зависит гуманное отношение к окружающим, удовлетворенность самим собой, благоприятное самоощущение  в процессе педагогической деятельности. И тогда, возможно, увеличится количество педагогов, которые  смогут сказать, что они действительно счастливы, имея в виду слова известного французского философа К.Гельвеция: «Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать».



 

Комментарии

спасибо за материал "Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"- очень помог при подготовки в педсовету. Очень толково написано.