Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"
статья по теме

Шацких Ирина Николаевна

 

 Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.

     Забота о здоровье нации – одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

А каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”. 

Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

Как реализуются эти цели в школе и какие условия созданы для сохранения здоровьяобучающихся?Об этом говорится в выступлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ п. Солидарность

Елецкого района Липецкой области

Выступление

на заседании педагогического совета

«Здоровье детей –

 здоровье  нации»

        

Докладчик

учитель физики

Шацких И.Н.

2012 год

 Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.

     Забота о здоровье нации – одно из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации.

А каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.

Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и обучающихся  средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.

Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

          Для реализации этих целей в воспитательной работе  разработан  комплексный подход и воздействие педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья школьников и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни. В школе реализуется программа «Здоровый ребенок», рассчитанная на 2009-2012 годы.

     Общеизвестно, что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения).

Деятельность школы  направлена:
- на формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды (микроклимат, освещенность, мебель, технические средства обучения, организация питания с учетом состояния здоровья детей);
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
- совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения и др.

В  школе  создан режим работы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный, а также созданы комфортные условия для пребывания детей и работы учителей, для реализации оздоровительной программы.

В школе  применяютсяся как традиционные педагогические технологии (классно-урочная форма, лекционно-семинарско-зачетная), так и педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, игровые технологии).

В настоящее время воспитательная работа школы опирается на основное направление – сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача – создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволяет  сохранить физическое и психическое здоровье школьников и изменить психолого-педагогическую среду средней школы.

Все здоровье детей основано в первую очередь на том как семья относится  к здоровьесбережению: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.
Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа ведется администрацией школы, классными руководителями, социальным педагогом и психологом  в первую очередь с родителями учащихся – ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

Школа при постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям должна опираться на анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.

Очень важен режим дня детей не только в школе, но и дома. Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации.

Любое мероприятие в школе должно  носить положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.

В школе созданы все условия для сохранения здоровья детей:

  1. Проводятся утренняя зарядка, динамические паузы, физминутки на уроках
  2. Проводится спортивный час в группах продленного дня
  3. Организовано двухразовое горячее питание, а для обучающихся посещающих группу продленного дня предусмотрен полдник.
  4. В учебных кабинетах над классными досками установлены софиты.
  5. Проводятся занятия спецгруппы.
  6. Проводится  работа по профилактике близорукости, сколиоза.
  7. Работают спортивные кружки и секции.
  8. Проводятся мероприятия по профилактике гриппа.
  9. Обучающиеся участвуют  в спортивных соревнованиях и акциях различного уровня
  10. Проводятся однодневные походы
  11. Ежегодно прокладываются   лыжные трассы, заливается  каток
  12. Проводятся товарищеские встречи по различным видам спорта
  13. Школьники участвуют в различных мероприятиях по профилактике детского травматизма
  14. Классные руководители проводят инструктажи с обучающимися по технике безопасности во время  проведения мероприятий, каникул, дней общения с родителями, по противопожарной безопасности и правилам дорожного движения, поведению на водоемах, с целью предупреждения несчастных случаев
  15. В травмоопасных кабинетах при выполнении различных видов работ учителя-предметники, заведующие кабинетами проводят инструктажи по технике безопасности с регистрацией в журнале инструктажа

Большое внимание уделяется проведению родительских, ученических и учительских всеобучей по самым различным темам:

  1. «Витамины круглый год»
  2.  «О вреде алкоголя, никотина, наркотиков»;
  3. «Профилактика вредных  привычек  у детей»;
  4. «Профилактика гриппа,  кожных заболеваний»;
  5. «Правила гигиены»;
  6. «Половое воспитание».

Сохранению и укреплению здоровья учащихся  способствует оздоровительная работа, проводимая совместно со специалистами районной больницы, учителями  физкультуры, учителями-предметниками и классными руководителями.  Работа лагерей  дневного пребывания «Радуга» и  палаточного военно-спортивного «Лидер» также способствует оздоровлению детей во время каникул.

Отдельное внимание в школе отводится гигиене - все обучающиеся должны иметь сменную обувь, перед едой мыть руки. Помещения, в которых занимаются школьники,  проветриваются и имеют оптимальную температуру.

В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений,  поведении  на воде, и т.д. В школе регулярно проводятся конкурсы, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними.
Индивидуальная работа проводится с учащимися, состоящими на внутришкольном учете: беседы, лекции, работа со специалистами.

Классные руководители рассказывают детям, что необходимо для здорового образа жизни, те же советы дают  и родителям.

Задача педагогов – обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.

В современных условиях напряженная программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем должна находиться освещенность в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно  должен проводиться осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности, наблюдение за состоянием экологического комфорта в классах (поддержание температурного режима в вентиляционных системах, проветривание помещений и рекреаций).

Здоровый образ жизни – это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья.

И давайте помнить о том, что  Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

Так будьте здоровы и не забывайте  слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровые дети - здоровая нация

Презентация на тему "Здоровые дети - здоровая нация" рассказывает о том, что желание смохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью - важная социальная потребность людей. Здесь приводятся доводы...

Здоровые дети - здоровье нации

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость тв...

Проектно-исследовательская работа: "Здоровые дети -здоровая нация"

Проектно-исследовательская работа "Здоровые дети -здоровая нация"...

Программа "Здоровые дети - здоровая нация"

Это программа по ЗОЖ для воспитанников интернатов....

Классный час для 5 класса "Здоровье детей - здоровье нации"

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни...

Здоровье детей- здоровье нации (из опыта работы школы)

Представлен опыт работы школы по организации здоровьесбережения , в том числе работа с родителями по организации питания школьников...

«Здоровье детей – здоровье нации»

Классный час на тему: «Здоровье детей – здоровье нации» Цель - формировать у учащихся здоровый образ жизни.                        ...